СлоноТОП книг, которые обязательно стоит прочитать

В ходе относительно жарких споров появилась идея - собрать собственный рейтинг книг, рекомендованных к прочтению. Причём составлять этот топ предлагаю всем участникам Бумажного Слона (именно участникам, т.е. зарегистрированным пользователям).
Всё, что нужно - написать в комментариях от 1 до 5 книг, которые вы считаете лучшими и которые, по вашему мнению, стоит прочесть каждому. Не важно, будет ли это популярная литература или нет, отечественная или зарубежная, новая или старая.
Не важен жанр. Это может быть художественное, документальное, публицистическое произведение (но не научное и не техническое). Проза, пьесы, поэмы, за исключением отдельных коротких стихов.
Каждое упоминание книги в рекомендациях будет считаться за 1 голос. Желающие могу добавить свои отзывы и мнения, чем хороши эти книги, думаю, остальные с удовольствием их прочитают.
P.S. Очень большая просьба - воздержаться от критики чужих рекомендаций. Из-за вкусов, как говориться, не спорят. Вот и мы не будем)
Р.Бредбери, «Вино из одуванчиков»
И. Евремоф, «Час быка»
Джером К. Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»
О. Уайльд, «Портрет Дориана Грея»
Стивен Кинг — Ловец Снов
Алан Мур — Хранители (на самом деле это графический роман, но чертовский крутой)
Дин Кунц — Слезы Дракона
ну и как же без Великого и Ужасного: Говард Лавкрафт — История Чарльза Декстера Варда
Буджолд — «Серия о Майлзе» (за героя, понятия Чести и Долга, динамику, лихие повороты сюжетов, принципы, русский дух)
Владимир Даль «Толковый словарь живого русского языка» в 4-х томах (рекомендую дореволюционное издание – затягивает почище любого романа, с тем преимуществом, что можно открыть в любом месте)
Стивен Хантер «Снайпер» (пример профессионального подхода к произведению, знание деталей, образец остросюжетного произведения)
Иван Зорин «Рассказы» (за концентрацию мысли и философию, мог бы быть назван новым русским классиком, придись только его творчество не на 90-е, и времена поверхностных чтений)
Мне кажется, лучше бы было разделить по жанровой принадлежности. Потому как в разделах, я бы назвал по 5 равных. А в русской классике? Ее нельзя смешивать или оценивать с Зарубежной. А на сколько все расходяще во временных рамках? То же с условно «легкими жанрами» — намеренно показал «по одному», но не охвачены другие.
Еще можно было бы составить опрос в виде: «Какие 3-8-12 книг оказали на вас наибольшее влияние?», «Какие из книг вы перечитывали более, чем 5 раз?»
Простейший пример: «Луна жестко стелет» Роберта Хайнлайна (но в переводе — Щарбакова, с этим настаиваю) прочитана уже и неизвестно сколько раз, пожалуй, что уже и 10 будет. Причина — попытки разобраться, понять — чем затягивает и написать нечто схожее. Значит, книга должна бы войти в список, но там уже есть Буджолд (по жанровой принадлежности) и определить, что лучше НЕВОЗМОЖНО. Хайнлайн — революционен, сущностью сегодня все пользуются тем разгоном и направлениями, что задал именно он. Но и Буджолд революционна, вдохнуть жизнь в издыхающий жанр? А ведь она замечательно отметилась и в фэнтази (правда, там ей удался лишь один роман, все остальные, увы! НО!)
Списки лучшего:
Алексей — прочел 5 книг из 5-ти
Rininelle – прочел 4 книги из 5-ти
Tetra – прочел 3 книги из 5-ти
Егор Зимовский – прочел 3 книги из 5-ти
Призрак Бабочки – прочел 1 из 5-ти
SaraSardis – не знаком ни с одной вещью
Из чего следует, что из двух последних следует ознакомиться хотя бы из любопытства.
P.S. Стыдно, но я трижды перечитала «Волк. Рождение» авторства Авраменко, Гетто. А другим я его не порекомендовала бы. Особенно автором. Написано ужасно, но блин, так иногда мозги разжижить хочется…
Рассказало мне о тех чувствах и проблемах, которые я не могу испытать из-за собственной тостолобости.
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Рассказало мне о людях и помогло сильнее их любить.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
Показало мне войну другими глазами — не врага и не советского солдата.
Кодзи Судзуки серия книг «Звонок»
Научило меня видеть очень интересные связи.
Бернхард Шлинк «Чтец»
Показало мне, как противоречив мир.
Илья Масодов, роман «Черти» (ссыли нет, чувака МинПечати не жалует)
Показало мне изнанку революции.
