​Шальной помещик

​Шальной помещик
Черный человек
Работа №16
Автор: Татьяна Стукалова


Весна в этом году стояла такая, что голова кружилась от ее запахов. Ласково грело солнце. Стекая с пригорков, журчали холодные ручьи. Помещик Карташов вышел на крыльцо и с удовольствием потянулся под теплыми лучами.

«Хорошая погодка, отчего бы не прогуляться» - подумалось ему.

Пару недель назад Карташов купил двух лошадей арабской чистокровной породы, отдал, конечно, не мало, но они того стоили: резвые, послушные с маленькими широколобыми головами, длинными шеями и живут долго, по тридцать лет. Покататься так и не успел, все дела, да дела. Осторожно на цыпочках обходя грязь, помещик подошел к конюшне.

- Аристарх! – крикнул он в приоткрытые двери.

Тишина.

- Аристарх! – помещик заглянул за конюшню.

Сильно хромая, вышел Аристарх. Когда-то еще молодым он сломал ногу, и теперь одна нога была короче другой. Вид у конюха был понурый.

- Где тебя носит, шельма! Кобылу оседлай мне из тех, что я привез недавно!

- Не серчай, барин! Кобыла твоя подохла! – всхлипывая, конюх кинулся ему в ноги:

Карташов побледнел, вытянулся весь, губы сделались тонкими, лицо заострилось. Злость накатила такая, что дышать стало трудно.

- Ну, будет тебе, сволочь! – сквозь зубы процедил Карташов.

- Не серчай, барин, не виноват я! – Аристарх уткнулся лицом в грязь у ног помещика.

Карташов брезгливо поморщился, глядя на спину конюха, и быстрыми шагами пошел к дому.

- Сенька!– крикнул Карташов, зайдя в дом.

Прибежал паренек худой и с беспокойными глазами.

- Сколько их там провинившихся будет?

- Да, десять уже, барин.

- Конюх одиннадцатый будет!

Сенька посмотрел на помещика и испуганно кивнул.

- Пусть выпускают и ружье не забудут, и жеребца арабского пусть оседлают.

Сенька убежал.

Через полчаса помещик Карташов грациозно скакал на буром жеребце арабской чистокровной породы. Впереди карташовские прислужники на конях хлыстами подгоняли провинившихся крепостных. Хромой конюх бежал последним. Карташов остановился, давая крестьянам убежать и спрятаться в ближайшем пролеске.

Аристарх кое-как добежал до деревьев, рванул в одну сторону, в другую, заметался как загнанный заяц. Куда бежать? Куда прятаться? Догонит ведь! Догонит и убьет! Пристрелит как собаку!

Помещик неспешно шел в нескольких метрах от конюха. Не любил Карташов такой охоты, когда добыча вот она, под носом. Не было в ней ни интереса, ни азарта. Нравилось, когда крестьяне убегали, как подраненные лоси, ломились сквозь бурелом, не разбирая дороги, спешили спрятаться, затаиться. А сам Карташов – охотник, шел следом, прислушивался, принюхивался, выслеживал добычу. Хромой конюх не будил охотничьего инстинкта, только желание отомстить, наказать. Как же он, сволочь, мог угробить такую кобылу? За нее ведь деньги были плачены и не малые. А он, паразит, недоглядел! Даром харчи хозяйские ест!

Аристарх прятался за деревьями, полз по грязи, по прошлогодним мокрым листьям, чуял, что еще немного и барин догонит его. На пути попался глубокий овраг, снег на дне еще не растаял. Конюх скатился вниз, вжался в стенку оврага и замер. Может быть, барин не заметит Аристарха, не станет подходить к неустойчивому краю, побоится, что лошадь соскользнет. Конюх поднял голову, Карташов стоял наверху и целился в него. Аристарх рванул как загнанный зверь. Бежать было трудно, ноги тонули в снегу. «Не убегу!» - подумал конюх и обернулся, если уж погибнуть, то глядя в глаза убийце. Жеребец сделал маленький шаг к краю, кусок земли обвалился под его ногами. Конь попятился, поскользнулся и начал съезжать по крутому склону. Карташов ухватился за гриву одной рукой, в другой сжимал ружье. Жеребец упал спиной вниз и заелозил, пытаясь подняться, вдавливал помещика в плотный снег.

Погиб Карташов – черный человек, сгубивший своими кровавыми забавами более двухсот крестьян. После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом. Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству.

Рассказ основан на реальных событиях.

