Светлана Ледовская

Глеб Зуев провёл анализ взаимоотношений между персонажами известных мультиков

Глеб Зуев провёл анализ взаимоотношений между персонажами известных мультиков

"Часто самолюбование не оставляет места для других людей в жизни персонажа. Посмотрим на Планктона из «Губки Боба», который перманентно пытается выведать секретную формулу крабсбургера.

Изначально он был довольно положительным героем, даже дружил с Юджином Крабсом, но завышенная самооценка и желание установить монополию в индустрии фастфуда разрушили их дружбу.

Возможно, будь мистер Крабс не таким эгоистом, Планктону удалось бы стать настоящим абьюзером в их дружбе и заставить Юджина работать на себя. В этой ситуации от излияния токсичности Крабса спасла буквально любовь к себе и своему ресторану.

Хороший пример, что случается, если один из друзей не способен уйти от самолюбования другого, — мультсериал Стивена Спилберга «Пинки и Брейн» 1995 года. Во время заставки Брейн то и дело утверждает и зловещим тоном провозглашает, что в этой (т.е. каждой новой) серии они опять попробуют ВМЕСТЕ завоевать мир.

Но если мы посмотрим сами эпизоды, в речи Брейна чаще мелькает мысль, что он САМ, единолично, хочет завоевать мир. Также крыса говорит, какое гениальное изобретение в очередной раз придумал именно он.

Таким образом, фокус мультсериала остаётся именно на герое, то есть самом Брейне,- считает автор, а не на его дуэте с Пинки. Кроме явного, по его мнению, нарциссизма Брейна есть ещё несколько важных моментов, доказывающих гибельность ситуации для Пинки.

Например, умная крыса вечно ставит опыты над своим «другом» — в одной из серий он превращает Пинки в Пинкзиллу (пародия на фильм про Годзиллу, прм.ред), хотя сам процесс доставляет глупой крысе огромные страдания.

И только ПОСЛЕ успешного превращения Пинки герой пробует инструмент на себе! Получается, Пинки постоянно используют как реальную подопытную крысу!

Ещё один важный момент для вычисления токсичного друга — его попытка ограничить ваш круг общения. Дабы расширить своё поле влияния, человек всеми способами старается урезать ваше взаимодействие с другими.

Так поступает и Брейн: в эпизоде, где появляется его друг из прошлого - Сноуболл, он категорически запрещает Пинки разговаривать с хомяком. Частично он, конечно, хочет обезопасить приятеля, а частично понимает, что именно Сноуболл может открыть Пинки глаза на их «дружбу». 

Конечно, многие друзья предостерегают нас о потенциальных рисках общения с какими-то подозрительными личностями, но порой такая опека может оказаться маской, с помощью которой «друг» пытается привязать вас к себе.

Кажется, единственное, что спасает Пинки от токсичности Брейна — недостаток извилин и жажда приключений. Если бы герой не был столь инфантильным и обладал хоть какими-то амбициями, такая дружба стала бы вредной для Пинки, даже губительной для его психического здоровья.

Все мы попадаем в глупые и странные ситуации с друзьями, которые потом часто вспоминаем в моменты грусти. Но если ваша дружба состоит только из плохих, часто даже опасных событий, это тревожный звоночек и повод задуматься, не токсичны ли ваши отношения.

Кажется, в доброй истории про Карлсона как раз-таки тот случай: герой прилетает к Малышу, творит беспорядки и оставляет мальчика одного отдуваться за всё содеянное. Нашалил и улетел.

Так Карлсон поломал люстру, съел торт и умчался на своём пропеллере из дома Малыша. А родители, увидев хаос вместо комнаты, естественно, отругали главного героя и не поверили в реальность существа с пропеллером. Следующая встреча тоже не про радостные воспоминания: Карлсон забирает Малыша на чердак «попугать преступников», а после развлечения бросает друга на крыше.

