Ася Оболенская №1

Три простых шага

Три простых шага

Наткнулась на рекламу очередных писательских курсов.

Создается впечатление, что литература постепенно переходит в ранг рукоделия. Народ прочухал, что покупать масло и холсты, да даже цветные нитки, уже не нужно. Не нужно аккуратненько намазывать клей и придерживать салфеточку, чтоб не рвалась, не нужно учиться делать ровную штриховку, шкурить, грунтовать и покрывать лаком. Не нужно выискивать схемы в журналах и приобретать спицы определенного размера. Не нужно сидеть над столом, высунув кончик языка и поднося бисеринку пинцетом к клеевому слою.

Самый лёгкий способ самовыразиться и самоутвердиться - вот же он! Ноутбук есть, клавиатура имеется, интернет оплачен - садись-пиши-выкладывай!

И опыт классиков нам не нужен, и даже орфографический словарь не обязательно.

Так и представляю заголовки: "Просто дайте вашей внутренней богине вылиться на бумагу", "Издаться сейчас может даже кот", "Пиши сначала, думай потом", "Пиши как гений, редактируй как му*ак", "Размер имеет значение", "Писательские лайфхаки: о чём не знал Толстой" ... и прочее.

Я не то чтобы против.

Просто литература когда-то была инструментом поиска и обретения истины, а не очередным способом вязания салфеточек на телевизоры для друзей и знакомых.

Литература была способом развлечь, порадовать и обогатить читателя.

Или заставить задуматься.

Люди писали, потому что не могли иначе. И это занятие заставляло их искать нового опыта, размышлять и сравнивать, читать и переводить, отправляться в далекие страны, находить контакт с необыкновенными людьми и снова и снова спрашивать себя: о чём я пишу? нужно ли это кому-нибудь, кроме меня? приношу ли я в мир что-то новое? правдив ли я с читателем? честен ли с собой? хорошо ли я знаю человеческую натуру?

А сейчас - что?

Андрей Аствацатуров в одном из своих интервью сказал примерно следующее: у писателей есть долг перед словом. Авторы не дают языку закисать, постоянно подыскивая точные определения.

Я слежу за точностью определений?

Слова могут вызвать мурашки, смех и слёзы, могут принести освобождение, наполнить жизнь читателя новым (или даже единственным) смыслом. Слова могут быть оглушительным, почти физическим, наслаждением, могут - болью, слова бывают питательными, как еда, и свежими, как ветер. Слова могут так многое.

А вот салфеточки - нет. Увы и ах.

+5
09:45
559
11:00
А есть ли в достаточном количестве курсы «читательского мастерства»?)
11:02
+1
Тут без теории, только практика. Можно начать с десяти страниц в день. Хотя те же Быков и Аствацатуров читают прекрасные лекции с началами лит. анализа на примере каких-то произведений. Очень развивает.
11:58
А есть же теория от Поварнина «Как правильно читать книги „
13:27
а курсов нет) я б сунула нос в такую книжку, любопытно
11:36
+3
Интересное мнение. Я же сравню все эти курсы, и самоучители, с материалами для того же рукоделия. пряжа, прялка, какая-нибудь удобная лампа. Для прочего творчества тоже подходит эта логика: Для рисования — карандаши, бумага, краски, ластики, те же самоучители, для лепки — пластелин, глина, ножички, кисточки. А для писательства что? Особая бумага? Не нужна. Особые ручки? Тоже не нужны. Вот и остаются самоучители и курсы.

Я не хочу сказать, что они не нужны. Уверен, что многие из них чем-то полезны. Смущает как раз то, что за последнее время количество всего этого выросло в несколько раз. И на всем стараются сделать деньги. Судить за это глупо. Особенно если конечный материал действительно будет полезным. Осуждать за создание подобных материалов, тоже не берусь.
В конце-концов и наш клуб можно отнести к подобному добру.

Отдельно добавлю, причины по которым люди пишут.
Люди писали, потому что не могли иначе. И это занятие заставляло их искать нового опыта, размышлять и сравнивать, читать и переводить, отправляться в далекие страны,
это, по сути, не исключает, желание тех авторов к самовыражению.
Любое творчество, от вязание салфеточек, до написания стихов, так или иначе, выражение себя. кто-то выражает таким образом свое стремление искать истину, кто-то грусть, кто-то радость.
Иными словами, каждый пишет по разным причинам, но все равно самовыражается. Другой вопрос, что это самовыражение так и может остаться на уровне вязания салфеточек. А кто-то стремится дальше. Ищут точность определений, и все то, что перечислено с блоге.

