Алексей Ханыкин

Василий Аксенов, сборник пьес "Аврора Горелика"

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Василий Аксенов, сборник пьес "Аврора Горелика"

Я хотел написать что-то разумное, доброе, а если получится, то и вечное. А написалось суконно-валеночное "сборник пьес Васи..."

Сборник пьес Василия Аксенова "Аврора Горелика" обернулся неожиданным чтением, приятным, даже весьма, не скажу, что удивившим меня до глубинных, но...

Аксенов, как известно всем желающим, пижон стиля и фарцовщик словами. Я не буду вдаваться в разворачивание метафоры "обмена", она, к сожалению, не всегда в его пользу. Однако автор ярок и щедр на эмоции, как меткое народное слово на заборе.

Эмоционально нового от сборника я получил немного, все мотивы мне так или иначе уже встречались, разве что первые две пьесы впечатлили неожиданностями. Но книгу прочел от корки до корки, хоть и с перерывами на еду, сон и подметание полов. Книгу рекомендую, уверенно.

Сборник начинается с сюрреалистической, или абсурдистской, первой в трилогии о Горелике драмы "Горе, гора, гореть", со множеством мутноватых аллюзий (например, на фамилию поэтессы Горенко) и невнятным сюжетом, написанной по-аксеновски вприпрыжку бодро. Даже местами заводно. Поначалу возникла мысль, что пьеса "из ранних", такая себе авторская проба блудливого пера. Потом возникло сомнение. При проверке дат написания оказалось, что пьеса "из поздних". Немое недоумение до сих пор стоит передо мной и картинно трясет стихами из этой драмы.

В трилогии еще две пьесы – "Аврора Горелика" и "Ах, Артур Шопенгауэр"

"Аврора Горелика", примерно с теми же главными героями и с полной пригоршней новых, среди которых – древнеегипетские боги и крейсер с женской сущностью. Про крейсер мне понравилось. Трогательно. Семьдесят тысяч тонн металла, плавные обводы стальных бортов, женская сущность с боеголовками, имя Аврора. Мне немаловажно, что серия из "Футурамы" про ревнивый космо-корабль появилась годами позже.

Это личное, конечно, но я, бывало, читывал не только школьный учебник по истории, но и Якоба Бема с его "Авророй", а также "Утреннюю зарю" Ницше, поэтому при упоминании Авроры у меня в голове рушатся подпорки и самоорганизуется экзистенциально-мистический бардак. А тут еще Аксенов добавляет...

Пьеса "Ах, Артур Шопенгауэр" забавна, как почти все у Аксенова, а как сценический текст – более глубока, точна, и современна. А, может быть, просто понятнее, по проблемам и по событиям. Сценично и цинично. Про старость и бессмертие.

Не знаю, что побудило составителей поставить в самое начало сборника трилогию о Славке Горелике и Наташе-какаше. Вы не ошиблись, так и есть. Наташа-какаша, секс-рабыня, одна из персонажей первых трех пьес. Аксенов, как я понимаю из интервью, находил в Горелике что-то личное, "вписывал" в его образ "свое". Чем оно и ценно для архео-филологов из неизвестного мне будущего.

"Горе, гора, гореть" написана в 1998, через восемнадцать лет после эмиграции. Отражает, так сказать, особенности существования русского языка и русскоязычной диаспоры за рубежом. В этом смысле – поучительно. "Аврора Горелика" написана в 1999, а "Шопенгауэр" в 2000. Это три последние пьесы писателя, судя по данным в Вики.

Забавно, что некоторые интонации "Нового сладостного стиля" (издан в 1996 году) в преображенном виде повторяются в "Горе, гора, гореть". Есть в них общая атмосфера, местами. Пьеса еще больше "аристофанивает" тот еще по фантасмагоричности "Новый стиль", придает ему совсем уже бесстыдные оттенки хохмачества, не без примеси данс-макабра, не без ощущения брызгучего смеха туберкулезника.

А в 2000 у Аксенова выходит "Кесарево сечение", роман, который автору кажется одним из лучших. Я пока до "Сечения" не добрался, ничего не скажу. Но вот три пьесы "про Горелика" как раз по времени укладываются между "Новым сладостным стилем" и "Кесаревым сечением", что делает этот драматургический отрезок весьма интересным зеркалом (или рефлектором) идей из больших романов.

Пьеса "Всегда в продаже" (1965 год) – драматическое произведение, с которого, как я читал (в аннотации к книге), чуть ли не начинался театр "Современник". Пьеса активно шла на сцене и, говорят, пользовалась бешенной популярностью. Я верю. Пьеса едкая, яркая, должно быть, очень сценогеничная. На сцене ее играли Табаков, Даль, Гурченко, Козаков. Плеяда хороших артистов в хорошей пьесе.

