Светлана Ледовская №2

Экология духовного дизайна

Экология духовного дизайна

Сукцессия — это процесс смены сообществ организмов на данной территории. Так лужайка зарастает лесом, а маленькое лесное озеро через сотни лет станет верховым болотом. Так вот, мы нечто подобное отмечаем и для человеческой цивилизации. В мегаполисах жить становится почти невыносимо, и современные экологические городки-поселения на окраинах заменяют спальные районы и вытесняют вековые села и деревни, в лучшем случае оставляя лишь топонимы. Мы видим все больше рекламных плакатов и роликов разного рода таунхаусов и поселков современного типа с развитой инфраструктурой и характерной планировкой, где все в шаговой доступности, «бод боком». Аккуратные одноэтажные домики окружены подстриженными газонами с клумбами и фонтанчиками, в каждом дворе однотипные детские площадки, парковки, школы, сады, клиники, супермаркеты, кафе — все что нужно для комфортной жизни. Плюс относительно чистый воздух, тишина. Лес превращен в парк, озеро окаймлено гранитом, прогулочными и велосипедными дорожками, фонарями, рядом спортивная площадка. В общем живи и радуйся! Жилая зона, прогулочная зона, детская зона, спортивная зона, мангальная зона. Школы оснащены компьютерами, интернет ловит везде. Ну и современный дизайн, понятное дело. Четкая шахматная геометрия прямых линий, перпендикуляров и прямых углов. Деревца высажены по компьютерной программе, учитывающей все геофизические особенности в соответствии со всеми правилами ландшафтного дизайна, который также просчитан компьютером. Тут вообще все просчитано до пугающей безупречности. От форм и цвета до технической базы и инфраструктуры. Картинка этого райского поселения словно соскочила с экрана монитора и теперь нуждается в завершении гештальта — нас с вами.

И что же это за персонаж, житель подобного таунхауса? Такой же оцифрованный и просчитанный индивид из офиса или банка. Пиджак, галстук, иномарка, в руке гаджет последнего поколения со всеми необходимыми для адекватного существования приложениями. Такая же супруга и такие же оцифрованные дети. В общем счастливая семья. Их белозубые лица счастливы, тела спортивны, манеры корректны... за версту несет пожизненным контрактом и прочей юриспруденцией. Короче говоря, никакого рок-н-ролла! Точнее, никакой жизни, искры, хоть искорки хтони и дионисийского иррационализма!

  • А..., вы об этом? - моментально отреагирует менеджер «с иголочки» с такой характерной прической — вихром наверх, и укажет на какой-нибудь диско-бар с караоке или направит в экопарк с платной рыбалкой и мангалом напрокат.

Не то, дружище... ой не то...

А ведь в этих местах когда-то беспредельничали викинги, шаманили угро-финны, бушевали восстания и войны, строили социализм... а еще раньше сползал ледник, отступало древнее литориновое море, вылезали архейские гранитные слои, кое-где испещренные таинственными петроглифами неведомой неолитической расой. Теперь же вечная компьютерная программа. Выхолощенный мертвый глянец. И это итог эволюции?

Климакс — конечное состояние экосистемы, прошедшей сукцессию, говорит наука экология. Для природы — это многоярусный лес или акватория с тысячами видов всех царств живых организмов. Для человека — райский город солнца, в котором все ясно, четко, понятно, отлажено. Безупречно!

Вот ключевое слово для всякого логического тупика развития цивилизации. Просчитан ландшафт, просчитан город солнца, просчитан я. Как тут не вспомнить сказку про козленка, который научился считать до десяти и последующую интерпретацию ее в эссе (Бураттини или фашизм прошел) М.Елизарова? Козел, перевозящий мертвецов с этого света на тот...

Глубоко копнули? Перегнули палку? Да-да... увлеклись. Просто ассоциативный поток увел.

Но за всем этим стоит некоторая тревога, когда смотришь на рекламный плакат города-солнца. Я не хочу жить в таком месте. А особенно не хочу что бы такие места наплывали все дальше и дальше на нетронутые уголки природы. Мне не по душе этот разрастающийся безмерно «цифровой борщевик». Наверное я неадекватный, но я скорее горжусь этим, и адекватность и неадекватность, вернее всего, определяется по отношению к морально-нравственным категориям (добро-зло), а не к видению мира. Плохой человек неадекватен, а хорошие разные бывают и это адекватно в принципе.

