Маргарита Блинова

Аристарх Лентулов очень ценил эту свою работу

Аристарх Лентулов очень ценил эту свою работу

Аристарх Лентулов очень ценил свою работу «Звон. Колокольня Ивана Великого». Самая высокая кремлёвская башня у него как бы парит, устремляется в небо, в то же время распадаясь на пазлы от напевного звона колоколов… Этот архитектурный пейзаж он написал в 1915, когда была в разгаре Первая мировая война.

Художник Аристарх Лентулов, один из родоначальников русского авангарда, так говорил о «Звоне»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».

Вся вещь эмоционально насыщается чисто музыкальными построениями и не является заурядной ни по мысли, ни по тому, как она выполнена. Эта работа мастера, написанная во время Первой мировой войны в 1915 году, занимает достойное место в экспозиции Государственной Третьяковской галерее.

Лентулову удалось невероятное

На первом вернисаже, где показали полотно «Звон», картина называлась «Разрешение проблемы великого российского декоративного искусства». Сам же Аристарх Лентулов постарался обратиться к традиционным образам русского искусства и удачно передал восприятие старины современным человеком. Именно тогда критики единодушно признали «Звон» одной из лучших в серии картин, написанных сыном приходского священника по мотивам древнерусской архитектуры.

Художнику удалось невероятное — он сумел передать звон колоколов на кремлёвской звоннице и поднять это событие до космического масштаба. Со стороны кажется, что раскачивается всё — колокол, колокольня Иван Великий, звонарь… Более того, создаётся впечатление, что вокруг этого памятника вращаются все дневные и ночные светила…

Обучение

Аристарх Лентулов родился 4 января (16 января по новому стилю) 1882 года в селе Чёрная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии, в семье сельского священника. Ему довелось жить и творить в эпоху серьёзных исторический событий — Первая мировая война, Великая октябрьская революция… Однако в детстве никто не предполагал, кем станет мальчик. Более того, окружающие полагали, что он будет священником, как отец.

Сперва Аристарх поступил в Пензенское духовное училище, затем была духовная семинария. И всё это время он рисовал. В итоге, он оставил семинарию и поступил в 1898 году в недавно открывшееся в Пензе художественное училище.

Но дела с учёбой не заладились. И все потому, что спустя два года Лентулов поддался ученическим революционным настроениям. Далее началась чехарда со сменой образовательных заведений: четыре года учёбы в Киевском художественном училище, откуда отчислен за прогулы, год учёбы в Пензенском училище, которое бросил ради Академии художеств. Но вступительные испытания в этот центр притяжения всех художников он благополучно провалил. Поступающим дали задание — написать портрет девушки. Аристарх Лентулов, хоть и точно передал особенности её внешности, для теней использовал зелёный цвет, за что и получил низкий балл. Однако молодого художника это не огорчило.

К тому же, один из педагогов Академии художеств — живописец Дмитрий Кардовский — пригласил его в свою мастерскую. Вскоре картины художника, в том числе «Автопортрет в красной рубахе» и «Портрет Н.А. Соловьёва», показали на выставках «Стефанос», «Современные течения в искусстве» и «Венок». Член объединения «Мир искусства» Александр Бенуа восторженно написал о них: «Картины его поют и веселят душу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант».

Извилистый путь художника

Молодой художник чувствовал себя везде комфортно: в кругу голуборозовцев, мирискусников, и при общении с Бурлюками, уже заражёнными последними тенденциями Парижа, любил Репина. Интересовался также творчеством Врубеля, Борисова-Мусатова, Гогена…

Он был просто всеяден. В итоге у него выработалась своя манера письма, где главную роль он отводил яркому цвету, декоративному началу, этюдности композиции и колориту, построенному на доминирующем розовом цвете. Затем к этому примешалось увлечение кубистикой. И Лентулов начал «встраивать» себя в современный выставочный процесс, искать единомышленников.

В общем, его путь в искусство был довольно извилист. Пиковым моментом можно считать 1910 год, когда он знакомится с Ильёй Машковым и Петром Кончаловским. Они довольно быстро нашли общий язык.

Эпоха «Бубнового валета»

Именно это знакомство переросло в продолжительный творческий союз, один из самых крупных на тот период объединений «Бубновый валет». Эпоха «Бубнового валета» продлилась целых шесть лет, с 1910 по 1916 года. Ему суждено было сыграть большую роль в истории нового русского искусства.

Вот как об этом периоде написал сам Летунов: «По приезде в Москву в 1910 году я начал разговор о формировании общества художников, работавших в противовес декадентам и символистам, господ в искусстве того времени. Председателем общества был Кончаловский, я был выбран секретарем».

В декабре 1910 года они организовали выставку «Бубновый валет» в доме Экономического общества офицеров. Название было довольно провокационным. Бубновыми тузами тогда называли каторжников, а валетами — мошенников. Участник выставки Илья Машков вспоминал: «Название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости…»

Все тридцать пять картин, представленных на выставке, были авангардными. Художники отрицали традиции реализма, экспериментировали с композицией, формой и цветом. Некоторые картины, в том числе работы Аристарха Лентулова и Наталии Гончаровой на религиозные темы, и вовсе сняли с выставки. Цензура посчитала их оскорбительными.

