Alisabet Argent

Северные пейзажи Константина Коровина

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Северные пейзажи Константина Коровина

Известный русский художник Константин Коровин написал ряд северных пейзажей, в числе которых картина «Зимой». Полотно, поначалу оно называлось «Зима», было написано в 1894 году и экспонировалось на VI-й выставке Московского товарищества художников, проходившей пять лет спустя. В 1900 году этот пейзаж у живописца приобрёл Совет Третьяковской галереи, с тех пор он является частью собрания Государственной Третьяковской галерее.

Известно, что в 1894—1895 годах Константин Коровин написал ряд северных пейзажей, среди которых были картины «Зима в Лапландии» и «Геммерфест. Северное сияние». Картину «Зимой» также причисляют к этому циклу.

На холсте изображена лошадка, запряжённая в сани, спокойно стоящая на снегу у деревенской избы. Рядом с ней — голые зимние деревья и покосившийся забор. Вдали, на горизонте, под пасмурным небом видна тёмная полоска леса.

Вообще, даже неопытный знаток живописи замечает, что неотъемлемым качеством работ Коровина является этюдность. Подобно своему любимому учителю Алексею Саврасову, художник старается увидеть скрытую поэзию и красоту в неказистом заборе, пасмурном дне, понурой лошадке, терпеливо стоящей в ожидании…

В цветовой гамме картины преобладают различные оттенки серого и белого цветов, в которых можно различить как тёплые, так и холодные тона Благодаря этому на холсте создаётся эффект перламутрового свечения. Причём, серые тона художник получал путём смешивания контрастных цветов, а рельефные мазки передают фактуру снежной корки и влажность зимнего воздуха. Если сравнить работу с другими произведениями мастера, то в этом случае картина написана более сдержанными красками, однако, она не похожа на графику.

Критики о картине

Вот как написала об этом полотне в книге о жизни и творчестве Константина Коровина Вера Домитеева: «Зимой» — итог. Предварительный, промежуточный, но итог. Непосредственная история у этюда короткая: вернулся из Парижа домой, сильно соскучился, заново всему удивился и написал этот день возвращённого счастья. Предыстория длиннее, отсчёт с пейзажа на ученической выставке, когда Коровин радовался подтаявшему уходящему снегу, звенящему прощанию-предвестию. Теперь он стал ценить покой. Снег в его этюде лежит ровно, плотно — отдыхом, отдохновением в годовом круговороте… Морозный простор и тёплые лошадиные ноздри. «Зимой» — философия Константина Коровина, его отчётливые на белом снегу первоэлементы блага».

В продолжение темы искусствовед Михаил Киселёв высказался о значении этой картины следующим образом: «Говоря о работе «Зимой», нельзя не подчеркнуть, что именно она стоит в преддверии таких важных для русской живописи явлений, как крестьянский цикл Валентина Серова и «Март» Исаака Левитана, созданных позднее».

Ученик Саврасова

Если внимательно посмотреть на картины Константина Коровина, посвящённые русской зиме, то можно заметить, что в большинстве своём они имеют несколько лубочный характер и чем-то даже напоминают работы Бориса Кустодиева. Практически такие же яркие краски и те же праздники… Так что в полной мере классическими пейзажами можно назвать лишь ранние и северные работы Коровина, который был учеником известного пейзажиста Алексея Саврасова.

В 1884 году в жизни Коровина произошло знаменательное событие — он попал в дом промышленника и мецената Саввы Мамонтова и стал членом Мамонтовского (или Абрамцевского) художественного кружка. А в конце 1890-х он связал судьбу с обществом «Мир искусства». Как известно, оно славилось своей театральностью и сказочностью в изображении всего, с чем имело дело в искусстве. Словом, столь необычное изображение русской зимы на полотнах Коровина вполне объяснимо.

Художник Коровин

Константина Коровина по праву называют первым русским импрессионистом Это течение зародилось во Франции и широко распространилось в европейском искусстве последней четверти XIX века. Свою задачу импрессионисты видели в предельно точном воссоздании на холсте каких-либо преходящих, мгновенных состояний природы и человека, той окружающей нас световоздушной среды — невидимой и бесцветной,— которая определяет в природе всё: контуры и цвет предметов, насыщенность и рефлексы цвета, его гармонию и дисгармонию, изменчивую атмосферу пейзажа, настроение, эмоциональную тональность.

Обычно главными «героями» картин художников-импрессионистов становятся свет и цвет, что зритель и видит на картинах Коровина. Импрессионистом он стал не только потому, что знал и увлекался произведениями французских импрессионистов. Просто этот метод написания картин прекрасно отвечал его сущности как художника, темпераменту, особенностям дарования и отношению к жизни.

Всё развитие русской пейзажной живописи — от пленэрных открытий Сильвестра Щедрина и Александра Иванова к творчеству художников конца XIX — начала XX века — закономерно вело к утверждению этих художественных принципов. Коровин, по мнению искусствоведов, как бы завершил этот процесс и, в свою очередь, оказал влияние на многих своих современников, учеников, последователей.

+5
12:45
520
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Ольга Силаева