Ольга Силаева

Женский образ кисти Ореста Кипренского

Женский образ кисти Ореста Кипренского

Женский образ — портрет Екатерины Ростопчиной, созданный признанным мастером портрета Орестом Кипренским, искусствоведы по праву считают одним из лучших в истории русского искусства. Работа, о которой ниже пойдёт речь, покоряет удивительным проникновением в глубины души, неповторимым своеобразием облика, тончайшим мастерством исполнения.

Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной (1775–1859), урождённой Протасовой, хранится в Государственной Тртьяковской галереи. Этот женский образ Орест Адамович Кипренский написал в 1809 году вместе с портретом ее супруга, графа Фёдора Васильевича Ростопчина (1765–1826). К тому времени, когда был написан портрет, графиня под влиянием посланника королевства Сардиния графа Жозефа де Местра перешла в католичество.

Современники утверждают, что Екатерина Петровна по характеру и поведению сильно отличалась от мужа. Она сторонилась светской жизни, одевалась подчёркнуто скромно. Именно такой её и представил на портрете Кипренский. Женщина одета в закрытое тёмное платье, скорее подходящее прислуге, нежели госпоже. На голове чепец из тонких кружев. Ничто в одеянии женщины не может поразить зрителя, не прельщает она и красотой, и в тоже время в её облике есть что-то притягательное. И это прежде всего одухотворённый взгляд, мечтательный и слегка беспокойный.

К слову, гости, которые впервые бывали в доме, порой, за тихий нрав и скромный вид действительно принимали её за служанку.

Счастливый брак

Графиня Екатерина Петровна Ростопчина, супруга московского генерал-губернатора Фёдора Ростопчина и мать писательницы графини де Сегюр, родилась 30 ноября 1776 года в семье сенатора, генерал-поручика Петра Степановича Протасова. Девочка рано осиротела и вместе с четырьмя сёстрами воспитывалась в доме у тётки, Анны Степановны Протасовой, камер-фрейлины и личного друга императрицы Екатерины II.

Родственница дала своим племянницам блестящее по меркам того времени образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, в том числе латыни и греческому, однако же русский язык, отечественная история и религия не оставались в забвении. По просьбе тётки те из племянниц, кто не был замужем к моменту коронации Александра I, получили графское достоинство.

В молодости Екатерина, чей образ увековечил Кипренский, была очень хороша собой. Высокая, с правильными и выразительными чертами лица и чёрными глазами, полными живости и огня. Однако при этом она обладала сдержанным и необщительным характером, избегала светских развлечений и появлений в свете.

Тем не менее, в 1791 году эта девушка была пожалована фрейлиной. И в феврале того же года вместе с Великим князем Александром Павловичем открывала бал в Таврическом дворце на известном Потёмкинском празднике. Через три года она вышла замуж за любимца цесаревича Павла Петровича Фёдора Васильевича Ростопчина.

Безумно влюбленный в неё Ростопчин писал: «Я питаю страсть, которая может только сделать меня несчастным: я люблю племянницу госпожи Протасовой. Не могу никак удостовериться, нравлюсь ли я ей, или нет. Брак со мной не представляет ей ничего блестящего и, щадя своё самолюбие, живу в мучительной неизвестности… Теряю голову и надежду, обладать этим божественным созданием».

Их брак был счастливым, пока Екатерина Петровна не перешла в католичество…

Усердие к вере

После отставки супруга, случившейся в 1801 году, семейство переехало в подмосковное имение Вороново. Всё своё время графиня посвящала хозяйству и воспитанию детей.

В 1806 году под влиянием графа Жозефа де Местра Екатерина Петровна, как и её сёстры, тайно перешла в католичество. Со временем этот факт стал общеизвестным и сильно усложнил положение её мужа. К тому же, в ходе Отечественной войны 1812 года Фёдор Ростопчин был московским генерал-губернатором и главнокомандующим и всячески выказывал усердие к православной вере, а его жена, будучи ревностной католичкой, должна была изображать хозяйку первопрестольной…

После того как в 1814 году Фёдор Ростопчин оставил должность московского главнокомандующего, он уехал лечиться в Карлсбад. Екатерина Петровна с детьми осталась в Петербурге. В октябре 1816 года она приезжала в Москву, о чем одна из её современниц писала:

