Анна Неделина №2

Три грани Джека Лондона

  • Самородок
  • Опубликовано на Дзен
Три грани Джека Лондона

Шило в одном месте

Я помню четырехтомник Джека Лондона, который стоял в шкафу, когда я была маленькой. Разноцветные книги с разводами — серая, голубая, сиреневая… еще какая-то.

Оказывается, это издание входит в «макулатурную серию» — книги, которые давали за сдачу макулатуры. Из этого следуют две мысли. Во-первых, моя семья сдавала макулатуру, и это внезапно. Во-вторых, вот бы сейчас за сдачу макулатуры давали что-нибудь хорошее, кроме головной боли...

Но вернемся к Лондону.

В советской традиции он входил в список писателей, которых дети и подростки должны читать и обожать, потому что ПРИКЛЮЧЕНИЯ! Тем паче что Лондон большую часть своей жизни состоял в социалистической партии, а что разочаровался в ней под конец — об этом умолчим.

Так вот, ПРИКЛЮЧЕНИЯ! Рид, Дюма, Верн, Стивенсон и Сабатини вместе с ним — у каждого был свой мир, со своими звуками, вкусами и запахами.

Что такое Джек Лондон? Я еще не читала, а уже знала, что это бескрайний и опасный снежный простор, звенящая тишина снегов, собачья упряжка и отороченный мехом капюшон куртки.

И я честно штурмовала в детстве разные кусочки из этого четырехтомника. «Белого клыка» и «Маленькую хозяйку большого дома». Но не шло. Я была уже не советским ребенком.

Пошло потом, когда я узнала, что Лондон намного шире, чем все вышеперечисленное.

Серьезно писать он начал в двадцать три года. К этому времени успел сделать много увлекательного (да, я буду пересказывать вам Википедию). Побатрачить на разных фабриках и понять, что такой физический труд очень быстро делает из человека скотину (станешь тут социалистом!). Занял денег у соседки-негритянки, которая была фактически его няней, купил лодку и стал на ней браконьерить.

Влился в общество браконьеров, а потом помогал патрулям их отлавливать. Послужил матросом на шхуне, которая плавала в Японию. Посидел в тюрьме за бродяжничество. Поехал на Аляску за золотом, но нашел только цингу и вдохновение. Вернулся и подумал, что самое время поучиться в школе…

Активно творил он всего семнадцать лет, и за эти семнадцать написал столько, сколько некоторые классики не пишут за шестьдесят. При этом он еще успел дважды жениться и родить двоих детей, работать корреспондентом, в том числе освещать русско-японскую войну, и тратить куда-то деньги, потому что, даже при огромных гонорарах, ему их все время не хватало.

Черт возьми, это была бурная и прекрасная жизнь. Которая породила прекрасную и настолько многогранную литературу, что мне до сих пор кажется, будто разные его книги писали разные авторы.

Мой Лондон — это:

«Сердца трех»

«Мартин Иден»

«Зов предков»


«Зов предков», Киплинг и Ницше

«Зов предков», который я дочитала на днях, — это тот самый Джек Лондон, которого я представляла в детстве. Тысячи километров на санях, описанные от лица собаки.

Главный герой, охотничий пес Бэк, живет в богатой семье и не знает бед до тех пор, пока садовник, отчаявшийся наркоман, не продает его за небольшую сумму на север. Туда, куда сотни людей едут в надежде добыть золото. Туда, где постоянно нужны хорошие, сильные ездовые собаки.

На севере из Бэка быстро выбивают всю дурь. Выбивают буквально, и ты уже на первых страницах погружаешься в жестокий, суровый мир без прикрас и сантиментов. Удивительно смотреть из нашего гуманного времени, как Лондон описывает быт и нравы Клондайка. Одна собака зазевалась, и ее растерзали. Бывает. Горе-путешественники не прислушались к советам бывалых, уморили половину своих собак, а потом всей компанией ушли под лед — туда им и дорога. Бэка поколотили дубиной до бессознательного состояния — ну что ж, то, что нас не убивает…

Так закаляется сталь. Так в лощеной южной собаке просыпается далекий предок.

