Ольга Силаева

Бесконечная битва с собой

Бесконечная битва с собой

И каждый раз, когда я открываю чистый лист, мысли путаются и бессвязным потоком бегут в неизвестном направлении. Словно в сточную трубу сливается всё, что казалось важным и значительным. Десять открытых вкладок браузера зовут. Я поддаюсь. "Тут то я найду то, что мне нужно. Ту единственную истину, о которой хочу подумать и поговорить". Но там пустота. Ни музыка, ни чужие слова, вырванные из контекста ванильной цитатой, не зажигают в глубине души маленького теплого огонька, под названием "Вдохновение".

Разве осталось в этом огромном мире то, что может еще сказать человек, не повторив при этом с десяток других умников? И что я (Я! понимаете?), песчинка, с точки зрения Времени, могу предложить в качестве размышления остальным?

Писать - это глупость, лишь увлечение, шепчут некоторые. Из этого не выйдет толка, зря потратишь то бесценное, что у тебя есть. Время. Его так мало, стоит ли рисковать?

Писать - это работа, твердят начинающим авторам.

И ты снова и снова удаляешь эту чертову первую строчку и остаешься наедине с чистым листом...

+2
10:30
855
10:55
Писать — глупо. Но разве сама жизнь не глупа? Что бы ты ни делал — что-то будет зря. И все же. Если это тебе принесло что-то приятное, то однозначно — не зря.

Вдохновение не ищут. Оно приходит само в процессе. Для кого-то писать — это работа, ежедневная и порой даже нудная. Для другого это мимолетный порыв. Взял и написал. Вот так.

Может быть, мне стоит написать блог. Начиная со слов: писать — это… Мне тоже захотелось высказаться на эту тему.
11:01
Мне приятно, что натолкнула вас. Да, действительно, у каждого автора за словом «писать» прячется что-то свое. Лично для меня, писать — это верить в себя. Иногда эта вера немного пошатывается, но никогда не пропадает.
13:14
Писать надо тогда, и только тогда, когда не писать невозможно.
Когда текст льётся из души, и задумываться над его ценностью и глубиной нет ни желания, ни сил.
Вот напишешь, перечитаешь и поймёшь. Себя поймёшь, в первую очередь. Узнаешь, что для тебя важно, посмотришь со стороны Времени на песчинку.

Потом можно выбросить, забыть, отречься, изменить каждое слово, букву, мысль. Но это потом, когда история уже будет досказана.
А если стираешь первую строчку, значит, сказать тебе нечего, значит действительно будешь только повторять то, что уже сказали до тебя.
14:11
Ну, это палка о двух концах, так и до графомании недалеко.

Я считаю первую строчку крайне важной, поэтому придаю ей большое значение, ведь именно от нее зависит прочтет ли читатеть вторую, а затем последующие строки произведения. Даже здесь, на Слоне, мне много раз приходилось отказываться от прочтения работы целиком, не цепляло начало и всё, как отрезало…
14:31
А что плохого в «графомании»?
Человек, который ведёт дневник, тоже графоман? Он ведь каждый день-несколько дней пишет преимущественно бред, разве что не всегда выставляет на общее обозрение.

Может у нас представления о чтении разные?
Судить о книге по началу не намного лучше, чем по переплёту и названию.
Часто бывает так, что автор, сосредоточившись на эффектном начале, совершенно забывает, что у текста есть ещё основная часть и конец, в которые тоже неплохо бы вложить того, что вкинул в первые же строчки.
Начало для автора — это не более чем способ выпендриться и самого себя увлечь несформировавшейся толком историей. В первый раз автор пишет начало исключительно для себя, а вот переписывает или дописывает в самом конце уже для читателей, когда видит весь сюжет насквозь.

Так что чистый лист это не сомнения, не страх повториться.
Это нежелание писать в принципе.
14:43
Наоборот, милая Кактус, мне хочется, чтобы писатели (не только, кстати, начинающие) не упускали из виду начало своего произведения. Да, когда дело идет о романе, тут отбор для чтения не ограничивается первой строчкой, но многие сливают этим рассказы и миниатюры. Чтобы получить качественный текст надо учитывать всё от начала и до конца.

