Светлана Ледовская №2

«Заросший пруд» Поленова ознаменовал творческую зрелость автора

«Заросший пруд» Поленова ознаменовал творческую зрелость автора
Полотно «Заросший пруд» кисти Василия Поленова, экспонировалось на VII выставке Товарищества художников-передвижников, открывшейся в апреле 1879 года. Критики утверждали, что эта картина завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости.

Холст также входил в экспозицию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года, состоявшейся в Москве. В дальнейшем владельцами картины «Заросший пруд» были коллекционеры Е.А. Сапожникова и Я.И. Ачаркан, у которого в 1928 году её приобрела Государственная Третьяковская галерея.

Следует отметить, что на петербургской части выставки передвижников «Заросший пруд» не экспонировался. В каталоге упоминались три другие картины Поленова — «Удильщики», «Бабушкин сад» и «Лето». «Заросший пруд» же был представлен на московской части. Художественный критик из «Московских ведомостей» восторженно писал, что в картине Поленов проявил себя как романтик: «это не есть пруд „вообще“», у него есть «своя история», «это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, „настроение“, и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет „элегия“».

Как отметил в своей публикации искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов, в картине «Заросший пруд» Поленову удалось «с наибольшей силой и живописной красотой» выразить «реальную, но овеянную своеобразной романтикой поэзию природы». Он так же отмечал, что «и известная звучность красок, и строгая распланированность, и, наконец, тот момент романтичности, который ощутим в этом пейзаже», позволяют говорить о его «родственности» пейзажам Фёдора Васильева. А вот его коллега Тамара Юрова отмечала, что эта картина «завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости».

Пейзажи

В 1873-1876 годах Василий Поленов жил и работал в Париже. После возвращения в Россию присоединился к русской добровольческой армии, принимавшей участие в Сербско-турецкой войне. Художник отправился в район боевых действий и создал ряд рисунков по мотивам своих батальных впечатлений. Однако уже в 1877 году он вернулся в Москву, снял квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках и стал писать пейзажи. Именно тогда была начата работа над картинами «Московский дворик», вскоре принёсшей ему славу, и «Бабушкин сад».

5 июля 1877 года родители художника — Дмитрий Васильевич и Мария Алексеевна — пригласили его к себе на дачу, которая находилась в деревне Петрушки под Киевом. Во время поездки в Киевскую губернию Поленов создаёт несколько этюдов, которые впоследствии были использованы им при работе над полотнами «Заросший пруд» и «Лето».

А чуть позже, в имении своей бабушки Веры Николаевны Воейковой, расположенном в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии, он пишет небольшую картину «Пруд в парке. Ольшанка», которая также хранится в Государственной Третьяковской галерее.

«Заросший пруд»

На картине изображена часть пруда, у правого края которого находятся мостки. На переднем плане — берег с зелёной травой и полевыми цветами, на заднем — деревья окружающего пруд парка. Впечатление обширности парка достигается тем, что на полотне показаны только нижние части стволов и склонившиеся к воде ветви.

Художник словно «срезает вершины деревьев рамой, как бы приближает всё изображение к зрителю». Кроме этого, в просвете слева намечено продолжение парка, значительно удалённое в перспективе от прибрежных деревьев. Большая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. Зеркальная гладь пруда усыпана островками водяных лилий…

В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками — его светлое отражение на водной поверхности находится в нижней части, у левого края полотна. В светлых тонах изображены также мостки и подходящая к ним тропинка. За счёт этого взгляд зрителя направляется в глубину, туда, где на скамейке сидит молодая женщина, моделью для неё послужила сестра-близнец художника — Вера Дмитриевна Хрущова.

Участие в выставках

Картина «Заросший пруд» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Поленова, состоявшихся в 1969 году в Ленинграде и в 1994-1995 годах в Москве и Санкт-Петербурге. В 1971-1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск, Москва), приуроченной к столетию ТПХВ. С выставками картина побывала в ряде зарубежных городов — Белграде, Бухаресте, Варшаве, Берлине, Вашингтоне, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе, Кёльне, Цюрихе и Вуппертале. Полотно было одним из экспонатов юбилейной выставки к 175-летию со дня рождения Поленова, проходившей с октября 2019 года по февраль 2020 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В настоящее время картина «Заросший пруд» выставляется в зале № 35 основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Стоит отметить, что Василий Поленов написал уменьшенный вариант полотна «Заросший пруд», который хранится в Государственном Русском музее. Ещё одни вариант хранится в Одесском художественном музее. Здесь мнения искусствоведов разошлись — по одним сведениям, он является авторским повторением, по другим — этюдом.

Кроме того, ещё одно авторское повторение картины «Заросший пруд» хранится в частном собрании. Также известно о существовании варианта под названием «Заросший прудик» из собрания московского коллекционера А.М. Колударова, который экспонировался на персональной выставке Поленова, проходившей в 1950 году в Москве.

Отзывы критиков

Искусствовед Ольга Лясковская писала, что при работе над полотном «Заросший пруд» Поленов «стремился к уравновешенности композиции, к общему впечатлению картинности». По её словам, художник «своеобразно и правдиво» передал фактуру травы и листвы, а также красиво обобщил «окутанные туманом далёкие купы деревьев и уголок голубого неба с облаком, отражающийся в воде».

В монографии о творчестве Поленова искусствовед Тамара Юрова писала, что живопись картины «Заросший пруд», почти полностью построенная на градациях зелёного цвета, «обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста», а «тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки». При этом создаётся впечатление, что «в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов», а также нет той «несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“». По словам Юровой, эта картина «знаменовала наступление творческой зрелости» художника.

Другой искусствовед — Элеонора Пастон полагает, что поленовские полотна «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» составляют «своеобразную лирико-философскую трилогию художника». В своём труде о творчестве художника она отмечала, что в пейзаже «Заросший пруд» «в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение», которое «подчёркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне тёмных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надёжным убежищем». Пастон писала, что «тема ухода от тягот действительности в мир природы», начатая Поленовым в этой картине, впоследствии получила развитие в его произведениях 1880-х и 1890-х годов, а также в творчестве одного из молодых друзей Поленова — Михаила Нестерова.

+1
11:35
691
Великолепная работа. Не кажется ли вам интересным, что многое у передвижников странным образом отражает романтические (в живописи) настроения? Такой весьма специфически отраженный романтизм с подчеркнутой социальной подкладкой, выросший на российской почве. Вообще, интереснейшее время в искусстве. Нащупывание какого-то нового и весьма национального отношения к искусству, к обществу, к жизни.
11:20
всегда смотрю на работы передвижников и не пеерстаю восхищаться. Просто гениальные! Смотрю на полотна сегодняшних творцов, вроде тож пыжатся, что-то ищут, а ничего, кроме раздражения не вызывают. Одна надежда — быть может через сто лет ими будут восхищаться…
Загрузка...
Alisabet Argent