Дополню, что в литературе, вязанием салфеточек, для меня навсегда останутся великие книги подростков, «о своей жизни».
11:58
Курсы бог с ними, пугает массовость :) пейсателей больше становится, а вот хороших книжек… мням…
12:04
возможно это стало модно)) но я пока не вижу толпы девчонок за спиной. И даже на груди никто не предлагает расписаться. И заветные слова «Я писатель», не заставляет девушек расстегнуть пару пуговок на блузке)))

Надеюсь, что это как тотальное увлечение фотографией, когда каждый школьник создавал группы в ВК и брался снимать свадьбы за деньги. Должно скоро пройти, и писателями Останутся лишь те, кто без этого уже не сможет.

Или в крайнем случае, это должны вылиться в жестокую конкуренцию, когда на вершину восходят действительно годные тексты.
12:09
ну дак тем кто вяжет салфетки тоже никто грудь не суёт под маркер :))) поэтому и не суют — писательство как-то из благородного занятия (ну или хотя бы занятия для касты психов) плавно переходит в ранг домашнего рукоделия, отсюда и обилие курсов — все осознали себя пейсателями. я не то чтобы против, но в итоге возник миф, что писать легко и что этому можно вот так вот взять и научить, как вышиванию. при этом работа над собственной личностью, работа над глубиной и силой текста, вдумчивый подход, уважение к языку — всё куда-то уходит. издают чёрт знает что, и читают тоже. как-то… печально всё это. великая роль литературы уходит в прошлое
12:34
+1
Вообще, не только в писательстве, а везде прут непрофессионалы. Я тоже не слишком уж против) Раз прут, значит, упертые, и могут упорным трудом что-то эдакое наработать, чтобы к концу жизни было что представить. Наверное. Хочется в это верить. В творческих профессиях расставить приоритеты ху из ху обычно может только смерть и время. Но это еще грустнее, чем толпы детишек, «умеющих» писать и петь)
12:47
Тогда вопрос, что с ними делать? Холить и лелеять? Так возможно воспитать графомана. П*зд*ть жесткими комментариями — отпугнуть. Раньше я придерживался второго метода, так как если ты испугался и сбежал, значит недостоин, значит сдался, значит не стоило и начинать.

А сейчас уже не уверен. Мягким стал)
13:26
+2
времена меняются :) я помню жёсткого Яра а ля первый месяц в клубе :) но как ни странно где-то он был прав. только вот я думаю, что те, кому важно качество текста, рано или поздно начинаю п*здить себя сами, без этого никак. а остальные… пишут плохо, набивают руку, пишут чуть лучше, издаются, пипл хавает. самое обидное, что процесс двусторонний: хрень бы не издавали, если бы она не читалась. и всё-таки каждый из нас может попробовать хотя бы определить серьёзность отношения к литературе и к собственному тексту. от комментариев зависит далеко не всё, больше всё-таки от личности. п*зд*ть не обязательно, можно пробовать прививать вкус, объяснять что-то, приводить примервы. мало ли, какой у человека потенциал
14:05
Повзрослели, Ярослав, стали мудрее и терпимее.
12:48
Не забываем плюсовать блог, если понравился. И рассказывать о нем в соц.сетях
15:13
+3
А тут состоявшиеся писатели, я так понял? Лучшие авторы портала готовы отвечать за каждое слово и объяснять, чем именно они обогатили ЛИТЕРАТУРУ?

Что за илитарность, с чего вдруг?! Разве лучшие произведения портала — это та самая ЛИТЕРАТУРА? Здесь едва ли найдется работа, которую писали на протяжении многих лет, которую прочувствовали, выстрадали. 99% — красивые слова на тех самых салфеточках, да еще и написанные подчас за строгий дедлайн.

Если у автора блога рвотные позывы от начинающих писак, то смею напомнить, что это нормально и все мы там были. Если он не переваривает тонны шлака, засоряющие ЛИТЕРАТУРУ, то советую заткнуть нос и продолжить читать хорошие произведения. В любом творчестве есть мусор и ВЕЛИКОЕ. Есть среднее и нечто большее. Есть искусные ремесленники, а есть гениальные творцы.

А курсы даже не знаю, кому могут мешать. Пусть их будет больше, всем же лучше — бизнесу, желающим, и даже писателям. А уж навредить ЛИТЕРАТУРЕ в масштабе истории они точно не сумеют.

И да — литература это не что-то сакральное. Ее не следует писать капсом или с большой буквы. О ней не следует кричать. Но и молчать, поддерживая илитарность — тоже. Это просто передача опыта и эмоций на бумагу, рассказывание истории. У кого-то получается ужасно, у кого-то — на все времена. Это действительно тот самый массовый способ самовыражения, доступный всем и каждому. А уж как использовать этот инструмент — сугубо дело каждого. Кто-то будет обогощать и совершенствовать язык, а кто-то — зашибать деньги высокими тиражами. И в чем проблема?

