Три простых шага

Наткнулась на рекламу очередных писательских курсов.
Создается впечатление, что литература постепенно переходит в ранг рукоделия. Народ прочухал, что покупать масло и холсты, да даже цветные нитки, уже не нужно. Не нужно аккуратненько намазывать клей и придерживать салфеточку, чтоб не рвалась, не нужно учиться делать ровную штриховку, шкурить, грунтовать и покрывать лаком. Не нужно выискивать схемы в журналах и приобретать спицы определенного размера. Не нужно сидеть над столом, высунув кончик языка и поднося бисеринку пинцетом к клеевому слою.
Самый лёгкий способ самовыразиться и самоутвердиться - вот же он! Ноутбук есть, клавиатура имеется, интернет оплачен - садись-пиши-выкладывай!
И опыт классиков нам не нужен, и даже орфографический словарь не обязательно.
Так и представляю заголовки: "Просто дайте вашей внутренней богине вылиться на бумагу", "Издаться сейчас может даже кот", "Пиши сначала, думай потом", "Пиши как гений, редактируй как му*ак", "Размер имеет значение", "Писательские лайфхаки: о чём не знал Толстой" ... и прочее.
Я не то чтобы против.
Просто литература когда-то была инструментом поиска и обретения истины, а не очередным способом вязания салфеточек на телевизоры для друзей и знакомых.
Литература была способом развлечь, порадовать и обогатить читателя.
Или заставить задуматься.
Люди писали, потому что не могли иначе. И это занятие заставляло их искать нового опыта, размышлять и сравнивать, читать и переводить, отправляться в далекие страны, находить контакт с необыкновенными людьми и снова и снова спрашивать себя: о чём я пишу? нужно ли это кому-нибудь, кроме меня? приношу ли я в мир что-то новое? правдив ли я с читателем? честен ли с собой? хорошо ли я знаю человеческую натуру?
А сейчас - что?
Андрей Аствацатуров в одном из своих интервью сказал примерно следующее: у писателей есть долг перед словом. Авторы не дают языку закисать, постоянно подыскивая точные определения.
Я слежу за точностью определений?
Слова могут вызвать мурашки, смех и слёзы, могут принести освобождение, наполнить жизнь читателя новым (или даже единственным) смыслом. Слова могут быть оглушительным, почти физическим, наслаждением, могут - болью, слова бывают питательными, как еда, и свежими, как ветер. Слова могут так многое.
А вот салфеточки - нет. Увы и ах.
Я не хочу сказать, что они не нужны. Уверен, что многие из них чем-то полезны. Смущает как раз то, что за последнее время количество всего этого выросло в несколько раз. И на всем стараются сделать деньги. Судить за это глупо. Особенно если конечный материал действительно будет полезным. Осуждать за создание подобных материалов, тоже не берусь.
В конце-концов и наш клуб можно отнести к подобному добру.
Отдельно добавлю, причины по которым люди пишут.
это, по сути, не исключает, желание тех авторов к самовыражению.
Любое творчество, от вязание салфеточек, до написания стихов, так или иначе, выражение себя. кто-то выражает таким образом свое стремление искать истину, кто-то грусть, кто-то радость.
Иными словами, каждый пишет по разным причинам, но все равно самовыражается. Другой вопрос, что это самовыражение так и может остаться на уровне вязания салфеточек. А кто-то стремится дальше. Ищут точность определений, и все то, что перечислено с блоге.
Дополню, что в литературе, вязанием салфеточек, для меня навсегда останутся великие книги подростков, «о своей жизни».
Надеюсь, что это как тотальное увлечение фотографией, когда каждый школьник создавал группы в ВК и брался снимать свадьбы за деньги. Должно скоро пройти, и писателями Останутся лишь те, кто без этого уже не сможет.
Или в крайнем случае, это должны вылиться в жестокую конкуренцию, когда на вершину восходят действительно годные тексты.
А сейчас уже не уверен. Мягким стал)
Что за илитарность, с чего вдруг?! Разве лучшие произведения портала — это та самая ЛИТЕРАТУРА? Здесь едва ли найдется работа, которую писали на протяжении многих лет, которую прочувствовали, выстрадали. 99% — красивые слова на тех самых салфеточках, да еще и написанные подчас за строгий дедлайн.
Если у автора блога рвотные позывы от начинающих писак, то смею напомнить, что это нормально и все мы там были. Если он не переваривает тонны шлака, засоряющие ЛИТЕРАТУРУ, то советую заткнуть нос и продолжить читать хорошие произведения. В любом творчестве есть мусор и ВЕЛИКОЕ. Есть среднее и нечто большее. Есть искусные ремесленники, а есть гениальные творцы.
А курсы даже не знаю, кому могут мешать. Пусть их будет больше, всем же лучше — бизнесу, желающим, и даже писателям. А уж навредить ЛИТЕРАТУРЕ в масштабе истории они точно не сумеют.
И да — литература это не что-то сакральное. Ее не следует писать капсом или с большой буквы. О ней не следует кричать. Но и молчать, поддерживая илитарность — тоже. Это просто передача опыта и эмоций на бумагу, рассказывание истории. У кого-то получается ужасно, у кого-то — на все времена. Это действительно тот самый массовый способ самовыражения, доступный всем и каждому. А уж как использовать этот инструмент — сугубо дело каждого. Кто-то будет обогощать и совершенствовать язык, а кто-то — зашибать деньги высокими тиражами. И в чем проблема?
Ставлю минус.
Плюс я не только блог читал, но и комменты, а там был отличный перл, из-за которого весь этот Вьетнам.
Наверное я это и имел ввиду, только выразился более мягко.
Думаю. что никто из пользователей сайта не считает себя элитой. Нам всем далеко до совершенства, до миллионных тиражей.
Еще поднят интересный вопрос. Действительно, я не знаю, сколько во времена Пушкина, было посредственностей. Возможно сотни, и они просто затерлись на общем фоне.
Ответ понравился. Ставлю плюс
Опять — таки — говорю о симптоме общественной тенденции, а не о том, кто лучше, а кто хуже. Остальное — перекос сознания какбэ
А потом подумала и знаете, а я ведь согласна с Burned. По крайней мере я разделяю весь этот горький пафос, потому что… (Это я где-то читала, не сама придумала), потому что вкусы читательской аудитории, оказывается, формируются сверху. И мне как-то запала в душу эта мысль. То есть издатели, коль скоро они для нас авторитетны, так и говорят: ребята, вот это — круто! Такой уровень стиллистики, такой-то словарный запас, приветствуются свежие идеи, новаторский подход. И вот вам примеры — один пример, другой. Можете так же? Можете лучше? И авторы в восхищении: да, можем! Да, хотим! А издатели: правда хотите? Вот вам курсы, мы вас научим. И читатель весь из себя разборчивый: это слабо, ой покупать не будем!
Но можно ли этим заработать?
Потому что если издатель не зарабатывает, а формирует искусство, значит, им движет конкретная Идея. Значит, его кто-то спонсирует, и хорошо спонсирует, если он может себе это позволить. Авторы равняются на более высокую планку, следом подтягиваются и читатели, потому что шлака просто нет, его негде достать. Это сколько я слышала и видела этих отзывов про то, какой та же фантастика была в советское время. Но в советское время был контроль и не было интернета. А сейчас, при отсутствии контроля и спонсирования и при наличии интернета, повысить эту планку разве возможно?
Даже если бы они захотели все и вдруг? Смогли бы?
Не думаю.