Валентина Савенко №1

Литературная проституция

Литературная проституция

Бросили ссылку на то, что написал более десяти лет тому обратно вступлением к судейству какого-то литконкурса (за давностью уже и не помню какого именно), Спросив, изменилось ли что-нибудь за это время? Речь, вероятно, о том, изменилось ли собственное мировоззрение, отношение к написанному ранее, сам образ мыслей. Вот отрывок:

"...Литературная проституция - нормальное явление сегодняшнего дня. Не покажется странным, но в большей степени это явление развилось с исчезновением худсоветов и цензуры. Клич положиться на "внутреннего цензора" обращенный к каждому автору (да и "был ли мальчик"?) не сработал, но отчасти и по причине параллельного клича об имеющихся вакансиях на "литературных интердевочек".

Не может быть обид, если автору дается такая оценка: "талантливая проститутка". Он имеет право на обиду, если его (как ему покажется) недооценят. То есть оспаривать такие эпитеты, как: "недалекая", "тупая", "ленивая"... Одно бесспорно - всякий автор, пытающийся упредить "заказ" - проститутка.

Автору, чтобы избежать многих недоразумений, возникающих по ходу процесса работы над собой, следует сразу же определиться, что он есть, и кем он хочет стать. Выбор невелик. Либо на панель (в литературные проститутки), либо каким-нибудь образом избежать этого.

Каждый писатель или историк, да и просто человек, к которому прислушиваются, хочет он этого или нет, проводник какой-либо идеи.

...Цинизм в моде, не все разрушители идейны, но равны тем, что стали на сторону врага. Рушить много легче, это еще и поднимает в собственных глазах, возникает ощущение собственной значимости, такое еще в "песочницах" пройдено. Волнующее ощущение - рушить "чужое". Но уничтожая и принижая ничего собственного не построишь - это мираж. Пустота человека - тоже идея - идея воинствующей пустоты.

Тем, кто моложе тридцати (теперь уже 40-ка - правка сегодняшняя), могущественная система подачи информации процедила мозги и запихнула собственное. Ни один человек не в состоянии бороться с этим ежечасным давлением, если нет предыдущих точек опоры, тех, которые сегодня пытаются объявить несуществуюшими... Нам навязывают не историю России, а стряпают историю "уголовных дел", одновременно увязывая ее с проблемами, которые должны интересовать сексопатологов и психиаторов. По сути газетчики, но не исследователи, не учителя, не врачи, не защитники - больные и извращенные, прыгают блохами, надергивают из истории больное и извращенное, шарахаясь от здоровых проявлений патриотизма, не замечая подвигов, тщательно изыскивая скандальное, порой и додумывая его, утрируя, дополняя, в меру собственной пошлости, вытаскивая лишь исторические анекдоты, старясь придать им достоверность, внушая, что они и есть история... То же самое, едва ли не в большей степени, касается быта - этим определяют повседневность, дают ей направление.

Хочется видеть слепки времени, а в них отнюдь не плывущих по течению. Потому и задана такая тема: "Сохранение собственных ценностей в условиях социальной или природной среды..." Сохранить ценности среди наперсточников и карманников очень сложно, ведь нацелены они теперь на душу.

Умные рассказы - удивительная редкость, рассказы достойные - еще большая, возвращающие достоинство - часто о таких слышали? История отмечает себя верстовыми столбами человеческих поступков, которые творят люди способные на Поступок, примерами достойными истории. Сегодня такое время, что требуются рассказы примеров достойных, в нашем времени - победившей пошлости и властвующего цинизма - примерах способных удивлять.

Для сегодняшнего "мутного" времени хорошей полезной прозой должна считаться та, которая не подражает, не уподобляется телевидению, являющемуся жевательной резинкой, а активно противопоставляет себя ему, выявляя тщательно скрываемое, озвучивая замалчиваемое, исправляющая корежимое, - такая проза должна быть предельно насыщена, быть частью автора..."