Почти каждый раз, чтобы написать что-то серьезное мне приходится сталкиваться с проблемой «чистого листа». Страх это или неуверенность, не могу определить, но стоит перешагнуть первое предложение и текст пошёл, будто он сам себя пишет)

15:01
А в чём сложность написать всё остальное, а первое предложение переписать уже заканчивая работу, а ещё лучше просто удалить с глаз долой?
15:09
Кому как, это личный момент. Для меня важно как я начну, несмотря на то, что могу переделать
16:28
+2
Когда текст льётся из души, и задумываться над его ценностью и глубиной нет ни желания, ни сил.

И так он льется, скажем, двенадцать авторских? Таким образом «вылить из души» роман невозможно. Рассказ, миниатюрку — да. Работа над романом — это действительно РАБОТА. Тяжелая, а местами даже занудная. И соглашусь с автором блога. Не всегда, но иногда без правильной первой фразы не получается задать нужный темп, настрой, ритм текста. Она нужна для того, чтобы было от чего оттолкнуться и двигаться дальше.
17:45
Смысл браться за роман, если не знаешь, о чём хочешь написать, не можешь себя настроить на работу и вообще завис на первой строчке?
Если занудно писать, то и читаться это тоже будет занудно. Нет интереса к собственному тексту — откуда ему взяться у читателя?
Работа — это редактура, сведение всё в единое целое, а не первое предложение, которое нет возможности из себя вымучить.
18:04
+3
Кстати, вот и нет. Очень часто было, когда текст шел именно занудно и с трудом. А читатель потом говорит, получилось классно. Потому что этого не видно, этой тяжелой нудной работы не видно. Бывает и так. А бывает и так, когда пишешь на вдохновении, а тебе потом разбахают его. И сама видишь, что за дело.
18:17
Я задам вопрос проще: не хочется писать, зачем себя заставлять?
Никто с палкой над тобой не стоит. Зачем представлять неспособность писать как кое-то ярмо/клеймо/прыщ на пятой точке как что-то плохое?
Просто это нытьё про отсутствие вдохновения вымораживает.
Муки творчества? Вот когда по рукам бьют, тогда пожалуй, а если желания нет, то смысл вообще? Пейсателей дофига. Поищи себя в чём-нибудь другом. Надоест — вернёшься к своей первой строчке.
18:24
+1
не хочется писать, зачем себя заставлять?
А разве у тебя так не было, что некоторые отрывки ты пишешь на одном дыхании, а некоторые вот надо себя заставлять, иначе сюжет посыпется. Другое дело, ты подумаешь, как то, что тебе не особо интересно, подать интереснее — вот она и есть именно та самая работа над текстом.
18:41
Если я не знаю, о чём я хочу написать, с чего я хочу начать, то я рисую, бегаю, работаю, читаю, смотрю фильмец, играю в игры, тискаю своего монстра, иду в душ, убираю хату(кстати над разгрести), сплю, делаю чай, думаю над совершенно другой сценой, до которой мне ещё писать и писать, перечитываю старый текст (и бью себя по лицу за ошибки попутно их правя), пою, танцую, смотрю в окно, рассуждаю о вечном (тихо сама с собой) или на повседневные темы (часто громко и матом).
Не сижу перед чистым листом, не ищу ответы не понять на какие вопросы, не страдаю от зуда «над чё-нить написать, пока время есть».
В мире дохрена несделанных дел. Кто их сделает, если не я?
19:27
+4
А если ты сначала себя заставляешь, чернз немогу/нехочу, потом через полчаса глядь — а оно пошло и уже не надо себя заставлять? А всех дел не переделаешь. Точнее, дела всегда найдутся, но история останется недописанной.
19:29
Вопрос ведь совсем не в нежелании писать, а в трудности начать. Найти тот единственно верный толчок, из которого выльется произведение. «Муки творчества»… возможно, но только над собой.
19:56
Вот это называется «над чёнить написать». И это не круто. Не можешь начать писать = не хочешь. Точка.
Абзац.
Пиши, когда есть что и знаешь как сказать, а то это до первого грубого отзыва или отсутствия реакции. Откуда стремление выставить себя мучеником вообще взялось?
19:58
Значит мало переделал дел. Иди ещё делай, чтобы бумага горела и клавиатура плавилась, когда вернёшься.
19:59
+3
Все разные )) У меня наоборот. Если устану, то не могу даже себя заставлять
21:14
+1
Видимо, мы с вами по разному смотрим на процесс написания.

