Удар по голове как сюжетный поворот

12+
  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Дзен
Удар по голове как сюжетный поворот

Часто в детективах - книжках и кино - можно найти сцену, где кто-то кому-то заезжает по голове. Получатель, а как правило это главный герой или героиня, теряет сознание, но на внешнем виде оного это никак не отражается. Или кто-то кому-то заезжает в физиономию - хорошо заезжает, качественно. И опять на внешнем виде появляется только слегка фиолетовое пятно. Ну может быть небольшая красная декорация на губе. Красиво расположенная, если это главная героиня. Для меня совершенно очевидно, что таких писателей или режиссёров жизнь в прямом смысле по голове или в лицо не била, иначе бы они знали, что в реальности всё выглядит совсем иначе.

Как не знала милая, но очень глупая девочка, которая нарисовала себе синяк фиолетовыми чернилами и решила выдать это за результат нападения. Ну а полицейские, которые каждый день видят результаты настоящих нападений, только посмеялись над её тупой инсценировкой. Этот репортаж я видела в новостях. Да, небитые идиоты встречаются...

Так вот для тех, кто захочет вставить такую сценку в свой рассказ или иное произведение, хочу рассказать, что однажды жизнь меня ударила по голове. В лесу на меня свалился сучок. Не то, чтобы большой, но как раз такого размера, как бейсбольная бита. И с хорошей высоты. В травмпункте мне наложили полтора десятка скрепок, и крови было предостаточно. После этого всю мою физиономию разнесло - опухоль была на всей верхней части лица. Глаза заплыли; и синяк постепенно менял цвет с фиолетового на нежный лиловый, потом на желтовато-коричневый. Эта декорация продержалась больше недели. Но - главное, почему я это пишу - ни в момент удара, ни после я не теряла сознание.

В другой раз у меня тоже был не очень приятный опыт быть избитой на улице. Какой-то наркоман пытался вытащить у меня сумку, и врезал мне крепко несколько раз по лицу. Прохожий спугнул этого несознательного гражданина, и всё закончилось относительно хорошо, в смысле, что не произошло ничего хуже, но с тех пор я знаю, что удары по морде кончаются не красивой фиолетовой тенью, как в кино, а полноценным заплывшим глазом, постепенно проходящим через все оттенки радуги, начиная с тёмно-фиолетового. Смотрите реальный бокс, и тогда вы узнаете, какие бывают синяки.

Вот, например, госпожа Устинова (известная писательница) любит в своих детективах использовать удар по голове. Ну любит, понимаете ли. Например в одном фильме, снятом по её детективу, героиня получает по балде и вырубается. После чего приходит в себя - и конечно остаётся по-прежнему прекрасной, вот только на затылке её под густыми волосами кто-то замечает кровь. Очень странно, при этом, что человек, который заехал женщине дубиной по голове, видимо какое-то время должен считаться отрицательным героем, но в итоге оказывается положительным. И мне это совершенно не понятно - ведь человек ударил по голове женщину. С целью вырубить (а значит с возможностью крепко повредить её мозги). И в итоге, в финале этой истории, этот случай как бы забыт, словно ничего и не случилось. Доказательство здесь - https://www.youtube.com/watch?v=YF-qJNyZrys ЗЫ. Детектив был бы неплохой, если бы не такой жутко занудный, затянутый и депрессивный. И с вышеупомянутыми закидонами.

В другом сюжете - тоже дама заехала дубиной главному герою по балде, от чего он вырубился, но на внешнем виде это никак не отразилось. Да что ж такое странное начало отношений, млин? А если бы убила?
https://www.youtube.com/watch?v=bxyCPj6r97o
Это уже не детектив, а скорее мелодрама с элементами детектива. Типичный очень дамский роман. Фильм хорош актёрской игрой, приятными характерами, симпатичными пейзажами; есть забавные повороты, но и свои тараканы, свои глупости. Некоторая ограниченность автора, к сожалению, сквозит. Увы, дамский роман есть дамский роман. 

