Alisabet Argent

Уважение Трилби

Уважение Трилби
Работа №2. Тема дуэли: Снимаю шляпу. Автор: Хотеев Ярослав
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен

Иметь шляпу — иметь уважение.

Смена, как всегда, начинается в девять утра. Нас шестеро: старик Твид, дерзкий ФедОр, одноухий Шапокляк, суровый Хомбург, долговязый альбинос Канотье и я, малой Трилби.

На смене мы почти не болтаем, да и после не особо. Каждый набивает брюхо и уходит по своим делам. Только ФедОр и Хомбург держатся вместе. Говорят, они служили в одном полку и всегда прикрывали друг другу спину. Возможно, потому и выжили.

Ровно в девять утра запускается конвейер. Двигатели выпускают жаркий воздух, и черная лента начинает свой бесконечный путь.

Первым она приносит толстого усача с разорванной грудной клеткой. Остатки одежды в пыли, на усах еще осталась каменная крошка. Похоже, тело только освободили из под завала и сразу бросили на конвейер.

Почти синхронно мы снимаем шляпы. Пока невидимый секундомер отсчитывает минуту, стараюсь не глядеть на труп. Он умер, может, не геройской смертью, но сражался на войне, а значит, заслужил последние почести. Кто-то наверху посчитал, что уважения бродяг в шляпах вполне достаточно. А мне все равно, лишь бы кормили.

Пронзительный звонок, и лента уносит тело несчастного. Мы молча надеваем шляпы. На очереди следующий труп, ожидающий уважения.

За двенадцатичасовую смену руки начинает ломить от монотонных действий. Снять шляпу, проводить тело взглядом и вновь спрятать сальные волосы под фетром. Ноги гудят, но присесть некуда да и жрать охота.

Как-то раз я уселся прямо на земле, но на меня зашипел старик Твид. Он нервно сжимал твидовую шапку и яростно цедил:

— Встань сейчас же, маленький ублюдок. Из-за тебя нас всех лишат пайка!

Я не особо верил, что до нас есть кому-то дело, но все же поднялся. Как оказалось, поздно. Всю бригаду лишили того единственного, ради чего мы все здесь собирались — еды. За один день от голода не сдохнешь точно, но и приятного мало. По дороге в ночлежку, меня нагнал Шапокляк и выместил свой голод на моей морде. Зуботычины оказались крепкими, и урок я усвоил навсегда.

Валяясь под дождем без сил подняться, ощутил, что острые капли перестали хлестать по распухшему лицу. Закрыв от ливня, надо мной стоял долговязый Канотье и протягивал руку. Альбинос жил где-то неподалеку от детской ночлежки.

Много ли нужно, чтобы считать кого-то своим другом? Мне, живущему в стае хищных детей, так и норовящих укусить побольнее, точно немного. С тех пор я и решил, что Канотье будет моим другом, и если ему понадобится помощь, обязательно приду на выручку. Долговязому знать об этом не обязательно, мы просто продолжаем работать вместе, а после смены я семеню за высоким силуэтом следом.

Сегодня свою долю посмертного уважения успевают получить десяток мертвецов. Я зеваю в перерывах, пока конвейерная лента подгоняет очередного бедолагу. На этот раз молодой мужчина с нашивками капитана на изодранной форме. Ярко-красный китель изуродован рваными кратерами крошечных вулканов. Вот только из жерла текла не лава, а кровь. Снимаем шляпы. Слышится недовольный кашель старика Твида. Он всегда теребит свою шапку костлявыми руками. Снова кашель. Недоуменно оглядываюсь, я же ничего не сделал. Однако кашель предназначается не мне. ФедОр стоит с покрытой головой и яростно буравит взглядом мертвого капитана.

— Хомбург, ты видишь это? — возбужденно спрашивает он.

— Ну, вижу, — отвечает товарищ.

— Ты узнаешь этого сукина сына?

— Ну, узнаю.

— Тогда какого черта ты снял шляпу, придурок?

— Он уже труп, ФедОр, — безразлично отмахивает Хомбург. — А мы с тобой еще нет. И если не будем артачиться, проживем еще немного.

— Снимай шляпу! — визжит старик Твид.

— Заткнись! — огрызается ФедОр. — Этот ублюдок не достоин ни моего уважения, ни чьего бы то ни было. Из-за его приказов мы с Хомбургом потеряли товарищей и сами едва уцелели!

— Снимай чертову шляпу! — подключается Шапокляк. — Если я сегодня останусь голодным, клянусь, ты подавишься своей гордостью.

— Выбирай выражения, — выдвигается вперед Хомбург. — Как бы тебе самому не остаться без зубов.

Шапокляк выхватывает нож, хищно скалится.

— По одному, голубчики, всех покрошу.