"Гнилые слова да не изойдут из уст ваших!" (с)

/конец фрагмента/


Вот, перечел, и не понимаю, что собственно изменилось? (За исключением того, что подросло новое поколение "литературных интердевочек", половые определения слились, и нелитературное "б-ь" равно подходит и к определению ряда пишущих "мужиков")

+2
14:02
1014
17:25
А что такое «Литературная проститутка»?
17:32
+6
Интересный вопрос, на самом деле я думал мне об этом текст расскажет, но чот както неудалось
17:33
Вот и о том. Я весь гугл облазила, никакого определения нету :(
17:35
может это какоето такое определение графоманства?
17:37
А может это как литературный негр? Ну я так, варианты накидываю)
17:40
-1
Литературный негер в шапочке из фольги ☝
17:41
+6
азазазаз вообщет я уже сегодня кидал эту пикчю, но раз такое дело вот еще раз
17:41
Не, негры это другое. Че такое лит-негир я знаю. Это когда ты план составила, рабу отдала и он за тебя написал. ты почитала, стукнула его, добавила эпитетов и отправила куда-нибудь. Вот это да, это лит-рабство. Даааа
17:40
ну я так поняла что вроде как тут что-то связанное со следованием моооооде…
Проституция = предоставление сексуальных услуг за деньги.
ПОЛУЧАЕТСЯ
Литературная проститущия = написание произведений сексуального характера за деньги?
Нет?
Ну не может бъже быть, что:
Литературная проституция = написание произведений (любых) за деньги!
Тогда получается что все современные издающиеся авторы а так же некоторые классики = литературные проститутки? Так что ли? Пфффф…
Литературная невинность на начальном этапе позволяет писать то, что нравится, а не то, что требует заказчик (он же позднее – сутенер).
Есть только одно наиглавнейшее завоевание сети. Сеть предоставляет возможность не стать «бл-ю». Это редкое предложение, десятка два лет тому обратно невозможное.

Автор, если он умеет писать, способен сделать виновным кого угодно и кого угодно обелить. Он адвокат, но опираясь на одни и те же факты, в состоянии за счет красноречия привести непоколебимые, с точки зрения художественности, но подчас противоположные доводы, не имеющие к истине никакого отношения. Это как играть на дудочке, водя детей либо к педофилам, либо до тети «телефона доверия». Цинично, но факт. Вопрос принадлежности – чему он служит. Если деньгам, то все ясно. Сведет туда, где больше дадут. Значит, по любому — проституция.
И еще раз (повторюсь) — Литературная проституция – нормально-ненормальное явление сегодняшнего дня. Не может быть обид, если автору дается такая оценка: «талантливая проститутка». Он имеет право на обиду, если его (как ему покажется) недооценят. То есть оспаривать такие эпитеты, как: «недалекая», «тупая», «ленивая»…

Каждый автор, хочет он этого или нет, является агентом влияния, — влияет на читателя и, отчасти, на других авторов (занимается вольной или невольной агитацией)
Последние два десятилетия заказчиками оплачивалось превращение прежних духовных ценностей в дерьмо. Целенаправленно такое производство было поставлено на поток. И отношения заказчика с автором здесь складывались как у сутенера с проституткой. Аргумент – клиенты требуют, не проходит.

Сеть позволяет писать вне желания заказчиков (только не все этим пользуются, продолжают ориентироваться на бумажное, как образцы) Долг сетевой литературы — поправление того ущерба, который нанесла бумажная.
18:35
По логике автора поста — это те авторы, которые пишут на заказ (удовлетворяя его нужды в литературном плане). Это я так понял. Если ты написал рассказ на заказ и он поправился заказчику — то ты и есть это самое.
Конечно, в опусе этом есть моменты, достойные согласия, но общий тон — нет. Хотя, это и есть личное мнение автора. С ним я не согласен, но что с того?
Есть вероятность, что тем, кто бросается таким вот определением просто обидно, что одни могут — а они нет, вот и «обзывают», стараясь больней куснуть.
Пусть рукописи сегодня не жгут — их хоронят под грудами мусора, и уродуют прошлое в угоду собственного будущего, и клич кинут – больше мусора хорошего и разного, и Интернет – та же самая мусорная свалка, в которой все сложнее что-то обнаружить, и каждый литсайт – литературная свалка, и что толку, что эссе прочтет всего два десятка человек, а едва ли двое из них задумаются. Но, тем не менее… Камни метать в танки надо — на этом воспитываются характеры, и не надо стесняться называть литературное дерьмо дерьмом, короля таким каков есть – голым, и гордость не должна быть убогой – разовой.

