Анна Неделина

​Творчество, как профессия

​Творчество, как профессия

Мне, как человеку творческому, часто приходят в голову мысли о месте творчества в нашей жизни.

Например, интересная размышлять, о том, почему в нашем обществе большая часть людей выбирают профессии не связанные с творчеством. Я не говорю, что это работы плохие. И наверняка, кто-то может найти нечто прекрасное в том как линолеум из грязного становится чистым, как металлическая болванка приобретает форму детали или в продаже услуг и товаров потенциальным клиентам. Частичка искусства есть везде, даже в выравнивании сугробов.

Однако какова доля людей, которая готова всю жизнь посвятить творчеству? Ничтожно малая. Абсолютное большинство сейчас менеджеры разных уровней. Все анализы и исследования рынка труда сходятся в одном – размещается больше всего вакансий на менеджеров и больше всего резюме. Менеджер – это довольно широкая специализация. Менеджер может быть и продавцом консультантом и заниматься размещением рекламы, обязанности могут меняться в зависимости от организации.

Так почему же никому не требуются писатели, художники, музыканты? Больше востребованы копирайтеры, дизайнеры и звукооператоры. И второй вопрос, почему никто не посвящает жизнь любимому делу?

В итоге приходим к тому, что все вопросы сводятся к спросу и предложению.

Рассмотрим «предложение», т.е. самих творческих людей.

Кто-то скажет, что творчеством нельзя зарабатывать. Когда творчество превращается в работу, человек теряет искру, душу и что-нибудь еще. Но Маяковский и Есенин с вами не согласятся. Они довольно неплохо совмещали поэзию и деньги. Мне кажется, что большинство боится прогадать, занимаясь игрой на гитаре или рисованием картин. Боятся, что не смогут пробиться наверх и закончат жизнь в нищете. Отчасти перекладываю вину на представителей «Спроса»: кому нужны музыканты, художники и писатели? К сожалению у меня нет статистики, но уверен, знающие люди поправят – какова доля тех, кто отучившись в музыкальном училище идет работать в оркестр? Или создает собственную музыкальную группу? На уровне интуиции, мне кажется, что доля очень мала. Все ниши уже заняты. Потому люди и идут учиться на менеджеров, юристов, экономистов. Опять напомню – это хорошие и нужные профессии. И я осознаю, что кто-то должен и трубы чинить и дома строить и родину защищать.

А что со спросом? Т.е. с работодателями, которые ищут творческих людей? Увы, тоже не гладко. Пошерстите вакансии на hh и в лучшем случае обнаружите вакансию журналиста. Бывают случаи, когда требуется сценарист или музыкант, но это действительно исключения. Давайте поднимем вопрос более глобально, есть ли у работодателей вообще трудности с поиском творческих людей? Интернет заполнен молодыми писателями, музыкантами и художниками. Бери любого, он будет счастлив. Посмотрите вокруг, сотни миллиардов денег тратятся на то, чтобы развлечь людей. Книги, фильмы, игры. Все это творчество. Однако почему мы с вами находимся по ту сторону, что потребляет это творчество, а не создает? Безусловно, все мы потребители и создатели в своем роде. Я не исключаю, что писатели с радостью смотрят фильмы, а художники с запоем читают книги. Все это разное творчество. Однако большинство нас, обывателей, сидит по ту сторону экрана, книги, сцены или картины. И это не призыв, бросать свою текущую работу и браться за гитару или перо, перебегать на противоположную сторону барикад. Я не знаю, хорошо это или плохо, когда творческих людей много. Когда каждый пишет книги или шьет из кожи кошельки. Когда перед человеком миллионы книг, фильмов, песен и картин на выбор. Всегда есть риск, что все станет обрыдлым. Что мозг перенасытится прекрасным и захочет чего-то простого – покидать снег во дворе, или помыть машину. Я не знаю, потому могу лишь фантазировать на эту тему. И фантазии могут быть как положительными так и негативными. Как будет на самом деле, узнаем когда это станет реальностью.

