Вымыслы в отражениях: Казино Рояль

Казино «Жаркий Июль»

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Вымыслы в отражениях: Казино Рояль

«Запах духов, табака и пота в три часа утра в душных помещениях казино могут вызвать тошноту, а кроме того, происходит эрозия души, разъедаемая игрой по высоким ставкам… »

С этих предложений открывается Бондиана. Книжная. Конечно, именно фильм «Доктор Но», где в образе агента 007 явил себя блистательный Шон Коннери, стал отправной точкой превращения Джеймса Бонда в культового персонажа. Но все же сам агент секретной службы родился в казино.

13 апреля 1953 года был опубликован дебютный роман Яна Флеминга – «Казино Рояль», на страницах которого и появился впервые агент британской разведки Джеймс Бонд. Тираж составлял всего 4728 экземпляров и был продан меньше чем за месяц, так что в мае 1954 года был выпущен дополнительный тираж романа.

Сложилось так, что все книги Флеминга экранизированы, но киношная эпопея началась с «Доктора Но». А вот «Казино Рояль» в отличие от прочих книг экранизировалась трижды: в 1954 для сериала, в 1967 году в виде сатирической комедии и в 2006 году фильмом, открывшим Бондиану заново, полностью изменив образ Бонда. Как отметил редактор Мира Фантастики – Бонд XXI века получился не английским джентльменом, а пролетарием с лицом ГБ-шника Путина. Уж не знаю, кто был больше польщен таким сравнением: Даниэль Крейг или сам, ну Вы поняли о ком я.

Но надо признать Даниэль Крейг стал отличным Бондом. Попал в образ, хотя это было неожиданно. Я-то его помню по роли омерзительного злодея в сериале про королевского стрелка Шарпа и друга Лары Крофт в первом фильме с Джоли, на которую в те времена еще можно было посмотреть. И если честно не видел в нем Джеймса Бонда. Но просмотр «Казино Рояль» и всех последующий фильмов с ним доказал обратное. Новый Бонд стал серьезным, реалистичным, оставаясь по-прежнему непобедимым агентом на секретной службе ее величества. Больше нет опереточных, фантастических злодеев, с их грандиозными замыслами, женщины ушли на второй план, даже не с каждой Бонд переспал. Да, годы до всех добираются. Но главное Бонд не стал скучным, а скорее даже более интересным, чем он был в старых фильмах.

А каков книжный Бонд и что общего у литературного и киношного казино, кроме названия.

В первую очередь общность сюжета. Главный злодей Ле Шифр, потеряв деньги в результате неудачных вложений, организует в казино «Рояль» турнир по карточной игре, чтобы их таким способом вернуть. Бонда туда направляет Ми-6, чтобы он его обыграл и заставил сотрудничать с британской разведкой.

Персонажи в фильме те же, что и в книге. Протагонист Бонд и антагонист Ле Шифр, девушка Веспер Линд, связной Рене Матис и агент ЦРУ Феликс Лайтер.

Но дьявол кроится в деталях. И дальше можно найти кучу отличай. В книге казино находится во Франции, а в фильме в Черногории, и если на страницах Бонд и Ле Шифр играют в баккара, то в кино состязаются в покер. В книге Матиса не подозревают в предательстве, а похищенный любовник Веспер в книге является поляком, тогда как в фильме он алжирец.

Но главное расхождение в том, что книга 1953 и фильм 2006 через один и тот же сюжет воплощают разные эпохи.

Книга «Казино Рояль» пропитана духом Холодной войны. И главным злодеем, конечно же, является СМЕРШ. И Ле Шифр здесь как раз агент СМЕРШа, который получил деньги от советского правительства на поддержку коммунистического движения и как истинный француз вложил их в бордели. Но тут власти Франции издали закон о запрете борделей, прикрыв лавочку. Чтобы вернуть деньги, Ле Шифр, он же герр Нумер и он же мистер Намбер организует турнир по баккара в казино Рояль.

Это в других книгах появится таинственная организация Спектр во главе с любителем кошек Блофелдом. Но в самой первой Бонду противостоит СМЕРШ.

Бонд, конечно, обходит все ловушки и не без помощи заокеанского друга Лайтера обыгрывает Ле Шифра. Тот конечно не сдается, похищает Бонда и пытками пытается отобрать у него деньги.