«Непреодолимое влечение овладевало всем его существом. Вот он лежит в лагере, лениво греясь на солнце, и вдруг голова его приподнимается, уши настораживаются, он нюхает, прислушивается, вскакивает и пускается бежать без оглядки, все дальше и дальше, через открытые пространства и сквозь лесные чащи, откуда как будто высовываются ему навстречу загорелые лица неведомых людей. Он любил бегать по высохшим руслам речек, подстерегать и выслеживать птиц на деревьях. Иногда целыми днями он просиживал под каким-нибудь кустом и наблюдал оттуда, как перекликались и перелетали с места на место куропатки. Но особенное удовольствие доставляло ему бегать в прозрачные сумерки белых летних ночей, прислушиваться к невнятным и сонным бормотаниям леса, различать звуки и всякие приметы так, как человек читает книгу, и разыскивать то таинственное, что его упорно звало во сне и наяву, не давая на минуты покоя».

И когда Бэк, сменив несколько хозяев, встречает того, которого на самом деле полюбит, ты уже знаешь, какой это будет человек. Сильный, суровый, немногословный, открытый, опытный и мудрый. Разве что не бессмертный…

И хочется быть таким же, сильным и настоящим.

«Мы с тобой одной крови — ты и я». 

Нет, это из книги другого писателя, который тоже воспевал мужественность и дикую природную силу. Это Киплинг.

Интересно, что Киплинг тоже в одной своей книге (а может и не в одной) залез в душу собаки, после чего я бесповоротно в него влюбилась. Только у него была собака домашняя, можно даже сказать, комнатная — скотч-терьер, «Ваш покорный слуга пес Бутс». И я убеждена, что часть фильма «Леди и бродяга» вдохновлена именно этой книгой.

Но прославился Киплинг, конечно, не «Псом Бутсом», а, помимо прочего, эпичным стихотворением «Бремя белого человека», которое рассказывало, как сложно нести цивилизацию в эти ваши дикие земли:

Неси это гордое Бремя -

Ты будешь вознагражден

Придирками командиров

И криками диких племен:

"Чего ты хочешь, проклятый,

Зачем смущаешь умы?

Не выводи нас к свету

Из милой Египетской Тьмы!"

Киплинг, в отличие от Лондона, который вкалывал с юных лет, был профессорским сыном. Провел детство в Индии, потом его сплавили в пансион, потом отец помог ему найти место в газете. В общем, у Киплинга все было нормально и он, восхищаясь дикими нравами колоний, без всякого зазрения совести поддерживал миссию Великобритании по насаждению цивилизации крестом и ружьем.

В 1901 году в Америку пришла весть о смерти Киплинга, и Лондон написал о нем некролог, который заканчивается следующим абзацем:

«Если забудут Киплинга, то не вспомнят и "Д-ра Джекила и м-ра Хайда", "Похищенного" и "Дэвида Бэлфура" Льюиса Стивенсона? Конечно, забудут. "Остров сокровищ" Стивенсона станет классикой вместе с "Робинзоном Крузо", "Сквозь зеркало" и "Книгой джунглей". Его будут помнить за его очерки, его письма, за его философию жизни и просто самого по себе. Он будет горячо любим, как и был до сих пор горячо любим. Но за другие заслуги перед будущим, а не за те, о которых мы ведем речь. Ибо каждая эпоха имеет своего певца. Так же как Вальтер Скотт пел лебединую песнь рыцарству, а Диккенс бюргерскому страху поднимающегося класса торговцев, так и Киплинг, как никто другой, пел гимн господствующей буржуазии, военный марш белого человека, шагающего по земному шару, торжественную оду коммерции и империализму. За это его и будут помнить».

Сто двадцать лет спустя я понимаю, что Лондон был очень прозорливым человеком…

Кстати говоря, с этим некрологом произошел казус. Оказывается, вести о смерти Киплинга оказались «сильно преувеличены». Он прожил еще 35 лет и пережил, в том числе, Джека Лондона.

«Сердца трех». Секрет неуспеха

«Сердца трех» в детстве заменили мне Индиану Джонса. Серьезно, думаю, в двенадцать лет они были для меня более важным приключением, чем Харрисон Форд в шляпе и с кнутом.