Но мы не обсуждаем литературу в целом, а только удар по голове в качестве элемента сюжета. И эта информация будет полезна только тем, кого, к счастью, жизнь ещё не била никаким предметом по голове. Те, кого била, и без меня уже всё это знают.

+12
01:30
1299
04:10
+3
Ну да. Сплошь и рядом. Это касается и стрельбы с ранениями, после которых герои совершают чудеса. Бегают по крышам и спасают миры. Даже после того, как получат пару попаданий в свое тельце из калаша. И не только в кино, но и в книгах. Где реализм, спрашивается? laugh
А-а-а, вся литература уже давно фэнтези…
04:13
+3
Вот именно! Я же говорила про тот реальный случай из новостей, где девочка (явно почерпнувшая опыт из кино) нарисовала себе синяк и заявила, что на неё напали. Я просто недавно посмотрела несколько детективов, где ударом по голове вырубают на несколько минут или дольше, а ранения там действительно такие, что их вроде как и не было. Как в той шутке — опера, это когда кого-то проткнули кинжалом, а тот, вместо того, чтобы умереть, долго и громко поёт.
06:22 (отредактировано)
+2
Если даже сотрясение, то жбан неплохо так гудит несколько часов/дней. Плюс тошнота и головокружение. Вот прям похмелье чистой воды. И там отек мозга, и там. Так что если кто хочет испытать ощущения для полноты картины, необязательно получать по голове, достаточно крепро напиться. Но это ни в коем случае не совет. Выпимши люди сами по себе бьются головами и забывают об этом… А потом выясняется, и пошло-поехало…
Светлый промежуток при субдуралке, потом кома, трепанация, реанимация, ИВЛ и, в ряде случаев, морг…
Пить вообще не полезно, как и получать по голове.
11:46
+1
Я думаю это такой элемент жанра. Где-то он допустим: перечисленные выше дешевые детективы, мелодрамы; не вызывает вопросов в комедиях, комиксах и мультфильмах (вспомните что творилось в Том и Джери — и никого же не смущало).
Конечно, когда мы видим такое в «серьезных» произведениях — это минус, и бросается в глаза. Но уверен, если автор тщательно изучит травматологию и судебную медицину, вникнет в клинику и последствия и напишет (снимет) всё максимально достоверно, всё равно многие скажут: ТакогоБытьНеможет, всёНадумана!
14:20
И тем не менее — было бы логично изучить мат-часть, а потом уже найти способ доказать в своей правоте. smile
12:05 (отредактировано)
+3
Есть своеобразные штампы жанра, как штампы внешнего вида для человека. Для детектива это: получать по голове, преступление как начало действия, не замечать очевидного, лезть на рожон, иметь нужные связи, вовремя заметить деталь и понять, быть логичным и проч. Штампы можно раскачивать, но если их устранить все, получится новый детектив и не факт, что это понравится кому-то. У А. Кристи, например, ужасно тупые штампы, как и у Конан-Дойла. Частично эти штампы снимаются у более поздних писателей, но зато вводятся новые, не менеее тупые. То же и в боевиках, то же везде. Это просто необходимое условие перевода намерения в знаки: всегда что-то упрощается, примитивизируется.

Что до читателей, то имитировать синяк чернилами столь же нелепо, как по-книжному влюбляться, оценивать людей, учиться справедливости и проч. Но люди все это делают. Более того, почему-то считается, что книги могут учить чему-то жизненному. Получается глупо: более или менее случайные/регулярные пьяницы, картежники, обманщики, приспособленцы, обычные повседневные люди, далеко не ангелы, в силу умения способные написать проникновенно, считаются учителями жизни, им доверяют, на их книгах учатся жить, принимать решения, по их книгам судят других.

