Отпуск, который мы выбираем

Отпуск, который мы выбираем

Бывает так: день прошёл, ты думаешь: "Ффух! Это дно, тяжелее уж не будет…"

Ага.

А следующий день ещё круче. А потом ещё. И ещё. И когда, кажется, все испытания позади, вылупляется новый сюрприз. Тут главное руки не опускать и радоваться. Радоваться, что такой славный отпуск выдался. Жаль, только, что остальные участники похода тоже радоваться должны. Которые на свою беду со мной связались. Так-то, конечно, все взрослые люди, вроде как бы знали, на что шли, за уши никто не тащил (ну… почти не тащил). Но раз я организатор, инициатор и руковод, то совесть меня подгрызает…

Это называется – водный поход четвёртой категории сложности.

"Четвёртая категория сложности водного похода - стремительный и мощный поток, требующий от экипажа интенсивного и точного маневрирования. В пороге возможны большие воронки, бочки. Требуется предварительная разведка"

Тут и зарыт главный мой косяк. Тот, что зародился на этапе подготовки. Не наш это уровень, не для байдарок это, не для нашего мастерства. Только вот в отчёте, на который ориентировались, назван этот маршрут "трёшкой" (третья категория), видео и фото в интернетах нашептывали – "смогём".

Поплыли.

Тихой сапой речонка нас затянула в сети. Первый день прошли, пролетели – радовались, как всё гладко идёт. Всё получалось, пороги проходились на ура.

На второй река и бахнула.

"Оверкиль (англ. overkeel) — опрокидывание судна вверх килем (днищем)"

Начались пороги посерьёзнее, и экипаж со мной на руле (я с веслом сзади, значит, я и рулевой) на первом же препятствии готов - плывёт вверх днищем. С берегов летят "морковки" (спасательные концы оранжевого цвета). Спасжилетики своё дело делают, на поверхности держат, каска от камушков защищает. Но нужно как-то не только себя спасать, весло нужно удержать и лодку не отпустить. Третьей руки не хватает. Зубами там, или ещё чем, зацепился я за "морковку", лодку удержал, весло в руке. Вылез на берег. Носового моего на другой берег вытащили. Почти ничего не уплыло. И физически не пострадали (так, ноги слегка поколошматило по камням). Но дух наш командный получил брешь.

Переворачиваться никому больше не захотелось (хотя потом было ещё два раза, как ни осторожничали) и поползли мы по берегу, как бурлаки, свои байдарки на верёвках удерживая. А когда мы поняли, что этот первый серьёзный порог был лишь майским цветочком по сравнению с последующими (в лоции гладко стелили про "шли с ходу, без осмотра… небольшие порожки" – а там водопадные сливы, камни в русле, куски скал, всё гремит, шумит, белая вода, красота, короче) загрустили мы в первый раз. И оверкиль позабылся (песок только в башке остался – это в пороге немного помололо, много там в воде всякого крутится). Прикинули, сколько впереди по берегу нам "тралить" – загрустили во второй раз. А то ещё удовольствие "траленье" это: каждую лодку цепляли карабинами с кормы и носа к спасконцам, заталкивали в струю, с берега страховали. Это на бумаге так просто. Байдарка хоть и без гребцов, но с багажом, течением тащит, спасконец руки жжёт, а чуть дёрнешь посильнее, перевернёт лодку, и вещи, хоть и крепко привязанные, всё равно вымоет. А на берегу скалы, камни, скачешь, как баран горный, оскальзываешься. Все в синяках, побитые. Я мышцу дёрнул. (А если вдруг увечье какое… гонишь такие мысли к чертям) Ползём – в час по чайной ложке, километр полдня преодолевали. Измучались, а от графика всё равно отстали. На ночёвку палатки поставили в кустах, на камнях, под каменной осыпью. А впереди, понимаем, ещё больше удовольствия.

