Дарья Стааль №1

Поэтический тренинг №28

Поэтический тренинг №28
И белым словом, напевно светлым

Приветствуем, друзья. Сегодня мы исследуем свет и тьму, не просто проявленные в физических характеристиках, а влекущие за собой целый спектр ассоциаций. Что есть они (свет и тьма) — в цвете, звуке, запахе, движении?.. При желании, конечно, можете сделать акцент и на морально-философской части ("добро-зло"), но, как нам кажется, это довольно банально.

Напоминаем правила игры: "Три уровня сложности. На первый нужно выполнить только первое задание. На второй — первые два. На третий — все три. В одном стихотворении, само собой" (благодарим Тающего Ветра за предоставленную формулировку). За выполненные задания участник получает баллы согласно степени сложности и качеству исполнения. (Баллы копятся, в конце сезона — раздача слонов). Отвечать нужно в комментариях к посту на сайте БС.

I. Раскрыть тему,  не менее 12 строк. Можно про свет. Можно про тьму. Можно про оба понятия.

II. Приём: метонимия — художественный приём, подразумевающий смысловой перенос: слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Примеры: "чайник вскипел" — вскипел не сам чайник, а вода внутри; «съел тарелку каши» — съел не саму тарелку, а её содержимое; "все флаги в гости будут к нам" — под флагами подразумеваются страны.

Приём очень распространённый, поэтому задача не только применить его, но и указать, в каком месте вы это сделали.

III. Добавьте в конце стихотворения что-то (строку/две/строфу/ремарку), что придаст всему произведению иную или же дополнительную окраску. Чтобы читатель такой — "Ого! Дайте-ка посмотрю ещё раз!"

Дополнительные баллы:

- За иллюстрацию к Вашей работе. Нарисуете сами - шикарно. Найдёте подходящее изображение в интернете - тоже вариант. Халтура и некачественные картинки - не оцениваются.
Авторские работы (ваши собственные) - оцениваются выше.

Это всё принимается на оценку до 24.10.2017 (включительно) - так же размещать в комментариях к выпуску, как всегда.

(Мы подумаем над шансами для опоздавших, но пока лучше не опаздывайте).

Также вы можете сами придумать задание (необязательно развёрнутое, можно более простое) или тему для других участников и прислать в личные сообщения ведущей. Сделать это можно примерно до ноябрьских праздников. Ваши старания обязательно будут оценены и вознаграждены, а лучшие идеи мы, возможно, используем в дальнейшем.

Удачи!

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+4
590
20:58
+4
Приглушенный свет и неясный звук, как в тумане звучит фокстрот.
Красок ярких нет, на устах печаль, и под пледом мурлычет кот.
Смутной дымкой дня затянуло синь, что накрыла пустеющий лес,
То в дыму костра растворился май, весельчак и создатель чудес.
Вновь горчит слеза, дымка щиплет нос, к югу тянет стада облаков,
И танцующим шагом приблизился вдруг странный, бесснежный Покров.

Разожгу камин и накину шаль, поплотнее прижму кота,
И кагором ярким забрызжет закат, и в бокале блеснет мечта.
Бодрым маршем в печи говорят дрова, разгоняя печаль и сон.
В небе факелы красок будут плясать, оттеняя бокалов звон.
Но не долог час: скоротечный закат ярко вспыхнет и вновь уйдет.
Впереди ноябрь (синоним тоски) еще дальше в хандру позовет.

Но однажды во мраке звякнет ключ, и таинственно скрипнет дверь,
Мягко ступая, не руша сон, на пороге появится зверь.
Белым пухом он застит весь горизонт, а в мудрых глазах синева.
И под вальс тишины ангорским платком им будет укрыта листва.
Вслед закату всегда приходит рассвет, ноябрь сменяет зима.
Крепче сжимайте котов и детей! Тоска рассосется сама.
Стих — история создания фото.

Нет лучше ничего на свете,
Чем грузди водкой запивать,
А за окном прохожих треплет ветер,
И ты сидишь такой — тебе плевать.

