Анна Неделина №2

ОРКритика №4. О большой синей обезьяне

Курилка Критиков

ОРКритика №4. О большой синей обезьяне



Не ждали, людишки? А я пришла. И опять с топором, и опять зеленая от гнева! Но на этот раз я пришла не бить кого-то, а отлавливать, сажать рядышком с собой и, черт возьми, просвещать! Потому что терпеть ЭТО у меня больше нет сил!

Итак, разговор у нас пойдет о неизведанном и непонятном многим разделе искусства - сюрреализме и его самых распространенных на сегодняшний день направлениях.

- Почему возникла "необходимость" поговорить об этом? - спросите вы.

Мной было замечено, что порой читатели и критики (они сейчас улыбнуться, я знаю, не принимайте в обиду) расценивают произведения данного жанра как плохо написанные рассказы и судят их, соответственно, как обычную прозу. Я долго думала, и решила, что ругаться на самом-то деле бесполезно, и решила вместо этого просветить. А вдруг кто-нибудь, что-нибудь полезное для себя почерпнет.


Итак, начнем с того, что же такое сюрреализм и с чем его едят. Не буду пичкать вас в огромных количествах данными по его появлению, развитию и становлению, а лучше попытаюсь донести общую суть.

Если говорить в общем - сюрреализм, это произведение искусства абсурдное, яркое, похожее на содержание сна. Прочитав сюрреализм вы сразу поймете, что это он. Вам будет ясно совершенно все, но в то же время не понятно абсолютно ничего. Вы увидите много ярких образов, возможно в произведении будет очень динамичный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой, но он будет настолько чудным, что вы задумаетесь - а что же автор курил?! Алиса в стране чудес, Кафка, Дали - все это он, тот самый сюр, от которого порой "едет крыша" у мирного, не понимающего что происходит читателя/зрителя.

Картинки по запросу полушария мозга

- Что же с ним делать? - спросите вы.

Понять и простить ему его странные шалости. Это в первую очередь. Отключить логику - это во вторую очередь. Сюр вообще очень, очень хорошо вырубает наше "умное" левое полушарие мозга, нужно только позволить ему это сделать. После того, как вы поняли, простили, и выключили внутреннего логика - наслаждайтесь происходящим. И, как советует "Путеводитель вольного странника":

Картинки по запросу без паники автостопом по галактике

Итак, изрядно подумав и поломав голову я сумела сформулировать кое-как три основных типа, на которые можно разделить, собственно, этот странный блок искусства. Это деление лично мое, я его никому не навязываю, оно, возможно, много чего упускает, но чего-то другого я вам дать просто напросто не могу. Предлагаю тем, кто может что-то добавить высказаться в комментариях. Итак, поехали:


Картинки по запросу психоделика

1. ПСИХОДЕЛИКА

Нечто настолько абсурдное, яркое и странное, что голова начинает кружиться. Именно после таких произведений хочется спросить у автора: "Послушай, а ты того... не употреблял случаем при написании?" Проблема в том, что именно этим изначально авторы при написании психоделических произведений и занимались. Они пили, использовали наркотики, морили себя голодом или долгое время не спали чтобы "очистить сознание от гнета рациональности". Разумеется, я не советую никому повторять эти эксперименты. К тому же психоделическую литературу так же писали посредством автоматического письма или медитации. Психоделические произведения искусства зачастую лишены сюжета, хоть какого-то здравого смысла, последовательности. Зачастую - это просто диковинный набор образов.

Зачем оно нужно?

Казалось бы - зачем, мол, действительно, такое писать и читать? Расслабление. Психоделика на самом деле очень хорошо помогает выключить логическую часть мозга и заставить работать творческую. Ну и плюс развлечение. Чудаковатость, конечно, придется по вкусу не всем, но любители находятся.

Что почитать/посмотреть?

Окей, я рада, что вы решили вырубить своего внутреннего логика.

Литературой можно попугаться здесь: Электропрохладительный кислотный тест

Хотя лучше посмотреть вот эти три клипа на песни небезызвестно группы

Mumiy Troll: первый, второй, третий. Мозг лучше выключить заранее.

Как это критиковать?

Лучше просто пройти мимо. Если что-то в этом потоке сознания и трогать, то только технику. В остальном она настолько самобытна и бессвязна, что лучше плюнуть. Нихай живет.


Картинки по запросу сюрреализм

2. СЮРРЕАЛИЗМ

Итак, после того, как первые господа-сюрреалисты очнулись от транса, они поняли, что сотворили что-то интересное. Они крутили и так это, и сяк, но пришли к выводу, что оно практически бессмысленно, а это не особо хорошо. И тогда писать "чудь" стали уже не под веществами и не в медитации, а в полностью осознанном состоянии. При этом за пеструю, расписанную психоделическими образами занавесу сюрреализма помещался глубокий философский смысл или же обманка. Так и появился сюрреализм как таковой.