В фильме эта сцена воплощена и кто смотрел, помнит, что пытку прерывает член Спектра мистер Уайт, укокошивший Ле Шифра. Но в книге эту роль исполняет агент СМЕРШа. Его выход можно сравнить с явлением Дьявола воплоти. Ле Шифр из суперзлодея превращается в стушевавшегося, нашкодившего мальчика, родители которого, наконец, заглянули в его школьный дневник. И он получает пулю в голову покорно и смирено, потому что от СМЕРШ не уйти, его агенты тебя везде достанут. Ле Шифр еще легко отделался, у агента не было времени его попытать. Уходя, агент вырезает на руке Бонда букву Ш – шпион, клеймо. Так что не зря Флеминг работал журналистом в Москве, взять интервью у Сталина не смог, зато русские буквы ему пригодились для романа.

Веспер Линд тоже оказывается агентом советской разведки, пойдя на предательства не за идею, а за поляка, которого в Варшаве хлопнули оперативники СМЕРШа. В итоге полюбив Бонда и забыв о поляке, она совершает самоубийство, чтобы он не стал мишенью СМЕРШа. Не тонет эффектно, как Ева Грин в Венеции, но конец тот же.

Флеминг не блестящий автор, но то, что ему удалось создать свой мир и свою атмосферу нельзя отрицать. Атмосфера и дух казино, азарт игры, роскошь дорогих блюд и напитков и, безусловно скрытое на фоне игры противостояние двух героев. И при желании можно самим научиться играть в баккара. Бонд рассказывает правила игры. В фильме на фоне драк и погонь, не сумеешь понять суть покера, если конечно сам в него не играл.

А еще книга пропитана гнетущей атмосферой невидимой теневой войны шпионов. СМЕРШ наводнил весь свободный мир агентами, которые убивают кого и где угодно, вербуют и похищают нужных людей и творят прочие злодеяния. Они описаны так, словно они не люди, а роботы, машины, созданные для убийств и пыток, для которых убить и умереть так же легко, как Бонду смешать мартини.

Вот эпитеты из книги – «СМЕРШ – это карательный кнут», «безжалостное орудие смерти и мести», «ее движущая сила страх». И когда Бонд сообщает Матису, что Ле Шифра устранил СМЕРШ, тот тихо присвистнул и с уважением заметил: «ОНИ занялись им». ОНИ – СМЕРШ – Враг с большой буквы, ужасный, страшный, опасный, а они последний бастион свободного мира от этого зла.

Бонд, правда, размышляет о природе зла и думает о том, что он с одной стороны, а они с другой. Сейчас его правительство борется с коммунизмом, но кто знает, с чем бы ему пришлось бороться в другую эпоху, а методы у спецслужб неизменны. Так не являются ли он и СМЕРШ лишь двумя сторонами одной медали.

Но после самоубийства Веспер Джеймс о таких философских размышлениях больше не помышляет. Он становится идеологически правильным – надо быть преданным агентом и уничтожить СМЕРШ любой ценой.

Как будто и не было совместной борьбы Великобритании и Советского Союза против стран Оси. А Флеминг ведь работал всю войну в разведке, и прекрасно знал, кто враг, а кто союзник. Но когда стал писать шпионский роман, встроился в новую эпоху, когда враг это вчерашний союзник.

В фильме 2006 года, конечно, все это уже неактуально, тут у нас террористы, африканские повстанцы, тайная организация, занимающаяся криминальными делами по всему миру. Мы можем погрузиться в атмосферу казино, роскошных вил и машин, дорогих напитков и борьбы с международными преступниками. Холодная война ушла в прошлое. И нет этой атмосферы теневой незримой войны и наводнивших мир чудовищ из Советской России. Но так было в 2006 году.

А на дворе 2021 и, кажется, колесо рулетки опять повторяет свой круг. Похождения Боширова и Петрова в Солсбери и в Чехии, растиражированные на всю планету, словно писались по неопубликованным черновикам Яна Флеминига. И кто знает, может в новой версии «Казино Рояль» Бонду будет противостоять за карточным столом Номер Номерович Шифров, агент ГРУ, и играть они будут в тринку.

