Светлана Ледовская

«Первый лозунг»: картина Терпсихорова во многом автобиографична

«Первый лозунг»: картина Терпсихорова во многом автобиографична

Картина «Первый лозунг» Николая Терпсихорова во многом автобиографична. Этот мастер искренне принял Великую Октябрьскую революцию и как многие его коллеги, в этом списке можно назвать живописцев Бориса Кустодиева, Николая Касаткина, Исаака Бродского, Константина Юона, скульпторов Николая Андреева, Ивана Шадра и других, стремился осмыслить новый образ эпохи и найти ему выражение.

Уже в первые годы строительства нового государства стали складываться черты молодого советского искусства. Что же до Николая Терпсихорова, но он известен больше как тонкий и проникновенный лирик, мастер пейзажа. Однако признание молодому художнику принесло произведение жанровой живописи. Это была созданная им в 1924 году картина «Первый лозунг»…
В высоком окне мансарды едва забрезжил рассвет, тускло осветив комнату и фигуру человека, склонённого с кистью в руках над красным полотнищем. Он сосредоточенно дописывает последние слова революционного лозунга: «Вся власть Советам».

«Первый лозунг»

Искусствоведы утверждают, что эта картина автобиографична. Скорее всего, так оно и есть. Ведь на полотне не только передана реальная обстановка мастерской художника. Всё, что зритель видит, было пережито самим Николаем Борисовичем и выглядит это очень убедительно и верно.
В 20-е годы от искусства требовалось прежде всего служить агитационным целям. Так что Терпсихоров своего героя изобразил именно таким — исполняющим свой революционный долг. Словно грамотный режиссёр художник использует каждый предмет обстановки, характеризующей время. Именно это вносит в картину повествовательный момент и помогает глубже понять идейный замысел художника.
Таких типических «примет времени», считают критики, в произведении Терпсихорова немало. К ним смело можно отнести привычный атрибут всех жилых помещений той поры — железную печурку «буржуйку». Кстати, огня в ней не видно — нет дров. На столе одинокий чайник, хлеба не видно, но лежат остатки скромной трапезы. В мастерской полумрак, с потолка свисает электрическая лампочка, вместо абажура прикрытая куском бумаги.
Судя по всему, в комнате явно холодно. Сквозь разбитое окно дует ледяной ветер. Иначе зачем художнику, который старательно выводит на кумачовом полотнище: «Вся власть Советам», изображать себя в пальто и шляпе? Да и сама картина, выполненная в коричневато-серых тонах создает ощущение неприютности… Однако во всю эту серость врывается алое полотно и зритель понимает: трудные времена пройдут, скоро наступит день, который принесёт людям радость, и они получат то, о чём мечтают.
Достоверность подкупает


В 1907 году семнадцатилетний Николай Терпсихоров приходит учиться в студию Юона. Потом поступает по конкурсу в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями становятся Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Николай Касаткин. Революцию юноша принял сразу и безоговорочно. Более того, он даже участвует в Гражданской войне на стороне Красной Армии. К мирной жизни Николай возвращается лишь в 1921 году.
С жадностью Терпсихоров окунается в работу, много творит, сотрудничает с «Окнами РОСТА». Однако для потомков он останется мастером одной картины «Первый лозунг», ставшей драгоценным документом, который подкупает достоверностью.
Учредитель и активный член Ассоциации
Живописец становится членом общества «Художественная московская школа». С 1922 по 1932 год он — один из учредителей Ассоциации художников революционной России, постоянно участвует в выставке «Революция, быт и труд». Много времени художник проводил в поездках по стране, знакомился с жизнью молодого государства и старался найти новые темы и образы.
В череде путешествий выделяются поездки в Среднюю Азию — Узбекистан и Туркмению. Незнакомый уклад жизни подсказал Терпсихорову интересные сюжеты, на его полотнах начинают играть яркие краски. Из-под кисти художника выходят картины «Книжный базар», «Красный обоз», но наиболее интересной считается «Ковровщицы», повествующая о труде и быте работниц ковровой мастерской.
В годы Великой Отечественной войны Терпсихоров обращается к военной теме, решая её в героическом («В обход врага») или жанровом ключе («Денёк в тылу», «Письмо с фронта»). После 1945 года он вновь возвращается к пейзажам, рисуя их величественно и душевно.
Вместо эпилога


Имя Николая Терпсихорова навсегда вписано в историю советского искусства, как одного из основоположников советской тематической картины и как вдохновенного мастера русского реалистического пейзажа.
Его картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Волгограда, Нижнего Новгорода, Севастополя, Сочи, Хабаровска, в других отечественных и зарубежных собраниях.
+1
14:55
679
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Владимир Чернявский