Схема повторяется: родители в шоке — мальчик выслушивает причитания.Карлсон, кстати, ведёт себя не сильно лучше, чем Брейн. «Но я же лучше собаки» — показатель ревности и желания ограничить друга в связях с другими персонажами.

Заведя себе друга-абьюзера, вы наверняка попрощаетесь со своей свободой. Лучший способ понять, пытаются ли заключить вас в кандалы дружбы, — попробовать сдвинуть фокус на другого человека и немного отдалиться. Абьюзеру не выгодна такая расстановка сил.

Адекватный человек всегда понимает, что в жизни каждого есть место не для одного-единственного друга. Неадекватный такой вариант не рассматривает.

Так дружба Барта и Милхауса из "Симпсонов" состоит из зависимости. Барт вечно делает Ван Хутена объектом своих шуток: то записывает парня в список особо опасных преступников, то с завязанными глазами наводит на кактус.

Уровень юмора у всех, конечно, разный, потому все эти «шутейки» спишем на трудное детство в обществе Гомера. Зато эпизод «Друг Барта влюбился» хорошо показывает настоящие мотивы Барта.

В школьном автобусе Симпсон спрашивает у шара предсказаний, будет ли он дружить с Милхаусом до конца дня, на что ему даётся ответ «нет». В ближайшее время Ван Хутен влюбляется в Саманту Стэнки — новую ученицу, из-за чего проводит всё свободное время с ней, а не с Бартом.

Естественно, Симпсон решает их рассорить. Такое неуважительное отношение к личной жизни друга — отличный токсикометр. Ещё один пункт-признак токсичности — постоянное вымаливание заботы и сомнительные поводы для поддержки.

Все мы порой нуждаемся в сильном плече друга, особенно, когда сами не можем до конца понять, раздуваем ли мы проблему на пустом месте или же переживаем по вескому поводу.

Такие пограничные в дружбе моменты — благоприятная среда для размножения токсичности у абьюзеров. Ведь очень просто на почве недопонимания уговорить друга дать тебе больше внимания, чем нужно на самом деле.

А если собеседник — ещё и максимально эмпатичный человек, поздравляем, вряд ли у него есть шансы выбраться из логова зависимости.

Так, например, Карлсон притворяется больным, дабы Малыш накормил вареньем и поухаживал за ним. С одной стороны, кажется, он сделал это ради сладкого, но отмотаем мультфильм на самое начало, где он бесцеремонно выбрасывает игрушки «друга» из окна, крушит всё подряд в комнате и спокойно улетает. Получается, он мог съесть варенье и без многоходовочки. Значит, цель — не банка, а внимание.

В нормальном состоянии, дружба — это и есть цель. У абьюзеров другое мнение, они частенько ищут в отношениях выгоду. Многие из них самоутверждаются за счёт друзей, используя психологическое давление.

Возьмём того же Эрика Картмана из «Южного парка», который обожает выигрывать споры в компании, тем самым доказывая своё превосходство. Он спокойно может унизить Кайла за его расовую принадлежность или же просто кинуть в воздух фразу «Да пошли вы, пацаны, я иду домой», лишь бы только не проиграть в споре.

Ссоры и разногласия — часть любых отношений, но если вы постоянно выходите из таких ситуаций виноватой стороной, это повод задуматься.В лучшем случае, уйти от токсичных отношений.

Вы можете стараться стать идеальным другом, но вашему приятелю этого никогда не будет достаточно. Можете полностью отдаться в лапы абьюзеру и потерять свободу (как это делает, например, Милхаус), только такой вариант вряд ли принесёт вам по-настоящему положительные эмоции.

Людям сложно обрывать дружеские отношения, поэтому наиболее безболезненный вариант — максимально сократить общение и чётко следить за собственными границами.

Ещё один совет — действовать на опережение, в самом начале любых дружеских взаимоотношений проводить идентификацию на абьюзера. Ведь на корнях такое проще зарубить и прекратить общение.

