Анализ литературного прозаического призведения

  • Достойный внимания
Анализ литературного прозаического призведения

Анализ литературного прозаического произведения

Определить фабулу и сюжет. Фабула – мотивировка событий в произведении (что будет, если… ). Сюжет – ход событий в произведении. Чтобы научиться глубоко понимать текст, нужно мысленно составить план (структурно-логический анализ).

Определить согласованность композиции и сюжета. Композиция (расположение и соотношение частей в произведении) – общий вид произведения (описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования).

Определить как автор относится к теме, идее и героям произведения. Пафос – эмоциональное отношение автора к рассказываемому.

Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор (тропы): метафоры, гиперболы, литоты, аллегории, эпитеты, перифраз, олицетворения, сравнения.

В какой последовательности изложен сюжет. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности событий, с отступлениями в прошлое или «экскурсами» в будущее.

Использование несюжетных элементов: вставные эпизоды, лирические отступления (авторские мысли и чувства, философские размышления о жизни, которые напрямую не связаны с сюжетом).

Определить использование композиционных приемов – внутренние монологи, дневники и т. д.

Копаем глубже. (Внутренняя структура произведения.) От какого лица написано произведение. От первого: личное повествование от лица лирического героя - исповедь, от лица героя-рассказчика и безличное (от лица повествователя).

Как автор описывает своего героя (художественный образ) – типичный, нетипичный представитель данного общества; индивидуальные черты присущие данному персонажу. Внешность – лицо фигура, костюм. Характер персонажа (раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи). Окружающая обстановка в которой живет и действует персонаж. Характеристика героя другими действующими лицами.

Наличие художественной детали – описание каких-либо предметов или явлений окружающей персонажа действительности. (Анна Каренина – красненький мешочек, перчатки, черное платье).

Определить к какому образу- персонажу относится герой:

К лирическому, драматическому или эпическому.

Определить способ создания художественных образов: повествование, описание, формы устной речи (диалог, монолог). Повествование – изображение происходящих в произведении событий. Описание –перечисление черт, явлений, свойств (человека, места действия, предмета).

Внешняя структура произведения.

Речь персонажей: выразительная или нет, индивидуальная особенность речи (картавость, оканье, аканье и т.д.). Каким языком написано произведение (речь автора).

Использование в произведении просторечных выражений, слов с экспрессивной окраской, синонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов (новообразованное слово), диалектизмов, жаргонизмов, канцеляритов.

Анализ поэтического произведения

Лексика и синтаксис

Жанровое своеобразие (лирика, эпос, баллада, сказка). Определить идею стихотворения. Определить композицию лирического произведения.

Какие изобразительные средства использует автор (активные - скупые).

Каким языком написано – просторечие, книжно-литературная лексика (использование тропов).

Определить ритмику – ритмическое движение. Определить звуковой рисунок, интонацию. Использование синтаксических приемов или фигур поэтической речи (риторические вопросы, обращения, восклицания); повторы, антитезы (противопоставления).

Анализ композиции

Определить ведущее переживание, чувство настроение в произведении.

Выяснить стройность композиционного построения.

Определить лирическую ситуацию (конфликт героя с собой, внутренняя несвобода и т.д.)

Определить жизненную ситуацию, которая могла вызвать это переживание.

Остальное для профи: определение размера стиха (верлибр, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, пиррихий, дибрахий, дольник, спондей) метра и ритма (силлабо-тоника). Мера стиха, его структурная единица - представляет собой группу стоп, объединённых иктом, основным ритмическим ударением.


Другие блоги автора:
+3
10:40
1008
16:18
+1
спецкурс для подготовки к ЕГЭсоветую все-таки разделить на 2 блога — анализ прозы и анализ лирики, чтобы народ не запутался.
04:55
+1
Не ЕГЭ, это в Высших литературных институтах изучают.
21:11
+1
я в курсе. сама оттуда. при этом и на ЕГЭ, поверьте, это тоже надо и тоже учат
09:53
Полезный блог. А то пишу рецензии, как бог на душу положит.
В виду грядущего БС и будущего НФ, очень полезный блог. Как для начинающих, чтобы знали как, чего и куда; так и для опытных — чтобы вспомнили.
А то Светлана правильно говорит: Пишут как бог на душу положит. Так вот не надо ничего ложить. Все уже разложено. Читайте, конспектируйте, сохраняйте и распечатывайте.
Хороший, полезный, нужный блог.
Рекомендую в «Достойные внимания».
00:16
Тут не на две части делить надо а каждый абзац разбирать по отдельности. Вот первый абзац:

“Определить фабулу и сюжет. Фабула – мотивировка событий в произведении (что будет, если… ). Сюжет – ход событий в произведении. Чтобы научиться глубоко понимать текст, нужно мысленно составить план (структурно-логический анализ).”

Капец, как всё не понятно. Ну ход событий, ладно, а ФАБУЛА шо за зверь? Мотивировка событий? Где? Как? Почему? Может пару примеров надо. А иначе зачем этот блог? Вот так же сухо и не понятно я могу прочесть и в Гугле.
И так по всем абзацам. Автору пожелание — хочешь помочь новичкам в азбучных истинах, то хоть малёхо усилий приложи. А так, взял, скопировал три фразы и нате вам блог, давайте мне медаль.
Загрузка...