Alisabet Argent

Советы от неопытного писателя, или Пять правил счастливой писательской жизни

Советы от неопытного писателя, или Пять правил счастливой писательской жизни

Как писатель, я весьма неопытна. Тем не менее, мой небольшой опыт достаточно разнообразен, и связан как собственно с написанием текстов, так и, например, с общением с коллегами, с получением отзывов разнообразной степени жестокости, с написанием историй на конкретную тематику, и пр.

Я долго думала, стоит ли выкладывать подобное, но решила, что накопленными умозаключениями всё же стоит поделиться. От начинающего писателя - начинающим писателям, синтез личного опыта и пропускания через себя советов мастеров жанра.

Итак, для того, чтобы создавать хорошие тексты ( а мы ведь стремимся именно к этому?), самое первое правило, которого стоит придерживаться:

1. Пишите о том, что вас волнует.

Это, казалось бы, очевидный совет. На практике же оказывается, что на свете не так уж много вещей, которые волнуют по-настоящему, и у каждого они свои. Без жесткого эмоционального "крючка" получится подражательная и/или сухая работа. Я натыкалась на подобное наставление в книге Рэя Брэдбери "Дзен в искусстве написания книг", но, разумеется, до меня не дошло, пока я не прочувствовала на собственной шкуре. Автор должен быть глубоко лично заинтересован в том, чтобы высказаться.

Для этого хорошо бы знать себя, но такое мало кому дано - все мы движемся наугад. Цепляющую тему или персонажа иногда непросто найти, но, когда получится, шепот истории в голове станет неумолчным и неумолимым - всё равно придётся написать.

Даже если тема покажется смешной или глупой. Неважно. Главное - она ваша.

2. Не мешайте вашим персонажам жить так, как они хотят
Живые персонажи - один из краеугольных камней качественной литературы. Независимо от жанра, книги всё-таки пишутся про людей. По-моему опыту: персонажи должны стать не друзьями, но хорошими знакомыми. Кому-то необходимо представить внешность, кому-то - написать биографию, кому-то достаточно прописать основные черты характера.
Главное, чтобы вы могли закрыть глаза и ощутить себя человеком, от лица которого вы пишете, или же - "посоветоваться с ним". Хорошие персонажи проведут вас сквозь историю за руку. Они могут изменить ваше представление о произведении. Они могут вынудить вас не убивать их.
Тот же Тургенев, собиравшийся сделать Базарова из "Отцов и детей" злодеем, взялся вести его дневник - и пересмотрел персонажа полностью.
3. Не ограничивайте себя рамками изначальной истории.
Лучшее из написанного мной поначалу было чем-то совсем иным. Менялся жанр, события, акценты, начало, конец. Идея может показаться крайне удачной, но если в процессе воплощения вы зашли в тупик - посмотрите на неё под другим углом, от лица другого персонажа, через призму иного жанра. Не жалейте "красивые" повороты и "оригинальные" идеи, разрешите работать вашему подсознанию: меняйте всё, что должно измениться, и вычеркивайте всё, что оказалось лишним.
Именно такая практика, кстати, открыла какой-то "шлюз" в моей голове - с тех пор, как я разрешила себе переписывать и "резать" истории, они гораздо охотнее посещают мою голову.
Постучать по дереву, конечно, и сплюнуть через левое плечо.
4. Не обижайтесь на критику.
Да, это может быть оскорбительно или глупо. Взгляды критикующего на литературу могут отличаться от ваших кардинально.
И всё же, без адекватной критики автор движется вслепую.
В идеале - найдите человека с хорошим литературным вкусом, кого-то честного и кого-то, кого вы достаточно уважаете, и присылайте тексты на тестовое чтение. Вы сразу поймёте - что непонятно, что нелепо, что притянуто за уши, и где раки зимуют, заодно.
Поначалу можете не согласиться, но через какое-то время любая критика даёт о себе знать, и приносит плоды.
5. Не чурайтесь общества других писателей.
Будет и зависть, и ревность, и мысли о собственном ничтожестве по сравнению с кем-то. Но всё-таки, чертовски хорошо, когда есть, с кем обсудить проблемы и вопросы, возникающие в процессе работы. А ещё - здорово понимать, что не один ты - такой псих.
Только избегайте эффекта "ведра с крабами" - не давайте ленивым "пейсателям", сутки напролет ноющим о творческих кризисах, тянуть вас на дно.
Собственно, всё. Первые пять правил готовы.
Если я соберусь с мыслями и почувствую, что это хоть кому-то нужно - попробую продолжить.
С вами была Burnedbylove
.
      +12
      03:49
      1487
      14:49
      Спасибо за отличный блог!
      Уверен он будет полезен многим.
      От себя скажу лишь, что не совсем согласен с 2 пунктом. Пока не знаю почему. Но мне не нравится придумывать героям полную биография, части которой возможно даже не будет в книге вообще. На этот счет я еще не сформировал четкого мнения. Но в скором времени, постараюсь выразить это словами.
      04:37
      +1
      Там об этом как раз опционально :) Главное — ощущать персонажа, как живого, иметь возможность предсказывать его поступки, а как этого добиться — каждый ищет сам.
      16:49
      Вполне дельные советы! Но хочу добавить: нужно хотя бы изредка идти у героев «на поводу». В таком случае финал станет ярким и интересным, хотя и не совсем таким, как его видел автор. Но ведь это иногда даже к лучшему, верно?
      23:52
      +1
      Ольга, вроде, в тексте оно так и написано :)
      01:32
      +1
      Мне понравились советы. А еще можно добавить, что писать надо о том, что знаешь. Иначе получается бессвязный бред или смешная такая околесица.
      08:49
      Еще можно добавить про положительного и отрицательного героя. Отрицательные, как я заметила, всегда получаются ярче, а положительные — не всегда. Оказывается эта беда у многих и даже у профессионалов. Наверное, оттуда и берутся картонные персонажи. Биографию главным героям продумывать нужно от и до. Второстепенные персонажи не так важны, вот с ними можно не заморачиваться.
      13:01
      А ещё эти положительные и отрицательные герои иногда меняются местами, и в конце уже не поймёшь — какой он. В общем, как в жизни.
      О критике — как я узнаю, что критик адекватный.
      И есть ли хоть одно хорошее произведение, которое никто не обругал?
      Автору огромное спасибо от начинающих, мысли важные и полезные.
      10:32
      А у меня такое наблюдение — не пишите в последний день. Лучше, если перед отправкой на конкурс текст полежит, «дойдёт» где-то с недельку или больше. Созреет. После написания какое-то время текст вас ещё не отпускает, вы им живёте и автоматически раз за разом сканируете его в своей голове. В этот период обнаруживаются не только косяки, но и весьма удачные инсайты, выгодно дошлифовывающие ваше произведение.
      Загрузка...