Важно проговорить, что в дружбе необходим баланс (как и в любых других взаимоотношениях). До этого мы рассматривали случаи, где один друг «доминирует», приглушая свободу и личное пространство другого.

Но что происходит, когда оба слишком привязываются друг к другу? Тут лучше всего обратиться к «Туке и Берти» — сериалу о взаимоотношениях двух подружек. 

Героини так часто рядом, что в какой-то момент это становится похожим на взаимную токсичность. Берти находит себе молодого человека, из-за чего Туке буквально срывает крышу, потому что она настолько срослась с подругой, что теперь вообще непонятно, как жить и существовать в новых условиях.

Потому она неосознанно частенько мешает жизни подруги, но не из-за того, что старается доминировать или самоутвердиться. Она просто не может без Берти, как и Берти — без Туки.

Раскритиковали сейчас примерно всех, кого только можно. Кажется, самое время посмотреть на сбалансированную дружбу.Благо, и в реальности, и в анимации достаточно примеров крепкой дружбы без токсичных вод.

Возьмём тех же «Маленьких пони», которые показывают два вида отношений — партнёрство и сообщничество. И то, и другое важно в дружбе, ведь партнёры помогают нам совершенствоваться, а сообщники «отпускают» нам промахи и помогают быть чуточку лояльнее к себе.

Так, героини сериала уважают увлечения друг друга — ходят на вечеринки Пинки Пай и заглядывают в библиотеку к Искорке. В случае опасности они тут же будто превращаются из литл в биг пони, забывая про недостатки друг друга и концентрируясь на общем благе.

Ведь если не действовать сообща, враг-дракон быстро просечёт ахиллесовы пяты каждой героини, и тогда мир во всём мире отменяется.Ещё один отличный пример дружбы — это всеми любимые Финн и Джейк из "Времени Приключений".

Ужасный лентяй и пленник собственной кровати Джейк классно дополняет гиперактивного мальчика. Из-за эластичного тела Джейк способен буквально защитить друга от дождя и холодной погоды.

Финн же помогает Джейку в плане советов, которые друг считает ну просто отличными.Однако у обоих есть личная жизнь: у Джейка это прекрасная Леди Ливнерог, у Финна — отношения с Принцессой Жвачкой (и иногда — с Пламенной Принцессой).

Друзья не лезут и не мешают друг другу, наоборот — всячески поддерживают и помогают.Они максимально разные, но вместе выглядят достаточно сбалансированно.

Естественно, у них бывают ссоры (вспомним эпизод «Кто победит», где Джейк разгневался после выигрыша Финна в видеоигре), но общие переживания и опыт помогают им разрешать любые конфликты (в этом эпизоде герои видят один и тот же сон, после которого оба получают медали уже в реальной игре).В дружбе бывает всякое.

Можно исколесить Земли Ууу, пережить миллион всего и остаться лучшими друзьями. А можно не смириться с успехом друга и всю жизнь отдать поискам секретной формулы крабсбургера. Важно понимать, когда трудности — это часть пути, а когда — сам путь, причём не особо здоровый".

P.S. Помимо Пинки и Брейна мы знаем ещё один такой токсичный дуэт из мультсериала Питера Хэннана под названием "КотоПёс" 1998-2000-х годов, персонаж которого явно был сплагиачен из ранних короткометражек "Looney Tunes" 1939-40-х годов и перекрашен под стать жирафу. 

За исключением пары эпизодов, здесь также показано, как Кот на самом деле относится к Псу.И это - самые жестокие эпизоды, на мой взгляд!

Помимо того, что над главным героем (именно КОТОМ почему-то) постоянно безнаказанно издеваются все остальные персонажи - банда других собак Greasers, в русском переводе переставшая быть аллюзией на американскую субкультуру и названная просто Грязнулями, мышонок Уинслоу и другие жители Нирбурга/Мирбурга/Мирбурда/Рядомграда - вариации перевода, - так ещё и две части одного тела умудряются издеваться даже друг над другом.