За фасадом всех этих технологий и цифровых стандартов таится что-то идущее в разрез с самой жизнью. И на это указывает сам дизайн проекта — в природе нет перпендикуляров и прямых углов. Трава и деревья не могут быть «под одну гребенку», цветы в клумбах не образуют подобных сообществ, словно в букете, а рыба будет не будет клевать по оплаченному времени. Все это какой-то извращенный подход. Когда мы видим пейзаж, он нас вовлекает и завораживает. Сельские домики старой деревни словно выросли вместе с другими растениями, они расположены хаотично, но гармонично. Группа вспархивающих с ветки галок, дым из трубы, штрихи облаков и их «альтерэги» - льдинки на реке, рыбачок в ветхой лодке с трубкой во рту — все взаимосвязано дополняет друг друга. Потому что естественно. Здесь же холодное, безжизненное недоумение глянцевого супрематизма, граничащего с б..ским гламуром. И это отражение таких же душ — расчетливых, но по сути мертвых. Иногда даже интересно увидеть выражения этих лиц в минуту смертельной опасности, чтобы понять суть сутей. Саму экзистенцию. И уже вижу — тупой инстинкт, инстинкт страха разрушения белкового тела (вспоминается классный клип группы «Soundgarden» «Black hole sun»). Смятение и матерный поток — базовая прошивка сознания еще в юности, как Шнур учил.

Кстати, о юности. Вот пожалуйста, яркий пример — мультфильмы. Тоже в эту же струю — нелепые говорящие шары, квадраты и треугольники ярких, без оттенков, цветов. Потому что персонажи, характеры типа Вини-Пуха, Врунгеля или кота Леопольда с мышами на фиг не нужны. Нужны цифровые функции, чтобы с помощью безупречно просчитанной логической языковой конструкции развести клиента на бабло в конечном итоге, и заселить свою тушу из белка и прочих углеводородов в такой вот таунхаус. То есть, у нас были мощные художники, которые рисовали руками по двадцать четыре кадра в секунду и создавали сложные, но прикольные образы. Была форма, силуэт, мимика, осанка, жест, цвет, линии — все было живое у мультипликационных героев. Сейчас же — однотонные фигурки одним кликом, зато серий тысячи. И это наше будущее, уже с соответствующей прошивкой мозгов.

Тупой, одномерный блеск. Бессмысленная стекляшка. Ни глубины, ни тайн, ни грандиозности замысла основ бытия. Ни завораживающего ужаса бесконечности в малое и большое. Никакого космического измерения и сложнейших хитросплетений событийно-интеллектуальной линии. Ни драйва, ни энергии. Импотенция духа. Тоска и скука правильных форм, предсказуемость пошлости, безмолвие Бога...

Ну в общем все понятно. Мы выходим на соотношение жизни и искусства, на связь образа и устройства души человека. Если цифра — конец эволюции, то по законам экологии, не пришла ли пора новой сукцессии? Вопрос обозначается следующий — можно ли человека оцифровать в принципе, от рождения? Или есть что-то не подверженное техническому вмешательству, врожденное... то, что способно созерцать истину? Что-то такое, которое сразу угадает фальшь, мертвечину — или это тоже своего рода прошивка, имеющая мощное историко-культурное наследие?

Но это уже вечный вопрос о «Tabula rasa», а посильная задача художников — выстебать как следует весь этот тупиковый проект от бинарного кода до завоевания галактик и попробовать шагнуть в какую-то другую сторону. 

+2
11:45
606
12:47
+1
Я думаю, не все так плохо и вас пугает призрак уже уходящего советского урбанистического стандарта с клумбами в форме звезд и надписей «добро пожаловать!», с а-ля-ля английскими парками, где деревья под линеечку, а на месте погибших в «аллее» красуются прутики по полторы тыщи за пучок, потому что крупномер стоит 10-15 тыщ, что для города неподъемная, конечно же, цена. И подстригание травы под корень в попытке сделать «газон» — туда же.
Стандарты современных городов — это Европа и Азия. Это скандинавские жилые кварталы, похожие на лесистые горы, это уютные улицы с застройкой не выше 2-3 этажей. Это совершенно фантастические парки в городах Азии. Я был поражен, когда узнал, как в бюджетнейших китайских высотках озеленяют дворы — даже в культурнейшем Расчлененбурге дворы жилых кварталов это вариации парковки с детской площадкой или газоном в три волосины, а там делают ландшафтный дизайн.
У нас просто внешним видом городов никто не занимается, потому мы отстаем на десятилетия. Надеюсь, еще догоним. Надеюсь дожить.