Как отличить его от психоделики? Очень просто. В сюре обычное есть сюжет и практически всегда действия в нем подчиняются некоторой логике. Однако чудаковатость происходящего зашкаливает. К тому же если вдуматься, то можно углядеть за всей этой странной пестротой отголоски чего-то большего, чем простая ЧУДЬ. Самый лучший сорт сюра - это когда смысл на смысле и смыслом погоняет, а автор молчит как рыба про лед. И не понятно - то ли он туда ничего не вкладывал вообще и все за него додумали читатели, то ли вложил туда не больше не меньше ответ на все вопросы вселенной.

Зачем оно нужно?

Сюр - это попытка за чудным спрятать мудрость. Просто один из способов выразить свою мысль. Он красив, оперирует порой очень странными образами. Это возможность дать, наконец, разгуляться своей буйной фантазии. Но не забывайте о том, что здесь уже должны иметься некоторые пределы.

Что почитать/посмотреть?

Алиса в стране чудес и Алиса в зазеркалье - два самых ярких примера. Так же Фрай, Гейман, Пелевин и многие другие авторы с удовольствием подмешивают сюр в свои произведения. Например, в принципе, цикл "Лабиринты Ехо" Фрая не является сюрреализмом, он довольно логичен, но повесть "Лабиринт Мёнина" - практически целиком чистейшей воды сюр. То же с Гейманом. Его "Коралина" - тоже штука интеерсная. Любителям аниме (если они есть) могу посоветовать глянуть "Юную революционерку Утену", после которой я влюбилась в сюр окончательно и бесповоротно.

Так же можно ознакомиться вот с этой книженцией:

Клюев "Между двух стульев"

Из клипов - почти все, что выпускали Gorillaz. Тоесть: вот, вот и вот, и много чего еще. Наслаждайтесь

Как это критиковать?

Не смотря на то, что тут все еще все довольно-таки чудно, сюжет должен иметься. Сюжет, некоторая логика, связность, хороший язык. А вот трогать летающие по небу огромные рты не следует. Мало ли...

Похожее изображение

3. АБСУРД

Вы когда-нибудь читали Кафку? Кто читал, тот понимает, о чем пойдет речь. Кто не читал - можно посмотреть вот этот ролик. Если обобщить, то абсурд - это самые обычные действия, вроде, но если присмотреть - они бессмысленны или смысл их настолько витиеват, запутан и труднообъясним, что голова просто отказывается работать. Такая литература напоминает сон. Во сне нам всем тоже порой наши действия кажутся логичными и нормальными, даже если мы нарезаем при этом бензопилой вату, раскладываем ее на куски бетона и подаем к столу.

Зачем оно нужно?

Чаще всего абсурд что-либо высмеивает. Это опять же прикрытый чем-то странным смысл, однако уже более видимый и более лежащий на поверхности.

Что почитать/посмотреть?

Кафка. Это раз.

Дуглас Адамс с его "Автостопом по галактике" - это два.

И еще с замечательным фильмом: "Трасса 60"

Как это критиковать?

Прежде всего не беситься по поводу того, что персонажи женились после дня знакомства или того, что у персонажа нос больше головы. Все идет по плану, так надо. А вот за плохой сюжет, косяки в тексте и некоторые нелогичности вполне можно автора отругать.


Картинки по запросу сюрреализм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что ж, теперь, когда вы познакомились, надеюсь, таких проблема как "автор, вы написали какую-то чушь" больше не будет. Однако хочу заметить, что не стоит все же путать сюр с бездарными текстами крикливых графоманов. Даже авторам таких произведений нельзя пренебрегать правилами русского языка, композиции и средствами выразительности речи. Напротив, в подобных жанрах этим вещам должно уделяться особенно пристальное внимание! Творите, и да прибудет с вами вдохновение. Всех благ, уважаемые, всех благ!


Ну все, орк успокоился, отложил секиру и готов впасть в спячку до следующего раза. Кстати, кто за то, чтобы изредка ОРКритика появлялся на БС?


P.S. и вот обещанная синяя обезьяна

Картинки по запросу синяя обезьяна

+7
20:10
1493
22:22
+2
Пишите! Хоть Ор, хоть Эльф, хоть Гном критику. Тем более, что ваши блоги и критика всегда весьма интересны, продуманы, обстоятельны (ну или в другом порядке). Это так же весьма интересен. Даже если кому-то не понравится, то хоть для себя лишний раз упорядочить полезно.
Ну и ваша неутомимость скоро станет легендой.
Готов к новым блюдам! 🍽
22:38
+1
Спасибо /засмущалась/
00:19
+1
Пусть следующий цикл будет — ЭльфоКритика =) Потом гномы )
22:28
+2
Обзор хороший, только называть его оркритикой уже нет никакого смысла. Лучше в заглавии четко прописывать тему — так и здешним проще ориентироваться будет, и, может быть, с поисковиков кто-нибудь на статью выйдет
22:39
В принципе да, но бомбануло именно от критики. Думаю переименовывать уже смысла нет. А статью со срезанным вступлением я еще на ЖЖ выложу. Так что поисковик найдет :)
22:47
Ну раз всё схвачено, то ок 👌
00:17
Gorillaz.

