Валентина Савенко №2

НФ2021 №4

Содержание:
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ: СЮЖЕТ, ЛОГИКА, МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ

Мне кажется, этот рассказ скорее заявка на начало романа, чем самостоятельное произведение.

О чём эта история? О курсанте из неблагополучного района, который упорным трудом выгрыз себе перспективное место? Или о мальчике-автомеханике, которого третирует злая начальница? Или о неразлучной троице, которая пытается выжить на свалке? Или это – шпионский боевик про спецслужбы и секретные задания? Автор попытался развить сразу несколько сюжетных линий и впихнуть всё это в рассказ. При этом ни одна из линий, кроме, возможно, линии Крыша, не завершилась и не разрешилась – автор о них просто умолчал. Как Хром повёл себя с начальницей, уступал ей или уволился? Что там у Шмули на работе? Купили ли они генератор? Всё это легкой рукой перечеркнуто, потому что в неторопливом, лениво текущем повествовании резко делается скачок в два года. Так зачем было нужно прописывать столь подробно эти побочные линии? Познакомить читателя с персонажами? Да, возможно. А зачем вообще эти персонажи? Какую функцию они несут, кроме трансляции бесконечных диалогов? Ведь вполне можно было сделать рассказ о Крыше и вести только его линию, в академии этой, потом на секретной службе.
Так подробно описывать персонажей можно тогда, когда у вас впереди – роман, и вы не экономите драгоценные символы – у вас нет на них лимита. Тогда можно вставлять длинные диалоги и побочные эпизоды, не добавляющие смысла основной линии. В рассказе такие линии только мешают. В результате получается очень затянутое начало, с болтовнёй и бытовыми подробностями. Длинное начало лично я могу оправдать только одним: погрузить в атмосферу вымышленного мира, показать читателю необычный мир или сеттинг. Здесь этого нет, и всё достаточно шаблонно.

Есть смысл напомнить о правиле «показывай, а не рассказывай». Диалогов очень много. Диалогами пересказывается сюжетные перипетии. О проблеме с генератором рассказывается в диалоге, вместо того, чтобы продемонстрировать читателю это. О теории обмена разумов тоже говорится в диалоге, вместо того, чтобы это показать. Да, это сложнее – но на то автору и дана фантазия и писательские инструменты. И даже финальное задание исполнено диалогом, в духе «вопрос-ответ», как квест в компьютерной игре.

Немного о персонажах и их логике. Думаю, длинное вступление автором сделано, чтобы читатель ближе познакомился с героями и смог сопереживать им. Сопереживать не получилось – на мой взгляд, поведение героев местами нелогично и недостоверно, что разрушает атмосферу и не позволяет видеть в персонажах живых людей. Например, Шмуля. Ругает брата, что тот отказался от непрестижной работы и приносит домой мало денег. Но сама при этом работает на малорейтинговой радиопередаче, потому что ей нравится музыка, которую там разрешают включать. Более того, у них нечего есть, кроме яиц, но при этом Шмуля позволяет яичнице сгореть. Потрясающе легкомысленное поведение. Кстати, а почему Крыш отказался от работы? Это не пояснено. Также непонятно, почему умелец Хром не мог сам починить генератор. Почему нужно было жить на Свалке, если можно было срубить хижину в Роще? Перетащили бы свой генератор туда. Слабые мотивации, провисающая логика.

НАЗВАНИЕ, НАЧАЛО И ПЕРВАЯ ФРАЗА

Название годное, хотя если уж придираться, то в рассказе не раскрыто, почему эта команда идеальная. Что в ней идеального? Ладно, Крыш – лучший студент. А Шмуля и Хром – чем они хороши? Хром хотя бы в технике соображает. Шмулю взяли только затем, что она родственница? Крыш говорит, что она коммуникабельная, но это в тексте не показано, не раскрыто. Секретное виртуальное задание Крыш разгадывает и решает сам – и даже сваркой, думаю, лучший студент мог пользоваться.

Начало мне нравится. Хорошо и ненавязчиво представлен персонаж Хром. Хороший прием с дроидом: читатель сразу видит, что за мир перед ним, что это не фэнтези, а космоопера с такими-то декорациями.

МИР И ФАНТДОП

Здесь стандартная космоопера с переходом в Лит-РПГ. Ничего оригинального в мире нет: абстрактная Свалка, абстрактная Роща, и очень абстрактный, даже можно сказать, стерильный звездолёт в финале.

Фантдоп здесь, кроме того, что это космоопера, видимо, теория обмена разумов. На этом методе и основан конечный конфликт и вообще, видимо, весь рассказ сводится к тому, чтобы впихнуть героев в ряды спецслужб.
Фантдоп не раскрытый и лично для меня скучный. Почему перенос разумов происходит именно по этим законам? Почему именно три человека? (чтобы пристроить всех героев) Почему провал в памяти именно два года? Зачем автор, вам понадобилось вообще придумывать этот провал? Для того, чтобы герои в пустой комнате эффектно могли вспоминать, кто они и что здесь делают? Да, я понимаю, что это не строгая научная фантастика, и автор не обязан разжёвывать читателю технические подробности со ссылками на законы физики. Но сами принципы надо было продумать и как-то продемонстрировать читателю. А то мне непонятно, если технология позволяет оператору перестраивать атомы на расстоянии, как ему вздумается, то зачем переносить точную копию агента, а не, скажем, улучшенную? Почему, например, не наделить Крыша силой, как у Халка? Как они ловят координаты переноса в движущемся в космосе звездолете? Если процесс переноса позволяет вбросить только троих человек, почему параллельно нельзя сделать второй перенос и создать группу из шести человек? Из шестидесяти?
Фантдоп крайне сырой и скучный.

Немного о логике внутри мира. Я не знаю, как в реальности вербуют в спецслужбы, но в рассказе это показано довольно наивно. Стигг берет в обучение только тех студентов, которые нарушили секретность и влезли в запрещенные архивы? Серьезно? Разве дисциплина и секретность – не основа работы спецслужб? Ну, а принятие в ряды секретных агентов Шмули и Хрома – вообще смешно. Их взяли, потому что курсант Крыш попросил? Потому что он им, видите ли, доверяет. Это очень наивно и несерьезно. А в задании агент раскалывается, потому что его спросили про носки? А что мешало ему продолжать отпираться? Как бы тогда выпутался Крыш?
Повествование:
Рассказ написан в целом грамотно. Текст лёгкий, не перегружен непонятными словесными конструкциями.

По структуре вижу тут перекос. Начало чрезмерно затянутое и размытое, без обозначения главного конфликта (кстати, в чём главный конфликт, я так и не понял). Концовка – задание на корабле – наоборот, кажется очень быстрой и скомканной. Наверное, автору уже не хватило знаков.
Другие отзывы:
0
11:41
16
Mik
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Империум