Отчасти потому что был фильм. И этот фильм был почти вольным продолжением столь же нежно любимых мной «Гардемаринов», ведь два актера на главных ролях перекочевали прямиком оттуда. Харатьян появляется в роли второго плана. Черт возьми, я знала его почти наизусть, а фраза про горного тигра осталась со мной на всю жизнь:

« — Вы карабкаетесь по склонам, как горный… как горный…

Потрудитесь объяснить, какое животное вы имели в виду?

Как горный тигр!».

Так же, запоем, я читала книгу и рассказывала о ней на внеклассном чтении. Но, видимо, она изгладилась из моей памяти полностью, потому что дальше произошло вот что.

Несколько месяцев назад «Сердца трех» снова попали мне в руки. И выяснилось, что она из тех книг, которые должны остаться там — в возрасте двенадцати лет. Приключения, конечно, на месте. Но читать все остальное без привкуса испанского стыда у меня не получается. Эти мексиканские страсти, истеричная Леонсия и все ее семейство горячих кровей, и все настолько поверхностно, будто совсем другой человек писал и «Зов предков», и «Мартина Идена».

Но Лондон не был бы собой, если бы не оставил читателю подсказку.

На помощь приходит предисловие от автора, которое сам автор называет похвальбой.

««Сердца трех», несомненно, новое достижение! Я еще никогда не писал ничего подобного и почти уверен, что больше и не напишу. Без ложной скромности открыто заявляю, что горжусь этим романом.»

Точно? Звучит странно.

Но дальше Лондон пускается в размышления о развитии кинематографа и о том, как кинокомпании накидываются на любой литературный материал, не требующий покупки авторских прав.

«Поиски новых сюжетов привели кинобизнес к попытке сотрудничества с известными авторами, хотя если человек создал десятка два хороших романов, это еще не означает, что он сумеет написать хороший сценарий. Скорее наоборот: выяснилось, что именно хорошим беллетристам трудно написать приличный сценарий. <...>

И вот однажды является некий мистер Чарлз Годдард к некоему Джеку Лондону и говорит: «Время, место и действующие лица — все установлено; режиссеры, газеты, капитал — налицо. Давайте работать вместе». И мы стали работать. Результат — «Сердца трех».

То есть Джек Лондон писал не роман. Он писал основу для сценария.

И дальше он, посмеиваясь, объясняет, откуда взялся финальный твист «Сердец трех», который сейчас мы обозвали бы индийским кино.

«Работать мы с мистером Годдардом начали параллельно. Я писал главу, заранее не задумываясь над тем, что должно случиться в следующей — сам этого не знал. Мистер Годдард тоже не знал. В результате оказалось, что в «Сердцах трех» иногда отсутствует логическая связь, хотя в целом повесть отличается последовательностью изложения.

Представьте себе мое удивление, когда я, находясь здесь, на Гавайских островах, и трудясь над десятым эпизодом, вдруг получил из Нью-Йорка от мистера Годдарда сценарий четырнадцатого эпизода, откуда узнал, что мой герой уже женился — правда, не на той, на которой бы следовало. И мне остается всего один эпизод: герой должен избавиться от первой жены и связать себя брачными узами с женщиной, предназначенной ему изначально. Обо всем этом вы узнаете в последней главе пятнадцатого эпизода.»

И, сдается мне, Лондон остался не в восторге от своего сотрудничества с киноиндустрией.

«Недаром же мистер Годдард — мастер своего дела. Ибо он — король действия и бог быстроты. Ему никогда не приходится задумываться над развитием сюжета во время съемок. «Изобразите!» — говорит он, и артисты, видимо, «изображают», поскольку мистер Годдард тотчас же идет дальше.»

В общем, проехался Лондон по братьям-сценаристам от души: я, мол, тут глубины человеческой души раскрываю, а этим всего-то надо пару строчек написать, а остальное за них сделают.

И в самом деле, если представить описанное Лондоном в точности, до фразы, воспроизведенным на экране, да не как сейчас, а на черно-белом и в сопровождении тапера (ибо на дворе 1916 год), это будет даже интересно.

Ни одна киностудия так и не заинтересовалась сценарием, который Лондон писал в паре с Годдардом. Фильм так и не сняли. Роман был опубликован в 1920 году, уже после смерти Лондона.

А теперь — внезапность.