Другие работы:
+1
548
01:59
"«Хорошая погодка, отчего бы не прогуляться» — подумалось ему." — подумал он/мужчина/барин, мелькнуло в голове, но никак не «подумалось ему». Сразу же глаза резануло.
«Карташов остановился, давая крестьянам убежать и спрятаться в ближайшем пролеске.» и «Помещик неспешно шел в нескольких метрах от конюха». Погоня за десятком человек шла на участке в шесть соток?
«После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом. Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству.» — Как-то не не верится в это, оговаривалось же, что у помещика были прислужники. Все сбежали? Поэтому крестьяне сожгли пустой дом? Не верю!
Автор, история благодатная — сразу вспомнилась Салтычиха, но почему так скупо на подробности и кратко? Знаков 4000, не больше, а где остальные? Можно было описать склонного к садизму помещика, показать его мотивацию, или, какой-никакой, конфликт… А тут ничего нет...
Где Чёрный человек? Вы указали на него прямым текстом, но этому вообще не верится. Вот ни капельки. Никаких эмоций нет, что очень огорчает.
Итог — реализму верю. Всему остальному — нет. Третье место в группе. Автора призываю не расстраиваться и плодотворно работать над собой. Успехов!
07:51
«по тридцать лет» «по тридцатИ лет» — если уж придерживаться стилизации
«всхлипывая, конюх кинулся ему в ноги:» зачем двоеточие?
«на буром жеребце арабской чистокровной породы» зачем повторять? мы уже знаем про породу а что за «бурый»? чистокровные арабцы такой расцветкой не обладают
«и спрятаться в ближайшем пролеске.» как можно спрятаться в пролеске?
«Значение слова Пролесок по Ефремовой:
Пролесок — 1. Узкая дорога в лесу; просека.
2. То же, что: перелесок.

Значение слова Пролесок по словарю Ушакова:
ПРОЛЕСОК
пролеска, м. (обл.). Длинная прогалина в лесу. По пролескам снег уже стаял, трава пробивается.

Значение слова Пролесок по словарю Даля:
Пролесок
м. пролесье ср. долгая прогалина, перемежные с лесом луга. Мы все пролески выкашиваем, поемных лугов нет. „
“Помещик неспешно шел в нескольких метрах от конюха.» «ожет быть, барин не заметит Аристарха, не станет подходить к неустойчивому краю, побоится, что лошадь соскользнет. » так он пешком или на лошади сквозь бурелом?
«Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству.» никакие богатства от ножа или пули не защитят. и вообще, последнее предложение не к чему в тексте

«а что за «бурый»? чистокровные арабцы такой расцветкой не обладают» — по-моему, они как раз бурые. Коричневая шерсть на туше и чёрные хвост и грива. Гнедые темнее.
Характерные признаки породы: правильное, плотное, сухое сложение; в частности — квадратная во лбу, с «щучьим» профилем голова, длинная изогнутая шея, округленное туловище, длинный и прямой круп с высоко поставленным хвостом.

Масти — в основном, серая всех оттенков, часто встречается гнедая и рыжая, реже вороная. Иногда встречается пегая масть «сабино», которую Всемирная организация заводчиков арабских лошадей (англ. World Arabian Horse Organisation) традиционно регистрирует как чалую. Очень редко встречается серебристо-гнедая масть, которую в прошлом принимали за игреневую. ru.wikipedia.org/wiki/Арабская_чистокровная_порода
Написано просто, лаконично. Живые диалоги, хорошо прописанный фон.
В рассказе моя любимая тема дворянства.
То, что Карташов смотрит на людей, а видит существ низшего сорта свидетельствует о черном человеке.
Голос.
08:19
+1
Понравилось больше остальных за счет изложения. Хорошая картинка в голове рисуется, персонажи живые.
Единственное, что как-то выбивается из общей канвы — последний абзац (слишком сухо, выглядит как выдержка из какой-нибудь вики-справки).
Голос сюда
10:46
+2
Мальчик, заигравшись, попал камнем в борзую местного богатея, любителя охоты. На следующий день всех выгнали на охоту, и этот богатей приказал привести маму мальчика, чтобы она видела, как он спустит стаю собак на её сына, и как собаки его растерзают.
Это вольный пересказ кусочка из романа «Братья Карамазовы» Достоевского.
Причем у классика этому уделено всего лишь раза в два больше текста, остальное переживания, выводы, возможные решения и прочее.
А в предлагаемом рассказе что? Хотели сказать, что так делать нельзя? Вот удивительно, что молодёжь постулирует моральные достижения позапрошлого века.
По поводу текста — чуть лучше, чуть хуже, но многие на БС могут вот так пересказать эту реальную историю. И что из того? Где автор, где проблематика?
Для меня в литературном плане этот рассказ полный ноль.
12:38
Написано хорошо, но тема «Чёрный человек» только в самом конце появляется, поэтому отдать голос не могу. А то про каждого убийцу можно сказать «чёрный человек» и написать рассказ. Но слог хороший, да и читать интересно.
14:39
+1
«Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству.»
Неудачное предложение для концовки. Лучше было бы или убрать его совсем (у меня лично вообще не возникло вопроса, почему героя не судили), или переставить куда-нибудь повыше.
Из-за краткости, отсутствия развернутой проблемы, одномерности главного героя кажется, что это скорее миниатюра или зарисовка, чем рассказ. В выбранной теме есть куда развернуться, и это пошло бы работе на пользу.
неуязвимость и неподсудность совершенно разные вещи
17:45
+1
Вообще да, но в контексте рассказа я поняла под «неуязвимостью» неуязвимость перед правосудием.
а в то время правосудие и не занималось такими делами. крепостные это собственность помещика и как хочет, так и пользует. за что судить?
18:00
+1
Я тоже сначала так подумала. Потом погуглила про Салтычиху и оказалось, что ее вполне себе судили.

