Эрато Нуар №1

БС10 №187

Содержание:
Категорически приветствую, товарищ автор!
Давайте смотреть реально: комедия – мёртвый жанр, а трагедия – это смешно! Так что я однозначно рад встретить на этом конкурсе работу про «смерть-тлен-безысходность» ™.
По уже сложившейся в моих отзывах традиции начну свой рассказ с плюсов произведения «Когда исчезнут краски»:
+ Идея. Достаточно простая мысль, когда из жизни человека в буквальном, а не фигуральном смысле, пропадают краски – очень неожиданна и свежо обыграна. К тому же в ней можно отыскать глубокую экзистенциональную метафору: человек, лишенный цели и смысла жизни, оторванный от социума, постепенно из него «стирается».
+ Линейный сюжет, выстроенный вокруг усиливающегося «недуга» главной героини, на самом деле увлекает читателя, потому что ожидаемые повороты событий появляются в нем непредсказуемо. Подобный вариант развития сюжета текст совершенно не портит, а наоборот – красит.
+ Развязка. То неожиданное воспоминание героини про детство, в котором она любила все стирать, и этот сопровождавший её все время скрип ластика – действительно интрига! Что же это за «Вселенский Стиратель», который уничтожил нашу героиню? Признаться, прочитав вступление, я посчитал, что рассказ будет написан от имени Творца, который недоволен своими творениями, и потому появление главной героини было для меня внезапным. Ну, а развязка и вовсе делает вступление «двуликим» – то ли героиня сама себя стерла в далеком детстве, то ли Большой Вселенский Брат в очередной раз запорол рисунок.
Повествование:
+ Качественное художественное раскрытие одного из возможных приступов психоза. Тема прогрессирования болезни раскрывается настолько полно и достоверно, что вполне может служить неплохой иллюстрацией для какого-нибудь психиатрического справочника. Описание эмоций и ощущений персонажа столь хорошо проработано и правдоподобно, что просто диву даешься!
+ Авторский стиль, язык художественного произведения, грамотность – всё это на высоте. «Когда исчезнут краски» - это настоящий шедевр, начиная с авторских фраз, что впору забирать в цитатник («все мы немного боимся психиатров, которые похожи на своих пациентов, а иногда бывают и чуднее любого шизофреника»), и заканчивая гениальными художественными образами привычных вещей: у автора словно какой-то внутренний глазомер, электронные весы из секретных научных лабораторий, который точно измеряет и описывает любое явление.
Ну и куда же без них, без родимых вездесущих минусов (моих, как и данной работы в моем представлении):
— Пожалуй, я слишком люблю, когда в произведениях безысходность и отчаяние героя нагнетаются постепенно, и оттого совершенно не перевариваю «женских истерик». Увы, но моя проблема в том, что местами данный текст мне очень напоминает эту самую «истерику». Обилие восклицательных знаков, когда четыре близкостоящих предложения - и все в «заборе»: «Как будто никто и не собирался жарить гренки! Извините, но я так подробно рассказываю, потому что, во-первых, до сих пор помню тот вечер и то утро во всех мелочах, а во-вторых, потому что именно тогда впервые подумала, что схожу с ума. Конечно, эта мысль промелькнула быстро и ненавязчиво. Кому хочется признавать, что он может быть сумасшедшим! Я спрятала её в такой же глубокий ящик, как и сковородку, думая, что на этом проблемы закончатся. Если бы только знала! Надо было сразу идти к врачу!» Нет, правда, это элементарно тяжело читать. И так почти в каждом абзаце. Я смекаю, что автор хотел донести до меня - как читателя -эмоциональное состояние героини. Но для этого и нужны слова, чтобы передать эмоции, а не «забор». Иначе можно было бы просто щедро насыпать «!!!!», а читатель бы уже сам придумал себе и конфликт, и драму.
— Каюсь, грешен, совершенно не понимаю вашу героиню. Какое-то она, прошу прощения, «бревно». И именно по этой причине мне её даже не жалко: «никакой жизни нет, просто умираешь и все». Почему мне так кажется? Возможно потому, что, на мой взгляд, у вашей героини нет конфликта. Она никак не развивается (за исключением её болезни, но болезнь – это ведь не герой, верно?). Если она стопроцентный «хикикомори», то почему она всё ещё выходит из квартиры на работу/в магазин? Есть же фриланс (тем более – редактировать статьи!), доставка до адреса и прочие блага XXI века. А вот если она «всего лишь» интроверт, и ей приходится (ввиду необходимости решения ежеминутных задач) общаться с коллегами и людьми вокруг, то почему она все-таки не «отчаивается» настолько, чтобы попросить помощи сначала у них – «людей вокруг» (и лишь потом уже у психолога)? Она страдает, но страдает как-то однобоко, на словах. Один раз разгромила комнату и все. Если человек действительно напуган, если он на грани отчаяния, он будет выходить на улицу и истерить\кричать об этом, звонить матери/родственникам/по телефону доверия или писать в интернете. Но бояться «ой, меня опять обидят» вконец отчаявшийся человек (интроверт или нет) уже не станет: ведь он теряет мир, весь мир, включая себя. Именно поэтому в тексте необходим какой-то «взрыв», что-то непохожее на привычную жизнь героини – нужно показать степень отчаяния, когда персонаж будет пытаться добиться возвращения своих красок «силой». Однако такого момента(ов) нет. Оттого у меня складывается ощущение, что автору все равно, что станет с главгероиней (главное же, похоже, это эффектная концовка). И из-за подобного «авторского равнодушия» я, читатель, тоже не могу всерьез воспринимать данного персонажа. Меня цепляет проблематика и идея текста... Но дальше всё как отрезало.
Есть, что добавить?:
Автор, ни в коем случае не воспринимайте эти цифры, как оценку лично вашего таланта либо уровня исполнения текста. Это не так. Ваш рассказ тянет на Шедевр Настоящего Мастера, 9 из 10. Но для меня этот текст настолько не соответствует тематике конкурса, что работы гораздо худшего исполнения – при этом содержащие в себе именно фантастику – я оценил выше. Потому что у нас конкурс фантастики, а не изложение на вольную тему. Добавить бы в него чуток больше элементов (или намеков на элементы) именно фантастического жанра…
Другие отзывы:
0
23:30
42
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Ирис Ленская №1