А пока, каждый занят своими делами. Кто-то любит свою работу, кто-то ненавидит и в свободное время пишет стихи. Кто-то испытывает эстетическое наслаждение от рисунка на молочной пене, кто-то радуется что годовой отчет сошелся. Все это маленькие части творческой натуры человека. В нас всех есть стремление к прекрасному. И для каждого, это своя частичка, то чем он гордится, и то как самореализуется воплощая свою личность и вкладываю душу в творчестве. Это может быть картина на холсте или чеканка на металле, нет какой-то установленной формы. Наверное так и должно быть - своеобразная гармония.

Некоторые мысли противоречат друг другу. Возможно вы потеряли нить размышление или не поняли смысл ради чего все это писалось? Скорее всего ради нескольких последних предложений. Ищите себя в жизни и всегда находите время для творчества.

Всех благ.
+4
01:13
1620
Гость
17:00
+2
Да, Ярослав, полностью согласен с тобой, что творчество окружает нас повсюду, но очень часто мы, загнавшись в своих мечтах и желаниях, забываем о главном: поле того, как жизнь пройдёт и мы оглянемся назад, не зададим ли мы себе трепетный вопрос? Пусть у нас и не получится стать, допустим, профессиональным писателем, художником, поэтом, но зато приложенные силы будут успокаивать. А те, кто бросил мечту на полпути, вряд ли потом не пожалеют о своём решении. Именно поэтому, после работы, вечерами, я всё-таки нахожу время для творчества.
Спасибо за мнение) рад, наконец, увидеть комментарии))
13:11
+1
Хотел бы поспорить с тем, что в изготовлении детали лишь толика творчества. Как раз это, на мой взгляд, и есть ТВОРЧЕСТВО самое, что ни на есть. СоТВОРИЛ деталь.
Не спорю. Согласен что в этом процессе творчества хватает. Как и во многих других.
18:07
+3
Я сам отучился в творческом учебном заведении и могу сказать( а я актер по образованию), что процент тех, кто трудоустраивается по профессии, — ничтожно мал. Но в моей профессии другая ситуация: коль ты дошел до конца, то трудоустроиться не так уж и сложно, но только если в провинциальный театр. Музыкантам в этом плане сложнее. А художникам — почти нереально. Если человек берется за перо в надежде, что этим он сможет себя прокормить — это большая ошибка. Скажу грубо, но честно: твое творчество кроме тебя никому не нужно. Сейчас не времена Есенина и Маяковского, когда можно было кататься по РСФСР, пописывая стишки и получая за это огромные деньги.Да и на каждого хорошего автора, художника, актера, музыканта, режиссера, найдется специалист еще лучше. Конкуренция огромная и всегда трудно угадать, чего хочет народ. Да и искать работу в творческой сфере в провинциях нет смысла. Чуть больший шанс найти что-то творческое есть в Москве или Питере, хотя и там не лучше. Я сам побывал в Питере и видел, как пожилая поэтесса пришла на Марсово поле, где по вечера тусит молодежь с гитарой и бутылкой портвейна, так вот, пришла она не просто так, а ради того, чтобы попытаться продать свои сборники со стихами. конечно же, никто ничего не купил. Но даже те писатели, которые сейчас на слуху — получают за свои книги копейки. Плюс еще у нас процветает пиратство, поэтому пытаться продавать песни, фильмы, книги — дело неблагодарное. Все любят критиковать наше кино, но мало кто понимает насколько это тяжелый и малооплачиваемый труд. Я вот просто не представляю на что живут выпускники литературного института имени Горького в Москве. Каждый год у них огромное количество выпускников. И куда они все? Ну ладно выпускники ВГИКА от безработицы пойдут свадьбы снимать, а актеры пойдут работать аниматорами, но вот выпускники литературного института?.. писатели… Сейчас искусство — дело неблагодарное. И мы творим не ради денег, но для души. И может быть это-то и прекрасно.
Согласен, что зарабатывать на своем творчестве смогу единицы. Согласен, что творим для души. Однако я вовсе не против, если смогу получать за это деньги)
Гость
22:41
А кто же против?)
00:17
Сейчас не времена Есенина и Маяковского, когда можно было кататься по РСФСР, пописывая стишки и получая за это огромные деньги.
— согласна, но вот Верочка Полозкова именно этим и занимается) и рубит бабло нехило) Знаете такую?