«Первоначальные жалобы крестьян привели лишь к наказаниям жалобщиков, поскольку у Салтычихи было много влиятельных родственников, и ей удавалось подкупать должностных лиц. Но двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жён которых она убила, в 1762 году всё же удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II.» из Википедии

Ну и потом, собственно, было следствие, суд и приговор.
вы думаете, каждый крестьянин мог передать жалобу монарху?
18:23
+1
Главное, что был прецедент, значит, это было возможно.
есть прецедент — получение Нобелевской премии. мы с Вами ее получим?
да, но с какой вероятностью?
при этом, время в рассказе толком не прописано. может то, что сработало с Екатериной-II (немкой) сразу после всхождения на престол, с другими монархами России бы не сработало
18:34
Окей :)
радует Ваше здравомыслие
16:45
+1
Не соответствует временным рамкам, заданным в правилах турнира. Да и в целом рассказ оставил меня равнодушной. Скорее всего, потому что тема не моя. Да и читала я уже все это, сотни раз.
17:01
+2
если не соответствует, то почему орги пропустили? для создания не делящегося на 3 числа конкурсных рассказов? и вообще, по ходу, это недалекое будущее. лет этак через 20-30 так и будет, ежели события будут продолжать так развиваться как сейчас
17:47
+1
интересно, кто и за что поставил минус этому комменту?
17:49
Кто-то очень не согласен с вашим прогнозом)
17:52
Сейчас они пытаются развиваться, чтобы потом так не развиваться. Говорят митинги прошли.
Комментарий удален
этакие скрытые подпольщики? ну-ну…
про пистолет — предпочитаю работать ножом — так честнее ;-)
да, митинги идут — я получаю сообщения
18:08
Ой, а что тут было без меня? Кто что удалил?)
зреет заговор против старого придираста и нытика :-(
18:15
+1
Какой ужас! Мы этого не допустим! Все слоны за вас!
как видим — не все :-(
18:20
+1
Тот, кто против вас — уже не слон!
или еще не слон…
18:22
В таком случае — его надо просвещать!
… лучами Рентгена…
18:27
Ладно хоть не гамма-лучами)
зачем же так жестко? ;-)
18:33
Мутируют в слонов, чо)
18:43
+2
чтобы стать достойным слоном надо достойно писать. прочие варианты неприемлемы!
18:45
А родиться в Африке с хоботом и бивнями? ;)
африканские у нас не пишут. расизм, сэр!
19:16
Вы о чем, сударь? Исправьте немедленно. О каком расизме вы говорите?
19:25
+1
сэр Хомский, не знал, что Вы с Черного континента😊
19:32
Не имеет значения с какого места. Отвращение к расизму в нас воспитали с детства. Я всех люблю.
так таки и всех?
19:44
(Скромно) по мере сил и возможностей. Особенно люблю любить поляков и англичан.
мне поляки тоже близки по духу😊
На эту тему всегда вспоминаю начало века, «Фабрику звёзд» на ТВ. В первом наборе был негр по имени Джем и русский мальчик Гера, увидевший негра впервые. Тогда на слуху была песня «Убили негра», и Гера не удержался, пропел строчку из песни в присутствии Джема. Тот обиделся и раздул скандал на тему расизма. Герку в итоге выкинули с проекта, не дав себя показать.
Во втором наборе фабрики был негр по имени Нарцисс Пьер, который в первый же день со всеми пообщался, всем девочкам признался в любви и всех позвал замуж за него. Такая искромётная яркая личность, всем было глубоко плевать на цвет его кожи, потому что он сам на этом не заморачивался. И по-моему, у него и до сих пор цвет кожи не повод поорать о толерастности, а дополнительная изюминка в кучу к другим достоинствам. А Джем после выпуска с этой фабрики был замечен в различных скандалах по поводу обижания белыми такого ранимого негра. Какой он артист, я по сей день не знаю. Давно где-то стух.
действие в нем может происходить только в исторических пределах или в настоящем времени без включения фантастических и мистических элементов
что для Вас исторический предел?
17:13
Более того:
Действие может происходить только в пределах конца 20 века, заканчивая 2017 годом, то есть никакого будущего и альтернативной истории.