Плевать: две сигареты в пачке,
Зарядки нет — тебе плевать,
Стоит Аврора — неподвластна качке,
А вот тебя, как пить, будет качать,

В кармане пролетарский гаджет,
И в голове сплошной бардак,
Ирония судьбы — над красной баржей,
Висит реклама, ха, — Райфайзен Банк.
Комментарий удален
11:59
+2
(Исправленный вариант):

Приглушенный свет и неясный звук, как в тумане звучит фокстрот.
Ярких красок нет, на устах печаль, и под пледом мурлычет кот.
Смутной дымкой дня затянуло синь, что накрыла далекий лес,
То в дыму костра растворился май, весельчак и создатель чудес.
Вновь горчит слеза, дымка щиплет нос, к югу тянет стада облаков.
Белых писем мне ветер не принёс в этот странный, бесснежный Покров.

Разожгу камин и накину шаль, поплотнее прижму кота.
И кагором брызнет алый закат, в хрустале заблестит мечта.
Бодрым маршем вслух затрещат дрова, оттеняя бокалов звон.
Заведет игру в небесах огонь, разгоняя печали и сон.
Но не долог час: пьянящий восторг бойко вспыхнет в ночи и уйдет.
Впереди ноябрь (синоним тоски), еще дальше в хандру позовет.

Но однажды звякнет во мраке ключ, и таинственно скрипнет дверь.
И на мягких лапах, не руша сон, на пороге возникнет зверь.
Белым пухом застит весь горизонт, а в мудрых глазах синева.
Под вальс тишины ангорским платком им укутана будет листва.
Вслед закату всегда приходит рассвет, и ноябрь сменяет зима.
Держите в объятьях крепче котов! И тоска рассосется сама.
Комментарий удален
14:14
Это очень, очень красивое произведение. Но можно ещё отладить в нём кое-что.
Смысловое:
  1. «вслух затрещат дрова» — о.о

  2. «пьянящий восторг бойко вспыхнет в ночи и уйдет» — если это про закат, то он не в ночи, «и в ночь уйдет» тогда уж.

  3. «в хрустале заблестит мечта» — неочевидно, что за мечта такая (не строго)

  4. Повествование идёт из «сейчас», и «сейчас» растворился май, но «сейчас» ещё и Покров. Куда же делось лето и начало осени?

  5. «Вслед закату всегда приходит рассвет». Изящно, но. В такой форме (вслед чему-то) это больше про пространство, чем про хронологию (бежал куда? вслед за зверем), тогда закат становится чем-то, что перемещается по планете (хотя это, в сущности, правда), а рассвет — чем-то, что начинается и движется сразу за закатом (а ночь?...). Если особо не залипать, в глаза не бросается.


Ритмическое. Танцующее стихотворение, но кое-где спотыкается.
  1. «То в дыму костра растворился май, весельчак и создатель чудес». — лучше, например, «творец чудес».

  2. Спотыкач на «стада облаков». Хотя словосочетание и образ отменные.

  3. И явный на «странный, бесснежный Покров».
    Белых писем мне
    Ветер не принёс
    В этот странный (та-та) Покров" (если у нас эталонная строка — первая, например)

  4. В конце лучше бы что-то вроде: «О, держите в объятьях покрепче котов!»


Язык выразительный, просто великолепно. Отмечу наиболее великолепное:
«оттеняя бокалов звон», «платком тишины», «и на мягких лапах, не руша сон, на пороге возникнет зверь»… И первая строчка тоже.

3,5

21:18
Интересное стихотворение. Вы создаёте в нём контраст: в каждой строфе первые две строчки — в одном ритме, вторые две — в другом. Разный и стиль. Но в смысловом плане контраст выдержан не полностью, и это снижает эффект.
«Стоит Аврора» — хмм, точно метонимия?
«А за окном прохожих треплет ветер» — восхитительно.
Что-то ещё хотела написать, вспомню — скажу.

