Крестный ход — правда жизни, запечатлённая кистью Ильи Репина

Крестный ход — правда жизни, запечатлённая кистью Ильи Репина

«Крестный ход в Курской губернии» великий русский живописец Илья Репин написал в 1880—1883 годах. Знаменитые критики XIX столетия считали его наиболее зрелым и удавшимся произведением художника, несмотря на то, что автор вольно обошёлся со строго выверенным религиозным действом, подчинив его своему замыслу. Павел Третьяков даже просил Репина переписать ряд особенно несимпатичных ему персонажей, но тот был непреклонен и оставил всё как есть.

Картина была представлена зрителям на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») весной 1883 года и скоро стала частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

На большом полотне размером почти два на три метра изображён крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери. Ежегодно, в девятую пятницу по Пасхе, её переносили из Знаменского собора в Курске в Коренную пустынь. Эта церемония сопровождалась народным шествием. Историки полагают, что во второй половине XIX века в нём участвовали от 30 до 60 тысяч человек.

Крестный ход

Из глубины картины на зрителя движется людской поток. Впереди (в правой части картины) идут мужики и несут на плечах украшенный пёстрыми лентами позолоченный ковчег с мерцающими свечами внутри него. За ними две женщины, слегка склонившись, несут пустой киот от иконы. Богато одетая дама идёт в сопровождении дьякона и держит почитаемую икону. Далее следуют пара священников, мещане, военные, купцы и народ, несущий на плечах второй ковчег и хоругви. Над процессией возвышаются конные полицейские, которые сдерживают толпу и ограждают её от нищих. Впереди можно увидеть молодого горбуна-инвалида, которому палкой преграждают путь к священной иконе.

Известно, что во время работы над картиной Репин ездил в Коренную пустынь, которая была знаменита своим религиозным шествием на всю Россию. Чтобы обогатить и закрепить впечатления посетил он также Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря.

Его давний приятель, художник Николай Мурашко вспоминал впоследствии о том, как Илья Ефимович изучал это явление — крестный ход: «Явились мы довольно рано и заняли место на одной из возвышенностей… Вокруг нас и возле всё шумело… Был парад и шествие духовенства… Репин был несколько смущён и как бы досадовал, заметив, что некоторые из духовенства преспокойно разговаривают во время самой процессии». Это наблюдение, как выяснилось, он перенёс на холст, в его «Крестном ходе» священники тоже говорят между собой о чём-то явно не священном…

Писал Репин долго, сроки окончания работы постоянно переносил. К примеру, в августе 1881 года Илья Ефимович написал критику Владимиру Стасову, что зимой намерен «покончить „Крестный ход“». Однако несколько позже сообщил, что до завершения ещё далеко.

Критики о картине

Когда картина всё же была закончена и выставлена на обозрение, критики восприняли её довольно положительно и наперебой отмечали различные достоинства. Так Игорь Грабарь в своей монографии о Репине писал:

«Крестный ход в Курской губернии» — наиболее зрелое и удавшееся произведение Репина из всех, созданных им до того. Недаром он так долго работал над ним. Каждое действующее лицо картины здесь высмотрено в жизни… изумляешься их разнообразию, неходульности и меткости, с какой художник их выхватил из жизни».

Художник Иван Крамской, увидев в мастерской Репина ещё только начатую картину, не скрывал своего восторга и тут же сообщил об этом Стасову. Сам же Репин, в ответ на это, скромно ответил критику: «мне кажется, он преувеличивает». Но Стасов, ещё не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», написал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам ещё одно совершенное создание, вроде «Бурлаков». Слухи носятся, у него есть в мастерской изумительная полуоконченная картина «Крестный ход»… Так что реклама картине была сделана задолго до того, как она предстала перед публикой.

В наше время некоторые искусствоведы пытаются шире трактовать сюжет автора и усматривают в нём аналогии с программными произведениями других художников. В 2018 году, например, искусствовед Аркадий Ипполитов, представляя картину в Ватикане на выставке «Русский путь», сказал:

«Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии» …тесно связана с «Явлением Христа народу»… ещё один символический образ России. В картине всё завязано на парящих над головами шествия иконах и ковчеге, несомом народом на плечах. Фуражка урядника возвышается над всей толпой в картине Репина также как в картине Иванова самая высокая точка композиции – шлемы римских легионеров…»

Драгуны исчезли, а полиция осталась

Церемониал крестных ходов с Коренной иконой, утверждённый ещё в 1830–е годы, сохранился до сих пор. Поэтому совершенно очевидно, что художник достаточно вольно обошёлся с увиденным. Из шествия оказались изъяты практически все его элементы и участники, которые, как казалось художнику, были вредными для композиции. Например, в реальном крестном ходе участвовало множество кавалеристов Казанского драгунского полка. А на картине изображена только полиция.

