Светлана Ледовская №2

«Прогулка короля» — эффектная работа Александра Бенуа

«Прогулка короля» — эффектная работа Александра Бенуа

«Прогулка короля» — очень эффектная работа художника Александра Бенуа из цикла рисунков, посвящённых старости и последним прогулкам короля Франции Людовика XIV в Версале. Государственная Третьяковская галерея приобрела её в года написания — в 1906-м.

Зритель как бы встречается с королём-солнцем Людовиком XIV, прогуливающимся по своему детищу — Версалю. В парке правит бал осень. Деревья и кустарники сбросили листву, их голые ветви одиноко смотрят в серое небо. В зеркале пруда отражаются скульптурная группа фонтана, чинная процессия старого монарха и его приближённых.

Известный факт: Александр Бенуа был художником, теоретиком и критиком искусства. Его перу принадлежат многие монографии и исследования, посвящённые как отдельным мастерам живописи, так и истории искусства в целом. А вот в собственном творчестве он преимущественно затрагивает две темы: «Франция эпохи «короля-солнца»», в эпоху которого он был влюблён, и «Петербург XVIII — начала XIX века». Написанные работы как бы создают особый «ретроспективный» взгляд на прошлое.

Прогулка короля

Создавая картины цикла «Последние прогулки короля», художник старался максимально точно передать эпоху Людовика XIV де Бурбон. И если в рисунке под названием «Прогулка короля», выполненным акварелью и гуашью на картоне, с парковыми видами всё было предельно просто — они создавались с натуры, то вот персонажей приходилось «сочинять». Здесь на помощь приходили документы и архивы…

К удивлению окружения, к старости великий Людовик — правитель, двор которого славился своими увеселениями, стал печальным и угрюмым. Как писала мадам де Ментенон, сделался «самым неутешным человеком во всей Франции» и стал нарушать законы этикета, установленные им самим.

Более того, в последние годы жизни он обрёл все привычки, подобающие старику. Поздно вставал и ел в постели. Там же в постели, полулёжа принимал министров и государственных секретарей, часами сидел в большом кресле, подложив под спину бархатную подушку. Тщетно доктора повторяли своему государю, что недостаток телодвижений наводит на него скуку и сонливость и является предвестником близкой кончины. Всё было бесполезно. Всегда энергичный правитель, который прежде мог танцевать до утра, уже не мог сопротивляться наступлению дряхлости. Впрочем, чему удивляться. Его возраст приближался в восьмидесяти… Именно таким стариком он и предстаёт на рисунке Бенуа.

Бенуа в Версале

Впервые Александр Бенуа побывал в Версале в молодости, ещё в 1890-х, и в любился в это место решительно и бесповоротно. Он как бы стал одержим поэтикой старинного королевского дворца, «божественным Версалем», как сам его называет. «Я вернулся оттуда одурманенный, практически больной от сильных впечатлений».

Из признаний племяннику Евгению Лансере: «я упоён этим местом, это какая-то невозможная болезнь, преступная страсть, странная влюблённость». Это чувство помогло создать ему более шестисот масляных полотен, гравюр, пастелей, гуашей и акварелей, посвящённых Версалю.

В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где 26 акварелей сопровождаются написанным им текстом. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству» или в другом переводе — «Не равен многим») и иллюстрированную обложку.

Любимая тема художника

Версаль навсегда остался одной из любимых тем художника и олицетворением гармоничного единения человека, природы и искусства. Вот как он написал во вступительном слове к изданию: «…Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей».

В 1926 году художник покинул Россию и поселился в Париже, так что можно сказать, его желание находиться рядом с Версалем, осуществилась… Рассказывают, что когда Бенуа было 86 лет, он жаловался на слабое здоровье лишь с той точки зрения, что оно не позволяет «прогуливаться по парадизу, в котором некогда жил»…

прогулка короля
Прогулка короля
прогулка короля
Прогулка короля
Версаль. Оранжерея
прогулка короля
У Курция
прогулка короля
Король (ещё не в кресле)
+2
13:45
98
Неподвижная вода в фонтане — весьма символично.
Бенуа очень интересен композиционно, кажется, он на много лет опережает развитие композиции. Она у него ближе к фотографическим, чем к традиционным живописным.
14:50
тут, думаю, большую роль играет то, что он был художником-декоратором. Потому-то и смотрятся работы несоклько инаеч, чем у других художников
Загрузка...
Эли Бротовски