Баллы позже.
22:27
Почему-то комментарий сполз sad Этот — к стихотворению Александра.
21:06
+2
Сложность III (я так думаю))



Твой свет

Твой сегодня день рожденья!
Сколько световых меж нами лет?
Мне остались сновиденья
И мерцающий волшебный свет…

Счастье пусть с тобой пребудет,
Дети тешат, и лелеет муж,
Радость наполняет будни,
И от смеха только плачет тушь…

На Аврору ты похожа,
Утро даришь, раннюю зарю,
Жаль, что встреча невозможна,
Я тебя за свет благодарю…

Он струится, серебристый,
Мягкий и волнительный поток,
Дней чуть трогая мониста,
О тебе расскажет между строк…

Этот свет звезды далекой
Согревает душу и саднит,
Колет сладко, гладит колко,
Память все так бережно хранит…

Но зачем мне это надо-
Свет недосягаемой звезды?
Незаслуженной наградой,
Лазерным прицелом на груди…

Я, как губка, свет вбираю,
Чистый он, живительный родник,
У звезды, рожденной в мае,
Я на веки вечные должник…
21:49
+1
Вы используете интересные и оригинальные образы: «дней чуть трогая мониста» — это запоминается.
Однако есть и немного странные, по моему мнению, моменты: лазерный прицел и мягкий согревающий свет (к тому же серебристый) — это вообще совсем разное. Череда образов, эпитетов, описывающих волшебство звезды не сочетается с «лазерным прицелом.
А любовь и восхищение выражены здесь прекрасно.

Не хватает некоторых запятых, даю с правкой:
»Он струится, серебристый,"
«Я, как губка, свет вбираю,»
а здесь лишние (были):
«Я на веки вечные должник…»

Прим.: саднить — это болеть. Может саднить горло, царапина, но свет?.. Это как?

Баллы позже.
15:58
Спасибо за замечания. Знаки препинания исправил.

Однако есть и немного странные, по моему мнению, моменты: лазерный прицел и мягкий согревающий свет (к тому же серебристый) — это вообще совсем разное.
Саднить — это болеть. Может саднить горло, царапина, но свет?.. Это как?


Здесь «свет» используется в значении более широком, чем просто физическое явление.
Он здесь как светлый образ, как яркое воспоминание, как неизбывное чувство…
Этот свет не только благо, но и постоянная ноющая боль – он целит прямо в сердце, поэтому и «лазерный прицел», поэтому и «саднит»…

21:15
Свет — как внешний объект — не может саднить. Если он часть организма лирического героя, тогда другой вопрос.
22:34
Свет в данном контексте может саднить не прямо, а косвенно, бередя, например, душевные раны.
00:47
Хм. Саднить — это «болеть», а не «причинять боль». Асфальт не саднит. Саднит колено…
10:44
И я о том же. Колено начинает саднить лишь соприкоснувшись с асфальтом, т.е. войдя в контакт с ним)). В стихе даны лишь конечные точки логической цепочки, а промежуточное звено опущено: волшебный свет проникает в душу (- старая рана открывается -) и начинает саднить. Это же очевидно. unknown
11:07


Тьма и свет-
Черный и белый цвет.
Сошлись в жестокой битве.
Плач. Стоны. Крики.
На землю падают тела.
Не щадят ни мать, ни дитя.
Рекою льется кровь.
Всё — и кров, и плоть
Огонь пожирает вновь и вновь.
В ночи смолкают голоса
Их дым уносит в небеса.
Гуляет ветер,
Уносит пепел,
Оставляя кости-черепа.
Смеется, торжествует Тьма.
Великая Сила
Войны исход решила.
Но не закончилась игра …
Ночь прошла.
Наступил рассвет.
Осталась только я-
Живых больше нет.
Теперь ищу ответ-
Мир делится
На Тьму и Свет?
Не верится…
Пустыню, окинув взором,
Молюсь про себя я Богу:
Помоги мне…
Во мне что-то
Зрело, дремало…
И вот пробудилась
Сила и освободилась.
Укажи мне мой путь
в этом мире-
Тьма или Свет?
Голос в пустыне
мне в ответ:
Закрой глаза. Дыши…
Просто дыши…
Используй Силу…
Взгляни в глубину
Своей души…
Что ты видишь?