Грегори Дэвид Робертс — «Шантарам»
Потрясающая, наполненная смыслом книга-путешествие, причем не только по одной отдельно взятой стране, но и по разуму и культуре ее людей. Потрясающая вещь. Читать тем, кто хочет написать что-то философское и умное.
Марьям Петросян — «Дом, в котором...»
Отличный пример того, как нужно создавать запоминающихся, действительно завораживающих персонажей. Так же примечательна тем, что имеет две сюжетные ветки, разделенные где-то десятью годами и связанные между собой выросшими персонажами.
Чайна Мьевил — «Вокзал потерянных снов»
Книга для тех писателей, которые хотят написать проработанный мир с кучей авторских, нестандартных задумок. Хороший пример того, как нужно объяснять авторские задумки так, чтобы читатель не запутался. К тому же эталонный образчик стимпанка.
Нил Гейман — «История с кладбищем»
Потрясающий пример авторской смелости и оригинального представления старой идеи. Готический «Маугли» или «Тарзан», которого вместо волков и обезьян воспитали… привидения. Тем, кто любит переворачивать шаблоны — читать.
Анна Ветер — «Миледи трех миров»
Отличный пример того, какие книги НЕЛЬЗЯ читать, писать и издавать. Просто откройте. Откройте, поплачьте, покачайте головой и постарайтесь так не делать. Так же хорошо спасает от таких писательских болезней, как «мое произведение ужасно», «я хочу сжечь свою писанину» и «то, что я написал, никто не будет читать».
Вообще я хотела поставить на последнее место книгу с действительно захватывающим, заставляющим затаить дыхание сюжетом… но не смогла вспомнить такой :( увы и ах. Если вспомните — скажите.
www.litra.ru/biography/get/wrid/00539021229773191991/
Помилуй боже, какое «получил звание офицера в 1941 году». Это в 15-то лет (по официальной дате рождения)? И он не был «смершевцем». Войсковым разведчиком (как ваш покорный слуга) — да. (Не путать со «штирлицами» — это грязная прифронтовая работа). Сыном полка? Да. И рассказ Иван имеет определенные отголоски.
Вам бы еще ознакомится с Владимиром Карповым, что сидел, прошел штрафбат, стал разведчиком, ходил через линию фронта, взял (по статистике) наибольшее количество языков, стал Героем Советского Союза, закончил академию Генштаба. Замечательный писатель — рекомендую его художественно-биографическую «Судьба разведчика» (но написав биографию Сталина — кстати, объективную, стал категорически неугоден за то, что осмелился идти вне задач 90-х и вдобавок поднял и опубликовал ксероксы некоторых архивных — он был к ним допущен, в частности справку Берии о «ленинской гвардии»). Умер в безвестности, аккурат в те дни, когда вся общественность горевала о национальной утрате — смерти Ромочки Трахтенберга.
Карпов и Богомолов схожи даже в этом. Они — неугодны.
Относительно «гуляющих дат рождения» — это обычное дело для тех, кто был в оккупационной зоне. Сгоревшие уничтоженные архивы. Простейший пример. В нашей деревне всем ее жителям выставили одинаковую дату рождения — 15 марта, а года «на глазок», поскольку срочно потребовалось, а ехать и выяснять было некогда. Под это же и выдали потом паспорта (много позже, когда их разрешили деревенским). Я о чем, иногда себе прибавляли годков (по особым соображением), иногда убавляли (по тем же соображениям). Во время оккупации подросткам убавляли, чтобы тех не отправили в Германию. знавал таких, что по факту были на 3 года старше, но уже было не исправить, не получить пенсии в свой срок.
То есть, если человек был «сыном полка» с одной датой рождения, то потом «по уточнению», мог стать старше и уже служить, пройдя путь от рядового до офицера в силу особых обстоятельств (Редчайшие случаи, если на фронте, без предварительных, пусть и коротких, курсов.)
Н. Лесков «Очарованный странник» — нескучная философия
Э.Т. Гофман «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер» — феи, странствующие маги, любовь, волшебство и никаких пост-пубертатных фэнтези-соплей
А. Грин «Фанданго» — по-моему, его лучшая новелла. Это мой личный «red bull», всегда окрыляет!
Фаулз «Женщина французского лейтенанта» — очень увлекательно
1) Лев Толстой, «Анна Каренина». На мой взгляд, один из лучших романов
2) М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» МиМ стало принято ругать,
но имхо роман несколько переворачивает взгляды на жизнь
3) Стругацкие… всё? Наверное, «Жук в муравейнике», «Гадкие лебеди», «Отягощенные злом» или более легкий вариант «Путь на Амальтею». Подросткам — «Повесть о дружбе и недружбе».