Есть авторы, своими художественными произведениями защищающие литературу, и есть авторы, защищающие «кассу».
Можно встретить тех, кто осознает, что необходимо писать «по чести», есть такие, кто идет дальше и начинает писать «по долгу», — характерно, что призыва не было, все происходит само собой.
Случается, обращаются к правде и рисуют ее, не по идейности или любви к правде, а из хулиганства. Правда способна обжигать, и в ряде случаев опасно. Иные (в том числе и те, кто начал писать правду из хулиганских побуждений), со временем заболевает ею, становится ее поборником, пусть неидейным, циничным, но поборником.
Прожженные циники врут с правдой.

Все это вместе создает сетевую литературу.

Не все выбрали сторону, но те, которые ее не выбрали, невольно заняли сторону расходящуюся с Честью.

Литература (плюс сам процесс), должна доставлять удовольствие автору, потом читателю, но никогда издателю (заказчику). Время вольных авторов!
Одновременно.
Что отличает настоящего автора во все времена? Он – гражданин, но находится в оппозиции к существующему порядку. Творцам выдвигаются требования, подходящие общей политике властьимущих. Но в «грязные времена» такой автор пишет о чистых ценностях, в чистые – обращает внимание на грязь – не для того, чтобы зафиксировать, а для того, чтобы избавиться от нее.
17:50
+6
Шизофазия какая-то
Процент идиотов от литературы (всяких – активно-агрессивных, нагловато-развязных, хитроватых, организующих группы под личный стандарт, занудливых, застенчивых и даже милых) гораздо-гораздо выше, чем можно себе даже представить — в жизни мы об этом не догадываемся по причине, что наше зрение избирательно, мы выхватываем взглядом лучшие образцы, а существуют места, где нам тычат всем, что есть в наличии. «Самиздаты» (я имею ввиду не одноименный сайт, а возможность самоиздаваться в сети) просто один из примеров.

Пустота воинствующая, специальная, посменная, играющаяся, многоклоновая (провокаторы, внедренные в литературную среду, явление уже привычное, типовое), группировок, псевдоконкурсов для псевдолитературы, влияние командами «на день», посменного «раздергивания» собеседников, задачами хоронить неудобные темы, переводить в русло «в Одессе жарко» или «сам дурак» — явление обычное для всякого литературного сайта, и особо, если власть в нем уже установлена (группировка «кто не с нами, тот против нас» сложилась).
Замалчивание неудобного, кого невозможно подавить, того, полемика с кем изначально проигрышна (ввиду разных «весовых», жизненного или «сетевого» опыта). Отсечение авторов-личностей, вербовка тех, кто еще не сформировался, находится в стадии «приобретения характера» – за них-то, в общем-то, и идет борьба. За души. На домашних «Литсайтах» подобное можно наблюдать постоянно. На крупных дело складывается так, что возникает несколько враждующих между собой групп, и тем удерживается подобие равновесия.

Полемика подобных дискуссий иногда выявляет «кто есть кто», случается оттачивает собственный стиль (автору навязывает стиль принятый провокаторами), полемика учит умению озвучивать собственные мысли, (но автора, ввязывающегося – засасывает, сложно выйти, пожирает личные энергетические ресурсы, которые можно было бы с пользой потратить на написание достойной литературы). Сетевые раздергивания многообещающих авторов преследуют и эту цель.

Автор обязан выпячиваться мыслями (если они есть) и отстаивать идеи (если в них верит). Мнениями можно делиться, обмениваться, или не иметь вовсе, но существует неизменность убеждений.
Вот за них положено драться, и тут каждый выбирает то оружие, которым владеет. Оружие обиды не всегда честно. Обида склонна отвечать не по существу вопроса, а искать болевые точки в оппоненте. При этом облачать вопросы в издевательскую форму, не столь желая получить на них ответ, как зацепить собеседника. Обида – защита слабых, это надо понимать.
Вы уверены, что в тех редких случаях, когда мы сталкивались, отстаивали именно убеждения?
18:07
+9
Шайтан, я все больше не понимаю што происходит. Кажется искусственный разум с марса пытается промыть мне мозги или я действительно такой тупой раз непонимаю? летчик помоги
18:16
+2
Это ты искусственный. А разум из фольги — вполне себе настоящий