О боже, в мученики не претендую ни разу. Тема проста как курица: я пишу, но бывает такая вот проблема.

И самое любопытное, что я вынесла из ваших комментариев:
Не можешь начать писать = не хочешь.


Абсурд полный. То же самое: муж пытается собрать шкаф, крутит, вертит инструкцию, то прикрутит — не так, разберет, опять с начала, снова заминка и смена одной стенки на другую, через два часа его мытарств заходит жена и говорит: «Не можешь — значит не хочешь». А он хочет, он хороший, только вот не найдет в бездонной коробке детальку под номером 1.
21:59
Варианты как собрать шкаф:
1) вытащить все детали, удоствериться в полноте комплекта и только потом начать собирать.
2) собрать из того, что есть, как придётся, а потом переделать.
3) начать собирать простейшие сочетания из деталей, пока получается, без детали
4) позвать друга и начать собирать с ним (мож у него деталь найдётся)
5) доверить дело профессионалу, у которого нет проблем с деталями.

а не сидеть над досточкой с винтиком в руках, размышляя какая же из двух абсолютно одинаковых сторон лицевая.

Ключевое слово «начать»
22:01
А проблема решается путём отвлечения. И, судя по блогу, попытки с ней справиться присутствуют, но, думаю, решение должно быть более кардинальным.
13:15
+4
В тетрадке надо писать. ручкой. Шариковой. Фиг потом сотрешь…
14:13
Ох, как бы мне этого хотелось, правда) только жаль, что ребенок находит любую «заначку» блокнотов, тетрадей, набросков и рисует там то маму, то свинку пеппу)))
14:28
А. Знакомо… Я прячу в сумку (есть у меня специательная сумка, с которой я всюду мотаюсь). Потому что, действительно, не спрячешь — все, кирдык.
16:48
Вытерла накатившую слезку. А ведь сколько раз я сама задавала себе все те же вопросы. Сколько раз я писала, перечитывала и удаляла. Сколько раз задавалась вопросом «а нужно ли? может, лучше стать швеей или поворот, или еще кем полезным?» Сколько раз у меня уже возникало от своих работ чувство «я где-то это видела». Все… все одно и то же, постоянно. Ничего нового нет…
НО! Все же есть кое что новое, что мы можем принести человеку Эмоции. Ощущение чуда. То. чем так бедна наша зачастую спокойная, размеренная жизнь. Потому если тебя тронуло, если ты испытал эмоции от чтения даже самого второсортного произведения — значит автор не зря писал. А если ты вынес из написанного какой-нибудь урок, то считай, что работа удалась.
Растрогали до глубины дыши. Спасибо. Всех благ.
19:27
Вам спасибо за отзыв, рада, что меня понимают)
10:08
+1
Писать — это глупость, лишь увлечение, шепчут некоторые. Из этого не выйдет толка, зря потратишь то бесценное, что у тебя есть. Время. Его так мало, стоит ли рисковать?


Наверное, тут уже говорили, что писать нужно тогда, когда не можешь не писать. В такой момент даже мысль о том, что это пустая трата времени будет кощунственной. Мне вот не писалось несколько лет, и я ушла в другое творчество: рукоделие и танцы.
Все истории уже рассказаны, набор слов ограничен, а букв всего 33 (вроде бы? школа была давно). Я как читатель читаю не буквы и не слова. Я читаю образы. эмоции, картины, ситуации.
А как писатель -начинаю писать с любой сцены, любого диалога или лирического отступления.