Насчет выпускников Литинститута — имею в загашниках подобных знакомых — профиль на самом деле весьма широк. По моему наблюдению, сейчас наблюдается кризис качественного контента, потому многие пишут сначала в глянец, потом в более серьезные журналы. Цена за хорошую статью бывает весьма хорошей. Аналогично этому, ведение колонок, блогов, проведение курсов и мастер-классов. На крайний случай, они могут, как и филологи, пойти копирайтерами, корректорами, рерайтерами и прочим людом.

Насчет того, что мы творим для души, согласна на все сто! Муж музыкант, выпустили альбом, и из-за пока непривычки нашего общества платить за все интересное, новое и незаезженное, вынуждены продавать его на иностранных электронных площадках. И там люди покупают даже сверх установленной цены. Думаю, через парочку поколений и мы мозгами дорастем, что покупать идеи — это не нонсен, а самое нормальное дело.
Гость
00:45
Посмотрел я пару стихов Полозковой, и мне не понравилось вообще. Ну, коль зарабатывает, так и ладно, но не все мы здесь Полозковы) Сейчас стихи это что-то такое для избранных.
Комментарий удален
09:22
+1
Я думаю, что заработок не должен зависеть от того, есть у тебя вдохновение или нет. Сколько уже анекдотов на тему того, что человек сидит без гроша только потому, что его муза где-то затерялась. Да и потом. Очень уж предвзятое отношение к менеджерам. И они не виноваты, что сейчас любую уборщицу могут назвать «менеджером по клинингу». Там тоже нужны свои способности. И творческий подход к делу-тоже.
03:57
+1
С 12 лет мечтал стать писателем. До того в основном режиссировал дворовые игры. Потом дорос до рассказывания фантастических историй. В 12 лет мне приснился сон, сюжет которого лёг в основу первого романа. 12 дней подряд по 15 страниц в день строчил я своё творение, но так и не закончил. Потом пытался писать рассказ — ничего не выходило, хотя одна поделка всё же была. Принялся за второй роман и так далее...
К 18 годам имел тучу заготовок для романов, повестей и тому подобного, но крайне мало законченных работ. Чёрт меня дёрнул поступить на журналистику, мол там научат писать. Потом чёрт дёрнул второй раз и я залез на литературный форум, где и думать забыл о писательстве: так увлекательно было ругаться с теми, кто поливал меня и других грязью.
К 20 годам снова вспомнил, что надо бы и писать, чтобы мечта исполнилась. Выходило скверно, но я не сдавался. Тем более, что о качестве написанного имел очень приблизительное представление. На этом этапе помогали знакомые, друзья. К 21 году сугубо за счёт упорства и каждодневного самобичевания сумел написать третий роман. Тоже сырой, но взрослее предыдущих. Отправил его на «Дебют» и даже не попал в шортлист. Разозлился и дал себе обещание, что превзойду членов жюри на их же поле — побью словом. Написал тогда рассказ, который до сих пор не могу переплюнуть. Будто напутствие меня из будущего себе из прошлого.
Потом был период разного рода потуг. Фантастических, фэнтезийных, рассказных потуг. Психанул. Ушёл в спорт. Надо ли говорить, что с журналистикой у меня не сложилось. Учить правила можно и без преподавателей, а свой стиль выработать преподаватели тем более не помогут. Поступил на социальную работу для галочки. Зато спортом занимался с полной самоотдачей. По итогу, пришло осознание, что армрестлер из меня никудышный. Как ни крути, это всё же борьба и нужно делать сопернику больно. Прокладывать путь к победе насилием мне не пришлось по нутру и я снова вернулся к письму. Благо, тем стало больше.
Последующий путь с 23 лет оказался полон поражений. Ничего не получалось. Буквально. Учёбу на социального работника я бросил, потому что не видел будущего в этом. Вообще, будь моя воля, то поступил бы, наверное, в институт Горького, но 100 тысяч в год(или за семестр — уже не помню) у меня не было ранее, нет и сейчас. Зато я писал и находил успокоение в этом. Выходило лучше, чем раньше. Началось взросление слога и содержания.
