Дмитрий Петелин

Проект "Азбука". И - значит Идеализация.

Проект "Азбука". И - значит Идеализация.

Здравствуйте, уважаемые проходящие мимо!

У меня было огромное количество Идей по поводу этой замечательной буквы. Долго думал я. Долго. Точнее решал. И по каждому из слов мне было что сказать. Так в ряду с «Идеализацией» стояли такие понятия как «Иван-дурак», «Игнорирование», «Игра» и т.д. И все они мне ооочень нравились. Однако, тараканы, арендующие жилплощадь под моей черепушкой, решили, что «Идеализация» - слишком красивое слово, чтобы его упускать.

Однако, зная себя, могу вам сказать, что, скорее всего этот пост не будет таким интересным, как предыдущая моя «азбучная» статья (это которая про «звезданутые» словечки). Извините. Скорее всего, она будет не такой интересной, так как мне мало, что добавить к проблеме, но я попытаюсь. В конце концов, из конца в конец в этом и заключается работа писателя\блогера\философа – добавить своё к уже известному. Но, чтобы сэкономить ваше время, я напишу вывод большими буквами «на заборе»:
НЕ НАДО ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ!

А вот тут, чуть пониже, напишу, что я имею в виду.

Для этого стоит окунуться (скорее уж ножки помочить, но не об этом речь) в омут генеалогии этого замечательного слова. А пришло оно к нам из Античной Греции, от веселого мужчинки Платона, что восседал со своими учениками в Академии и думу думал….(постоянно) (ну практически постоянно)…:

…Сидел однажды Платон со своим любимым учеником и вел беседу. И не простую беседу вел, а ученую, потому что накануне открыл он для себя Истину. Платон осознал, что у каждой вещи есть некий «образец», «эталон», картинка, по которой все вещь узнают – идея( или эйдос). И спрашивал он ученика:
- Но разве видим мы эти идеи в нашем мире? Разве способны найти мы идеальный камень или стол?
- Эээ..мееэээ… - отвечал его ученик.

- Конечно, нет! – восклицал Платон. – Эти образцы должны жить в другом мире – образцовом мире, мире Идей, Идеальном мире!

- Учитель, прошу простить моё невежество, но можешь ты мне объяснить, что же это такое – идеи? – нерешительно спросил его ученик. Платон опустил глаза на своего ученика, в них мелькнуло удивление.

- Идеи, милый ученик, это такие вещи, которые содержат в себе только то, что их отличает… - поймав непонимающий взгляд ученика, Платон продолжил. – Вот взгляни – это камень?

- Да, учитель, - отвечал ученик.

- А это камень?

- Да, учитель…

- А как ты это понял, мой милый ученик? – ласково спросил Платон, поглаживая свой торс.

- Ну… эээ… Они похожи... У них есть общие признаки, - наконец ответил ученик.

- А какие это признаки? – внимательно изучая юношу, спросил Платон.

- Эээ… ну они оба каменистые?... – с сомнением высказался ученик.

-Правильно! – восхищенно восклицает Платон. – Именно эта каменистость и делает их камнями! Без неё они были бы чем угодно, но только не камнями! Это их отличительный признак! Ты понимаешь, мой милый ученик? – и он пристально вглядывается в красивое лицо молодого юноши.

- Эээ.. да?

- Отлично! Тогда теперь ты понимаешь, что такое идея! Каменистость – это идея камня! – с азартом в глазах улыбается Учитель.

- Но..

- Да!?

- Но не все же камни одинаковые… Почему они разные…? – неуверенно спрашивает ученик. Платон с любопытством смотрит на своего ученика и говорит шепотом:

- Потому что наш мир – это мир теней! А мир идей – это матрица, первооснова, истинный мир! И солнце, проходя через предметы матрицы, то есть идеи, рождает множество самых разнообразных теней. Но они не настоящие! Поэтому и нужно стремится к солнцу, к истинным вещам!

- Клянусь Зевсом, Платон, ты гений! – с удивлением и радостью восклицает ученик.

- О гении мы в другой раз поговорим, а пока омой мне ноги, налей мне вина и прижмись ко мне поплотнее…

- Так говорил Платон.

Таким образом, идеализируя, мы уничтожаем то индивидуальное, то живое, то посюстороннее, что присутствует в нашем мире. Идеализируя персонажей, т.е. делая их, например, однозначно добрыми или злыми, не видя всего того хаоса, искажения, мы убиваем их, убиваем в них личность, индивидуальность, оставляя лишь однозначность, плоскость, одномерность, оставляя лишь Идеал, или лучше сказать – Идол. Заметили родство этих двух понятий?