Кстати, вот с мультиками согласен, мерзко выглядит цифра. Хотя, опять-таки, тоже с оговорками. Смотрел «Как приручить дракона», и вообще думать забыл, цифра оно или нет, настолько живым и эмоциональным, правдоподобным вышел Беззуб. Примечально, что во второй и третьей части графоний улучшился, но вот качество сюжета сдало и смотреть было уже не интересно. Так вот, о чем я, десять примитивных в своем посыле и реализации котов Леопольдов (по сути, все тот же «Том и Джерри» на советский лад) я бы не променял на одного Беззубика. Но в большинстве, конечно, современные мультики оставляют желать лучшего из-за просадки по сценариям. Хороших сценариев не может быть достаточно на всех.
12:23
Спасибо! Тут главное что-то упредить-предотвратить на этапе зарождения. Согласен — все эти светлограды — скорее попытки реализовать архетип «города солнца» — коммунистической рая, гдя всякий друг другу обязан быть товарищем и братом, несмотря ни на какие различия. Наверное был расчёт на якобы имманентную всякой русской душе «народность». Для меня главное, чтобы всегда оставались нетронутые уголки хотя бы в виде заповедников, заказников или национальных парков.
А Леопольд — добрый. Том и джерри — агрессивно-рациональные. Так что совпадос тут чисто зоологический, а не антропологический.
Беззубика не видал. Но готов утверждать существенное отличие компьютерной программы от живой руки художника. Наверное это следующий блог. ok
11:16
Но готов утверждать существенное отличие компьютерной программы от живой руки художника.
Ненене, тридэ модели рисуются руками, а не какими не программами. Просто обычный художник рисует на плоскости, а тридэ дизайнер делает это в псевдотрехмерном пространстве соответствующей программы — собирает скелет, наращивает оболочку, сверху обычные, традиционные художники рисуют текстуры, чтобы придать цвет. Команда аниматоров учит эту модель двигаться, ходить, летать. Это все — тоже человеческая работа, программы там работают не более чем как инструменты. Но схалтурить проще в разы, поэтому в дешевых мультиках модели простые, у них мало подвижных узлов, у них нет уникальных анимаций для каких-то движений, они ходят и разговаривают одним и тем же способом, потому и остается ощущение кукольности, неестественности и это, конечно, плохо. Но виноваты не программы, а все те же люди.

А Леопольд — добрый. Том и джерри — агрессивно-рациональные. Так что совпадос тут чисто зоологический, а не антропологический.
Зато в Леопольде мыши шкодят, там перевертыш, добрый хищник и злые жертвы.
Том и Джерри не думаю, что рациональны. Они дружат, но мышонку нельзя находиться в доме и кота держат для того, чтобы его вывести. Я помню кучу серий, которые показывают, что на самом деле кот никогда не съест мышонка, как бы тот ни шкодил и не донимал его.
20:21 (отредактировано)
Не… ну тут надо писать развернуто, чтобы быть понятым. А времени пока нет. Думаю, что Вы уже другое поколение с другим душевным устройством. Я глянул пару кадров про дракона-беззубика и пока для затравки у меня один вопрос: а «Шрек», «Ледниковый период» и т.п. чем отличаются от этого мультсериала в плане технологии?
15:28
Не, этих не смотрел. Но вообще с технической точки зрения — ничем. Точно так же ничем не отличается он и от фотографически точного «Лорда-инквизитора».

Я говорю о сюжетной начинке, о том, какие мотивы движут этими модельками. Для меня это важно. Тридэхи проще налепить и потому с сюжетами у них все гораздо хуже, чем в проектах, где мультипликация рисуется руками.
15:47
Интересно написан блог, умно. Не со всем согласна, правда, много современных хороших книг, фильмов, мультфильмов, качественная цифровизация — это круто, это такое же искусство, как живопись, скульптура. Сейчас просто не стало цензуры, можно все, и до потребителей доходят и качественные, и не качественные товары. Мне, например, нравится, как у нас городок преображается. Да, нет того уюта, что был в моем детстве, зато стало чище и современные. А то как в позапрошлом веке жило в бараках полгорода. Спросить хотела про Елизарова — вы его песни слышали, или только прозу читали? Мне нравятся две его песни («Солдатский блюз» и «Заяц несудьбы») а вот прозу мне подруга не порекомендовала, говорит, нудновата.
16:16
Песни Елизаровские с приколом, но мелодичные. Тональ и нагваль, будь ты проклят горбачев, ледокол Красин и пр. Из прозы более менее понравились романы «пастернак» и «мультики». А в пример я приводил сборник эссе — «фашизм прошёл», где он разбирает глубинные культурные коды известных мультиков и сказок. Это очень понравилось — рекомендую.
16:40
Надо почитать. Я, кстати, про песню «заяц несудьбы» читала, будто у сюжета ноги из славянской мифологии растут. Типа, первая фаза растущей луны, не время затевать новые предприятия… Не знаю, правда это или шутка.
18:14
+1
Елизаров не только панк, но и филолог. Поэтому как там и из каких мифологий произрастает литература, думаю петрит неплохо. А «бураттини или фашизм прошёл» есть в аудио формате в бесплатном доступе (по-моему «книгавухе») — слушается легко. Я до сих пор не знаю — стеб ли это или он действительно копнул какие-то глубинные истины.
Загрузка...
Маргарита Блинова