Olie Olanb №1

​Ви́нни-Пух и всё-всё-всё (элементы дзэн в экранизации Хитрука)

​Ви́нни-Пух и всё-всё-всё (элементы дзэн в экранизации Хитрука)


Сажал я картофель у тестя на даче. Работа лопатой под жарким майским солнцем штука монотонная и располагающая к различным раздумьям. Пришло мне в голову, что герой Алана Александра Милна, говоривший с каждым позднесоветским ребенком языком «Доцента» Евгения Леонова[1], Винни-Пух есть ни кто иной, как истинный мастер дзен. Не углубляясь в тонкости дзэн-буддизма, в качестве иллюстрации рассмотрим знакомый каждому россиянину мультфильм Фёдора Хитрука и Геннадия Сокольского.

В качестве разминки вспомним про:

«Лучший подарок конечно же мёд.

Это и ослик сразу поймет

Даже немножечко,

чайная ложечка – это уже хорошо!

А тем более целый горшок!» ©. Далее происходит ряд событий, в ходе которых горшок постепенно освобождается от содержимого, предназначенного в подарок. И тут выясняется, что: «вот горшок пустой,

он предмет простой,

он никуда не денется

И потому горшок пустой,

и потому горшок пустой

гораздо выше ценится» ©. А что на это нам говорит дзэн? «Учение дзэн утверждает, что в основе всех вещей лежит пустота, через которую возможно увидеть недвойственность всех вещей и явлений. Дзэн указывает, что пустоту можно лишь постигнуть, например, в капле росы, но не описать словами[158]. Пустота в дзэн имеет не обычный отрицательный смысл, означающий «отсутствие чего-либо», а понимается как «наполненность», которая «потенциально содержит всю вселенную». Также пустота означает отсутствие границы между человеком и всем, что его окружает, когда человек начинает непосредственно воспринимать реальность такой, как она есть, без своих «субъективных взглядов», искажающих восприятие» т.е. поясню для непросветленных;-). Пока горшок был с мёдом - это было содержимое (мёд) в форме горшка. Утратив наполнявший его мёд, горшок стал «пустотой», могущей обрести любую наполненность, то есть из сугубо утилитарной тары, невольно выполняющей функцию подарочной упаковки, фактически стал универсальным мерилом, попутно утолив голод рассматриваемого нами персонажа. При этом прошу не забывать об, фактически лежащей на поверхности, определенной космогонической составляющей цикличного процесса опустошения и последующего заполнения горшка[2].

Далее, чтобы не обращаться каждый раз к памяти, вспоминая мультипликационный фильм, я воспользовался цитатами Винни-Пуха из «Википедии»[3]. Итак, приступим.

Рассказчик: Он всегда был не прочь подкрепиться. Кроме того, он был поэтДзэн не требует непременного отказа от всех желаний и отрицательно относится к самоистязанию.

Винни-Пух: Если я чешу в затылке — не беда! В голове моей опилки — да, да, да! Но, хотя там и опилки, но кричалки и вопилки (а также шумелки, пыхтелки, сопелки) cочиняю я неплохо иногда, да! А вот как эту фразу трактует дзэн: «Отказ от эгоистического или иллюзорного «Я» происходит в дзэн при помощи нахождения внутри себя «структуры, более глубокой, чем „Я“», называемой «подлинным „Я“». «Подлинное „Я“», по мнению Д. Т. Судзуки, никогда не сможет рассматриваться наукой из-за его «абсолютно субъективной» природы». Скажете, что не похоже? Значит, Вы еще не достигли просветления!

Винни-Пух: Это «Ж-ж-ж» — неспроста!… А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему так. А зачем на свете пчёлы? Чтобы делать мёд. А зачем на свете мёд? Чтоб я его ел. По-моему так! «Дзэн является мистическим учением, с одной стороны отрицающим логику, с другой стороны не противопоставляющим себя ей. Учение отрицает всё множество вещей, но рассматривает это отрицание в качестве наивысшей формы утверждения. Дзэн не связывает себя однозначно с отрицанием или утверждением, находясь за пределами логики и считая, что лишь духовный опыт может привести к постижению истины».

Даже сама ситуация с походом за мёдом, являющаяся сюжетом первого мультипликационного фильма «Винни-Пух» (1969 года) разве это не классический коан[4], заданный просветленным мастером дзэн Винни-Пухом неофиту Пятачку?

Пятачок: Кто же ходит за мёдом с воздушным шаром?[5]
Винни-Пух: Я хожу.

А выбор, совершаемый объектом нашего исследования между зеленым и синим шариком? Думаю, вы уже вполне самостоятельно разобрать этот эпизод, поэтому не буду отвлекаться. Продолжим.

Пятачок: А как ты думаешь, а пчёлы не заметят под шариком… тебя!

Винни-Пух: Я притворюсь, будто я маленькая чёрная тучка.