«Графиня Ростопчина вернулась от вас совсем другим человеком; мы её просто не узнали. Прежде она вечно носила огромный чепец, точно прабабушка, а теперь показывается с непокрытой головой; правда, на ней парик, и прическа её очень оригинальна; в былое время она считала грехом ходить без чепчика. С полчаса мы с ней разговаривали… она только и толкует о балах, да о выездах… Дочери её недурны. Старшая красивая, но вероятно не умна, потому что поминутно смеется без всякого толка. К тому же она жеманится по-петербургски, говорит сквозь зубы. Вторая очень милая, удивительно похожа на отца, у неё гордое выражение лица, держит себя с достоинством, но без всяких ужимок, словом, в ней есть что-то привлекательное».

Отношения супругов испортились

В 1825 году семью постигло несчастье. От туберкулёза скончалась восемнадцатилетняя дочь Елизавета, любимица отца. Если верить рассказам, перед смертью мать вместе с компаньонкой удерживала дочь, «в то время как католический священник насильно вкладывал ей в рот причастие… Последним усилием Лиза вырвалась, выплюнула причастие с потоком крови и упала мёртвой». Отношения супругов Ростопчиных окончательно испортились, и Екатерина Петровна вновь стала вести уединённый и замкнутый образ жизни, редко показываясь в свете.

Смерть дочери сломила графа. «Только два раза ты сделала мне больно», — написал он жене, имея ввиду смену вероисповедания её и дочери. Граф скончался в 1826 году и перед смертью он успел отстранить супругу от воспитания малолетнего сына Андрея и управления завещанным ему состоянием. Более того, она не присутствовала даже на похоронах мужа.

Интересный факт. В год смерти мужа, 1826, графиня Ростопчина в защиту католического учения представила митрополиту Московскому Филарету выписки из славянских книг. Филарет вступил с ней в полемику. Ему даже пришлось провести расследование по поводу дошедших сведений, что живший у Ростопчиной аббат Боржуа входил в священническом облачении в алтарь церкви села Вороново, доставшейся ей в наследство от мужа. Тогда же выяснилось, что у неё на воспитании находилось несколько девочек в возрасте 7-14 лет. Впоследствии в Воронове был устроен и католический храм.

Женский образ, но иной…

Сдержанный и замкнутый характер её с годами только усиливался. Графиня жила замкнуто, летом в усадьбе, зимой в старом доме на Басманной, окружённая француженками — компаньонками и воспитанницами и католическими аббатами. Естественно, все они активно использовали её состояние для католической пропаганды. От прежней красавицы не осталось и следа. Вот как о ней написал Дмитрий, сын писателя Михаила Загоскина в 1857 году. Когда читаешь строки, даже не верится, что этот женский образ некогда так восторгал современников.

«Она была высокого роста, крепкого телосложения и отличалась грубыми, неприятными чертами лица и огромными выпуклыми глазами. Она одевалась по моде 1820-х годов, но ходила не иначе, как в чёрном платье и валяных туфлях. Тёмные волосы её, почти без седины, были острижены, всклокочены и щетинисты, а уши огромного размера покрыты ранами, из которых постоянно сочилась кровь, вследствие привычки царапать и чесать их ногтями… Почти не выходя из дома, она в течение дня развлекалась двумя ручными попугаями, которых носила на пальцах, сталкивая их лбами и потешаясь неистовыми их криками. Такой дикой, неприветливой старой дамы я никогда и нигде более не встречал».

Скончалась графиня 16 сентября 1859 года в возрасте 83 лет. Похоронена на Иноверческом кладбище на Введенских горах.

Но всё это будет ещё не скоро… Через полвека после того, как Орест Кипренский, кстати, потом также принявший католичество, создал этот удивительный по своему мастерству женский образ.

О. Кипренский. Портрет графа Фёдора Васильевича Ростопчина. 1809 г.
женский образ
О. Кипренский. Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 г.
+1
14:25
608
Жуткая и трагическая история. С интересом прочел. Спасибо!
20:20
+1
Это портрет мне был хорошо известен. Но, признаюсь, что скрывает холст, узнала недавно
Загрузка...
Анна Неделина №3