Ольга Силаева

Авторское право для чайников

Авторское право для чайников

Творческая деятельность и авторское право шагают нога в ногу с момента возникновения этой творческой деятельности. Но, как правило, многие авторы далеки от понимания авторского права настолько, что зачастую даже не читают договора с издательством.

Образование у меня вполне себе юридическое (хоть и совершенно другого профиля), потому на этом писательском утреннике побуду в роли «информатора». Более того, частично буду цитировать Сергея Лебедева (опытного юриста, ранее плотно работающего в сфере АП), с которым имела честь беседовать по ключевым вопросам авторского права.

Считаю целесообразным вести «лекцию» в режиме вопрос-ответ (для удобства поиска). Если вдруг я где-то ошиблась — буду рада исправить, обсудить, прийти к истине. Если у вас будут дополнительные вопросы — тоже пишите. Будем разбираться alltogether. Авось, втянем в нашу секту юриста, квалифицирующегося как раз на этих вопросах, и будем мучать, щекотать пяточки, держать на воде и хлебе дополнительно расспрашивать. Реальность такова, что хороших юристов в этой сфере крайне мало.

Итак, начать бы хотелось с самых основ, потому первый пункт напишу злобным капсом.

1.ВСЕГДА ЧИТАЙТЕ ДОГОВОР С ИЗДАТЕЛЬСТВОМ

А лучше несколько раз. Настолько вдумчиво, насколько это возможно. Еще лучше — устраивать семейные чтения, разбор по каждому предложению. Да, договор типовой и ради вас (если вы не топ-автор) никто его полностью менять не будет, но внести изменения в некоторые пункты — вполне реально.

На что важно обратить внимание?

  • Помните, что договор с издательством в первую очередь нужен издательству. Без письменного договора с вами издательство нарушает ваши авторские права. Именно поэтому с договором приходит издательство к вам, а не вы к издательству.
  • Важно понимать, что именно вы хотите, заключая договор с издательством. Многие авторы говорят «Я хочу защитить свои права на произведение». Это ошибка. Ваши права на произведение возникает в момент создания произведения, они защищены законом. Подтвердить же свои права на произведение можно множеством способов и в обход издательств, но это тема отдельного пункта.
  • Постоянные отсылки к каким-то пунктам. Потому, читая договор, обращайте на них пристальное внимание. Наткнувшись на отсылку к другому пункту, остановитесь, перейдите к этому пункту и хорошенько осмыслите. Следом вернитесь к тому моменту, на котором остановились и еще раз подумайте.
  • Какие именно права вы передаете (об этом в отдельном пункте).
  • Можете ли вы выкладывать редакторскую версию в интернет (да, это регулируется договором). Если выложите, вы нарушаете права издательства. О штрафах ниже.
  • Можете ли вы выкладывать обложку произведения в сеть интернет (об этом в отдельном пункте).

2.КАК ДОКАЗАТЬ СВОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

Вообще, самым главным доказательством является само произведение, как бы странно это не звучало — это де-юре.

Де-факто есть несколько способов:

  • автороведческая экспертиза

Довольно сложный процесс. Задействуется специальная программа, которая изучает текст по определенным критериям (стилистика, пунктуация и тд). Чем-то похоже на почерковедение, однако происходит анализ текста целиком).

  • Депонирование произведение в РАО.

Тут тоже есть много подводных камней. Сама дел ни с какими ассоциациями и союзами не имела, но от многих издающихся (много и плотно) авторов слышала исключительно негативные отзывы. При сотрудничестве возникает очень много подводных камней, при изучении которых выясняется, что вы им многое должны J

  • Еще доисторический способ — отправка собственного произведения на личный адрес по почте письмом с уведомлением. Думаю, об этом способе все слышали.
  • Мой личный способ, более современный: 

сайты, наподобие самлиб. Как вы могли заметить, при выкладке произведения у него появляется регистрационный номер (+ происходит обнародование произведения). ОДНАКО, если вы не хотите «светить» текст, то возможна «скрытая» публикация. По сути, то же депонирование, но в электронном варианте. Есть минусы: вы становитесь зависимым от электронного ресурса и его владельцев. Бывают и компьютерные ошибки, и (как показала практика) конфликты непосредственно с администрацией сайта, какие-то хакерские атаки.

Единственный обход, который я вижу — нотариальное заверение копии. Однако редкий нотариус на это пойдет, более того, отказавший будет прав. Поскольку заверение страниц в интернете проходит при подготовке к судебному разбирательству. Если говорить проще: если вы в 2010 году это сделали, а документ понадобился в 2017, то грамотный юрист противоборствующей стороны оспорит вашу бумагу. Потому документ нужен именно свежий.

3.Авторский договор не может быть безвозмездным по законодательству. Обязательно условие выплаты денег за произведение.