Так, в одном из эпизодов Кот предстаёт не только чересчур педантичным и чистоплотным, но и чуть ли не эгоманьяком, хапугой, желающим во что бы то ни стало добиться своей цели!

Он, чтобы выиграть в конкурсе то и дело рискует жизнью Пса: то налысо бреет его и выгоняет в 40-градусный мороз (!) ездовой собакой поработать, то заставляет съесть ореховый пирог,чтобы выиграть новый телевизор, от которого у Пса на голове дерево растёт (вероятно, аллюзия на историю барона Мюнхаузена, то и дело попадающего в забавные переделки), и безо всякого зазрения совести выставляет брата на посмешище, причем опять же ради денег и телевизора!

Вот перед Вами тот самый эпизод "Странная болезнь пса", наглядно демонстрирующий деструктивное поведение Кота:

В другой серии жадность Кота доходит до того, что он начинает ставить метки в доме на все вещи, которые хочет присвоить себе. Псу это, естественно, не нравится, и парочка начинает буквально распиливать все вещи и чуть было не убивают самих себя, но вовремя останавливаются, и... буквально низвергаются в непонятно откуда взявшуюся пропасть...

Также они постоянно враждовали между собой и из-за объекта своего обожания - то ли медведицы, то ли кошки по имени Лоррейн (очевидно, аллюзия к одной известной песне). 

Они так хвалились перед ней собой и увлеклись этим, что начали вываливать интимные подробности своей личной жизни, и в конечном итоге остались ни с чем...

А в эпизоде, когда у Кота завелись блохи и тот купил специальный пояс, дабы от них избавиться, тот снова подверг риску жизнь Пса, перетянув пояс на него. Правда, в конце концов спохватился и обратился за помощью к Прогорклому Кролику (Рэнсиду).

Также Кот показан и лжецом: в одном из эпизодов он чрезмерно хвалится собой в письме перед девушкой Ингрид, но при свидании с ней его передние лапы застревают в банке с огурцом, и тот просит честного Пса выручить его. Но Пёс крайне не одобряет его поступков и вскоре разоблачает Кота перед девушкой...

А однажды Кот вообще потерял над собой контроль и лез в личную жизнь своего кровного брата Пса, читал его дневник без спроса, но был застукан за этим занятием мышонком Уинслоу, шантажировавшим его.

Но самый жуткий, на мой взгляд, эпизод - это когда у Кота болят зубы от поедания Псом мусора (организм-то у них общий!) и выворачивается наизнанку через рот Пса, дабы почистить ему зубы!

ВНИМАНИЕ: СЛАБОНЕРВНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ!

Признайтесь, выглядит пострашнее любого робозайца и зайца-оборотня из "Ну, Погоди!". Прам аллюзия на "Чужого" какая-то! Только лицехвата ещё не хватает!

+1
20:55
150
Вечная тема про абьюзивные отношения. И про важность дружбы, которая даёт силы, а не отнимает. Потому что, если отнимает, то стоит задуматься о сути этой дружбы.

Об это всегда нужно говорить! Чем чаще, тем лучше.

Спасибо за этот блог!

P.S. Как хорошо, что я не видел эту серию про кота, выворачивающего наизнанку, чтобы пролезть через рот пса и почистить ему зубы (всё правильно запомнил, да?) И как же замечательно, что я узнал о этой серии от Вас. Это то, что было нужно моей психике crazythumbsup

11:45
Придется тогда признать, что дружбы как таковой и нет. А насчет Пинки с Брейном категорически не соглашусь с его мнением по этому поводу, и особенно с тем, что Пинки — простодушный идиот. Как-то слишком уж поверхностно, на мой взгляд, это суждение…
22:20
в библиотеку к Искорке.

Господи, и тут Искорка…
12:21
+1
Странные мультфильмы… Непонятно, как ещё Карлсон затесался в эту компанию. Но читать было интересно, чего уж там.
Анастасия Шадрина