Светлана Ледовская №2

Как зацепить читателя: 6 проверенных советов

Как зацепить читателя: 6 проверенных советов

Зацепите читателей с самого начала.

Не завладеть вниманием читателя в начале истории, всё равно, что сразу выбросить книгу в макулатуру.

Грубовато, я знаю.

Но если подумать, вашей книге придется соперничать с огромным количеством других книг на рынке. Если она не будет привлекать к себе внимание и выделяться, ее место моментально займут другие.

А теперь хорошие новости. Научиться «ловле» читателя «на крючок» легче, чем ракетостроению. Да, вам, разумеется, понадобятся и творческие способности, и воображение, но, если вы их грамотно совместите, считайте, что победа у вас в кармане.

Вот 6 простых надежных советов, как зацепить читателя:

1. Удивите нас!

Удивление – это гарантия того, что вас заметят. Удивление – это вызов ожиданиям читателя. В людях природой запрограммировано стремление выяснить, что происходит вокруг, более того, нам необходимо знать, что происходит (это одна из основ выживания).

Если вы удивите нас в самом начале своей истории, вы завладеете и нашими умами, и нашим вниманием. Затем, поскольку мы уже не сможем удержаться, мы начнем задавать вопросы. О чем эта история? Как герои справятся с ситуацией?

Один из великолепнейших примеров того, как нужно удивлять, показал Дэн Браун во вступительном абзаце «Точки обмана»:

Смерть в этом заброшенном месте может нагрянуть в бессчетном количестве обличий. Геолог Чарльз Брофи годами безропотно сносил свирепое великолепие этой местности, но ничто так и не смогло подготовить его к той чудовищно жестокой участи, что вот-вот должна была на него обрушиться.

Захватило ваше внимание, правда?


2. Никогда не начинайте с диалога

Не поймите меня неправильно, диалоги играют важную роль в установлении чувств и взаимоотношений между героями. Они – необходимая часть любого романа.

Но диалогу на месте первых нескольких строк произведения скажите свое решительное НЕТ.

Многие писатели, с которыми я работала, использовали диалоги в начале своих произведений, потому что им казалось, что так они погружали читателей прямо в действие. К сожалению, это не так.

Диалог в первых строчках романа сбивает с толку. Во-первых, читатель не поймет, кто разговаривает и, что еще важнее, почему его/ее должен взволновать этот разговор? У читателей еще нет отношения к героям, они их даже не знают, а потому моментально потеряют интерес.


3. Мы хотим что-нибудь чувствовать

Эмоции – это движущая сила любого нашего выбора и поступка. Так что, когда дело касается книг, мы хотим что-нибудь чувствовать.

От того, как герои развиваются на протяжении всей книги, зависит что мы почувствуем и почувствуем ли. Я говорю «на протяжение всей», потому что развитие героя очень важно, однако, если герой в самом начале хорошо проработан, это ваш крючок.

Стивен Кинг мастер эмоционального взаимодействия с читателями, и его книга «11.22.63» не исключение:

Я никогда не был так называемым плаксой. Моя бывшая жена сказала, что «отсутствие у меня эмоционального уклона» – главная причина, по которой она ушла от меня (как будто парень, с которым она познакомилась на собраниях анонимных алкоголиков, ни при чём).

Герой должен вызывать у читателей эмоции. Этого можно добиться через его реакцию на другого персонажа, какую-нибудь ситуацию, или через его чувства. Читатели могут соглашаться или не соглашаться с точкой зрения героя, но, по крайней мере, в эмоциональное взаимодействие с книгой они вступят.


4. Пишите понятно

Читатели не хотят возиться со словарем после каждой прочитанной страницы. Не погружайте читателей в ненужные описания и не примеряйте на себя роль стилистического гения. Откровенно говоря, простым читателям плевать на вашу гениальность. Они хотят развлечений, они жаждут захватывающих увлекательных историй.

Конечно, вам хочется заставить читателей думать, но точно не хочется смущать их или расстраивать. Если они сразу не поняли, к чему вы клоните, можете быть уверены, что и вникать не станут.


5. Не заваливайте нас деталями

Авторам на самом деле нужно быть с этим очень осторожными. Вы же не хотите слишком быстро перегрузить своих читателей огромным количеством информации? Держите весь этот кладезь при себе до поры до времени. Если вы сходу вывалите на читателей слишком много всего, они, конечно, попытаются разобрать эти завалы в поисках смысла, но неизбежно «потонут» в них. Кроме того, они могут запутаться и неверно истолковать сказанное, а это тоже добром не кончится.