Не изобразил художник и значки ремесленных цехов Курска. Нет на картине и самой иконы. То что мы видим справа на переднем плане — это не Коренная икона, а большой фонарь с зажжёнными свечами, особо устроенный для этой церемонии. Его несли сразу же за иконой, которая не попала в картину. Хотя во всех крестных ходах главную святыню традиционно несут впереди.

Нет на картине и самого духовенства. Курск и Коренную пустынь разделяет 29 километров. Ясное дело, что пройти такой маршрут за день человеку, не готовому к физическим нагрузкам, довольно трудно. Поэтому обычно курский архиерей не сопровождал икону даже до городской черты Курска. Для дальнейшего сопровождения иконы путь разбивался на четыре отрезка. На каждом икону сопровождало сельское духовенство: благочинный, шесть священников и четыре диакона. И только у самого монастыря крестный ход встречала братия с архимандритом.

На картине же мы видим всего лишь двух священников, двух иеромонахов и диакона. То есть в сравнении с толпой простого народа духовенство почти что отсутствует.

Стоит отметить такой факт: духовенство, а в особенности учёное, академическое, начиная с времён правления императрицы Елизаветы I, мало одобряло религиозный стиль простого народа, связанный с почитанием артефактов. Может быть поэтому Репин решил не изображать на своём полотне духовных лиц. Он пожелал изобразить веру простого народа.

Мастерство художника

В «Крестном ходе» в высшей степени проявилось мастерство Репина-живописца. В картине какое-то особое сочетание красок. Голубое небо, освещённое летним полуденным солнцем, в лучах солнца сверкают хоругвии и иконы. Вот как это полотно охарактеризовал Владимир Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, по не декоративно — так, что каждый мазок свободной кисти идёт к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки».

Один из главных героев картины — горбун занимает в композиции ключевое положение. Он и отгоняющий его десятский вообще взяты вне общей группы и это делает сюжетную линию особенно активной. Инвалид, движимый верой в чудо, жадно рвётся к святыне. Он опирается на костыль и стремится вперёд, но палка сельского старосты преграждает путь.

Художник довольно долго вынашивал образ этого персонажа. Подтверждением тому служат пять этюдов. Он искал человека, который подошёл бы на эту роль, и нашёл его в Хотькове, месте, где часто бывал, когда писал картины.

В акварельном этюде, сделанном в 1880 году, изображён горбун, сидящий с костылем в руке. В его облике, искажённом физическими страданиями, переданы обречённость, безразличие, апатия. В этюде масляными красками, исполненном в 1881 году, уже нет примиренности с судьбой, в лице горбуна отражены сложная внутренняя жизнь, одухотворенность. Именно такого горбуна мы и видим на картине.

Правда жизни

Павла Третьякова не удовлетворил последний вариант картины, о чём он сейчас же написал Репину. Меценат и коллекционер говорил в этом письме, что некоторые художники утверждают, будто у Репина в картинах и этюдах все лица некрасивые, ухудшенные против натуры. Считая, что в этих утверждениях есть «доля правды», он порекомендовал Репину восстановить в «Крестном ходе» «благообразную девушку», которая была в одном из вариантов: «Было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом».

В ответном письме Репин писал, что никак не может согласиться с утверждением художников, о которых пишет Третьяков. «Это всё устарелые, самоделковые теории и шаблоны. Для меня выше всего правда, посмотрите-ка в толпу, где угодно, — много ли Вы встретите красивых лиц, да ещё непременно, для Вашего удовольствия, вылезших на первый план?.. В картине можно оставить только такое лицо, какое ею в общем смысле художественном терпится, это тонкое чувство, никакой теорией его не объяснишь, и умышленное приукрашивание сгубило бы картину… Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину, и только в такие моменты Вы почувствуете, что выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею и дробить её, да ещё умышленно, по каким-то кабинетным теориям плохих художников и ограниченных учёных — просто профанация и святотатство».

Влияние на общество

Третьяков никак не мог успокоиться и несколько раз писал Владимиру Стасову, что незачем было Репину показывать в картине «рубящего урядника», что картина выиграла бы, если бы «убрался противный урядник». Но художник ничего не хотел слушать. Он считал, что эта фигура стала одним из самых символичных образов картины и олицетворением всего уклада жизни в царской России, её полицейского строя.

Царское правительство и реакционная пресса в дальнейшие годы принимала все меры к тому, чтобы приуменьшить влияние этой репинской картины на русское общество и часто не разрешало её выставлять на передвижных выставках.

+1
14:10
383
Легко можно представить и звуки, и перемещения людей, оживленность и нетрезвую благостность. А уж краски как хороши: целый спектр золотисто-коричневой гаммы с голубым.
20:41
полностью с вами согласна. Все очень реально
Загрузка...