Алексей Ханыкин

Картина «Транспорт налаживается» вошла в золотой фонд советского искусства

Картина «Транспорт налаживается» вошла в золотой фонд советского искусства

Картина «Транспорт налаживается», написанная художником Борисом Яковлевым в 1923 году, вошла в золотой фонд советского искусства. В полотне органически сочетались традиции русского реалистического пейзажа и новые искания молодой советской живописи. Это произведение можно смело назвать новаторским как по заданной теме, так и по своей жизненной правдивости и убедительности.

Искусствоведы едины в мнении, что эта работа Яковлева на полном основании утверждает необходимость существования в советской живописи пейзажа-картины, где выражается идея социалистического переустройства, чувствуется гордость за молодую республику, отстоявшую свое существование в огне гражданской войны и наконец-то приступившую к мирному труду.

Напомним, в двадцатые годы в Советской России закончилась гражданская война. В борьбе с внутренней контрреволюцией и иностранными интервентами победила молодая рабоче-крестьянская республика. С советской земли были сметены остатки белой армии. Наступила новая эпоха — эпоха созидательного труда. Так что те, кто вчера с оружием в руках защищал завоевания Октября, взялись за восстановление народного хозяйства, пришедшего в страшный упадок в результате двух войн — мировой империалистической и гражданской.

«Транспорт налаживается»

На картине, которая находится в Государственной Третьяковской галерее, зритель видит ранее утро, железнодорожные пути и паровозы под парами, которые стоят возле депо одной из подмосковных станций. Люди спешат на работу. После долгих лет бездействия и разрухи налаживается жизнь…

Благодаря изображённой перспективе убегающих вдаль железнодорожных линий и столбов электропередачи создаётся ощущение простора. А уходящие к горизонту рельсы, здания станции и депо, стоящие под парами паровозы как бы символизируют трудовую жизнь первых лет восстановительного периода.

Сама картина «Транспорт налаживается» отличается довольно простой композицией и скромным цветовым решением. Но в ней есть то, чего не наблюдалось в ранних произведениях художника. Речь идёт о чувстве нового в жизни и ясности образа. Зритель сразу понимает стройность и строгость формального решения, которые как нельзя лучше соответствуют идейному содержанию картины. Полотно красноречиво говорит об обновлённой жизни в Советской России и неисчерпаемых творческих возможностях свободных советских людей. Кажется, что художник намеренно ограничивает себя, дабы не упустить главного, не нарушить настроения спокойной уверенности и сосредоточенности, которые царят на картине.

О художнике

Верно говорят, талантливый человек — талантлив во всём. Именно это можно сказать о Борисе Яковлеве. После окончания физико-математического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Апполинарий Васецов, Николай Касаткин, Абрам Архипов, Сергей Малютин.

Художник стал одним из организаторов самого передового художественного объединения 1920-х годов — Ассоциации художников революционной России. Его имя можно увидеть среди других, стоящих под известной декларацией АХРР 1922 года, в которой был намечен путь развития реалистического советского искусства.

И это вполне понятно. Ведь в работах Яковлева отразилась кипучая жизнь Страны Советов. Причём, они отличаются не только своей собственной живописной манерой, но и собственным художественным видением. Каждое его полотно — открытие новой точки зрения, нового взгляда порой на старые, давно знакомые места. К тому же, он видит природу в постоянном движении и динамике вечных изменений.

Как говорят специалисты, художник утверждал движение и этим как будто подчеркивал вечные ценности, заключённые в природе. Однако лучше всего у него получался индустриальный пейзаж, не случайно же его называют основоположником данного направления.

Художник довольно много ездил по стране. В 1925 году он побывал в Самарканде, в 1928 — в Крыму, в 1929 — в Баку, в 1930 — в Ленинграде, на Балтийском заводе, в 1931 — на Свирьстрое, в 1932 — в Майкопе, в 1933 — в Грузии, на Сурамском перевале… Две поездки он совершает на Урал — в 1933 и 1934 гг. В 1935-м художник едет в Дагестан, а в 1936 — в Карелию… И отовсюду Яковлев привозил десятки натурных этюдов, на основе которых создавал новые произведения.

В них художник воспевал силу советского человека, преобразующего природу. Так появились картины: «Мачта в горах», «На Урале», «Строительство рабочего посёлка», «Вывозка леса», «Спуск лесовоза», «Дорога на строительство», «Краны», «Верфь. Балтийский завод», «Рудник Магнезит»…

Архитектурный пейзаж

Довольно много Яковлев работает над архитектурным пейзажем. В его творчестве немало полотен, посвящённых Красной площади. Эти картины считаются одними из лучших, что создал художник.

К примеру, с картины «Москва военная», где по заснеженной Красной площади движутся на фронт танки, встаёт сумрачная Москва 1942 года. А вот уже на картине, написанной в 1947-м, Красная площадь смотрится величаво. Через год художник вновь пишет главную площадь страны. Но на этот раз он укрупняет масштабы и приближает силуэты Мавзолея, Спасской башни и храма Василия Блаженного… Словом, цикл картин Яковлева о Красной площади — своеобразный поэтический символ величия СССР.

Картины Яковлева экпонировались на выставках «Художники Российской Федерации за 15 лет», «Индустрия социализма», Всесоюзных художественных выставках и других. Его полотна хранятся в ГТГ, ГРМ, многих региональных музеях.

+2
13:50
408
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Светлана Ледовская