Опытные авторы развивают свои истории медленно и постепенно, делая кульминации особенными.


6. Все должно быть логично

Мы живем в мире построенном на причинно-следственных связях. На каждое действие будет ответная реакция – мы все это знаем и живем по этим законам. Если кто-то совершает преступление, он попадает в тюрьму. Причина и следствие определяют для нас логику и смысл; то, как мы воспринимаем и осознаем всё вокруг.

То же касается и книг. Каждая история должна выстраиваться в четкую линию из причины и следствия, иначе мы попросту не будем знать, что и думать. Подобное огорчает и разочаровывает; вы и опомниться не успеете, как ваша книга превратится в опору для шаткого столика, вместо того, чтобы её читали.

Но если ваш читатель видит последствия каждого действия, это добавляет ему предвкушения и распаляет интерес к тому, что будет дальше.


Автор: Bronwyn Hemus

Оригинал статьи: https://www.standoutbooks.com/hook-your-readers-six-tips/

Перевод Юлии Тома специально для проекта «Курсы писательского мастерства»

+1
10:00
1677
11:42
+2
Выскажу свое мнение, так же по пунктам.
1. Удивите нас!
Естественно. Это работает практически в любой области, не только в писательстве
2. Никогда не начинайте с диалога
Не согласен. Нет ни одного неудачного примера, только лично мнение Bronwyn Hemus. Естественно нет смысла начинать с огромного диалога на страницу, но герои вполне могут обменяться парой фраз.
3. Мы хотим что-нибудь чувствовать
Полностью согласен.
4. Пишите понятно
Согласен, сам не переношу, если описания слишком сложные и витиеватые
5. Не заваливайте нас деталями
Этим грешат многие начинающие авторы, вываливая на читателя все особенности своего выдуманного мира.
6. Все должно быть логично
Для проверки сохранения логики рекомендую давать читать коллегам по перу. Самостоятельно увидеть нелогичные вещи иной раз сложно.

В целом, нет конкретного ответа на вопрос «Как зацепить читателя». Все пункты кроме первого, рассказывают о том, как не отпугнуть. А вот что делать, чтобы текст ХОТЕЛОСЬ читать. Совет удивить — гениален в своей простоте. А вот чем удивить?

От себя добавлю, что цепляется читатель специальными крючками — загадками, когда хочется узнать кто убийца, как отомстит герой или что в итоге с ним будет. Тема крючков и первой страницы заслуживает отдельного блога, потому не буду разводить портянку в комментариях.
12:02
+1
Да, второе меня смутило несказанно. Это чисто вкусовое. Кому-то, напротив, проще включиться с диалога (это как идешь по улице и слышишь две-три реплики — и бац! — забыл куда шел).
12:08
+1
1. Ну-у-у-у… Нет, совет хороший, но пример…
2. Смотря что за диалог и что за читатель.
3. Ну да. Не отождествивши себя с героем, не чувствуя соприкосновений, читатель пожмет плечами. Но с первых строк ни с кем не законтачишься.
4. Тоже — от читателя зависит. Некоторых, знаете ли, и сложносочиненные предложения или деепричастные обороты вон сбивают.
5. А это зависит от стилистики текста.
6. Аналогично (см «новый роман», «сюрреализм» и всякие другие страшные слова).
13:14
Да. Тут невозможно не согласиться с предыдущими рецензентами. Начинать с диалога можно, но (!) неопытные писатели начинают обычно с серии диалогов, или вообще с беседы на страницу, что ошибочно. А вот если сначала идёт обмен парой фраз, а потом описания места, времени действия и вовлечения в сюжет, то это уже хорошо.

Так же не согласна с 4 пунктом. Читатели есть, как коровки, схавают всё что им дают… в основном, это молодёжь, только вывалившаяся из под мамкиного крыла или неразумные любители дешевого ЛФР и СЛР, написанных так просто и понятно, словно для овощей… А есть умные читатели. Они берут лишь проверенную литературу, читают много и с толком. Умный читатель знает столько же, сколько и маститый писатель. Вот такие люди, взяв книгу, написанную рукой автора сего блога, плюнут, разотрут и поставят издание обратно, отдав предпочтение более сложным и интригующим текстам.
13:20
+2
Почти весь ТОП — рукалицо. НЕ ПИШИТЕ ТАК НЕ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!!

