Вадим Буйнов №4

"Молчать и не отсвечивать", или мои мысли об альбоме "Самостояние"

"Молчать и не отсвечивать", или мои мысли об альбоме "Самостояние"

Прослушала новый альбом группы «Хроноп» и ее лидера Вадима Демидова «Самостояние» и пошла в инет смотреть, как писать рецензии на альбомы - в жизни не занималась таким. Потому что, ну, невозможно же молчать! Молчать я и не стану, но, пожалуйста, не считайте эту простыню рецензией. Это просто отзыв поклонника. Впечатление и мысли.

Слушаю «Хронопов» несколько лет, с «Венецианского альбома» (но творят они уже какую-то уйму лет), и для меня очевидно, что и исполнение, и аранжировки, и продюсинг становятся лучше, сложнее, как с возрастом усложняется любой человек. Или не любой? «Самостояние» полностью соответствует этому моему мнению о творчестве группы. Талантливые люди. «Почти питерский бэнд», интеллигентная музыка. Талантливый альбом. Наполовину романтичный, наполовину остросоциальный, как и все последние альбомы. Мне кажется это органичным. Это жизнь.
Особо порадовало название альбома. «Самостояние». Люблю, когда придумывают новые слова или, как в этом случае, из двух существующих слов творят третье, которое при этом обрастает новым смыслами. Самостоятельное стояние. И об этом весь альбом. Буквально каждая песня в той или иной степени вписывается в эту концепцию. Это «бунт одиноких», да. Такой бунт, когда выстоять и не сломаться — и есть победить. Кстати, название для альбома «Хронопа» 2014 года «Сейчастье» изобретено по тому же принципу.
Несколько слов про каждую песню.
«Ворона» - песня о возвращении
Точнее, о человеке, который не знает, как вернуться, например, к своей душе. Или в свой Дом. К чему-то важному. Все знают свою дорогу, а он — нет. Песня приковывает к себе внимание с самого начала, буквально со вступления. Есть в нем, на мой взгляд, что-то от дарквэйва. И тут — припев. Сплав серьезного смысла и юмора, озорства. Я всегда за такое! В вокале даже улыбка слышна, на строчке «еще и веселятся». Ну да, а как иначе? И даже от в общем-то грустного посыла «некуда податься» не грустно: человек стоит на кресте путей, но ведь не в пустыне, пути-то есть. И даже если по некоторым путям вернуться невозможно, открыты еще три стороны света.
«Возьми мою рыбу» - песня о совместных занятиях
Песня-метафора. Перебираешь, как драгоценные камешки, фразы, подыскиваешь им смыслы, натыкаешься на подсказки — на первую, на вторую, а потом до тебя каааак доходит! И улыбка твоя уже где-то за пределами лица. В песне есть отсылка к стихотворению Воденникова «Шиповник Forever»: оттуда взят интересный образ, который тоже дает подсказку. Наверное, только Вадим Демидов может спеть о мужчине и женщине таким лирическим голосом, с затаенной иронией, которая, чем больше слушаешь, тем очевиднее становится, что не вызовет никакого ханжеского протеста.
«В белом платье» - песня о чудесном месте
Месте, где живет свобода «в длинном белом платье и цветах». В первую очередь, свобода от авторитета силы, а еще от авторитета популярности, раскрученности, если по-современному. Что за место такое подразумевалось? Образы «длинного белого платья» и «золотых львов» да и другие тоже наводят на определенные мысли. В общем и целом песня заставляет желать чего-то такого, чего нет в обычной жизни, но есть в том самом месте. Попасть туда заставляет желать. Легкая, светлая песня.
«Первая водка свободы» - песня о пережившем самоизоляцию
Пережившим едва-едва, но все-таки не сломавшимся. Песня о том и о тех, что и кто помогает человеку выстоять. Ну вот чувствуется в ней такая злободневность, что уж. Множество метафор, сравнений удивляют, обескураживают и радуют. Настроение песни — облегчение, радость, эйфория.
«С кем не спишь» - песня о том, кто светит вопреки всему
Песня начинается с шума вокзала или другого многолюдного места. Это да и весь текст наводит на мысль об уличном бездомном певце, который поет даже тогда, когда это субъективно невозможно. Как звезда горит и в конце концов сгорает, так и он - поет до полного сгорания, потому что по-другому не может. Припев — просто буря чувств и эмоций! Припев — это то, что в первую очередь «слышно» в этой песне. Он по сути о любом творческом человеке, к коим я и себя отношу. Потому и трогает. И красивая музыка. Вальс. Танцевать можно.
«Если женщина захочет» - песня о любви и меркантильности
Но о любви и меркантильности не в негативной коннотации, а в позитивной. В том смысле, что с милым рай и в шалаше. Ну, правильно в общем-то.
О призраках друзей, которые ушли, потерялись, умерли — неважно. И время от времени они, бородатые призраки, встают перед тобой и шепчут: «Не теряй нас больше!» Песня с налетом грустного мистицизма.
Ироничный рассказ о девушке, которая не умела ничего, кроме как хорошо делить вермут на всех и плохо играть на гитаре. И такой вот след оставила в жизни героя. Странный след, который и отпечатан в песне. Интересный факт о песне: ради нее были куплены баритонные струны, на которых потом была переиграна половина альбома. Кстати, вы услышали в песне цикад?
«Басё» - песня об одиночестве
Грустная песня о человеке, которому одиноко даже наедине с собой. И этот экзистенциальный кризис не всегда выносим. А та, что могла бы его спасти, возможно, сама переживает точно такой же кризис — таким вот образом. Порознь.
«Не хватит жизни» - песня о любви
О любви, которая пришла поздно. И о нехватке. Жизни, времени, неба, воздуха - чтобы сделать важные вещи. Такие важные, что начинают занимать слишком много места, и не вмещаются буквально никуда. Песня о грусти, сквозь которую, чудится, прорастает ликование.
«Молчать и не отсвечивать» - песня о видимости свободы
Настроение: тревожность, спешка, тоска. Песня, полная сарказма, о человеке, который несвободен, физически или на каком-то более тонком уровне, который это понимает и не то чтобы согласен с таким положением дел. На этом фоне образ радости и праздника «в небо запускать шары» неслабо впечатление усиливает.
«Прорастают сквозь смерть» - песня о регенерации
Уточнение: о душевной регенерации. Песня о длящейся жизни и о попытках в течение жизни остаться «живым» - как хотите, так и понимайте. Вполне в духе книг Макса Фрая «Тяжелый свет Куртейна»: самым важным вещам на свете нужна темнота. Стихи потрясающие, автор — настоящий поэт. Просто вдумайтесь: «сердечная медь», «небо скользит по плечам», «кровь продолжает греметь» «два короля, два интроверта»! Вокал, и основной, и бэк, прекрасен. Распевность пения и музыка меня в себе просто растворили. Удивительное чувство. Бит «поперек», который приходится на слабые доли, напоминает звуки идущего поезда — такая вот приятная фишечка. И даже эта «поперечность» бита оказался в тему. Она тоже на идею работает. На идею сопротивления обстоятельствам. Посмотрите на название песни, и все поймете. Очень сильно зацепила эта песня, люблю ее!
Если подвести итог: настроение песен от начала до конца альбома постепенно меняется от смешливого, радостного до задумчивого, грустного. В общем и целом, альбом «Самостояние» заставляет человека вспомнить, что кроме органического тела, которому подавай еду повкуснее, одежду покрасивее и трехслойную туалетную бумагу в теплом туалете, что кроме всего этого у человека есть еще и душа. Которая выворачивается наизнанку, и ей нравится быть вывернутой.
+1
11:10
68
15:44 (отредактировано)
+1
не знаю как другие, а я включила слушать! За ссылки отдельное мерси, начала с «Молчать и не отсвечивать», совпало ли настроение пока не могу сформулировать, но если вам интересно поговорить, то я ещё приду сюда за ссылками на другие песни,
ваши описания заставят меня это сделать rose
19:05
-1
Спасибо, что слушаете!)))
Да, конечно, пообщаться было бы здорово!)
20:11 (отредактировано)
+1
из интервью, не знаю видели ли вы это, но меня заинтересовало.
Вадим Демидов:
— Культ консервативно-архаического, культ «особого пути», который сегодня воссоздается, – беда. Как говорится, проскочили выход и вернулись на круг. Наверное, к этому дежавю можно было бы отнестись отстраненно и иронично, но не могу.
Когда-то я учился в школе с физкультурным уклоном, и дважды в год – перед Первомаем и 7 ноября – учеников старших классов после уроков тренировали для торжественного прохода перед трибунами вождей на праздничных демонстрациях. Тренировки начинались за месяц до праздников или даже раньше. Каждому выдавали пластмассовый обруч, обтянутый кумачом, этим обручем мы и манипулировали, чеканя шаг перед трибунами. Безликие шеренги, совершающие синхронные движения под маршевый ритм. И во время нашего прохода в небо запускали шары.
Нас никто не спрашивал – хотим мы маршировать перед трибунами или нет, это была обязаловка, и многие тогда пытались под разными предлогами отмазаться от участия, но почти никогда не получалось. Подобные марши должны были демонстрировать сплоченность, единение, монолитность – но уже было понятно, что все это чистый фейк. Эти мысли превратились в песню «Молчать и не отсвечивать».
А вот это он сказал уже в другом месте:
— Время, когда жизни не хватает уже ни на что — даже на новую любовь. Слишком поздно пришёл автобус с тобой внутри… И что же теперь? Молчать и не отсвечивать? Ну да, не дождётесь!
21:33 (отредактировано)
Проскочили выход вернулись на круг — да, точно! Умеет он очень точно, даже хлестко сказать.