Наши, отечественные «Сердца трех» — единственная экранизация этой книги.

И судя по тому, какое впечатление она произвела на меня в детстве — это не самый плохой фильм по не самой плохой книге.


«Мартин Иден». Бойся своих желаний.

«Мартин Иден» в свое время перевернул мой мир.

Во-первых, оказалось, что Джек Лондон — это вовсе не ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Это книга о людях и обществе. Довольно мерзком, надо сказать, обществе.

Во-вторых, для меня было шоком, что в программе по литературе может быть вот такое произведение — глубокое и в то же время совершенно просто, человеческим языком, написанное.

Молодой моряк по имени Мартин спасает богатого паренька Артура в драке. В благодарность тот приглашает его к себе домой и знакомит с сестрой, Руфью. Искра, вспышка, безумие. Правда, только со стороны Мартина. Потому что он ослеплен ее красотой, чистотой и умом, а она… ну, на нее производит впечатление его мужественность и сила, но что взять с дикаря?

Оба молчали, разговор, едва начавшись, чуть не оборвался. Потом она сделала еще одну попытку, спросила про шрам на щеке. И еще не договорила, а он уже сообразил, что она старается говорить на понятном ему языке, и положил, наоборот, разговаривать на языке, понятном ей.

Случай такой взошел, – сказал он, потрогав щеку. – Ночью дело было, вдруг заштормило, сорвало гик, потом тали, гик проволочный, хлещет по чему попало, извивается будто змея. Вся вахта старается изловить, я кинулся, ну и схлопотал.

О-о! – произнесла она на сей раз так, будто все поняла, хотя на самом деле это была для нее китайская грамота, и она представления не имела ни что такое «гик», ни что такое «схлопотал».

Этот парень, Свинберн, – начал он, желая переменить разговор, как задумал, но коверкая имя.

Кто?

Свинберн, – повторил он с той же ошибкой. – Поэт.

Суинберн, – поправила Руфь.

Вот-вот, он самый, – пробормотал Мартин, вновь залившись краской. – Он давно умер?

Да разве он умер? Я не слыхала, – Она посмотрела на него с любопытством. – Где ж вы с ним познакомились?

В глаза его не видал, – был ответ. – Прочитал вот его стихи из той книжки на столе, перед тем как вам войти. А вам его стихи нравятся?

Я открыла первую главу и кайфую от каждой строки. От того, как Лондон живет внутри персонажа, который не знает, куда ему деваться от смущения. Понятия не имеет, что делать с кепкой, топчется в богатом доме, как медведь в Теремке и впервые замечает, что ходит вразвалку, не так, как другие, нормальные люди.

И вот грубый моряк решает любой ценой стать достойным своей возлюбленной. Получить образование и выбиться в люди. В школу его не берут, он читает сам, пытается писать. Живет впроголодь, продает вещи.

Один момент врезался мне в память: Мартин устроился гладильщиком в прачечную, чтобы заработать хоть каких-то денег. Но этот адский труд отнимает у него все время и силы, потому что после целого дня работы он не может читать и учиться, может только рухнуть на кровать и спать. И он уходит с работы, потому что она мешает ему двигаться к цели.

Для меня это было откровением. И вовсе не про то, что «иди к своей мечте», а про то что наши силы не бесконечны. Что вот эта история из детства про мальчика, который целый день работал, а потом прилежно учился и наконец добился всего на свете, работает только на очень коротких промежутках времени… Но я отвлеклась.

Если вкратце — Мартин Иден пришел к успеху.

В девятнадцать лет я была настолько наивна, чтобы болеть за любовь Мартина и Руфи. И думаю, что на самом деле был этап, когда эта любовь была вполне взаимной и искренней. Когда она уже перестала смотреть на него как на игрушку и диковинку, а он все еще верил в ее ум и чистоту.

Может быть, когда-нибудь я перечитаю «Мартина Идена» и смогу лучше понять общественно-политический пласт, но сейчас он не так важен.

Важно, что дальше что-то пошло не так.

И не только любовь. Весь мир пошел не так.

До сих пор помню, как закрыла книгу и сначала сидела в трансе пару часов, а затем — под глубоким впечатлением несколько дней. Да что там, я до сих пор под впечатлением.