4.Право на переработку.

Если в вашем договоре указано право на переработку, то издательство имеет право менять ваше произведение по своему разумению. Лучше исключить в договоре этот пункт. Важно понимать, что редактура НЕ является правом на переработку. Так как редактура в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке согласовывается с автором.

Издательство может выпустить произведение под вашим авторством, которое вы не узнаете. Если издательство без спросу изменило произведение — от 10 тысяч до 5 миллионов получение компенсации за нарушение авторского права (данная норма распространяется на обе стороны. Тот, кто нарушил — выплачивает штраф. Это может быть и автор, и издательство, и художник. Но об этом позже).

5.ЕСЛИ ВДРУГ издательство не оставляет вам выбора при изменении любых пунктов договора, то есть хитрая лазейка.

Во-первых, вы должны получить любое письменное подтверждение этому (почта, мейл, мессенджеры от представителя издательства). В таком случае это будет уже не авторский договор, а договор присоединения (следовательно, и решение вопросов будет непосредственно по этому договору. Если вы в суде подтверждаете/доказываете факт того, что у вас не было возможности внести изменения или как-то отредактировать договор, то тут налицо условия, ухудшающие права одной стороны для выгоды другой (волеизъявление другой стороны). В таком случае условия применяются по общей норме закона, а закон всегда на стороне автора.

Во-вторых, в ваших силах найти таких же авторов, с типовым договором — что лишний раз укрепит ваше доказывание.

6.СРОКИ!

Часты случаи, что договор заключается, но книга никак не попадает на печатный станок. Серию закрыли, большая очередь или внезапный ребрендинг (вариантов до пупа).

Однако учитывайте, что лицензиат обязан начать использовать произведение не позднее сроков, указанных в договоре. Если сроки не указаны, то счисляется по обычаю делового оборота (примерно полгода). При этом в случае расторжения договора, автор вправе требовать выплаты в полном размере. То есть берется тираж, указанный в договоре, берется процент, калькулятор — и вперед. Аванс не возвращается, поскольку при заключении договора стороны рассчитывали получить определенную выгоду. Остальное — в рамках договора.

7.Банкротство издательства (ну а вдруг)

Рассматривается отдельно, уже через арбитраж. Узнав, что издательство банкрот (объявление у журнале Коммерсант, сайты типа «мой арбитр», банальный ЕГРЮЛ (через сайт налоговой), то вы находите номер дела (через сайт арбитража, там все интуитивно просто), пишете заявление о включении в реестр кредиторов и несете в тот же арбитраж. Тут очень важны сроки, как самого банкротства, так и сроки разрешения дела. Важно понимать, какого числа датировано первое определение суда о признании юридического лица банкротов. От этого отталкивайтесь — посмотрите, какая дата стоит в вашем договоре. Если договор раньше даты признания юр лица банкротом — идете в арбитраж. Если позже — пишите арбитражному управляющему, чтобы тот включил ваш гонорар или аванс в реестр текущих платежей (я не буду тут подробно рассказывать, как это делается. Если буду вопросы, спрашивайте).

8.Тираж ОБЯЗАН быть указан в договоре.

Издательства ставят максимальные тиражи большими (на всякий случай, от большой жадности). На этом может выиграть автор, выше объясняла.

9.При этом учитывайте, что издательство всегда идет на досудебное урегулирование споров. Если не идет — пишите претензию на имя издательство, в котором вы уже официально сообщаете, что пойдете в суд. В таком случае: «издательство всегда идет на досудебное урегулирование споров», если не право.

10.Права на электронку, аудио, переводы, сценарии — очень внимательно смотреть. Внимательно смотрите, на что именно отдаете права: бумажное издание, электронку, аудио, переводы, сценарии. Издательство обрастает правами, но никак это не реализует, когда вы теряете возможность продвигать продукт (подробнее в след пункте).

11.ЧИТАЙТЕ, КАКИЕ ИМЕННО ПРАВА ВЫ ПЕРЕДАЕТЕ

Бывает договор управления — часто с Союзом писателей. Очень спорная штука. Но поскольку я — ярый противник всех этих официальных союзов, писать про них не буду. Если будут вопросы, отвечу в комментах. В стандартном авторском договоре же речь ведется о передаче:

    Исключительное право

    Исключительная лицензия = неисключительное право (в старом законе)