Но продолжим! Сейчас мы предлагаем рассмотреть ещё пару слов, родственных «Идеализации», и латентно находящихся в её содержании. Одно из этих слов – Идиллия. Вы можете удивиться, но это слово также произошло от «Идеи». Ох древнегреческий, такой древний и такой греческий! Это слово является уменьшительным (может ещё и ласкательным) к той самой «Идее» Платона. Однако в современном языке (тем более русском) это слово имеет несколько иное значение. И мы все примерно понимаем его. А теперь давайте попробуем соединить прошлое и настоящее. Что же мы получаем? А то, что, говоря об идиллии, мы тем самым убиваем всю ту тонкость совместного быта душ. Как там говорят: «.. и жили они душа в душу»… Видимо умерли Оо

Второе слово ( я же говорил о паре слов?), которое я хотел бы вскрыть из «Идеализации», - «Идеология». Его подарили миру французы-просвещенцы, а довел до современного понимания немец Карл Маркс. Хотите, расскажу, как это произошло? (Все кричат: «Да!») Я не слышу! (Один говорит: «Ок, чо»)

Херр Маркс и Херр Энгельс тусовались на хате тогда ещё неженатого Энгельса. Сидели они, пили Бордо 1653 года и горевали о судьбе пролетариата.

- Ну херр Маркс, ну почему, почему народ страдает? – крушился Энгельс.

- Это всё, мой милый Фридрих, из-за того, что буржуазия захватила власть и манипулирует бедными людьми с помощью ложных идолов: Бога, судьбы, святости церкви….

- Господи, помилуй, херр Маркс, побойтесь Бога, не берите грех на душу! – запричитала служанка Энгельса.

- Да, милая Элизабет, и душа – тоже ложный идол… - покачиваясь в кресле-качалке, говорит Маркс. – Все эти идеальные объекты… Они ненастоящие… Их придумали, чтобы один класс мог доминировать над другим…

- Ну, херр Маркс, ну хватит Вам! Ну столько лет прошло! Ну обидели Вас «бэшки» в пятом классе, ну и что? – кручинится Энгельс.

- Всё забыто, милый Фридрих, я о другом… Рабовладельцы, феодалы… Они все использовали этот идеальный мир, чтобы оправдать свою власть… Но его же нет! А теперь буржуа специально придумывают такие сущности и используют старые…

- Это уже какая-то наука, херр Маркс!

- Это не просто наука, мой милый Фридрих, это Идеология…! – Маркс вздымает упитанный перст к небу.

- Какой же Вы мудрый, херр Маркс! Так выходит, что Бог, душа, ангелы – это всё элементы одной идеологии - религии?

- Конечно, мой милый Фридрих. Элизабет, принесите, пожалуйста, ещё вина и огурчиков малосольных…

- С кем Вы говорите, херр Маркс? – недоуменно спрашивает Энгельс.

- С Вашей служанкой, разумеется, мой милый Фридрих, - вальяжно раскуривая трубку с опиумом, говорит Маркс.

- Но у меня только мальчики! – продолжает удивляться Энгельс.

- Ну, позовите тогда одного из них, - спокойно отвечает ему Маркс.

Энгельс зовет мальчика, а Маркс продолжает.

- Мой милый Фридрих, я прозрел! Идеология – это вот как этот опиум, который для меня является блажью, для них – это спасение. Она облегчает боль истины, упрощает жизнь, предоставляя уже готовые схемы мысли…

- Вы имеете в виду стереотипы? – Энгельс берет трубку из рук Маркса.

- Именно, мой милый Фридрих. Идеология по своей сути думает за человека, решает, во что ему верить, как относиться и так далее..

- Клянусь Зевсом, Вы гений, херр Маркс! – восхищенно восклицает Энгельс.

- Фридрих, мальчик мой, хватит всё хером покрывать, нам уже не двадцать, «Манифест коммунистической партии» уже написан, хватит…»

- Так говорил Маркс.

Таким образом, мы подошли к той мысли, что Идеализация скрытно упрощает, стереотипизирует, если хотите. Она не просто убивает, как мы говорили раньше, персонажа, но и думает за читателя, ставя ярлыки на идеализируемые объекты. А зачем тогда нужен читатель, если не воспринимать то, что написал писатель? Потому как в идеальной системе, читатель не читает, а считывает информацию. Как компьютер.

У меня всё, вывод я уже сказал в начале ;D

+1
22:30
654
22:48
При движении к свету, не забудьте поиграть ярлыками)
23:20
Не понял Оо Это цитата?
23:37
Ты хочешь разобрать меня на цитаты? оО Не надо-ть, я боюся =))

Я имела в виду, что при стремлении к прекрасному, идеальному и бла-бла какому, можно неплохо развлечься, поиграв ярлыками и шаблонами. Ведь что такое писатель? В основном, это — импровизатор. ЗнаешЬ, раньше такие были — даешь ему рифму, тему, он целое произведение набацает прям при тебе, в режиме реального времени)) Так вот, те же писатели редко когда выдумывают что-то новое, если только не пишут фантастику и фэнтези) Они играют ситуациями и людьми, как жонглеры апельсинами)
Гость
04:35
В писательстве идеализация применима только в карикатуре и сатире, как мне кажется) потому как если писатель оперирует стереотипами, то он просто не понимает, что ничего нельзя упрощать, т.к. За упрощением — пропасть под названием «Идеология».
Повторюсь, идеализация применима только в сатире — как, допустим, я сделал в блоге) в примерах с двумя великолепными философами) я же их тоже идеализировал, как и их учеников, сведя их к тупым стереотипным персонажам)
Загрузка...
Светлана Ледовская №1