Дальше – пьеса-загадка, комедия в восьми картинах с названием "Поцелуй, оркестр, рыба, колбаса". Анаграмма к слову "порк", то есть "свинина". Пьеса отсутствует в списке пьес в Вики. На других сайтах со списками работ Аксенова я ее тоже не увидел.

Вместо нее в списке пьес есть "Твой убийца", о чем А.Гладилин в комментариях к "Одно сплошное Карузо" говорит так: "Я не знаю, что эта за вещь – «Убийца». У Аксенова часто бывало, что он давал своей повести или пьесе одно название, а выходили они под другими."

"ПОРК" написан в 1964 году, "Твой убийца" – в 1966. Видимо, не одно и то же.

Сказать про "Поцелуй, оркестр, рыба, колбаса" сложно. Капустник, комсомольский задор и забота об интеллекте эксплуатируемых народов Латинской Америки? Не то чтобы непрямолинейно, а больше всего похоже на комсомольскую агитку. Есть, есть здравый смысл в неупоминании этой "комедии в восьми картинах" в общем списке работ.

Комедия "Четыре темперамента" про четыре темперамента на "том свете". Там есть персонаж "Любовный треугольник". Появляется и щемится. Вероятно, был бы органичен у Мейерхольда, и вообще в то время. Ильф и Петров могли бы написать об этой пьесе бессмертное "Театр экспериментировал..." или "Автор искал..."

К слову, в комедии (написана в 1968) упоминается персонаж Стальная птица, разработке темы которой посвящена одноименная с персонажем "повесть с отступлениями и соло для корнета" (написано в 1965). Такое угасающее эхо хорошего текста (при правильном сокращении двух предпоследних слов получим вздох "эхохо...", т.е. "эхо хорошего..."). Мне "Сталь-птица" понравилась с первого прочтения. Есть стиль, и есть полет в ней, и руки-крылья тоже есть, но не те.

"Арстофаниана с лягушками" обозначен как "бурлеск в античных традициях". Хор лягушек, строфа и антистрофа, ода-эпиррема-антода-антиэпиррема, есть древнегреческие боги и герои, есть Аристофан (сочинивший оригинальных древнегреческих "Лягушек"). Написано в 1968 году. Обращаю внимание на вторую в этом году пьесу о посмертном существовании (вместе с "Четырьмя темпераментами"), а в книге об этом еще "Ах, Артур Шопенгауэр".

Завершается сборник почти чеховской по настроению "Цаплей". Комедия с антрактами и рифмованной прозой. Образ Цапли появляется у Аксенова неоднократно, например, в "Золотой нашей железке". Перекличка любопытная: "Чайка" и "Цапля", комедия и комедия (спойлер: это как сыграть), пять букв в названии, две фамилии на -ов. Мотив "цапли" очень хорош, и меланхоличен, и узнаваем. И, вероятно (смелое предположение), архетипичен всякому жителю России, напитанному тоской надболотных сумерек. Следы и ожидания Цапли я нахожу (по памяти) на многих, многих страницах русской (поставьте на выбор: прозы, поэзии, музыки, живописи).

Послевкусие от "Цапли" – приятное, с легкой горчинкой. Пьеса посвящена друзьям-участникам альманаха "МетрОполь". Написана в 1979. Символ, в определенном смысле, догнал (или загнал) автора.

Книга "Аврора Горелика" вышла на рыхловатой и малость желтоватой бумаге, толстые страницы приятно переворачивать. Отчего-то не везде обозначены годы написания текстов, где-то есть, где-то – не указаны. Логики в указании/неуказании дат я не заметил. Вероятно, небрежность издателя. С датами в издании сложности: на титуле указан 2008 год, а на обороте страницы, в выходных данных – 2009. Обложка хорошая, в стиле постмодернистского деконструктивистского ироничного, разумеется, пост-соцреализма. Издано "ЭКСМО", в Москве, в 2008 (или в 2009?) году.

Фото обложки взято в Интернете.

+4
16:05
543
23:40
+2
Ну да. Прочитал с интересом. А еще кому-то это будет нужным?
Ох, сейчас никого не помнят. Слава богу, Пушкин пока держится. Типа: «А кто платить за паровое отопление будет?»
А вообще — полезная публикация. Аксенов молодец. И все. Триндец.
07:54
+2
А еще кому-то это будет нужным? — Уверенное Да.
Вот спасибо за поддержку! А то я всегда в тупике при попытке ответить на частое «Пф-ф, да кому это нужно?..» ))
13:30 (отредактировано)
+1
Пока думал как ответить на ваше «кому-то это будет нужным», тут и без меня ответили. )
Аксенов, да, молодец.
Не знаю я про нужность. Не дано мне предугадать.
Загрузка...