О, мне особенно нравится Клинт иствуд ) песня крута и клип, о да!
00:22
Как по мне они все сплошь и поперек крутые *г* вааааа
00:20
Зачет за блог =)
00:22
Пасиба :) Я старалась :)
01:37
+2
Да, я тот самый критик и я улыбаюсь :)

А еще немножко удивляюсь. Почему? Я большой фанат фильма «Трасса 60». Он нереально крут и всегда на первом месте моего личного топа. И я вынужден спросить — это таки сюрреализм?
То есть понятно, что фильм местами странный, местами гротескный, но я никогда не воспринимал его как сюр. Это скорее сатира, замешанная на преувеличениях.

Да-да, я пришел не спорить, а просвещаться) Поделитесь мнением?
01:58
+1
Я тоже об этом думала… и да, согласна, скорее всего его лучше было бы к «абсурду» определить. Все же не настолько он чудной, чтобы его к сюру приписывать. Переделаю :3
Рада, что вы прочитали и еще больше рада, что не обиделись и улыбнулись :)

P.S. тоже обожаю трассу не могу. Сколько бы я не смотрела фильмов — этот остается любимым.
08:31
Лично для меня Трасса и для абсурда недостаточно чудна. Но это ИМХО, я бы вообще почитал еще чье-нибудь стороннее мнение. Возможно, меня просто коробит соседство Трассы со словами «абсурд» и «Кафка» :D
Но! В этой статье фильм все равно пусть остается. Просто ради рекламы. Ибо его должны посмотреть все, кто еще не смотрел ;)

P.S. Ну как я могу на вас обижаться) Мы делаем одно дело)
02:26
+1
P.P.S. уважаю вас все больше и больше :3
Комментарий удален
02:59
Даешь сюр в массы :) сама хочу теперь чего-нибудь эдакого навеять!

Обязательно гляну эту Бьерк, все новенькое психоделичненькое мне нравится *г*
Комментарий удален
03:10
окей :3 благодарю :)
07:36
+2
Ну что ж Вы так, госпожа Сардис. Опять те же грабли.

1. От французкого сюрреализм — «сверхреализм». Нечто выше реальности, то бишь идея. Передача мысли несмотря на уход от привычных образов. Абсурд — инструмент, а не самоцель.

2. Что подтверждается Вашими же примерами многострадальных Дали, Кафки и «Алисы» Кэрола — под абстракциями скрываются вполне конкретные и понятные идеи.

3. Ничто не оправдывает противоречий в пределах одного произведения. Менять законы мира просто так — это всего лишь подгонка результатов.
14:46
+1
Не поняла, а грабли-то где?
09:24
К сюрреализму в кино я бы добавила фильм «Зеркальная маска». А из книг — «Хазарский словарь», хотя он вовсе не сюрреализм по жанру, но ощущение оставляет такое же сюрреалистическое:

В этих снах, прощаясь со всем окружавшим его, Бранкович дольше всего видел свою покойную сестру, но и она в этих снах каждый раз теряла что-то в своем облике, так хорошо знакомом Бранковичу, а взамен получала новые черты, незнакомые и чужие. Они достались ей от какой-то неизвестной особы, которая дала ей прежде всего голос, потом цвет волос, зубы, так что в конце концов оставались лишь руки, которые обнимали Бранковича все более и более страстно. Все остальное уже не было ею. И вот однажды ночью, которая была такой тонкой, что два человека, один из которых стоял во вторнике, а второй в среде, могли через нее пожать друг другу руки, она пришла к нему преображенной совершенно, такой прекрасной, что от ее красоты весь мир вокруг замер. Она обняла его руками, на каждой из которых было по два больших пальца. Он едва не сбежал от нее из своего сна, но потом сдался и сорвал, как персик с ветки, одну из ее грудей. После этого он снимал с нее, как с дерева, каждый свой день, а она дарила ему каждый раз новые плоды, все слаще и слаще, и так он спал с ней дни напролет в разных снах, как делают это другие люди со своими наложницами в нанятых на ночь домах. Но в ее объятиях он никогда не мог определить, какую из ее рук с двумя большими пальцами он чувствует на своем теле, потому что разницы между ними не было. Однако эта любовь в сновидениях истощала его наяву, причем так сильно, что он просыпался почти полностью выжатым из своих снов в собственную постель. Тогда она пришла к нему и в последний раз сказала
— Кто с горечью в душе проклинает, тот будет услышан. Может быть, мы еще встретимся в какой-нибудь другой жизни
14:47
Ого, да О_О
14:53
я обожаю отсюда фразу «просыпался почти полностью выжатым из своих снов в собственную постель»
02:35
+1
Вот я все равно никак не могу понять: чего ж там непонятного? В сюрреализмах-абсурдах, то есть. Разве что их в школе не проходят, поэтому у определенной части народа такие проблемы с восприятием.
Но как будто эта самая «определенная часть» никогда не читала сказок и не смотрела снов.
02:45
вот так вот :)
Загрузка...