И нет, я не видела это интервью. Что, наверное, зря. Интервью могут помочь понять песни.
21:39 (отредактировано)
«Кстати, название для альбома «Хронопа» 2014 года «Сейчастье» изобретено по тому же принципу.»
Зря не искали интервью. в одном из них он объяснил что слово «Сейчастье» изобретено им, а вот «Самостояние» он не изобрёл, а лишь умело использовал.
20:59 (отредактировано)
«Молчать...»
Не знаю, может что-то не так со мной. Если говорить именно об этой композиции, то я не чувствую спешки, совсем, ни в мелодии ни в словах, тревожность, тоску и сарказм если только условно, на припеве, но достаточно быстро проходит, возвращаясь и усиливаясь только к концовке.
По смыслу что-то о вступлении в новую жизнь «новый день» и тёмных непонятных законах этого нового дня, может даже о принятии этих законов, если можно так перефразировать «с волками жить — по-волчьи выть». И в отпускании шаров я услышала не радость-праздник, а скорее молчаливое отпустить старое.
Может быть из-за своего, совсем не такого как у вас, восприятия попыталась найти, а что же говорят сами музыканты.
«Ворона»
что? «дворняга в дворянский рай, тигрица за старым львом»? ну, хм, да кто я такая, чтоб придираться… поётся легко, цепляет. Такую песню можно пол дня мурлыкать (это комплимент), но поклонником я, увы, не стану.
«Возьми мою рыбу»
«Возьми мою рыбу с тёплым молоком и с голосами внутри, расщепился атом и зажглись фонари» — считаете удачной метафорой сексу? facepalm. нет, спасибо, на этом стоп. Даже не интересно что же там у них дальше.
Мясной цех