Удовольствие номер раз - ожидаемое – каскад водопадов. Всамделешних, которые никто не проходит. Когда река забивается в щёли, грохочет с двух-трёх-пятиметровой высоты, дальше бурлит, снова падает… так – 800 метров течения. Это мы заранее знали. Знали, что обносить. Лодки сдуваются, вещи пакуются – лезьте, дорогие граждане в гору. А на горе - кусты цеплючие, трава по пояс, буреломы, вертикальные стенки, каменные осыпи в скользком мху… Мало радости было – дождь полил. Уже и рад лодке за спиной, греет. Без неё мелкая дрожь бить начинает, всё "непромокаемое" почти сразу промокает, течёт с тебя также, как и с куста рядом. А ты ходи туда-обратно (за раз всё не унести)… полтора этих мучительных километра мы обносили целый день. В три ходки. Бывало, собьёшься с тропы, упрёшься в кусты, в дерево поваленное – ни вверх, ни вниз, назад иди, ищи тропу. А за тобой народ, тоже не шибко весёлый. Хотелось вертолётик какой-нибудь, что ли, вызывать…

Пришкандыбали. А там же тоже не люкс ожидает. Так, площадка маленькая, кривенькая, всё мокрющее, конечно… дров не достать, темно уже. Колбаски куснули, палатки кое-как прилепили, попадали спать.

Думали, отмучились, вроде как дальше только ещё один маленький каскадик обнести (верили, верили до последнего в лоцию), а всё остальное – можно по воде идти. Ведь не может же быть уже хуже.

Может.

Пороги пошли такие, что за верёвочку лодку не поведёшь. Носите, господа, вновь по берегу. Сдувайте лодки, складывайте барахлишко.

Вроде обнесли, выдохнули, смотрим до поворота – вроде гуд, можно плыть. А там, капут, скалы кругом, вода винтом бьёт в очередной невесёлый обломок. Снова лодки разбирай, снова … кажется, об этом уже было.

Это я всё просмотрел, прикинул. Закис, конечно, в очередной раз. А ещё ведь всем нужно эти вести преподносить, мол, так и так, опять…

…как?! Опять?! А не охренел ли ты, братец?! Так поплывём! Тут уже можно!

…ага, тут можно, а дальше вылавливай вас в водопаде…

Приплелись куда-то под скалу в сумерках. Для антуража, гроза, конечно, образовалась, градины с виноград полетели, молнии где-то рядом шарашат. Только и сумели тентик поставить, привалились друг к дружке, покемарили…

Ладно. На жилах, на мужестве каком-то голом выбрались-таки мы из ущелий, из гор. Безнадёжно опаздываем, связи нет (спутник не взяли, маршрут-то вроде не для спутника, в МЧС тоже не заявлялись – разгильдяи, возразить нечего), родственники с ума сходят, еда заканчивается. Выскочили мы из гор и ломанули на полную, как могли, погребли. А река и тут подмигнула нам: "Экие вы шустрые, нате вам". И завал один за другим. Это когда брёвен накидано в протоке, не пройти, не проехать. Обнос. Опять обнос. Дальше чуть проедешь – такая же история. Опять еле ползём.

И бобры. Быть может, и полезное животное, только вот жаль, что бобровые шапки из моды вышли.

Плывём мы в кое-то веки, боимся радоваться (правильно делаем). Гляжу, лес какой-то странный с боков. Вода в лесу течёт, как весной в половодье. Точно, так и есть. Плотина самая натуральная. Навалено бревён, характерно подгрызанных. Река поверх бурлит и по лесу обтекает.

Не, не орали от безысходности, в ступор не впадали. Вздохнули просто. И по лесу поплыли. И ведь не парк, лес-то, те же упавшие брёвна, кусты, а мы тут с лодками крадёмся и топориком, где можно, расчищаем… Три часа метров сто проходили. Вырвались на реку. Ура кричали.

Дальше уже по мелочи было. Дождик там, когда тебя колотит, потому что сплавная одежда мокрая, вода +10, а сверху поливает: пара завалов коротеньки; простуда-температура некоторых всё же догнала…

Правда, и бонус был после всех радостей – Телецкое озеро, Бия. Погода наладилась. Там "матрасничали", ничего интересного.

Нормальный отпуск. Волевой такой. Други мои надолго его запомнят.

P.S.

Не мной придумано. Река эта называется Пыжа. Ну, соответственно, кто до конца добрался, тот и "отпыженный"

+5
16:00
942
18:03
+2
Обалдеть! Красотища! Всю жизнь мечтала, но боюсь такого ужасно.
19:32
+1
Ага, я тоже
19:24
+1
Однако!
19:32
Так и живём…
00:31
После такого отдыха нужно брать отгул по состоянию здоровья. И нервов.
Круто, конечно.
09:59
Не, ничего. Главное, откормиться
12:38
очень круто! а фотки!
12:59
Мы старались)
12:42
Который сплав по счету?
12:58
Да кто его знает… С 85го года (да, я, в основном, спал и ныл, но плыл же), кроме сезона 2008 и 2010.
13:02
Это здорово!
Загрузка...
Светлана Ледовская