Винни-Пух: Ну и на кого я теперь похож?
Пятачок: На медведя, который летит на воздушном шаре[6].

Винни-Пух: По-моему, пчёлы что-то подозревают!

Винни-Пух: Кажется, они не верят, что я чёрная тучка…

Пятачок: Может, они думают, что ты хочешь утащить у них мёд? (как видим, Пятачок всё не может выбраться из оков логики, заставляя Винни-Пуха продолжать коан, подвергая свою жизнь определенной опасности)

Винни-Пух: Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь!

Пятачок: Кажется, дождь собирается…

Винни-Пух: Я всё понял! Это неправильные пчёлы! Совсем неправильные! И они, наверное, делают неправильный мёд! (типичное сатори)[7]

Винни-Пух: Я вниз спускаюсь.
Пятачок: А как?
Винни-Пух: Об этом я ещё не подумал!

Винни-Пух:Оё-ёй!
Пятачок: Разве я не попал?
Винни-Пух: Оой, не то чтобы совсем не попал - просто не попал в шарик!

Винни-Пух: Мишка очень любит мёд. Почему — кто поймёт? В самом деле, почему мёд так нравится ему?

Винни-Пух: А не пора ли нам подкрепиться? По-моему, пора!



[1] При подборе актёров для озвучивания главных героев возникли сложности. Перепробовали множество актёров, но никто не подходил. Попробовали Евгения Леонова, но его баритон также не устроил создателя мультфильма. Тогда звукооператор неожиданно предложил немного ускорить голос быстрой перемоткой плёнки, и результат оказался замечательным.

[2] В космологии буддизма утверждается повторение циклов возникновения и уничтожения вселенной. Буддийская религия не имеет понятия сотворения мира высшим нематериальным существом — Богом. Возникновение каждой новой вселенной обусловлено действием совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла. Аналогичным образом причиной разрушения вселенной, прошедшей свой период существования, является накопленная дурная карма живых существ.

Каждый мировой цикл (махакальпа) делится на четыре периода (кальпы):

  • пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого) (самвартастхаикальпа);
  • формирования (развёртывания) мира (вивартакальпа);
  • пребывания (когда космос пребывает в стабильном состоянии) (вивартастхаикальпа);
  • разрушения (свёртывания, угасания) (самвартакальпа).

Каждая из этих четырёх кальп состоит из двадцати периодов возрастания и убывания.

В отношении вопроса о том, было ли начало мировых циклов, имеет ли начало сама сансара, буддизм не даёт никакого ответа. Этот вопрос, подобно вопросу о конечности или бесконечности мира, относится к так называемым «неопределённым», «не имеющим ответа» вопросам, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». В одной из буддийских сутр об этом говорится:

«Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в её круговороте от рождения к рождению».

Первым существом, появляющимся в новой вселенной, становится бог Брахма, считающийся Творцом мира в индуизме. Согласно буддийской сутре, после Брахмы появляются тридцать три бога, которые восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!». Так объясняется идея появления веры в существование Бога-Творца. Брахма в буддизме не есть Творец, он лишь первое божественное существо, которому начинают поклоняться. Как и все существа, он не является неизменным и подчинён причинно-следственному закону кармы[13].

[3] Цитаты из мультфильмов о Винни-Пухе ru.wikiquote.org/wiki/Винни-Пух_и_все-все-все

[4] Коан (ко:ан, японская калька кит. 公案, гунъань) — короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию.

Коан — явление, специфическое для дзэн-буддизма (в особенности, для школы Риндзай). Цель коана — придать определённый психологический импульс ученику для возможности достижения просветления или понимания сути учения. Европейским аналогом может служить христианская притча, но коан ни в коем случае не следует переводить или понимать так, поскольку ни мораль, ни религия почти никогда не имеют отношения к сути любого отдельно взятого коана.

[5] Попытка понять коан логически неизбежно ведет к противоречию. Это противоречие играет важную роль в постижении своей истинной природы (природы Будды). Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить коан всеми возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда «отключаются» все пять чувств, ученик находится на стадии, которую в йоге именуют дхарана. В этом состоянии коан и ученик остаются один на один (плюс некоторое блуждание ума). Если ум ученика достаточно «зрелый», то однажды блуждания ума затихают и остается лишь коан. В этот момент коан и ученик — целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление или сатори.

[6] Как видим, Пятачок опять пытается рассуждать логически.

[7] Сато́ри(яп. 悟り, сатори; кит. 悟, у; санскр. संबोधि, самбодхи — букв. «просветление») — в медитативной практике дзэн — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли» (санскр. дхьяна или яп. дзэн).

В медитативной практике дзэн считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам.

+1
10:40
394
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Book24

Похожие блоги

Уголок Дзэн
Tasha Slay 6 месяцев назад 27