До 24 лет попытки были не систематическими. По прежнему больше плодил идей, чем воплощал. Из меня прямо рвались другие реальности. Однако, скилла для их реализации не хватало. Стал много читать о том как писать и, собственно, хорошую литературу, которой и уподобиться не грех. Начали потихоньку выходить путёвые рассказы. Постепенно обратил внимание и на роман.
В 25 лет написал роман за 2 месяца. Правил 6. Теперь переписываю ибо сыро и слишком быстро. Рассказов пишется ещё больше и качество лучше. Читал на ночь про тропы кино и литературы. Потом рассказы. Потом взял на вооружение систему Стивена Кинга и старался проглатывать по книге в неделю. Это было легко, потому что в очередной раз лишился работы — сократили. Хорошим продавцом я никогда не был. Вместо впаривания пытался рассказывать людям историю о нужной им вещи. Некоторым это даже нравилось, но честный рассказчик = плохой продавец.
С тех пор скитаюсь. Писать продолжаю каждый день. План стать профессиональным писателем реализуется постепенно, ежедневно, мелкими, но верными шажками. В своё время мог сделать скачок, если бы согласился писать в соавторстве с некой Б. Однако, писать в соавторстве не могу. Если имею определённое видение сюжета, то обсуждать с соавтором уже ничего не буду, так что соавтор из меня так себе. Об этом, в общем-то, и сообщил Б. Девушка сочла моё решение опрометчивым, да и многие сочли бы на её месте. Но как есть.
Признаюсь, на заказ писать тоже не умею, так что даже работа писателем-негром мне не светит. Либо писать своё, либо не писать вообще. Профильного образования, либо вспомогательного в виде филологического тоже не имею. Какой-то иной профессии также не обучался. Выходит, что мечта стать писателем и, собственно, занятие письмом поглотило всё моё внимание в период, когда нужно было готовиться к этой самой жизни и даже начинать жизнь.
Мне 26 и в финансовом плане близок к банкротству. Жалею ли я? Нет. Ведь я ещё в пути. Писательский труд научил искать, сделал прилежным, внимательным, привил трудолюбие и гибкость ума, облагородил в конце концов. Даже если занимаюсь чем-то другим, то сразу вижу какие триггеры запускают ситуацию и в суть информации вникаю очень быстро. Так что большую часть своей жизни являюсь писателем и только потом продавцом или кем там ещё меня угораздит быть.
Идея отказаться от письма приходила много раз и каждый раз возвращался. Трудно писать после работы, когда не идут слова. Трудно писать без музыки. Трудно писать, когда шумно. Трудно писать, когда закрываются глаза. Трудно писать, когда не читают. Писать вообще трудно, если стремишься к совершенству, потому что в любой момент времени ты недостаточно хорош. Да-да, и завтра тоже будешь недостаточно хорош. Но какое же удовольствие воплотить свою идею наилучшим образом! Особенно учитывая, что никому другому воплощать свою идею не доверю.
Вот такое вот откровение. Не имею ничего против менеджеров и работников любых других профессий при условии, что человек находится на своём месте. Единственным угнетающим фактором за время вынужденной безработицы, то есть каждодневного чтения, обучения и письма, стало отсутствие денег. То есть писательский труд меня совершенно не угнетает. Разве что каждый день читать и писать бывает немного муторно. Что поделать? Дисциплина решает. Да и мечты, как показал плачевный опыт, сами себя исполнять не спешат.

Вы хотели узнать есть ли на свете такие вот мечтатели. Как минимум, один имеется. И трудно ему не от того, что не может найти свой путь, как мучаются некоторые, а от того, что нашёл. Такие вот муки определённости и выживание в перерывах между муками. Вот, собственно, и всё, что хотел сказать ваш неприспособленный к жизни собрат по перу. Vale!
Загрузка...
Илона Левина №1