Книги, как и все в искусстве, это всего лишь набор условностей, которые мы принимаем для создания картинки в нашем воображении, или отпечатка в эмоциях. Откажитесь от условностей и искусство исчезнет. Просто у каждого времени свои условности. Я думаю, мастерство писателя заключается, в том числе, в умении найти или построить принимаемые или одобряемые сообществом условности.
14:18
+1
Особенно достали штампы с тётками, которые безоружными одиночку лезут в пекло — спасать кого-то. Или добыть какую-то улику. Получают по голове и заканчивают связанными с кляпом, чтобы главный герой мог их успешно спасти.

Потому самые интересные для меня авторы это те, которые могут всё же обойтись без этого и подать что-то оригинальное и при этом логичное и неожиданное. В этом с хорошей стороны отличается, например, Харлан Кобен. Среди штампованных страданий, которых у него супер-много, у него всё. же есть всегда неожиданный поворот. И последний какой-нибудь выверт у него на самых последних страницах.
18:40 (отредактировано)
+1
с тётками, которые безоружными одиночку лезут
О, да, это штампище тот еще )) Но многим, как ни странно, нравится. Штампы это еще ожидания. Люди ожидают какого-то маркера, определителя ситуации, чего-то вроде закадрового смеха, подмигивания, чтобы понятно было. И здесь набор жанровых штампов показывает, где можно перевести дух, где будет напряженно, как реагировать, чего ждать от развития. Я бы даже предположил, что массовая литература сделана из штампов, а немассовая потому и не массовая, что штампов высокомерно избегает. Судьба нештампованных текстов сомнительна. pardon
18:47
+1
Ха! Это ведь действительно хороший пойнт! То есть если тётка в одиночку не лезет на рожон, то у произведения сразу отпадает кусок аудитории, так что ли? crazyНадо думать… eyes
13:29 (отредактировано)
+3
Возможно я вызову сейчас раздражение…
Но мимо пройти не смог. :))
То, что касается травм и в частности — ударов по голове, тут спектр самих ударов и последствий от них настолько разнообразен, насколько люди в принципе отличаются друг от друга.
На последствия влияет масса факторов: начиная от физподготовки и рефлексов тела, комплекции и начального состояния пострадавшего, конкретным местом, куда пришёлся удар (наличие кровеносных сосудов, нервных узлов и т.д.) и заканчивая характеристиками поверхности объектов (твёрдость, прочность), их веса, угла удара и силы (скорости).
О бОшку некоторые ломают предметы (бутылки, кирпичи и т.д.), при этом височные области — смертельно ранимы.
Поэтому, я думаю, авторы используют это всё. Штамп? А кто его знает.
Если я расскажу о своей последней травме болгаркой (стояла пилка по дереву, зубцы с победитовыми напайками), никто всё равно не поверит. Буду ли я использовать это когда-нибудь в произведениях? Не знаю. В фантастических только если.
Пилка пятью зубцами воткнулась в кисть и застряла в (обычной, с пупырышками) перчатке, пробив конечно же кожу кисти.
Внимание!
Не повредив сухожилий, кровеносных сосудов или нервных окончаний. Удар был сильный. Но пролилось всего пару капель крови. Как? Почему?
Сие осталось не понятым. Была ли достаточно остра сама пилка? Зубья ли легли между важных артерий и путей? Удар ли пришёлся по касательной и зубцы не провернулись (не вырвали плоть из руки), т.к. перчатка их остановила… Моя ли реакция? Годы тренировок? Понимание механики процессов… Любовь к инструменту… Да масса факторов. Всё в совокупности, я думаю. Сумма всех векторов.
:)
Вот такой набор условностей :)))
Суповой набор, я сказал бы.
У каждого свой суповой набор по-видимому.
Именно поэтому — тренируйтесь. Готовьте организм с детства. Никто не знает, в какую область Вашей головы целится жизнь.
:)
14:12
+1
Не могу не согласиться — никто не знает. roseВедь есть же в народе поговорка — кому суждено…
14:27 (отредактировано)
+1
Да, блин. :)
У меня в одном рассказе есть удар по голове с потерей сознания.
Там космонавт с орбиты упал…
Вы не смейтесь.
Месяц назад случай был в Америке.
Десантник упал с 4,5-ой километров. Без парашюта (не раскрылся, бывает такое).
Упал спиной вперёд, пробил крышу, перекрытия (а хуле, в Америке каркасники строят же) и остался жив. Обычная камуфляжка защитила от царапин. Каска на бошке была привязана по уставу.
Всё. Поднялся и пошёл ногами.
14:39 (отредактировано)
+3
Потрясающе! В жизни иногда бывает, как в кино не придумаешь… wonderОднако представляю, что он думал, пока падал… Я про такие случаи читала.