Поэтому не жалейте времени и не уподобляйтесь герою Камю в «Чуме», который всю жизнь переписывал первую страницу.
Удачи)
10:25
Наш человек.
10:32
+1
но ведь вопрос в том, что делать, если, например, половина написана, — а дальше накатил ступор )
11:08
См. комментарии выше.
Как пример, можно собрать шкаф)
12:06
+1
У меня три романа зависли на половине. Из одного я выросла, для другого не доросла, а третий ждет пока автор догрызет мат.часть. Но мне это не мешает писать дальше и писать новое. Пусть не романы, так хотя бы рассказы.
13:21
ну так абыдна же(
13:26
Это не работает )
В моём случае работает глубинный анализ того, почему ступор, проработка планов, поиск момента, когда и почему убежало вдохновение и т.д… Всякое «пойди погуляй» у меня не работает точно, потому что ситуация не решается )
а спросила я потому, что мне было интересно, как окружающие такое решают, вдруг у них как-то прикольнее )
14:10
+1
Неа) Если передо мной стоит выбор встреча с друзьями/концерт/культпоход/много чего еще и дописать роман, и я выбираю все, что угодно, но только не писать роман, то значит, оставшись дома, я точно не буду его писать. Даже сидя за компом, я буду читать чужие тексты, статьи по квантовой физике или даже афишу телепередач. Так что если не пишется, значит, сейчас не надо)
14:14
+1
а вот если у меня дедлайн, и надо, я сяду и буду, даже если не хочу XD и допишу!
14:18
+3
Давайте так: если у вас есть роман, то пишите вы его по плану. У вас есть начало и есть конец. Есть герои. Есть идея, мораль, выводы и т.д. И если на половине наступает ступор, значит, где-то есть слабое звено, провал какой-то. Значит, берете план и анализируете, где провал.
Когда я понимала, что у меня логический провал или сюжетный затык, я собирала друзей, рассказывала им проблемный момент и просила их помочь. Иногда мне действительно давали дельные советы.
14:21
+1
Вот, с этим согласна )) большинство затыков — это и правда какие-то сюжетные косяки, или непродумки, или ещё что.
правда, бывают ситуации, когда «к идее охладел». но тут уже ничего не поделаешь)
10:56
Благодарю за советы)
11:11
+2
Продолжаем пережевывать травку =)
Не забываем, что нету одного верного способа. Поскольку люди разные.
Дело даже не в том, что нужно переписывать одну и ту же страницу. Писать — для каждого имеет свой оттенок. Для кого-то это очень просто и натурально, как выпить стакан воды. Для другого — это поиск.
Пустая трата времени? Ха, это можно сказать про очень многие вещи. Но, это всего лишь точка зрения. То, что для меня ценно — для другого как раз таки трата. Решать тут лично каждому.
если, например, половина написана, — а дальше накатил ступор
— в таком случае, стоит отложить ненадолго. На день или два, а то и неделю. С тем, чтобы затем перечитать и воодушевившись продолжить писать эту историю.

Я чувствую. Разные люди ставят акценты на разном. Что бы там кто ни говорил — путей много. И ни один из них — не может быть самым верным. Тот, что помогает тебе — верен, но для тебя. Типажи людей повторяются, хотя полного сходства может и быть.

Честно говоря, стиль того — как ты пишешь, в смысле каким способом, зависит от того, что тебя толкает. Я признаю ценность выражения, что «надо писать только тогда, когда прет — иначе не можешь». И при этом признаю тот факт, что это — не мой путь. Потому что он — не работает. Не в моем случае.

Я пишу лучше всего, когда воодушевляюсь. Часто вполне случайными вещами. Я хаотичен, мое настроение часто меняется. Что, несомненно, сильно влияет на мое письмо.

Взять хотя бы вот этот комментарий. Я никак не ожидал, что он так польется. Это просто случилось, потому что… а) я «вошел» в нужное настроение б) просто решил писать без всяких задних мыслей, как идет — пусть идет в) тут еще может быть что-то.

Да вся жизнь — она зависит только (во многом) от того, как ты смотришь. Говорят, что нет причин быть по-настоящему счастливым. Почему? Потому что, когда причины исчезает, то чувство счастья — тоже. С другой стороны, если у тебя много-много причин быть счастливым, то как бы быстро они не пропадали — всегда будут новая, которая будет доставлять радость.

Я ни разу не считал, что все тексты, которые я когда либо писал — пуста трата времени. Да, они не все принесли мне радость победы, удовлетворения. Я часто смотрел на них как на то, что поможет мне однажды написать то самое. До сих пор — не сдаюсь. Хоть и не пишу так уж часто.

Дело еще в том, что нужно быть готовым. Заставлять себя… это не благородное дело. Кому-то помогает — преодолеть первые шаги, после чего текст так и льется. Но типажи-то разные. Есть люди, которым лучше полностью давать свободу. Не думать о долге, не думать о том, что надо. Просто писать. Позволить себе это.

