И как вы это делаете?
Сколько людей - столько мнений, сколько писателей - столько способов работы над текстом. Известно, что Толстой навещал умирающих, чтобы верно передать образы в произведениях, Булгаков описывал случаи из личной врачебной практики, Г. Д. Робертс страдал героиновой зависимостью, когда я читала "Шантарам" - верила каждому слову.
С. Лем опять же говорил, что его самого иногда удивляют, каким путем идут его герои. Начиная "Солярис", он понятия не имел, что произойдет на космической станции, почему Снаут боится Кельвина, он оказывался в роли читателя собственного романа.
Я спрашивала у друзей, как пишут они. Один ответил: "Придумываю и пишу, как ещё?" Знаю, что кое-кто рисует карты своих миров, заводит "досье" на персонажи (и этот кто-то улыбнется, прочитав строки про себя).
Для меня мои герои, как близкие знакомые, я не могу их придумать, как вы не сможете придумать соседку или продавщицу, у которой с детства покупаете хлеб-молоко. Иногда, знаю сразу, что с ними произойдет, тогда мне не так интересно. Но, гораздо хуже, когда несколько месяцев я не знаю, что же с ними случилось, где они, как им помочь. Тогда у меня плохое настроение. Но все решить могут какие-то пять минут, тогда может пострадать обед, или я проеду свою остановку, но я узнаю, а что же дальше...
А как пишете вы?
Но — почему это я не могу придумать «соседку или продавщицу»? Могу. Приходится. Потому что не знаю, что там у нее в голове. Могу только предполагать. А автору — ему неплохо бы знать.
Можно также сказать, что и вы тоже придумываете героев и то, что с ними приключается, только неосознанно.
Но лицедейства, напяливания масок и абажуров на голову никто не отменял. Поэтому не надо автору диагноз ставить преждевременно!
На НФ написал рассказ о том, как у мелких поступков бывают далеко идущие последствия. На другой конкурс написал про революцию и светлое будущее (потом сюда залью тоже). Пару дней назад выкинул мини-рассказ про взросление — но это было больше эмоциональное и эксперимент «сразу на чистовик». Еще с начала конкурса сел и никак не могу дописать рассказ про опасность идей в абсолюте. Так и живем.
Но даже самый эрудированный автор всего лишь заимствует мысли у своих несостоявшихся двойников из параллельных реальностей. Это образно говоря. По сути — это те мысли, которые авторы так или иначе способны понять.
Так что, несомненно, я присутствую в произведениях, в чертах характеров каких-то персонажей и их поступках. Или же в том, в каких тонах описывается то или иное событие. Это было, есть и будет.
Но я никогда не опираюсь на мысли, как бы я лично поступил в той или иной ситуации. Эта дорога ведет на сторону фанфиков и литРПГ.
Касательно героев ситуация обычно такая, что сама история выбирает каким хочет видеть своего героя. Бывало, что герой должен был убить, но не убивал, потому что он, в отличие от меня, знал о своих принципах больше. Или персонаж откровенно впадал в истерику, если оставался наедине с кем-то, кого считал слабее себя, и хотел морально подавить. То есть да, персонаж возникает для меня только в процессе письма. Составление досье пробовал — не работает. Становится скучно. Будто выкачиваю воздух из произведения и отнимаю у себя пространство для маневра. Очень трудно заставить события соответствовать своим ожиданиям, если история против этого.
Пишу обычно грязно, потому что знаю, что всегда могу вернуться и исправить. Написать рассказ в 12 страниц могу и за день, ещё, как минимум, 3-4 дня буду исправлять и додумывать что ещё можно сказать. Обычно лор рассказа больше самого рассказа, так что добавить всегда есть что. Другое дело, что не всегда есть куда.
Если коротко, то так.
Ну, я пишу по-разному. Так как я пишу очень и очень давно, лет 12, и пишу при этом плохо, то у меня много всяких кусков, наработок, творческих дневников.
Итак, если у меня возникает какая-то идея, то я иду с ней делать какое-нибудь дело, которые занимает руки и освобождает голову. Обдумываю идею, формирую ее, пишу по поводу нее заметки, ищу материалы в дневниках. Стена превращается постепенно в нечто похожее на шкуру какого-то пернатого чудовища — вся в стикерах. Если спустя много-много дней эта идея мне все еще нравится, я начинаю ее уже точить. Составляю сначала костяк сюжета, потом прописываю персонажей, потом прописываю мир, потом еще раз прохожусь по сюжету и смотрю, а все ли логично. Составляю большой-большой, подробный-подробный план и сажусь писать. Это если большое произведение и если в идеале. На деле же я оставляю порой большие дыры в костяке сюжета, а когда писать сажусь — герои разбегаются в разные стороны и вообще не хотят делать то, что я хочу XD
А рассказы (не для конкурсов, ибо для конкурсов — это отдельная любовь) — я пишу по наитию. Пишу, читаю через день, и если они мне все еще нравятся — редаю и выкладываю. Правда редаю порой так, что меня бьют :(
Вот такие дела…
— Сестры!
— Что мы хотим?
— Разума?
— Когда мы этого хотим?
— Потому что красавицы!