Вокруг него всё бурлило

Будучи человеком жизнерадостным, местами шаловливым, увлекающимся, художник вёл лёгкую и весёлую жизнь. Даже женитьба на курсистке Марии Петровне Рукиной, которая впоследствии стала героиней многих его полотен, не особо изменила его жизнь.

Вокруг него в буквальном смысле всё бурлило. Частыми гостями в его доме были Алексей Толстой, Марк Волошин, Владимир Маяковский, братья Бурлюки, Игорь Северянин, Валерий Брюсов и многие другие выдающиеся представители искусства.

Осенью 1911 года художник с супругой уезжает в Париж и поступает в академию Ла Палетт. Как известно, здесь молодые живописцы со всего света изучали ультрамодный в то время кубизм. Затем, проведя ещё какое-то время в Италии, семья возвращается на родину.

Череда веселья подходила к концу. Участники группировки пересматривали свои позиции. Машков и Кончаловский приняли решение уйти в возобновлённый «Мир искусства». Через год к ним присоединился и Аристарх Лентулов…

Творчество Лентулова

Аристарх Лентулов много работает. К примеру, он создаёт яркие натюрморты, хотя сам не особо любит этот жанр. Много занимается портретом. Тут не обошлось без оглядки на классические образы, подтверждением чему служит «Портрет Е.С. Карезиной» (1923). К концу жизни он создал целую галерею портретов творческой интеллигенции, таких, как «Потрет художницы Т.А. Оранской» (1941). Однажды во время дискуссии о месте портрета в современной живописи, он подчеркнул: «Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, если художник передал своё переживание от данного объекта».

Живописец сумел пройти путь от кубофутуристического портрета до создания реалистических глубоко психологических образов. Кроме того, он создаёт неплохие пейзажи, один из которых «Ай-Петри» считается самым удачным пейзажем того времени.

В конце 1917 года Лентулов пишет картину «Тверской бульвар», где в условной форме пытается передать атмосферу своего времени. «Я сам к октябрьской революции подошёл с очень большим восторгом и волнением». Однако особенной страницей в его творчестве стали восторженные красочные гимны праздничной причудливой русской архитектуре.

А ещё своим современникам он хорошо известен как театральный художник и художник-оформитель. В 1918 году на сцене Большого театра в дни октябрьских торжеств на созданном художником фоне был сыгран «Прометей» Александра Скрябина. Трудился он и в Московском камерном театре с Александром Таировым над постановкой «Демона». Следующей его работой были сказки Гофмана в театре имени Комиссаржевской.

Ему доверяют оформление Театральной площади к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.

Советский период

После Октябрьской революции Аристарх Лентулов принял активное участие в формировании новой художественной культуры. Он был бессменным председателем общества московских художников, преподавал во ВХУТЕМАСе, участвовал в выставках… 1927-1928 годами датируется последний творческий подъём Лентулова, увенчанный созданием ряда великолепных работ. В это время он попытался избавиться от навязанных идеологических стереотипов и вернуться к себе самому.

В 1931 году художник вдруг осознал ограниченность своих тем и решил поездить по стране, набраться впечатлений. Он посещает Мариуполь, Донбасс, Тбилиси… Как результат — персональная выставка, посвящённая 25-летию его творческой деятельности. В экспозиции были представлены как старые, так и новые работы живописца. Художник вспоминал: «Я с лихорадочной быстротой начал примерную расстановку главных картин — это «Москва», «Звон», «Степан Разин» и «Рабочий распределитель».

Вместо эпилога

Среди последних работ Аристарха Лентулова — московский пейзаж «Вид Старого Бородинского моста» и «Автопортрет». В 1940-х художник болел и писал картины реже. Он умер после операции в одной из больниц Москвы 15 апреля 1943 года. Похоронили художника-авангардиста на Ваганьковском кладбище. Он прожил 60 лет и сумел вписать особую, неповторимую страницу в историю русского предреволюционного и советского искусства.

аристарх лентулов
Автопортрет со скрипкой
аристарх лентулов
Автопортрет
Война
Ворота с башней.
аристарх лентулов
Гитарист
аристарх лентулов
Горы
Гурзуф
Две женщины.
Женский портрет
аристарх лентулов
Закат
аристарх лентулов
Звон. Колокольня Ивана Великого
+2
13:05
707
13:28 (отредактировано)
Очень хорошая работа. Интересное сочетание кубизма с (иконописной) обратной перспективой. Цвета в левом верхнем сегменте забавные, несерьезные какие-то )
20:28
честно говоря, поначалу не могла понять, что изображено. Потом присмотрелась, разобралась. Даже понравилось.
18:25 (отредактировано)
Как всегда интересно! Спасибо!
Фамилию Лентулова встречала как художника-декоратора. Было познавательно)
Гитарист очень современен, такие цвета необыкновенно яркие. И пасхалочки с «до» обращают на себя внимание.
20:28
Интересный и необычный художник.
Загрузка...
@ndron-©