Светлана Ледовская

Учение-мучение

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Учение-мучение

Когда я училась в художественной школе, была там одна преподавательница. Ее очень любили родители учеников и старались пропихнуть чадо именно в ее группу. Она кричала. Она называла неудачные работы мазней. Могла порвать рисунок. И все восхищались: вот какая она строгая! На совесть учит! Сразу видно, у человека душа болит за искусство.

Я училась в разных школах, и на таких болящих душой насмотрелась, принимая как данность, что если ты косячишь, тормозишь и не понимаешь, то ты тупица и заслуживаешь наказания. Заслуживаешь оскорблений и унижения.

Лишь спустя годы мне открылось иное видение ситуации. Если болит душа, то нужно идти в ПНД, а не в преподавание, лечить больное место. 

У меня огромный опыт обучения со стороны учащегося, причем и в юности, и в зрелости. Больше всех мне нравятся (уж не примите за политоту и русофобство) иностранные учителя. У них ничего не болит, им наплевать, запомнишь ты или нет, преуспеешь или нет. Я косячу - они поправляют, я торможу - они ждут, я не понимаю в тысячный раз - объяснят в тысячу первый. Потому что урок идет определенное время, за это время я заплатила, и учителю пофиг, на что это время будет потрачено.

Все в той же художке был такой преподаватель. Я тормозила, а он объяснял, повторял, исправлял. Абсолютно бесконечно, с равнодушным доброжелательным выражением лица. Его считали слабохарактерным, потому что он никогда не ругал учеников. Но я все-таки научилась рисовать.

+10
15:00
613
15:38
+2
Ну вот у меня препода в художке были пофигисты sadНо не такие вот, а вообще под корень, из серии — вот те горшок с цветами, учись на здоровье. Как? Да как хочешь. Никаких разборов, исправлений, ничего. Я понятия не имел, что я там делаю и зачем. Не единожды порывался бросить, потому что — а нафига оно мне? Всем воще плевать, что я там делал и с какой целью, бабосы уплочены, лишбо не шорохался после школы где попало. Мотивации к развитию ноль на массу.
15:55
+1
И тем не менее ты рисуешь)
16:00
+2
Ага… Я после этой художки принципиально за это дело не брался год. Вообще. Настолько отбило охоту. А потом чето как прорвало, как понеслась crazy
16:05
+3
Год — это ещё ничего. Девочка из музыкалки, где преподша любила бить линейкой по пальцам, вообще не играет. Говорит, даже мутит от мысли о фоно. А тоже препод «учит на совесть» и «за учеников переживает». Ну сдают ее ученики экзамен на отлично, ура. А потом бросают музыку навсегда. Некомпетентность и фактическое отсутствие учителя в учебном процессе — тоже плохо, но хотя бы не надо это потом у психотерапевта лечить)
15:52
+4
Если порваны подряд
Книжица и мячик,
«Лучший препод!», говорят.
«Он не мог иначе!»
16:06
+5
Мне кажется, преподавательская эмоциональность не имеет отношения к желанию научить. Что крикливый, что корректный преподаватели могут хотеть научить, а могут — не хотеть. По этой причине, мне кажется, отличие не в том, кричит или нет, а в том, учит или нет.
16:10
+3
Не соглашусь. Учителю не нужно хотеть научить. Хотеть научиться должен ученик, учитель может только попытаться заинтересовать. Чаще всего крикливый и неуравновешенный учитель хочет самоутвердиться: вот, смотрите, мои ученики на пятерки сдают экзамены. А то, что своим обучением они отбили всякое желание заниматься предметом самостоятельно в дальнейшем их не волнует.
Хотеть научить это, другими словами, обратиться к ученику, к его способности учиться, найти и использовать эту способность. Это у всех по-разному, и сила учителя в том, чтобы эту индивидуальность распознать и использовать. Если учителю не нужно хотеть научить, зачем такой учитель и чем он отличается от телевизора? Какая у этого учителя связь с учеником, кроме нахождения в одном месте и времени? Кроме того, заинтересовать это разве не «хотеть научить»?
16:26
+1
Заинтересовать — это предложить выбор. А хотеть научить — это иметь какие-то ожидания, связывать себя и ученика на эмоциональном уровне. Я считаю, что это порочная практика, потому что ведёт к перетягиванию одеяла на учителя. Главный-то в процессе ученик. Собственно, и у телевизора можно многому научиться, если знать как. Вот это я и вижу основной задачей любого учителя: дать ученику инструменты для самостоятельного изучения. А постсоветском пространстве обучение почему-то чаще всего является натаскивание на конкретный результат — сдать экзамен.
Я думаю, я понял вашу мысль. Сам-то я не о том говорил. Я больше про передачу опыта.
16:43
+1
Честно, я не верю в передачу опыта. То, что хорошо сработало у учителя, у меня может быть совсем по-другому, я другой человек.
Назовете «передачу опыта», например, «передачей умений». Мы сейчас в смыслах слов не совпадаем.
16:09
+2
Ох уж эти иностранцы…
16:12
+2
Я учу финский и английский у 3х разных преподавателей из разных стран. И они одинаково доброжелательны, терпеливы и равнодушны. Этот подход я нахожу успокаивающим.
16:17
+2
Я тоже иностранец просто.
:)
16:20
+2
Я не могла сказать европейцы, потому что одна моя учительница в Бразилии, а другая в Танзании вообще)
16:26 (отредактировано)
+2
Хорошая тема блога. :)
Преподавание…
Я считаю, что образование в ответе за всё, что происходит с этой цивилизацией…
16:30
+2
Я сначала хотела написать про свою собаку, которая сегодня стала донором крови для другой собачки. Моя мохнатая героиня.
16:37
+2
Ого. Даже так бывает. Собака-донор…
Переволновались и… досталось учителям.
16:43
+3
17:12 (отредактировано)
+3
Видел таких и не раз. Называется энергетический вампиризм.