И надеюсь, Вы поняли, что СМЕРШ это мы с вами. Чудовища, ведущие войну против свободного мира, орудие которых страх, это мы. В их глазах. В глазах этой части света, самовольно себя назвавшим «свободным миром». И если Вы думаете обратное, что Вы убеждены, что не имеете отношения к СМЕРШу, то не думайте, что они там за бугром считают точно также, как и Вы. Они думают обратное, просто прочтите «Казино Рояль».

И напоследок я скажу: хоть я смотрю бондиану, видел все фильмы, и мне нравится созданный Крейгом образ, я восемь тысяч раз за СМЕРШ. Потому что они наши. 

+11
23:30
920
23:48
+1
Круть) ждала я блога про бондиану и вот)))
Спасибо, Влад!
23:51
+2
Спасибо, Вам, Таша за идею с казино. Повезло, что смог написать и выложить к концу срока.
00:25
+1
Да, Крейг — самый лучший Бонд. Нет брюнетной слащавости. Про Бонда не читала книги, так что было интересно. ok
00:26
+2
Спасибо. Я сам 3 первых книги прочитал. Дальше не пошло.
07:26 (отредактировано)
+3
Замечательный обзор! И выводы мне в тягу.
Ремарка. Речь Черчилля в Фултоне была произнесена в 1946 году, а книгу Флемминг написал в 1953. Это к «холодной войне» и размежевании.
И ещё. Все предыдущие Бонды выглядели джентльменами, а Крейг — нет. Ни осанка, ни смокинг, ни манеры не помогли. Он выглядит хищно. Зверь. Машина. Да и рабоче-крестьянское лицо подгуляло.
На постсоветском пространстве в казино баккара не прижилась. Играли исключительно в рулетку, покер и 21 «очко». Как раз последнюю пытались модернизировать в баккару, но чаще безуспешно. Слишком много колод в игровой пачке — слишком много никчемных карт — слишком поганые ухмылки на харях крупье.
А за последнее предложение отдельный респект! Как в музыке, в неё прозвучала кода.
15:44 (отредактировано)
+2
Благодарю. Не знал, что у нас баккара не прижилась. Но не мудрено, в казино не был ни разу. А на счет холодной войны, ну если капнуть историю, то очевидно, что мы с США и Британией были союзниками против общего врага, оставаясь при этом противниками. Достаточно вспомнить операцию «Немыслимое», которую инициировал сэр Уинстон. А вообще после войны они с нами скотски поступили. Но до сих пор полно дураков, которые полагают, что с ними мы можем дружить.
16:08
+1
С Западом нужно всегда держать кукиш в кармане. У них всегда два закона. Один для себя, второй — для других.
17:18
+1
Это верно. Впрочем и на востоке так же обстоят дела.
17:21 (отредактировано)
+1
Благодарю, Влад!
я не фанатка Бондианы, я очень придирчива к занудам, но мне очень понравился ваш блог!
сравнение книжной и киношной линий, с параллельными сравнениями актёров, плюс исторические отсылки — и это практически на том уровне занудства, который я способна воспринимать, не заскучав. Если слишком завуалированно, простите)) Это комплимент.
По мне так отличная работа, которую я почему-то восприняла как закадровый текст. Или как подкаст. Это была бы отличная программа — хоть для прослушивания, хоть для просмотра. Думаю, если не фанатов, то заинтересовавшихся Бондианой стало бы гораздо больше.
супер! thumbsup
18:14
+2
Спасибо за комплимент. Неожиданно и приятно. Значит что-то из моей писанины выходит. Мерси.
22:04
+2
1 фишку Бонду. Джеймсу Бонду (не удержалась от банальщины))))
00:36
+2
Джеймс Бонд благодарен и шлет вам бокал Веспер.
15:33
+2
1 фишка
00:36
+1
Спасибо.
19:05
+2
Класнный обзор! Интересно и понятно любому что главное. smiledanceФильмы смотрел, но всех подробностей не знал. musicСпасибо что посвятили! thumbsup1 фишка
23:52
Спасибо. Приятно, что понравилось.
19:28
+1
3 фишки. Супер-интересно. Информативно, захватывающе — как само кино. Как любитель литературы и кино не могу пройти мимо.
23:55
Очень приятно высокая оценка от человека, который тоже любит кино и литературу.
Загрузка...
Алексей Ханыкин