    • В данном случае вы передаете свои права на произведение раз и навсегда, бессрочно. У вас остается только право на имя и право на авторство. Четкая градация в рамках закона: у любого автора есть личные неимущественные права и личные имущественные. И передаче любых неимущественных прав — невозможна. Вы, в свою очередь, имеете право на игру псевдонимами, можете попросить не указывать вас автором.
    • Как итог: вы теряете право собственности (на использование, на извлечение выгоды).
  • Передаете право попользоваться на время и за деньги. Имеет право пользоваться только тот, кому были переданы права. На определённый срок. При неисключительной лицензии — вы можете отдавать права нескольким лицам. Традиция издательства — 5 лет. Но сроки вариативны, вы можете их менять. Как только вы даете исключительную лицензию, то смотрите, каким способом вы предоставляете право на использование произведения. И все, что вы не передали в этом договоре, вы можете юзать сами.
  • Однако, при передаче прав и аудио, и на электронную продажу возможность реализации несколько выше. ОДНАКО — плата уходит издательству, а они уже перераспределяют между авторами. Однако, процент по договору очень низкий.
  • Срок обязателен.
  • 12.Авторы, регистрирующие себя как ИП. Помните — у ИП не может быть авторских прав (исключение — в качестве вклада в предпринимательскую деятельность передал свои права автор). Тогда споры в арбитраж. Но смысла делать ИП я так и не поняла. Однако некоторые топ-авторы именно таким методом действуют.

    13.Небольшой реальный кейс из жизни издата: прошло три года после стечения сроков прав издательства на использование перевода произведения, после чего произведение было опубликовано. И это не проблема автора, что издательство опоздало. Вполне реальны компенсации — от 10 тысяч до 5 млн. Либо досудебный порядок и другие суммы. При всей защищенности автора законодательством, я бы все же не рекомендовала судиться. Лучше стараться всегда подобные вопросы решать досудебно.

    14.Издательская обложка.

    Есть несколько способов регулирования отношений с художником.

    Издательство — художник. Автор — художник. Издательство — штатный художник.

    Выкладывание обложки на сайте без разрешения художника — от 10 тыщ до 5 миллионов (да-да, эта норма действует во все стороны). Потом важно либо подтверждения издательства (какие права у издательства на обложку: художник штатный — исключительные права как на служебную собственность. Там есть свои фишечки, но в издательском деле именно с этим вопросом несколько проще). Либо подтверждение художника. Если издательство обмануло по поводу своих прав, то отвечать перед художником будете вы. Также не забывайте о сроках — при исключительной лицензии вы имеете право публиковать на определенный срок! Если обложка засветилась после и художника или издательство это не устроило — опять же, сами виноваты.

    15.С картинками из сети интернет все еще веселее. Но это достойно отдельной статьи.

    16.Случайно ошиблись с написанием псевдонима или названия. Опять же регулируется штрафом.

    17.Счисляется штраф по разумению суда. Чуть ли не монетку кидают. Можно за каждое нарушение потребовать штарф (по 5 миллиона), а там уже как Суд решит. Если сразу за все — то штраф един.

    18.Точная сумму штрафа исчисляется по разумению суда (да, чуть ли не монетку кидают и на глаз определяют). За каждое нарушение ваших прав можно потребовать отдельный штраф (а не за все вместе), а суд потом распределит сколько и за что именно.

    19.Право на персонажа

    Персонаж — неотделимая часть произведение (использование чужого персонажа — почти то же самое, что и использование чужого произведения. Кстати, фанфик — является правом на переработку (точнее бесправием ;)) Создание нового произведения на базе старого произведение позволительно только с разрешением автора, но при этом будет являться отдельным произведением.

    20.Право на название

    Если ваше произведение имеет оригинальное название с использованием придуманного вами слова, то это исключительно ваше название.

    Если же произведение просто названо также, как и ваше, но при этом название из разряда «И снова в школу», то ситуация сложнее, надо смотреть по произведениям: совпадение жанра, бОльшей части персонажей, примерного сюжета — в таком случае возможно разбирательство. Прямой статьи нет, тут смотрим исключительно по аналогии (сходство в степени смешения). Плюс введение читателя в заблуждение. Однако стоит учитывать, что это крайне оценочные категории и очень сложный процесс.

    21.Использование образов реальных людей для прототипов персонажа тоже противозаконно, НО только если человек СМОЖЕТ доказать, что эта история произошла именно с ним и автор об этом знал. Доказать очень тяжело.

    22.Закон позволяет не заключать письменные договора с периодическим изданием.

    Очень старалась донести все доступным языком. Возможно, при вашем участии, статья будет дополняться.

    З.Ы. Информацию сводила, изучала не час, не два и даже не три. Потому, при копировании, указывайте, пожалуйста, автора или ссылку на первоисточник.

    Всем добра! :*

+6
03:23
1155
06:55
Ой спасибо )) Интересно )
09:20
Очень крутая статья! Имхо, абсолютно всем полезно прочитать.
11:54
супер! титанический труд, спасибо!
19:15
блин, после этого страшно обложку малевать 🆘
Загрузка...