А вот в кино видела (в детективе) как с орбиты человека сбросили — и он упал целеньким на землю (в Америке), а они потом расследовали его смерть и не сразу догадались, откуда он летел. А вот я думаю, что всё же он либо сгорел бы полностью (как небольшие метеориты), а что не сгорело, то бы свалилось в океан.
14:13
+3
боже мой, дорогой Гроссмейстер, вот это вас, конечно, пронесло!!! повезло так повезло! интересно, сколько читателей, встретив такую историю в рамках рассказа, поверили бы и не стали возмущаться нереальностью произошедшего laugh
как хорошо, что всё хорошо закончилось. angel
14:22
+4
Да никто бы не поверил.
Лишь те, кто меня знают, завидев свежий шрам (это было четыре недели назад), узнав, что я остановил вот так вот рукой электродвижущую силу болгарки, качают головой из стороны в сторону, консервативно поджав губы, и по привычке называют… Гуддини (или как-то так) хренов. :)
Они уже не возмущаются. Привыкли.
14:47
+3
«Сеня, береги руку!» ©
15:46 (отредактировано)
+2
«Как? Почему?»

Вот именно что потому что в перчатках с пупырышками. И ткань гасит и рассеивает часть энерги, которая в противном случае пришлась бы на кости. Технику безопасности не просто так придумали.
16:12
+1
И не зря говорят, что вся она «писана кровью».
19:56
+1
Согласен с вами, Гроссмейстер, вспоминаю свои травмы и полученные удары, часто и по «морде», и скажу что всяко бывает. Как то получил хук в челюсть, падая видел свои ботинки в небе, и ничего, встал и продолжил «общение», а вот когда мне коленом в глаз приложили, то синяк был по всем пунктам описанными Соней. Что касается чувствительности при получении ударов, то все зависит от состояния ваших героев, как то наблюдал драку двух, в дым бухих субъектов, и похоже ударов они не чувствовали, сначала один бил ногами по голове лежачего, потом этот лежачий поднялся, сбил с ног противника и повторил ту же экзекуцию с ним, бил ногами по голове, позже они долго мирились чего то выясняя.
Еще скажу что организм может блокировать боль и наступает болевой шок: боли не нет, но в глазах темнеет и сознание на пару минут теряется. Короче тут на целую статью могу накрапать.
20:24
+1
Интересно живёте, уважаемый! smile
Как в том кино: «Туда ехали — за ними гнались, обратно едут — за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!» @
21:00 (отредактировано)
+1
Порвала пилка перчатку. Загасила она скорость, однозначно. Но странно то, что зубья сухожилия кисти не подцепили. впились аккурат между.
Короче — это всегда совокупность факторов. Не один единственный.
14:38 (отредактировано)
+2
ИМХО. Такого рода штампы это своеобразный универсальный язык — эсперанто для разных культур. Мастерство пользоваться штампами, так чтобы они не мозолили глаза — вот это, думаю, высший пилотаж! Так что всё зависит от дающего, от жанра, от идеи произведения, один и тот же приём от разных авторов может вызвать и совершенно разную реакцию у зрителей, или читателей. К примеру: вся кровища у Тарантино каким то образом уместна и естественна, а снимай другой режиссёр — возможно и сценарий бы не спас. Как то так smile
15:04
+1
И тем приятнее встретить авторов, которые умело обходят если не все, то хотя бы самые затёртые штампы. Хотя их очень мало…
15:44
+1
А ещё бывает, что автор так умело ими жонглирует, с некоторой долей самоиронии, что можно только аплодировать
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!) smile
14:39 (отредактировано)
+3
Замечание, безусловно, полезное!
однако соглашусь с Гроссмейстером. Важны нюансы и подробности.
