Валентина Савенко №1

Цель и методы материала или "опять он с опытом"

Цель и методы материала или "опять он с опытом"

Вот на днях на паре Основ Журналисткой Деятельности Айрат Шамилич Бик-Булатов говорил о том, что мы, начинающие журналисты часто ошибаемся в методах выражения цели материала, который мы пишем.

И тут мне подумалось: "А вдруг, не методы не те, а цель?".

Ну, смотрите, мы, ребята молодые - лет 19-20. Да, кто-то может возразить, мол, не дети уже, взрослые! Взрослые, да. Только молодые. Что мы видели? Дом, детский сад ( и то, не все), школа, университет, вот, бакалавриат почти на половине... И? Работают у нас не все, работы в изнуряющем режиме "а в отпуске я не был год" - без каникул и больших выходных - не было, скорее всего. Хотя, если кто так работает - можете побить меня тапком. В любом случае, у нас опыта у нас гораздо меньше, чем у человека в 30, 40, 50 и далее лет. Можно, конечно, сказать - а вот, опыта у нас больше, чем у десятилетнего в два раза! Ну да, велика радость - то есть мы как два десятилетних ребенка...

Это я все к чему. Начинаешь писать текст, а что-то важное доходит потом, на середине его! И упираемся во всё те же "дедлайны". Не хочу сказать, что то плохо - например, новостник без какого-либо дедлайна - вообще не новостник - "Слово "вчера" для нас ругательное!" - как метко заметила Ляйсан Наилевна, тогда главред "Татар-Информ".

А потом, или думаешь, что мол, "и так сойдет!", или думаешь о том, что вот то, как я написал, тоже хорошо описывает то, как я вижу, что хочу передать, только подправить здесь, удалить это, перемалевать вон там... И, наверно, в результате редакторы видят два текста, плохо состыкованные между собой, причем тексты не одноидейные, а тот синтез, что мы сдаем... Наверно, это какой-то дуалистичный текст.

Я здесь уже писал о том, что при написании какого-то произведения (в нашем контексте неважно, художественное ли оно, или журналистское) лично мне банально не хватает опыта. Да, в том контексте рассказов художественных, в котором писал тогда я, вымысел и представление ситуации, адекватных реальному миру сложны для меня. Так, я три дня пытался придумать концовку рассказа. И бился в замкнутом кругу трех идей. Поспрашивал старших и мне это решение - простое, казалось бы, до банальности - но такое простое и естественное решение, что банальность испарилась. Так, наверно, и у меня/нас(?) в журналистике.

Да, у нас есть реальный контекст, есть реальные события, персонажи, но... как сказал Иосиф Михайлович Дзялошинскй на мастер-классе: "Правды нет, есть только точки зрения" (цитата приблизительна, но суть передает). И действительно, мы субъективны, каждый видит мир по-своему. И даже если мы соберем у каждого жителя планеты его мнение по вопросу (что проблематично - младенцев ведь не спросишь) не факт, что это будет истина. Несколько тысячелетии люди думали, что Солнце вращается вокруг Земли. И с Инквизицией многим было спорить страшно.

...Хотя, опять, меня могут поругать за слово "мы", употребленное выше. Да, наверно, такие не все. Наверно, есть ребята, что сразу хватают и суть, и весь опыт всплывает у них в голове на третьем потоке сознания, во второй выбивается существенное для события, о которых он будет писать, а в мыслях, которые человек думает как бы сам (ср. сознанию или первому потому мыслей) сразу точно и полно осознает то, о чем и как он будет писать текст.

Естественно, нельзя списывать со счетов и то, о чем говорил Айрат Шамилич - опыта нам не достает еще и в выборе средств. Точном подборе методов. Но думать об этом боязно, так как в этом случае тут намечается какой-то лютый "трэш" - цель выбрал неверную, методы тоже неверные, потом цель поменял, выбрал методы третьи, хотя сюда бы лучше подошли первые, и так можно размышлять до бесконечности.

И кажется мне, иногда лучше подтормаживать мыслительный процесс что ли?

0
23:34
441
18:17
Опыт — штука важная. Поэтому надо писать, писать много, писать плохо, писать постоянно.
И еще читать-читать-читать. Мэтров, киломэтров, мегамэтров, ну и сантимэтров тоже — пригодится.

Мне, например, кое-что объяснили сборники писем и черновиков Стругацких. Оба брата еще в школе что-то такое сочиняли.
Комментарий удален
Загрузка...
Светлана Ледовская №1