И если вы прямо сейчас по какой-то причине разочарованы в себе, мире, людях и вам хочется с кем-то разделить это разочарование, «Мартин Иден» станет вам хорошим другом. Это очень пессимистичная книга. Но мне нечего ей возразить.

* * *

Джек Лондон умер в возрасте сорока лет, богатым и знаменитым, от передозировки морфия, который употреблял в качестве болеутоляющего.

Случайной ли была эта передозировка, неизвестно. 

Другие блоги автора:
+13
10:45
600
11:42
+2
Сейчас налетят литснобы (вспоминается А Гордон в молодости, когда на радио сердодождь, кто-то про Хэмингуэя сказал что-то положительное, он хекнул-хмыкнул презрительно «Писатель?! Ещё скажите, что Джек Лондон писатель...) и скажут, что это для подростков… Да пусть бы и так. У нас было его полное собрание. И я его почти в том самом возрасте и перечитал. И вот недавно „Мартина Идена“ повторил и вижу, да… ну как-то не прямо вот Литература. Но зато любимое и обязательно для мальчишек. А вот про Смока Белью или Время не ждёт люблю перечитывать.
Собачки — да, это тоже очень.
А „Белое безмолвие“ — по-моему признаётся многими. Как вот, мол, надо писать рассказы.

В конце жизни у него там сложно всё было. Вроде как исписался, переживал. Дом его этот сгорел… навалилось…
12:39
+1
Сейчас налетят литснобы (вспоминается А Гордон в молодости, когда на радио сердодождь, кто-то про Хэмингуэя сказал что-то положительное, он хекнул-хмыкнул презрительно «Писатель?! Ещё скажите, что Джек Лондон писатель...) и скажут, что это для подростков…


Пусть налетают)) как будто литература перестает быть литературой оттого, что она написана для подростков)) Будто если книга написана простым, человеческим языком, без необходимости продираться через интеллектуальный блеск автора, то это плохо))

Но я все же не считаю Лондона автором для подростков. Мне кажется, это, опять же, такой советский шлейф у него остался. Вот «Зов предков» я впервые прочла уже сейчас, будучи взрослой, и кайфовала больше литературоведчески, от понимания, откуда что в этом произведении берется (собственно, влияние Ницше, взаимосвязи с Киплингом и т.д.)

И вот недавно „Мартина Идена“ повторил и вижу, да… ну как-то не прямо вот Литература. Но зато любимое и обязательно для мальчишек.

Я вполне допускаю, что десять с лишним лет спустя «Мартин Иден» мне тоже покажется намного проще, чем был раньше. Но тоже останется любимым)

«Белое безмолвие», кажется, читала в детстве, но не уверена.
А все остальное поставлю себе в очередь)

В конце жизни у него там сложно всё было. Вроде как исписался, переживал. Дом его этот сгорел… навалилось…