полтора месяца назад мне «посчастливилось» получить по лицу от бомжа. Ни с того ни с сего, я даже не заставляла его избавиться от глагольной рифмы.
Звон в башке, страшная обида (за что?!), горящая половина лица, к которой был приложен удачно купленный накануне килограмм мороженого)))
утром боялась смотреть в зеркало. Оказалось- чуууть припухла верхняя губа. Даже без синяка. Возможно, помогло мороженое)))
А однажды прям возле меня взорвалось стекло духовки. То есть я стояла возле плиты, духовка прогрелась неравномерно и в какой-то момент стекло с грохотом рвануло. Кухня усеяна осколками, посекло ножки стола и кресла, даже дверце холодильника досталось. На мне — ни царапины, ни ожога)) Я не поняла, как так получилось. Родители, кстати, тоже не поняли и не поверили, решили, что я сама раскокала стекло и пытаюсь свалить на несчастный случай laugh
простите, что лезу со своими историями. Они всего лишь примеры того, что «всяко бывает»))))
но проверять написанное на предмет реальности, безусловно, полезно))) и если уж кому-то из героев напрочь оторвало бошку, наверное, не стОит еще полчаса гонять его по городу)))
15:07 (отредактировано)
+2
Конечно нужны — но, мы то о фильмах (в основном) там на нюансы экранного времени не всегда хватает, поэтому, видимо, и используют клише — смотрящий организм уже понимает момент в таком виде, за счёт опыта и фантазии, и ещё при этом умным себя чувствует, прозорливым — это всё комплексное сложившееся восприятие. И хороший мастер воспользуется штампами умело, не заставит зрителя чувствовать себя глупо, а раздражает нас в подобном именно то, что чувствуем, как из нас делают дураков, вот и придираемся laugh
15:21
+1
Вот тоже — давай представим, что мороженое сразу у тебя в сумке может так и было? И если формулу бомж+мороженное поместить в комедию, или мелодраму это уместно, а в боевик, или мистику?
А проверять на предмет реальности я только за — если с оторванной головой бегают, так это уже и не реальность вовсе, а ужосЫ!
15:36
+2
веришь, мороженое и было с собой! я вся такая легкая после йоги мчалась домой, заскочила в магаз за мороженкой, цапнула килограмм по акции и, предвкушая, мчалась домой)))
так и было- для меня это к теме вселенских чудес и заботы))) рояль в кустах задуман был не мной)))
15:42
+3
Обходить, обходить и ещё раз обходить препятствия при любой возможности! Методично и планомерно.
(Заповедь горнолыжника. Слалом.)
15:47
+2
rofl
в моем северном детстве, летя на лыжах с горки, поняла, что затормозить не смогу, понадеялась на препятствие: огромный валун, зепленный снегом. думаю, наеду- и лыжи остановятся. Скорость не учла. Валун сработал как трамплин)))) мой физрук, глядя, как лихо я лечу прям в сосны, поседел.
так что- мы не ищем простых решений. через тернии, как грится, к осознаниями jokingly
15:48
+2
:))) Это как я с болгаркой…
15:54
+2
Вот и как после этого можно понять — везучий ты или нет! Мороженка в наличии (спецом по скидке) и, ну опять же — к какому поводу!
*Без слов
15:59
+1
Я лет пять назад — с велосипеда, через руль, когда ехала с горки (тормоза перепутала), до сих пор с горки или тихо, или пешком, да и вообще не люблю, мечтаю о городе с ровной местностью smile
16:18
+2
Мороженка — это не везение, это предчувствие. Поэтому килограмм.
16:21
+3
Сразу вспомнилось: если с подоконника на пол летит кактус, то не пытайтесь его поймать. Пусть себе летит…
16:45
+2
Сказ о том, как мороженка из предвкушения стала предчувствием и спасением в одном футляре inlove
Надо бы этому гаду этой самой мороженкой да промеж глаз, сволота он… wassupпосягнул на наших, гад!
17:09
+2
Куда приводят мечты или… сколько «весит» килограмм мороженного?