1. Удивите нас
Да, это один из лучших способов и один из самых адекватных пунктов данного «топа».

2. Никогда не начинайте с диалога
Примеры заманухи:
— А я думаю, что Чекотила делал правое дело.
Вам не интересно, почему он так думает?
— Я не виноват, ваша честь! В тот день я взял пистолет с собой на работу совсем по другой причине!
Вам не интересно, что произошло?
НЕТ, не правду вы говорите :3

3. Мы хотим что-нибудь чувствовать
Да, изменение персонажа — это важно. Однако вы не так сформулировали данный пункт. Нужно расположить читателя к герою. Поставить его в какую-либо ситуацию, в которой читатель проявит симпатию и сострадание к персонажу. По сути чувствовать должны оба — и читатель, и персонаж. Потому в литературе так популярны сцены увольнения в начале книги. Вспомнить ту же «Керри» Кинга — метр заставляет нас сопереживать бедняге при помощи сцены в душе.

4. Пишите понятно
Читатели не хотят возиться со словарем после каждой прочитанной страницы — ладно, не буду ниче про классиков говорить. У Сапковского огромный словарный запас, что не слово — то чешеь в затылке. И его читают миллионы.
Не погружайте читателей в ненужные описания — давайте ВООБЩЕ без описаний оставим текст, окей? зачем, читатель все додумает. Только вот попробуйте почитать Мьевиля «Вокзал потерянных снов», описания которой погружают тебя совсем в другой мир. Или давайте выкинем из Грари Поттера все описания. Да из любой другой книги. Описания — это часть крючка. Если их не будет — не будет и книги.
Пример. А начнем мы описание с человека, у которого сломан нос. Будет вам интересно, где он его сломал?
Пример — описывается буран, в который человек идет к дому. Будет вам интересно, дойдет он или нет?

5. Не заваливайте нас деталями
Как название пункта связано с о фразой Вы же не хотите слишком быстро перегрузить своих читателей огромным количеством информации? Детали — это красный бантик на шее проститутки, это перевернутая назад козырьком кепка тинейджера, это усы щеткой дворника или бородавка на носу бабы яги. Информация и детали — разные вещи.

6. Все должно быть логично
А при чем здесь начало?

КОРОЧЕ зря потратили время на перевод. Фигня полная. нельзя так делать не в коем случае. Правила здесь всего три. Первое — удивить, второе — расположить читателя к персонажу и заставить сопереживать, третье — повесить на стене ружье. ВСЕ.
13:49
+3
Почти со всем согласен. Вот только:
давайте ВООБЩЕ без описаний оставим текст, окей?
здесь ты резко передергиваешь. Не надо так. Здесь постулируется не ненужность описаний вообще, а ненужность ненужных описаний (да, именно так).
Есть огроменная разница между фарфоровым чайничком с голубой каемкой и чайничком, который в середине раза в два шире, чем сверху и снизу, на донышке этикетка фирмы «Рога и копыта», на крышечке скол, трещинка и потертость, а роспись делали гжельские мастера в 18бородатом году (но я, конечно, не беру случай, когда на этом чайнике будет построен вообще весь сюжет).
14:51
-2
Скажи это дяденьке Кингу, который может 5 страниц описывать стул :3
14:52
+2
Но ты прав, я немного перегнула палку :3 Извиняюсь
14:52
Не читал Кинга, а теперь хочется еще меньше :/
14:50
+2
15:05
+4
Кактус кратка и бескомпромиссна)
03:03
Со вторым пунктом я не согласен совсем. Именно в диалогах больше всего раскрываются персонажи, и читатель узнаёт их тоже большей частью именно по диалогам. Так что в момент начала диалога у читателя по-любому не будет никакого мнения о персонажах, и не важно, будет перед этим диалогом простыня лирики, пара фраз об обстановке или вообще ничего.
Иногда для погружения в атмосферу произведения нужно описание природы или интерьера, или какого-то предмета, или даже целого мира, а иногда, когда атмосфера динамичная, для погружения в неё как нельзя лучше подходит диалог.
Загрузка...
Светлана Ледовская