Там же в правилах, только чуть ниже.
я помню ;-)
18:11
Это реализм до 1861 года. Или реализм фильма «Охота на пиранью».
Нет соответствия правилам конкурса. Нет темы «Черный человек».
Погиб Карташов – черный человек, сгубивший своими кровавыми забавами более двухсот крестьян. — Отсюда, все дворянство, черные человеки.
Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству. — Не спасли.
Финал загадочен для меня. (-).
а для меня вот загадка: «Жеребец сделал маленький шаг к краю, кусок земли обвалился под его ногами. Конь попятился, поскользнулся и начал съезжать по крутому склону.» как это выглядело, так как у лошади 4 ноги и трудно представить себе такое, что кусок обваливается под передней ногой, лошадь пятится, и начинает сползать по склону, а дальше «Жеребец упал спиной вниз и заелозил, пытаясь подняться, вдавливал помещика в плотный снег.»- это вообще финиш, жеребец что сальто крутанул?
и любой наездник в такой ситуации шустро соскочит, тем более такой опытный как Карташов
18:11
+1
Рассказ основан на реальных событиях. — и, видимо, записан очевидцем.
конюхом Аристархом…
18:52
И жеребцом Ахмедом.
до женитьбы на кобыле Фроське?
19:13
После развода.
19:14
Перед поступлением в лит. институт.
20:54
+2
Описано достоверно, теми, кто движется, а не сидит на стуле. Хорошо.
01:05
Хм… нет, ну вы посмотрите? Черный по белому, даже думать незачем. Это уж, даже если так было, не то. Совсем не то. Текст — скорее пересказ, чем вызывающий какие-то переживания рассказ. Пользы для себя не увидел. Потому и минус, то бишь голос мой не достанется.

Черный, он.
Для начала. Сдохла кобыла, купленная буквально несколько дней назад. Я понимаю, барину-самодуру плевать, от чего она сдохла. Но для читателя можно было хоть какую-то причину озвучить? Отчего она так внезапно кончилась? Заодно и художественности прибавилось бы.
Рассказ напоминает даже не фабулу, а наброски к ней, для памяти, чтобы потом отразить в рассказе все упомянутые моменты.
Даже если это реальные события, в художественном рассказе вполне допустимо добавить некоторые детали, делающие текст художественным и придающие рассказу целостность и завершённость. Здесь же простое перечисление событий, украшенное мыслями погибшего персонажа, которые ни один свидетель услышать не мог. Лучше было бы показать барина через действия и опять-таки через мелкие детали типа взгляда, жеста. А мысли и чувства оставить его жертвам и очевидцам событий.
Название «Шальной помещик» совсем не раскрыто и не обыграно.
10:43
История скомканная, концовка и правда выглядит как сухая справка — ни грамма художественности и литературности. Ещё и противоречит временным рамкам турнира.
Вообще, если доработать и прибавить литературности, деталей может получится неплохая история. Но не в рамках турнира, увы.
10:57
+1
«Охота на пиранью» Бушкова с последующей экранизацией, противостоянием героев Машкова/Миронова) Текст по форме вполне профессиональный, но сюжетных линий намечено столько, что они в рассказ просто не помещаются… А концовка вообще стоит отдельно и выглядит ответом школьника у доски. Так и слышится голос за кадром: «Садись, Аристарх, пять!»
13:18
А можете рассказать, какие сюжетные линии вы тут нашли (пусть даже лишь намеченные)? Я даже основной сюжет линией бы не назвал, так — эпизод.
11:52
Помещик неспешно шел в нескольких метрах от конюха. и тут же:
Аристарх прятался за деревьями, полз по грязи, по прошлогодним мокрым листьям, чуял, что еще немного и барин догонит его.
Аристарх, находясь в нескольких метрах от барина на лошади, чуял, что его скоро догонят? Нет, формально, это даже верно. Но звучит глупо.

Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству. — звучит как справка, которой в рассказе не место. И «неуязвимость» — не то слово.

Что в итоге? Рояль! Рояль таких гигантских размеров, что он не помещается в коротенький рассказ. Рояль, по внезапности напоминающий «Войну миров», но там он хотя бы логичен. А здесь — гнался, хотел убить, упал, умер. А зачем это написано и зачем я это читал? Да, я заметил ремарку о реальности событий. Это не меняет дела. Для художественного произведения — это не интересно.

Темы нет, добавление словосочетания «черный человек» — это не раскрытие темы. Регламенту конкурса — не соответствует!
Безотносительно самого конкурса — не больше 5 из 10 за хороший язык.

В конкурсе — с моей точки зрения, формальная дисквалификация. Голоса нет.
Начальное прочтение (само желание читать) убили два шаблона:
«Ласково грело солнце.»
«Стекая с пригорков, журчали холодные ручьи.»

Оскомина. Окунули в школьные сочинения. Подходит возрасту от 12 до 15-ти.
Вернусь попозже. Или не вернусь. В любом случае — уже без голоса.
19:53
Возможно, рассказ и написан на реальных событиях, но теме не соответствует. Я не увидела, кто здесь черный человек. Карташов? Тогда в чём? Откуда должно стать понятно читателю, что он — и есть чёрный человек? Персонаж в рассказе не выписан. Что касается реализма, я его тоже не почувствовала. Создалось ощущение, что действие происходит не в наше время. Почему помещик? А не просто богатый человек? С чего погибла лошадь, тоже не ясно.
Увы, тема не раскрыта.
20:10
Ощущение? Первая половина 19 века как она есть.
20:13
А Карташов написал «Историю церкви» вообще-т… 🤔
20:16
Вики говорит, что КарташЁв. Ну и понятно, что в рассказе не о нем.
20:18
У меня прост ассоциации после универа очень стойкие, ржала, пока читала, до слез.
20:19
Понимаю. Знакомые фамилии в рассказах — они такие)
20:21
+1
До боли знакомые, увы ((
11:09
+2
Если честно, читать было неинтересно. Возможно, действительно лучше было бы выбрать другого персонажа, глазами которого показать ситуацию. В целом, выглядит как черновой набросок, который будет потом использован для написания рассказа. Жаль.
14:06
У меня складывается впечатление, что читаю сочинение по литературе. Такое же четкое разделение: на хороших и плохих, крестьян и помещика. Нет жизни в рассказе, хотя язык неплохой, и повествование вроде ничего так. Но вот нет искорки, которая оживит картинку. Увы.
15:15
В овраг ли упал жеребец? Или ещё вверху упал? Так обидно было: не понятно что думать! Да ещё в самый кульминационный момент! ...«Жеребец упал спиной вниз и заелозил, пытаясь подняться, вдавливал помещика в плотный снег»
А судьба коня какова? Его потом пристрелили и съели? Или конь себе не поломал ничего? А если всё же упал конь в овраг, то потом не смог с оврага выбраться (если ничего себе не переломал)? Вдавил конь помещика, а сам поднялся? Вот заинтриговали!
17:47
«Арабской чистокровной породы!» Смертельное убийство секретного шпиона… «Чистокровный» и есть «породистый».
22:52
«Добро побеждает зло» или «Как конь убил помещика».
Хорошо что конюх жив, за него переживала.
Ну а сам рассказ не впечатлил. Видно, что его еще можно доработать.
Автору удачи и успехов!
23:46
— Не серчай, барин! Кобыла твоя подохла! – всхлипывая, конюх кинулся ему в ноги

Лично я ожидал пояснения, как подохла, почему? Почему Аристарх не виноват?

Немного отталкивает, что повествование прыгает от Карташова к Аристарху. А в целом, текст легкий и читается быстро.
23:48
Думаю, этот рассказ основан на реальных событиях так же, как фильм братьев Коэн «Фарго».
Рассказ написан в других временных рамках, чем те, что были указаны в правилах, но несмотря на это он не воспринимается как произведение русской классики, а скорее как байка, рассказанная за обеденным столом. Автор пошел по верхам. Да, объем маленький, но и с этим можно было сделать историю глубже.
Произведение без изюминки.
Образ Карташова списан с графа Струйского.

Благодарю вас за критику!🙂
23:21
+1
Мне не хватило накала, когда такая беда происходит. Как-то очень ровно. Но я опоздала голосовать, так что что уж теперь…
Загрузка...
Запишитесь на дуэль!