Я бы так публикацию назвал.
17:40
+2
21:07
+1
Велик это да… :)
15:31
+2
Мамма мия! Зачем Вы к нему подходили?
15:40 (отредактировано)
+2
не я к нему)) я бодро скакала в предвкушении порции мороженого с лимонным сиропом. Дядька не менее бодро поскакал напререз. И мне показалось, что это один мой знакомый, пероидически пьянствующий до поросячьего визга. там в пять секунд всё произошло. а я ж тормоз, я не успела среагировать. однако и в этом был плюс: я среагировала не так, как должна была, меня качнуло не вбок, на его левый кулак, а назад, так что добить он меня не смог. crazy
зато такие яркие впечатления, закачаешься))
15:44
+2
17:56
+3
Вы так пишете, будто штампы — это что-то однозначно плохое.
На деле же абсолютное большинство людей не может ничего воспринимать: в жизни, в рассуждениях, в литературе кроме штампов и шаблонов. Поворот вне штампа скорее всего будет не оценен и не замечен. До тех пор, пока не придёт передовой искусствовед и не внесёт его в список известных штампов.
18:44 (отредактировано)
Ну с точки зрения вечности, всё, что с нами происходит, уже когда-то с кем-то происходило — и неоднократно. То есть всё есть штамп. Вон китайцы ещё в древности насчитали кажется 64 сюжета — и говорят, что вся мировая литература укладывается в это число. Конечно, всё есть штамп! Я просто говорю о том, что некоторые штампы надо использовать осторожно и после размышления. smile
22:40 (отредактировано)
Я немного другое имел в виду. Суть в том, что на самом деле вы не видите кошку как таковую. Вы распознаёте набор чёрточек и градиентов при восприятии которых у вас в мозгу активируется ранее разученный шаблон «кошка».
Так же и история типа «Золушка» — не воспринимается нами каждый раз как есть. У нас уже разучен шаблон, при восприятии каких ключевых слов и поворотов мы должны видеть историю «Золушка», и разучена реакция на это. Мы видим ключевые слова — срабатываем — реагируем. Это похоже на работу автоматики, но людям нравится.
Проблема большинства людей в том, что им вроде бы надоедает быть переключателями, реагирующими на пять одних и тех же сюжетов, которые их научили распознавать. Но если им подсунуть шестой, на который их ещё не натаскали, то они скорее всего увидят просто пустоту или мусор. Также, если нам вдруг показать принципиально новое существо — не кошку и не собаку, не акулу и не паука, а что-то совершенно немыслимое — мы скорее всего его попросту не заметим.
20:10
+1
Я тут пыталась описать кого-то в коме. Если всё по жизни, то сюжет не получался. Подумала, что в фильмах всегда нереально, и описала так, как хотела. Плевать на реальность, кому она приятна!
20:22
+1
Это точно! Всё равно будем рассказывать так, как хочется. Я для себя поняла одно — если хорошо написано, то читатель / зритель просто принимает эту игру. А если написано или снято плохо, то все шарушки в глаза бросаются и мешают жить smile
21:49
Точно. И наоборот: если не зацепило, то тут никакая точность не поможет.
Загрузка...
Анна Неделина №2