18:21
Хмм, вы прям вселяете в меня дух паранойи, теперь мне кажется что я синтетик, которого заменили при рождении коварные рептилойдами, чтобы в определенны момент совершить революцию в мире. Но коварные людишки в шапочках из фольги прознали про нас и теперь перебивают своими антеннами, таким как я связь с сервером где должны выдаваться задания и тикает таймер назначенного часа, потому что
18:22
+1
Зато какой сюжет!
18:25
ага, а еще мне наконецто пригодились картиночки которые я так бережно сохранял, чтобы использовать примерно в вот таком случае
19:12
Не повод грубить и материться.
19:55
а я и не матерился, это все летчик
20:06
+3
… а Бройлер-747 терпит крушение в течение 365 серий...
14:15
+2
Оооо… боги, давно я так не ржал)
Вот он, главный бестселлер нашего времени
Настольная Книга Типа Умников, которых давно отстреливать пора
18:28
+2
Если я правильно понял мысль, то в целом согласен. Вообще потребительско-продажная «философия» современности меня морально убивает.
Но вот правильно понял или нет — не могу сказать. Уж очень у Вас получается хаотичный набор мыслей.
Или концентрированный, или старомодный (если брать стиль написания), или невозможный беглому прочтению? Или ощущением, что клавиши не успевают за мыслью?
Есть в написанном такая странность, что я всерьез думаю, как написал. Но стебаться будут. А что им еще остается? — это единственная их аргументация — форма защиты. Сетевые дети.
18:30
+1
Ммм… Шиза? Поли+шиза. Писать на заказ — быть лит. проституткой? Да? А если ты делаешь какую-другую работу на заказ, то тоже — проститут? Не, товарищ Михаил Алексеевич. По такой логике можно всех, кто работает на заказ, обозвать. Что не есть верно. Выражаю дизлайк.
21:38
Сейчас с каким писателем не поговори, все пишут на заказ Издательство просит книгу в таком-то жанре или серии и писатель выдает нагора и в печать)
Кто есть М.А чтобы называть 90% издающихся современных писателей проститутками?
ответ: асм есмь бокх
19:10
+2
Не покажется странным, но в большей степени это явление развилось с исчезновением худсоветов и цензуры. Клич положиться на «внутреннего цензора» обращенный к каждому автору (да и «был ли мальчик»?) не сработал — Да. Это верно.
При СССР, всех художников третировали, не давали высказаться, не печатали, не выставляли и т.п.
Рухнул Союз, пали запреты и ущемления. Прошло четверть века — и где новые Шолоховы, Симоновы, Макаренки? Нет.
Но лихо разрослись и колосятся незатейливые детективчики, фэнтези — короче, чтиво.
Я понял автора так, что под проституцией, имеет ввиду некий упрощенный «социальный заказ». Вроде как, пиши так, чтоб читатель не задумывался ни о чем, не запоминал, просто провел время и забыл. Конъюнктура, плюс может быть действительно, заказные «желтые» темы.
В итоге имеем бездуховность, безыдейность и т.п.
Думаю все пройдет. Лет через пятьдесят.
Это после третьей мировой-то? Ну да, все и забудут про книги.
Вы правильно поняли. Достаточно вспомнить Рязанова. До и после. Цензор, который над ним стоял, заставлял создавать шедевры — исчез цензор, маэтстро тут же ушел в бытовизм, пошлость. Но подолью керосинчику…