Человек на тебя поорёт, ноги об тебя вытрет. И довольный. Ему хорошо. А потом ещё и тебя, плачущего, им же выведенного из себя, потом сам же будет утешать, по головке гладить.

И ласковым тихим голосом будет говорить, что орёт и унижает, потому что душа болит за тебя, поэтому-то он и уничтожает тебя практически физически, лять, устраивая полной дестрой нервной системе. Вгоняя в жуткие стрессы, от которых даже волосы начинают выпадать.
17:23 (отредактировано)
Почему кто-то унижает и всячески давит, я понимаю. Я не понимаю, почему остальные говорят: ах, какой молодец.
17:29
Потому что энергетические вампиры чаще всего являются и манипуляторами, в то же время, чтобы удобнее было питаться.

Я сам упырь такой же. И могу сказать, что для того, чтобы питаться энергией человека, нужно находиться рядом с ним и вызывать у него сильные эмоции.

Разница в том, что я стараюсь поднимать настроение. Веселить. Мне хорошо рядом со смеющимися радостными людьми. Сразу сам начинаю улыбаться. Даже самочувствие улучшается сразу. Особенно рядом с молодыми счастливыми людьми…
10:08
+1
Его считали слабохарактерным, потому что он никогда не ругал учеников. Но я все-таки научилась рисовать.

а смысл ругать? Два варианта почему человек чего-то не может сделать: либо ему не дано, либо ты не можешь объяснить так, чтобы человек понял, что ему надо сделать.
И в первом случае просто расслабься и смирись с тем, что ученик не даст выдающегося результата (и то, ничего не бывает напрасным — художником не станет, но хоть вкус и пространственное мышление разовьёт), а во втором случае работай над собой, ищи слова, подходы.

Бить линейкой по рукам, да ещё и в музыкалке, это круто. «Лучшая» методика, а главное, рабочая — к инструменту ученик не притронется.
18:05
Ее в пример приводили, потому что она ставила правильную постановку пальцев. Как там… классическую или академическую, не помню. Ученики ее ставили пальцы правильно, но любви к музыке это не прибавляло.
18:18
+1
Да я, собственно, сарказмировала относительно шедевральности такого метода, ибо битье по пальцам, кистям и прочим частям тела никогда не закрепит у ученика правильную позицию и свободу руки. А вот зажим — запросто. Ну и ненависть к предмету. Смысл такого доп образования? Смысла нет. Веет невоздержанностью и несдержанностью, а это для педагога недопустимо.
Как вы верно выше отметили проблемы со своей головой надо лечить в пнд, а не вымещать на учениках.
18:24
+1
Я поняла сарказм, я сама в афиге. В 90х и начале 00х я собрала бинго неадекватов всех профессий. Сейчас их поменьше встречаю, но старый подход: чем страшнее, тем лучше — все еще в деле))
18:32 (отредактировано)
+1
Это да… да и он неискореним, наверное, потому что проще. Проще ведь оборать ребёнка, нежели чем постараться донести до него информацию так, чтоб он понял. Конечно и детей полностью оправдывать не хочется, встречаются и среди них те ещё… но на то педагогу и жизненный опыт, и мудрость, и хитрость, чтоб суметь направить все, даже самые неприятные качества, в рабочее, созидательное русло.
18:37
Мне кажется, дело в неправильной постановке, в самой системе, когда преподаватель противопоставляется ученику. У них обоих же должна быть одна задача: обучить ученика. Но в нынешней ситуации учитель и ученик — противники, воюют друг с другом. И такая ситуация порождает неадекватов среди учителей и поощряет наглых и хамоватых учеников.
19:01
Причина всей этой ситуации — в неспособности учителя преодолеть неспособность ученика понять материал.
19:29
Не соглашусь. Во-первых, встает вопрос, нужен ли этот материал ученику? Во-вторых, если он буквально не способен усвоить, то зачем его принуждать к этому? И далее идет много в-третьих и десятых. Например, кто и по какому принципу составляет программу обучения? Почему в школах классы формируются по возрасту, а не по способностям или склонностям? И прочее, прочее… Вся система дурацкая. Вот мне 33, я учусь в универе щас. Меня бесит невозможность самой формировать свою программу. Половина предметов мне нах не сдалась, а нужные даются в спешке и кое-как, потому что программу специалитета впихнули в 4хлетнее обучение бакалавриата.
19:52
+1
Всё верно. Все эти вещи (и программы, и учебники, и методы, и т.д.) лишь лишний раз доказывают неспособность научить. Они просто не знают, что ещё придумать.
А там дело в другом.
Причины непонимания просты, но коварны.
Конфликты — тоже результат этих причин.
20:08
+2
Интересная история! Вспомнилось: у нас два года (в 6-7 классах) была классным руководителем учитель английского языка. Так она оставляла нас после уроков (а учились мы во вторую смену, то есть где-то было уже около 8 часов вечера), и усаживала нас — спина прямо, руки на парте — для того, чтобы мы учились себя хорошо вести. Сама при этом садилась напротив и начинала что-то есть, видимо, принесённое с собой. Запомнилось это, почему-то, на всю жизнь… А её уроки английского — позабылись напрочь:))
Загрузка...
Маргарита Блинова