4) Крапивин «Голубятня на желтой поляне» или это ностальгия?.. Прекрасная фантастика
5) «Хроники Нарнии» К.С.Льюиса
А вообще, выбрать только пять — совершенно невозможно, я с ходу напишу ещё десяток.
Эти, по-моему, очень действенно показывают, как хотя бы попробовать остаться человеком перед лицом грандиозной, сложной и порой очень пугающей жизни. Поэтому и рекомендую.
2) Юрий Никитин — Я сингуляр
3) Хольм Ван ЗАйчик — Дело непогашенной луны (а вообще вся серия книг)
4) Глен Кук — Черный отряд
5) Джеймс Биби — Амулет
=)
— Сомерсет Моэм — Бремя страстей человеческих
— Айн Рэнд — Источник
— Халед Хоссейни — Бегущий за ветром
— Иван Ильин — Поющее сердце. Книга тихих созерцаний
Библия? Кх-м-м…
«В отличие от разума и интеллекта инстинктивной программой логического консерватизма от рождения наделен каждый из нас. Поэтому, если упаковать некие полезные знания или правила в ритуальную и сакральную форму они легче и крепче усваиваются мозгом. В этом огромная позитивная сила религий как организаторов и воспитателей. В этом же негативная (?! – ё-мое!) сила и живучесть суеверий…» — пишет инструктируя, но тем самым и саморазоблачаясь, «офицер веры» не из самых маленьких. (про-Ё-кал по причине, что на мой взгляд, сила и живучесть суеверий складывается от их ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО влияния на человека)
В твоей и моей жизни Бог всегда будет тем, что ты вкладываешь в него, здесь он подчиняется твоим требованиям, но потом, если жизнь после смерти все-таки существует, он с тебя спросит, и не думаю, что в тот момент ему будет присуще чувство юмора. Потому как «ты» сам – вовсе не оригинальный и неповторимый, а анекдотик, рассказанный миллион миллионов раз, и любому терпению (даже божьему) оскомина. И уж лучше быть язычником — одним слоговым смыслом (но смыслом!), чем кучей предложений пустых заезженных сюжетов, которыми подменяют «ваши» жизни.
(Ну, а если сократить список до одной из бумажных, то как ни крутись, а получается — «Толковый словарь русского живого языка» — не думаю, чтобы здесь, на литературном сайте, если он и в самом деле ЛИТЕРАТУРНЫЙ, можно было бы этот выбор оспорить)
Например, книгой прошлого года, считаю:
Д. Черевичник «Всемирная история поножевщины» или народные дуэли на ножах
www.navaja.ru/denis-cherevichnik-vsemirnaya-istoriya-ponozhovschini.html
А нынешнего – получил почтой буквально на днях, и не спрашивай во сколько она мне обошлась, ибо редкость, но и полезна, как эталон-образец подхода к важной теме:
Даржа «Мужские занятия тувинцев»
forum.guns.ru/forummessage/21/1738218.html
(автор погиб – убит, тираж ничтожно маленький, переиздания скорее всего не будет – неясности с наследованием)
А вот Даржа в самом деле жалко. Интересно — куда ушли материалы на второй том?
Клайв Баркер. Имаджика
Питер Уоттс. Ложная слепота
Майкл Суэнвик. Дочь железного дракона
Нил Гейман. Американские боги
Анатоль Франс, «Остров пингвинов»
Роберт Шекли, «Заповедник гоблинов»
Артур Кларк, «2001: Космическая одиссея»
Толкин «Властелин колец»
В. Никулин «Почти серьезно...»
Джон Стейнбек «Гроздья гнева»
Айзек Айзимо в «Я, робот»
Натали Хеннеберг «Язва»
Все бы ничего, если бы не одна особенность. Елена Келлер была слепоглухонемой
Есть там и пара глав посвященных Марку Твену, с которым Елена Келлер была в дружеских отношениях.
Что касается Топов, мне сложно выделять из прочитанного пять, десять книг, которые мне понравились больше всего. Если книга мне не нравится — я ее не читаю
Я думаю, что прочитать эту книгу стоит.
Юрий Никитин «Как стать писателем» — настольная книга (ей-богу, никому не повредит),
Ф.М. Достоевский «Бесы» — политизированный роман с элементами уголовщины.
Марсель Пруст «В поисках утраченного времени» — философия в квадрате (на любителя)
М.Ю. Лермонтов «Штосс» — мистический рассказ