Ну, если вам (обращение к авторам ресурса) сложно на собственных примерах определиться – «кто проститутка, а кто нет», попробуем на примерах литературных «китов». Наперво – пишут ли они по течению (в поле благоприятствования) или против течения (имея неприятности с этим связанные)
Маринины-Донцовы и прочие? Определенно – литературная проституция.
(Или будем отделять «вип», «курьерских», «вокзальных» или «идейных»? Последним более подходит определение на букву «б» — причиной, что они готовы отдаваться не за деньги, а всякому, кто обратит внимание.)
Юрий Никитин? Вне течений, пишет назло всем, как хочет. Не проститутка. (В загоне умолчания после романа «Ярость»)
Борис Акунин? Вне течений. ОЧЕНЬ талантливая проститутка.
Сергей Алексеев? Не проститутка. Рванул отечественную литературу своим «Сокровище Валькирии» (Неугоден, замалчивается)
Марина Семенова? Не проститутка. Стартанула упреком, вне течений своим «Волкодавом». Но создала тем целое литературное течение, которому сложно покинуть шаблон реки (родилась проституция «последователей», эксплуататоры задела, начался «кич»)
Сергей Лукъяненко? Вне течений, но проститутка. Разумеется, талантливая. Никаких упреков к мастерству!
А. Бушков? Не проститутка! «За державу обидно» — значит, определенно нет. Серия капитана, бороздящего просторы тайги, это сразу показала. Его обращение к истории, к документалистике, вполне естественно. Естественно, что «боевички» свои он перерос. Но смущает подработка (на лит-панели) Сварогом (?).
Это сходу. Кого забыл?..
Во!
Пелевин? Нужно вводить еще одно определение. «Модная проститутка», причем, способная продинамить. За свои деньги получишь 20 страниц классики, а остальное такой изврат, что… промолчу, пока не забанили.
04:17
+2
В принципе понятно. Предлагали стать литературной проституткой, работать в соавторстве за потенциальные плюшки в стиле 50 тысяч экземпляров в первом тираже, ля-ля-ля. Звучит круто, да? Только нужно продаться и дарить свои сюжеты ремесленнику от литературы, который выхолостит каждую сцену, выкачает из сюжета воздух и сделает полностью политкорректным, абсолютно мейнстримным и понятным для читателя. Отказался. Почему? Потому что если бы хотел подвергнуться литературной кастрации, то уже сам бы занял очередь. Не хотел и не хочу. И пишу-то во многом потому, что свои идеи я никому на свете не доверю. Не потому, что я так хорош, а потому, что не хочу увидеть очередную развлекательную свистелку-перделку. По-моему справедливо: хочешь увидеть перемену в мире — сам стань этой переменой.

На счёт списка литпроституток во многом согласен. Некоторые имена услышал впервые. Может, прочту позже. Время покажет.
01:05
Согласен с автором статьи. Ну здесь ничего нового, всё как в известной песне: "… всему виной деньги, деньги! Всё зло от них, вовек б их не видать!" Действительно, любой автор — проводник идеи, и когда есть спрос на разрушительные идеи, то будет и предложение. Согласен с тем, что разрушать действительно намного легче. Обличать, критиковать, якобы обнажать социальные язвы и так далее и тому подобное. Гротеск или самая лютая сатира — здесь всё идёт в ход. Ещё распространённый приём: якобы, для того чтобы показать глубину морального падения главного злодея, автор, например, ударяется в совершенно безграничное описание различного рода зверств и извращений в исполнении этого самого злодея. Короче можно много примеров приводить. Это всё понятно. Но стоит попросить автора вместо обличения и лютой сатиры создать что-нибудь жизнеутверждающее, какой-нибудь самый небольшой рассказ, после которого хочется что-то изменить в себе, стать лучше, или просто задуматься о чём-то хорошем, и что же мы видим? Покушение на свободу художника! Я не могу по заказу! И прочая, и прочая!

Ещё в старые добрые времена, когда я занимался музыкой, бытовала в среде музыкантов расхожая идея, о том, что написать более или менее приличную грустную песню про любовь может любой дурак, освоивший на гитаре аккорды уровня аm-dm. А вот сочинение весёлой песни, или, Боже упаси, гимна, это уже совсем другой коленкор! А уж если такое произведение написано так, что при прослушивании особо никто не смеётся, то перед нами музыкант (можно даже сказать, композитор) действительно высокого уровня.

Здесь, на мой взгляд, речь примерно о том же. Если есть заказ на насаждение всяческих мерзостей и т.д. — найдутся и исполнители. Будет власть платить за написание новых произведений во славу КПСС, пардон, любой другой правящей партии — значит и здесь будут желающие примазаться к кормушке. Но если разного рода гадости описывать и изобретать довольно легко, то вот что-то возвышенное, или, по крайне мере, вдохновляющее, намного сложнее. При этом нужно ещё и умудриться не свалиться в нелепую патетику и пафос. Ну и законы рынка, на котором всегда можно продать различного рода чернуху и порнуху, тоже никто не отменял. Разумеется, каждый здесь решает для себя сам.
Загрузка...
Book24