-Свет… Тьма… Равновесие…

-Все гораздо сложнее…
13:08
Хотела написать про тьму и свет и вечную борьбу добра и зла, взяла диалог героев из трейлера Звездные Войны. Последние джедаи и попробовала связать воедино. Получилось или нет — вам решать. Со стороны виднее.
21:33
Размах эпический, но многое слиплось. Нет проработанной структуры. То это белый стих, то вольный, то проскакивает рифма-другая, то они повторяются. Сюжет виден — он есть, но эстетическое действие на читателя смазано за счёт сырых пятен, описанных выше.
Что можно сделать:
— во-первых, разбить текст на логические части, если не по строфам, то по смыслу;
— во-вторых, определиться, белый это стих (без рифм, но с чётким ритмом) или нет, и подстраиваться под это решение;
— в-третьих, обратить внимание на пунктуацию, тем более что там есть реплики-обращения к кому-то — их надо выделить.

Примечание. Из этого может получиться реально интересная и хорошая вещь, если её доработать.
И для размышления:
"… Теперь ищу ответ — Мир делится
На Тьму и Свет?
О нет... Не верится…"

Пока это скорее 2 балла или 2,5.
Подумаю.
21:51
+1
Большое спасибо за разбор. Мне очень нужны были советы.
16:50
+6
***

Когда нет силы на улыбку,
Когда терзает сердце страх,
Вдруг стала жизнь такою зыбкой,
Ничто не держится в руках.

Но ждет все так же беспрестанно,
Раскрыв объятия свои,
Та, что хранила твои тайны,
Известные лишь вам двоим.

Она всегда с тобою рядом:
В утробе с ней ты был един,
И с нею встретишься ты взглядом
Там, где нет боли и седин.

Она – союзник безусловный,
Она не может тебе лгать,
Она – вселенная. И слово
С почтеньем будешь повторять:

Мать, мать, мать, мать…
… ма, тьма, тьма, тьма...


21:41
Задумка потрясающая, игре слов зачёт, но это — один из тех случаев, когда небольшая перестановка пойдёт на пользу стихотворению:

Та, что твои хранила тайны,
Лишь вам известные двоим (тут неточно)

Она – союзник безусловный,
Она тебе не может тебе лгать.

Есть шероховатости по первой строфе с переходом на вторую.

Когда нет силы на улыбку, — длительное состояние
Когда терзает сердце страх, — длительное состояние
Вдруг стала жизнь такою зыбкой, краткий миг — только что
Ничто не держится в руках. — длительное состояние

Третья строка выбивается, потому что это разовое краткое событие в одной цепочке с тянущимися. Из-за «вдруг» и прошедшего времени. «Когда на небе собираются облака, вдруг пошёл дождь» — не очень-то логично, правда же? Строфа оформлена так, что строки 1-2 и 3-4 отдельно сочетаются в своих парах, но друг с дружкой не.

А вторая строфа у нас начинается с «но...» и тоже длительного. И она сочетается со строками 3-4, описывая конкретное событийное состояние. Но строки 1-2 не вписываются в этот контекст. Прикидываются, что вписываются, но по рассмотрении — и близко не.

Баллы не ставлю пока. Поздно добралась до ответа на это стихотворение, поэтому автору разрешается поправить работу в спокойном режиме.
22:07
+1
когда небольшая перестановка пойдёт на пользу стихотворению
Во втором случае я согласен. В первом — меня как-то коробит ваш вариант, такая не очевидная инверсия.

А с переходом подумаю. Если найду время…
00:36
Ну да, в первом случае, пожалуй, строка немного дёрганой становится… Тоже не вполне то.
00:41
Всех видела, в ближайшие дни дам отзывы. :)
Загрузка...
Дарья Кулыгина №1
Запишитесь на дуэль!