Нидейла Нэльте №2

Чем сценарий отличается от прозы, или что такое киносценарий? Часть 1,5.

Чем сценарий отличается от прозы, или что такое киносценарий? Часть 1,5.

Еще немного о структуре фильма.

На днях посмотрел замечательный фильм Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира». А в прошлый раз я немного рассказал о трехактной (трехчастной) структуре сценария, но, как мне кажется, стоит поговорить об этом чуть больше и разложить фильм на ключевые моменты, определить поворотные точки и кульминацию. Когда я смотрел эту картину, то краем глаза не выпускал из виду схему, которую нашел в сети, попутно анализируя драматургию фильма, и это оказалось очень интересным занятием.

Классическая схема трехактная схема

Коротко о фильме.

30-ые годы. Америка. По стране шагает «Великая депрессия», работы не хватает, денег тоже, а роскошь люди видят только в кино. Главная героиня, официантка Сесилия, живет в несчастливом браке с мужем алкоголиком и еле сводит концы с концами. Поход в местный кинотеатр становится для нее отдушиной и возможностью убежать от реальности. Бросив мужа, девушка не находит места лучше, чем кинотеатр. Она проводит там несколько часов, пересматривая любимый фильм, но тут происходит чудо, и прямо с экрана, разрывая третью стену, к ней сходит ее любимый киногерой. С этого момента все меняется.

Средняя продолжительность фильма около двух часов, но хронометраж «Пурпурной розы Каира» неприлично маленький: 82 минуты. Из-за чего некоторые структурные части игнорируются, переходя к главным поворотным точкам. Обычная трехчастная схема здесь не очень годится, но эта диаграмма, найденная мною на просторах сети, очень хорошо показывает «скелет» фильма. И это приоткрывает завесу тайны, показывая нам, как создается волшебство под названием «кино».

Как видите, обычно в трехактном фильме довольно много событий, но в «Розе» их чуть меньше, и это не значит, что это ошибочно, ведь единых правил нет.

Схема фильма "Пурпурная роза Каира"

Схема фильма

Первый акт - завязка.

Самый маленький отрезок фильма. Здесь мы знакомимся с героями. Видим романтичную девушку, которая часто посещает местный кинотеатр. Узнаем о том, что у Сесилии муж – безработный тунеядец, который ей изменяет. Но она все прощает ему. Однако, поймав мужа с поличным, девушка решается на поступок. Устав от всего, девушка собирает вещи и уходит.

Это, следуя диаграмме, будет побуждающим событием. Измена и наплевательское отношение мужа побуждают ее уйти.

Но пойти девушке, как оказалось, некуда. И она не находит места лучше, чем кинотеатр. Раз за разом она смотрит любимый фильм. С упоением наблюдает за одним из героев фильма, красавцем Томом Бакстером, и вот тут происходит первый большой поворот. На схеме «поворот I»

Бакстер вдруг прекращает действие фильма, обращается к ней, а потом проходит сквозь экран к ней. Остальные персонажи фильма, конечно, недовольны происходящим. Счастливая Сесилия уходит вместо со своим экранным героем. Здесь заканчивается первый акт.

Второй акт – развитие

Действие нарастает. Самая продолжительная часть. Сесилия весело проводит вечера с Томом. Они влюбляются друг в друга. А продюсеры фильма недовольны, что персонаж покинул фильм. Его срочно надо вернуть. Для этого находят актера, который играл Тома Бакстера, и просят его помочь найти своего экранного персонажа. Этот актер, которого зовут Джилл Шепард, отправляется на поиски Тома Бакстера. И это «средняя точка». Середина фильма. Точка невозврата. Далее действие продолжает нарастать. Странно, что на этой диаграмме нет большого поворота, как на той второй «классической» схеме, и этот большой поворот несомненно встреча Сесилии и Шепарда в кафе. Она принимает его за Тома, который прячется в старом парке аттракционов, она удивлена, что Том ушел из своего убежища, но Шепард все понимает, объясняет, что он не Том, а актер, сыгравший Тома, и просит отвести его к Бакстеру. В этом акте героиня мечется между реальным и нереальным, осознавая, что любит и Тома, и Шепарда. В конце акта происходит второй сюжетный поворот (поворот II): Том Бакстер уговаривает Сесилии уйти из реальности в кино, и она соглашается. Теперь она – еще один персонаж черно-белого фильма.

Третий акт – развязка

Динамика немного падает. Сесилия веселится с Том в этом мире, и ей очень хорошо. Действие фильма близится к кульминации. И она наступает. В кинозале появляется Шепард, который обращается к Сесилии. Он признается ей в любви и просит вернуться в реальность. Здесь ей приходится сделать выбор. Дальше накал страстей падает. Но фильм еще не закончен. Закончился сюжет. Персонаж вернулся в кино, но история – нет. Сесилия выбирает Шепарда, но, собрав вещи, она ждет его, но, в конце концов, понимает, что Шепард не вернется, ведь он вернулся в Голливуд. Однако, главное произошло – Сесилия изменила свою жизнь. Она предпочла реальность, пусть и суровую, вместо мира фантазий. В финальной сцене мы снова видим героиню в кинотеатре, но она смотрит уже другой фильм и уже другими глазами.

+3
21:45
438
19:58
а годноту никто не комментирует((
Спасибо за блог!
Интересный фильм и интересный разбор.
20:11
+2
Я, например, согласный и благодарный. А критичного сказать нечего. Поэтому и помалкиваю. Митта и Макки вот про это как раз пишут.
Загрузка...
Book24