Закончу на этом. Мой совет — просто пишите. И в задницу причины. Вспомните про них потом, когда закончите.
13:36
в таком случае, стоит отложить ненадолго. На день или два, а то и неделю. С тем, чтобы затем перечитать и воодушевившись продолжить писать эту историю.

кстати, в моём случае это верная смерть )))) я несколько раз откладывала большую вещь, работа над ней продолжалась где-то в фоновом режиме и в подсознании. когда через год-полтора я возвращалась назад, смотрела на черновики, понимала, что они клёвые — и плакала горючими слезами, потому что они больше не катили к новой версии сюжета. всё отправлялось в корзину и начиналось заново, до нового ступора. отсюда я делаю вывод, что в моём случае метод «отложить и подождать» — не работает.
частично у меня работает метод «соберись, тряпка!» частично — анализ причин, что, где и почему застряло. частично — написание плана. чо прикольно: развёрнутые и подробные планы типа знаменитой «снежинки» для меня — могильник: мозг решает, что он уже всё написал, и успокаивается. но вот недавно я накатала план с несколькими поворотными точками — и пока я от него в восторге. посмотрим, чо будет дальше XD
при этом я говорю про крупные вещи, с маленькими типа рассказов всё гораздо проще, там вдохновился, переклинило, захотел — и пиши. но с романами это работает плохо. не, мож, это работает у людей, которые на работу не ходят, например, или писательством зарабатывают. но у меня бывают периоды, когда спать некогда, не то, что писать, и когда несколько дней в таком режиме — то нужно как-то переключиться обратно на идею, иначе всё, мозг упилил мыслить левым полушарием, и не хочет правое
Что бы там кто ни говорил — путей много. И ни один из них — не может быть самым верным. Тот, что помогает тебе — верен, но для тебя

вот плюс много-много! мне симпатичен ход ваших мыслей. помаячьте на горизонте, когда пройдёт деанон, мне хочется прочесть ваш рассказ ))
Мой совет — просто пишите. И в задницу причины

именно! а то начинается: проблемы — прекращай писать, кризис — прекращай писать. трудности бывают на любом пути, и если сдаваться перед лицом каждой трудности, ничего не достигнешь )
11:13
+2
Ах да. Дело еще в том, что на людей часто давит груз ожиданий. Как самого себя, так и других людей. Я бы пожелал всем вам — просто растворяться в процессе. Это самое чудесное. Тогда и работа — вовсе не так уж трудна. Поскольку она становится чем-то неотделимым от тебя. Тем, что тебе нужно, как воздух.
18:20
Хм. Удаление первой строчки — преступление. Объясню почему. Автор делает первый шаг, чтобы поймать настроение. Потом отступает. Шаг не понравился, слишком громкий вышел, нелепый какой-то. Автор снова пробует. В этот раз рефлекторно заходит с левой ноги. Не с правой! О боги… Снова отступать. И так раз за разом. Зачем?

Некоторые авторы, как я читывал, начинают писать абы как и разгонятся только на 2-3 странице(!!!). Вдруг вы из тех? Вы же из-под своих же ног почву выбиваете. Ну вот на фига такое делать? Вы всегда сможете удалить к херам то, что не понравится, но сначала нужно дать себе свободу сделать первый шаг, каким бы он ни был. Разрешите себе ошибаться и заткните внутреннего редактора до поры. Иногда допустимо вообще удалить 1-2 страницы начала, чтобы перейти сразу к действию, но даже эти первые нерасторопные страницы надо написать.

Помните, что вы всего лишь человек из плоти и крови, что не боги горшки обжигали. Редко у кого-то выходит что-то достойное с первой попытки и то после долгих изнурительных тренировок, либо совершенно случайно. Так что нужно сначала прогуляться как следует и уже потом проанализировать свою походку, маршрут, глубину отпечатков, ибо по одному шагу вы себя не поймёте. Позвольте себе высказаться и уже потом выпускайте из загона редактора, когда ему действительно будет над чем работать.
18:30
Спасибо, возможно, я действительно не в полной мере раскрепощаю себя.
18:36
+3
По Эрику Берну ребёнок в вас говорит «хочу написать первую строчку», а родитель говорит «так писать нельзя». Взрослый вообще в недоумении зачем что-то писать. Для начала чтобы высказаться. Качество повысится в процессе. Если написать. Если;)
Загрузка...
Андрей Лакро