Ставлю минус.
15:30
+1
окей-окей, главное диванчег не подпали. я ж говорю, слово — сила. особенно забавно получается, когда ты написал что-то, человек зашел прочесть и… прочитал то, что у него в голове :D просто ради прикола сравни свой комент с моим блогом — ты кому отвечаешь-то? по-моему, не мне :D
15:43
+1
Просто тема в блоге настолько поверхностная и избитая, что я решил заодно побомбить на свои любимые темы

Плюс я не только блог читал, но и комменты, а там был отличный перл, из-за которого весь этот Вьетнам.

издают чёрт знает что, и читают тоже. как-то… печально всё это. великая роль литературы уходит в прошлое


писательство как-то из благородного занятия (ну или хотя бы занятия для касты психов) плавно переходит в ранг домашнего рукоделия
15:44
+1
16:09
Еще одно интересное мнение.
Наверное я это и имел ввиду, только выразился более мягко.

Думаю. что никто из пользователей сайта не считает себя элитой. Нам всем далеко до совершенства, до миллионных тиражей.

Еще поднят интересный вопрос. Действительно, я не знаю, сколько во времена Пушкина, было посредственностей. Возможно сотни, и они просто затерлись на общем фоне.

Ответ понравился. Ставлю плюс
18:14
я обозначила тенденцию — меняется отношение к литературе, и у потребителей, и у производителей. меня это печалит. блог об этом. илитку и тем более применимость к клубу данного текста додумали читатели, как они всегда это делают. :)
17:47
Другой вопрос, что это самовыражение так и может остаться на уровне вязания салфеточек. А кто-то стремится дальше© жаль, что мало таких курсов, хотелось бы больше, прекрасно когда люди стремятся грамотно писать, выражать мысли. На каждый текст найдётся свой читатель. Подросткам навряд будет интересен Кант, они будут читать то, что вызывает у них сопереживание. Издаётся определённый процент людей. Я приветствую креативное мышление, приветствую желание посещать такие курсы.
18:16
МАЛО?! а вы пробовали гуглить?)) мне их весь интернет дружно рекламирует, от Аствацатурова с мастерской рассказа до пяти курсов упражнений с возможностью разбора отдельных текстов за 300 рэ каждый. И это я не говорю о книжках, которые издают все кому не лень — от именитых писателей, до людей, которые пишут исключительно подобные пособия :)
нет, не пробовала, я больше в реале живу, нежели в виртуале. хотелось бы недалеко от моего места проживания такие курсы, я бы всю зиму посвятила им)))
18:41
к сожалению, (а может для кого-то к счастью) эти курсы проводятся чаще всего именно в интернете. Так как можно привлечь больше людей. В реале тоже проводят, но в основном в крупных городах.
18:58
да, ближе всего к реалу если только по скайпу)
19:16
И против курсов как таковых ничего не имею, не знаю, почему взгляд читателя цепляется именно за это. курсы — это симптом, их стало много и ведёт их кто попало, а значит, писательство в сознании всё ближе к легкому занятию, которое требует только освоения набора приемов, а не душевной, прости Господи, работы. Очень коммерческий подход.
Опять — таки — говорю о симптоме общественной тенденции, а не о том, кто лучше, а кто хуже. Остальное — перекос сознания какбэ
21:42
+1
Я сначала хотела сказать: ну ведь у нас есть интернет! Что лично нам мешает стремиться создавать качественные, интересные, хорошо продуманные тексты? Почему мы не можем зарабатывать творчеством в том же интернете и с чего бы так гнаться за бумажным изданием? Да и зарабатывают люди за счет сетевых выкладок гораздо больше (ну если им вот до конца поверить). Все в наших руках, хотела я сказать.
А потом подумала и знаете, а я ведь согласна с Burned. По крайней мере я разделяю весь этот горький пафос, потому что… (Это я где-то читала, не сама придумала), потому что вкусы читательской аудитории, оказывается, формируются сверху. И мне как-то запала в душу эта мысль. То есть издатели, коль скоро они для нас авторитетны, так и говорят: ребята, вот это — круто! Такой уровень стиллистики, такой-то словарный запас, приветствуются свежие идеи, новаторский подход. И вот вам примеры — один пример, другой. Можете так же? Можете лучше? И авторы в восхищении: да, можем! Да, хотим! А издатели: правда хотите? Вот вам курсы, мы вас научим. И читатель весь из себя разборчивый: это слабо, ой покупать не будем!
Но можно ли этим заработать?
Потому что если издатель не зарабатывает, а формирует искусство, значит, им движет конкретная Идея. Значит, его кто-то спонсирует, и хорошо спонсирует, если он может себе это позволить. Авторы равняются на более высокую планку, следом подтягиваются и читатели, потому что шлака просто нет, его негде достать. Это сколько я слышала и видела этих отзывов про то, какой та же фантастика была в советское время. Но в советское время был контроль и не было интернета. А сейчас, при отсутствии контроля и спонсирования и при наличии интернета, повысить эту планку разве возможно?
Даже если бы они захотели все и вдруг? Смогли бы?
Не думаю.
Загрузка...
Александра Черчень №1