Музыка ангелов. Смольный собор.
На днях, перебирая коробку с отложенными картинками, путеводителями из тех, что «ну не выбрасывать же», я наткнулась на программку из Смольного собора. В 2015 году я была на самом последнем концерте перед передачей собора РПЦ. Давали Реквием Моцарта.
Больше в соборе концерты не проводились никогда...
Белоснежные стены древнего собора, теряющиеся в полумраке, таинственное приглушенное мерцание мощного купола, тонкий аромат ладана, холодная свежесть огромного пространства древнего собора, волнительное ожидание – и вот, из-за тяжелой синей занавеси появляются музыканты.
Сдержанные хлопки полупустого зала, мгновенья полной тишины – и льются первые аккорды оркестра. Ты перестаешь замечать холод, неудобное кресло, людей вокруг – звуки музыки уносят тебя в безвременье. Концерт длится одновременно бесконечно – и одну секунду. Ты успеваешь прожить тысячу жизней – и очнуться как ото сна. Идеально белые стены рисуют тебе любые образы, рождённые бессмертной музыкой Моцарта или Вивальди, а может, это безымянный средневековый композитор общается с тобой через старинный клавесин, привезённый стареньким профессором из Германии специально для этого одного концерта в стенах бессмертного собора. И профессор, вдохновлённый твоими, смахиваемыми украдкой слезами восторга, молодеет на глазах, расправляет сухие плечи и играет так, что ангелы под куполом сдержанно вздыхают.
Ах да, я ещё забыла упомянуть акустику собора – куда до неё Домскому или Венскому, ни в какое сравнение не идёт. Чистейший, как горный родник, звук, заполняет собой каждую клеточку твоего тела, не слишком громко, но и не тихо, а в самый раз, чтобы незаметно пробраться в твою восхищенную душу и навеки покорить её.
И вот концерт окончен, ты идёшь домой, но душа ещё долго парит под самым куполом, блаженно расправив крылышки, на каждое пёрышко которого тихонько дуют ангелы теплом своего утешительного дыхания. Ты приносишь с собой абсолютную непоколебимую веру в то, что всё будет хорошо и думаешь только о том, когда же в следующий раз получится попасть в собор на концерт, это становится твоей радостью, и отрадой.
А в какой – то момент подросший сын просит взять его с собой. И ты осторожно, чтобы не вспугнуть, берешь билеты – о, Вивальди, "Времена года", так кстати! – и в назначенный день вы, приехав заранее, идёте через парк Смольного.
И ты умиляешься и ужасаешься одновременно вопросам сына ( -Мама, что это за Смольный такой.... – Ленин? Кто это?) «Господи, чему вас учат в школе» – думаешь ты, но объясняешь скупо, в двух словах. Не стоит встречаться с Вивальди, приглашая с собой вождя мирового пролетариата... Всему своё время. К тому же, случайное фото, сделанное сыном (« Мама, смотри, я поймал тебя в радугу!»), добавляет сказочности в атмосферу ожидания.
И вот оно, украдкой подсмотренное – восторг и удивление в глазах сына, воспоминание о своем первом открытии красоты звучания музыки внутри собора.
И после концерта – иссиня-свинцовая туча, медленно наползающая на беззащитно закатное небо, невероятная стена дождя с градом, обрушившаяся точно в тот момент, когда мы успели укрыться в маршрутке.
И потом общая тайна на двоих – редкие, но такие яркие походы вдвоём с сыном в собор. Очарование этого времени осталось жить в моем сердце. Сын вырос, собор отдали церкви, концерты там больше не проводят.
Иногда я катаюсь на велосипеде и, проезжая по Шпалерной, обязательно выезжаю к собору. Но никогда не захожу внутрь. Пусть он останется для меня именно таким – белые стены, синий бархат и музыка ангелов.
А тот храм, что на Техноложке — ну что хорошего сидеть спиной к органу?
Всё — таки в Смольном была атмосфера, которая наращивалась столетиями. Если будет уместна такая аналогия — представьте, что Эрмитаж закроют, а все картины перенесут — допустим, в Гостиный двор. Согласитесь, будет всё равно что уксус вместо вина.
У-у, как все у вас запущено, печально все как.
Ладно, пусть будет «ощущение».
У нас в городе тоже сделали орган. В здании мэрии. Пятиэтажная коробка. Чего-то нет желания туда идти. Даже не знаю, проводятся ли там концерты для обычных горожан. Для мэра, наверное, точно проводятся. Если он, конечно, фанат такой музыки.
Ангел датируется восьмым веком, написан прямо на стене. Пойду фото поищу.
Этот?
Вот мой ангел. На фото не разобрать, к сожалению… А в живую сразу виден.
А это от нашего столика.
Как Вам сочетание древности и «новодела» в росписи храма? По мне — лучше бы оставили как есть.
Структура кладки стен (полосами) сразу заставляет вспомнить о византийской архитектуре. Ну, Византия была под боком.
В Пицунде на экскурсии как раз и делали отсыл на Византию. Дескать, на пути в Россию из Византии православие сделало первую остановку именно в Пицунде.
Храм сохранился с тех времён с незначительными перестройками. Фундамент и стены уцелели. Купола заново перекрывали, если я правильно помню.
Историей храма надо заниматься отдельно. Люди посвящают этому целую жизнь. Я прочитал статью в Википедии и понял: информации очень мало. Но история, видимо, богатая и интересная. Это же побережье Эвксинского понта, провинция Великой Римской империи, восточной её части…
Конечно, историей храма лучше заниматься лично. Вот только одной жизни на это не хватит
И вам надо сходить, лучше один раз услышать. У нас в городе тоже есть орган, в бывшем советском кинотеатре. Акустика изумительная. Стараемся в каждый сезон пару-тройку раз сходить на орган.
А вот в чём -то другом «чувство фантастического предвкушения от встречи» — можно найти! Я уверена, что Вы найдёте