Если верить Википедии (а она дает ссылки на нормальные источники), он на своем ранчо ставил всякие хозяйственно-экономические эксперименты, слез в долги и писал что попало для журналов, лишь бы публиковали. Вероятно, отсюда и «Сердца трех» взялись.
Ну и я полагаю, «Мартин Иден» появился не на пустом месте, и разочарование самого Лондона в людях тоже имело место.
Соглашусь про подростков. В юности упивалась «Сердцами трёх», ещё нравилось «Маленькая хозяйка большого дома». Став постарше так и не смогла перечитать ни первое, ни второе. Просто было не интересно, как сейчас говорят, не зашло. Фильм, кстати, мне не нравится, по мне — он на один раз. Может быть от того, что в любом случае, предпочитаю книгу фильмам.
Оказывается, я не одна такая, кто заметил такое у Лондона. Я думала, может, со мной что-то не так) Сейчас точно знаю, что Лондона перечитывать не буду.
А за блог спасибо, было очень интересно почитать.
13:18
+1
Фильм — это, конечно, вдвойне субъективное) Один из немногих дисков, которые были в моем распоряжении в том возрасте. Так что у меня не было шансов)) Думаю, если пересмотрю сейчас, кончено, совсем иными глазами его увижу.
Спасибо, что прочитали)
Некоторое разочарование в фильме мне принёс просмотр фильма «Земля Санникова». Я его смотрела после прочтения книги. Это небо и земля. С тех пор выбор для меня был очевиден. Либо сначала фильм, потом книга, либо только книга)
14:37
+1
Да, согласна, всегда лучше сначала фильм посмотреть. В крайнем случае у тебя будет и любимый фильм, и любимая книга)
«Землю Санникова», к сожалению, только смотрела, уже в сознательном возрасте. Не впечатлилась.
15:13 (отредактировано)
+1
Хе-хе… Спасибо за эту статью. Прекрасный писатель. У меня его собрание сочинений в двенадцати томах. Плюс, по отдельности книги. Жена свою лепту внесла. laugh
А роман «Морской волк»? Ух-х, красотища!
Рассказы-шедевры. " Страшные Соломоновы острова", «Под палубным тентом», два цикла о Смоке Беллью…
Да что там говорить!
Все его герои настолько живые, что никакого кинематографа не надо. Читаешь и живешь вместе с ними.
Да. Еще раз спасибо.
ЗЫ; Для подростков? ( только заметил в комментариях) Ну-ну… Так говорят те, кто прочитал только " обязательный набор". У Лондона всякие книги есть.
«Морской волк» тоже хорош. «Мятеж на „Эльсиноре“» до дыр затёрла в своё время)) Много хороших книг у Лондона.
15:38 (отредактировано)
+1
Про писателя для подростков… Как же…
«Люди бездны» его.
Жил в Лондоне, работал докером (по-моему), чтобы на себе прочувствовать жизнь простого работяги на самом дне.
Раз в неделю возвращался в снятую предварительно приличную квартиру, чтобы помыться и поесть нормально.
А потом — опять трудячить.
Написал цикл очерков и опубликовал. Его потом вся буржуазная пресса хаяла. laugh
Эх! Человечище был! Настоящий писатель. crazy
Просто в подростковом возрасте Лондоном зачитывалась. Когда стала старше, как-то не идёт. Поэтому такое мнение. То, что он настоящий писатель — согласна абсолютно.
08:11
Спасибо! smileПожалуй, стоит дотянуться до того самого четырехтомника и продолжить постигать новые грани писателя)
«Под палубным тентом» помню! Он у меня, видимо, перепутался с чьим-то другим рассказом, и мне казалось, что там мальчишки ныряли за жемчугом. Сейчас освежила — там, оказывается, все еще более прозаично и страшно.
22:40
+2
Отличная статья! Так вы легко смешали «справочную информацию» и собственные впечатления!
А я помню мое подростковое удивление, когда оказалось, что автор «суровых» рассказов и мелодраматичной «Маленькой хозяйки» умеет писать и фантастику: «Смирительную рубашку» и «Алую чуму» читала взахлёб. (Удивление, потому что казалось, что так закручивать нереальные истории не может человек, пишущий про чувства))), простите мой юношеский максимализм))))
В «смирительной рубашке» и вовсе открыла для себя одну из опор мировоззрения (звучит страшно высокопарно, но так и есть). Так что Лондон — голова!
благодарю, что так воодушевленно напомнили))
08:12 (отредактировано)
Спасибо! О его фантастике я даже не знала! Обязательно ознакомлюсь.
23:06
+1
Отличный блог. Всё очень здорово написано. Джек Лондон — один из моих самых любимых писателей. Для подростков? Частично, возможно. Но в отличие от другой литературы для подростков Джек Лондон обладает большей весомостью текста. В каждое произведение он вкладывает какой-то смысл, из-за чего понимаешь, что прочитал не зря. Даже сейчас я с большим удовольствием перечитываю его рассказы «Любовь к жизни»,«Меченный», «Человек, потерявший лицо». Самыми сильными его произведениями считаю «Мартин Иден» и отличный рассказ «Клянусь черепахами Тасмана». Это два произведения, которые заставляют пересмотреть свои представления о смысле жизни. Ещё раз спасибо!
08:13
+1
Спасибо вам! Мне тоже кажется, что если взрослые люди так или иначе к нему возвращаются, называть его писателем «для подростков» странно.
18:12
Интересно. Джека Лондона читал, и мне открылась однажды другая его интересная грань. Я как-нибудь эссе про это напишу.
Загрузка...
Анна Неделина №1