Хлесткий удар и оружие отлетает под конвейер. Канотье прячет длинные руки обратно за спину и с улыбкой качает головой.

Звонок выводит из оцепенения, и все, кроме ФедОра, надевают шляпы обратно. Подплывает следующий мертвец. Паек за эту смену нам не выдают.

С тянущим чувством в животе, снимаю шляпу и прячу в дырявый пакет. Почти год назад я нашел ее под развалинами старого театра. Шляпа порядком измята, поля уже давно потеряли форму, но свою службу несет исправно. Лучше спрятать старушку подальше от завистливых взглядов и моросящего дождя. Канотье уже ушел, и я бегу догонять товарища.

На следующее утро на смену выходят пятеро. Отсутствие Канотье тревожит, но я не подаю виду. Заученным движением снимаю шляпу, отдавая уважение очередному трупу.

В ожидании мертвеца переминаясь с ноги на ногу. Руки наливаются свинцовой тяжестью, в груди растекается холодок. Угольно-черная лента привозит бледногоКанотье. Алые разрезы словно росчерки пера пересекают мраморное тело. Твид задерживает дыхание, ФедОр удивленно раскрывает рот, даже всегда спокойный Хомбург удивлен. И только ублюдская ухмылка не сползает с безухой морды Шапокляк. Он охотно снимает шляпу и нежно поглаживает поля. Вопросительно смотрит на нас.

— Что рты разинули? Или не хотите оказать почесть бывшему коллеге?

Снимаю шляпу и в бессильной ярости пытаюсь удержать слезы.

Звонок, и тело Канотье уплывает дальше.

Шляпы на исходной, и только я один стою с непокрытой головой. С угрюмой решимостью срываюсь вслед за телом друга.

Я бегу сломя голову, не выпуская из рук шляпу. Бегу, как много раз бежал за долговязым другом. Пробегаю через множество залов, но лента и не думает сбавлять ход, отдаляя все дальше и дальше от тела товарища. В конце концов он превращается в маленькую белую точку на черном фоне.

Я бегу из последних сил, чувствуя, как живот сводит судорогой. Кажется, и сегодня мне не видать ужина. Бегу, держа перед глазами белую точку, и в тот момент, когда она пропадает, обессиленно падаю.

Я иду, и мимо проплывают трупы. Справа, слева, повсюду, безвольно плывут вперед. После падения жутко саднит колено, но продолжаю идти. Черных лент становится больше, и вот, наконец, они сливаются в одну. Тела переплетаются в мешанине, но никому нет до этого дела.

Широкая лента внезапно кончается, а куча из тел пропадает в темноте огромной ямы. Глухой стук о погребенных в братской могиле товарищей, заставляет вздрогнуть. Мне не хватает воображения представить, сколько мертвецов устилают дно пропасти

— И это конец? — всхлипываю я. — Без разбора, гурьбой, как мусор...

— Им хотя бы оказали последние почести, — раздается голос за спиной. — Многие были лишены и этого.

Шапокляк задумчиво теребит единственное ухо.

— Ты! ТЫ! — в гневе задыхаюсь я.

Шапокляк показывает зажатый в руке нож и качает головой.

Я набрасываюсь первый, но противник играючи отходит в сторону и локтем бьет по хребту. Падаю лицом в пыль, извиваюсь, пытаясь дотянуться руками до ушибленной спины. Шапокляк неспешно приближается поигрывая острым клинком из стороны в сторону.

— Ты мне никогда не нравился, Трилби, — с улыбкой произносит он, склонившись надо мной. Лезвие ножа тянется к горлу.

Вскидываю руку навстречу, напарываюсь на лезвие, но цепкими пальцами хватаю шляпу и откатываюсь в сторону.

Шапокляк бестолково щупает лысину, пытаясь осознать, что произошло.

— Отдай! — испуганно просит он. — Отдай немедленно!

Упершись на сбитое колена, встаю. Прижимая раненую руку к животу, смотрю на сложенный цилиндр.

— Забирай!

Резко кидаю шляпу в сторону пропасти.

Шапокляк, ловко оттолкнувшись от земли, прыгает следом. Кажется, шляпу он ценил больше своей жизни.

Подойдя к краю ямы, окровавленными пальцами касаюсь полей своей шляпы, но в последний момент убираю руку. Ублюдок не заслужил моего уважения.

Нас снова шестеро. На смену Шапокляк и Канотье пришли Ковбой и Котелок. Бестолковые неуверенные действия выдают в них новичков, но они быстро учатся. Лента приносит очередное тело. Я знаю, что делаю что-то важное. Пусть мертвецам все равно, но этот мир они покидают с моим уважением.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+13
00:40
1044
18:42
А что? Вполне достойное занятие. Ничуть не хуже нанятых плакальщиц или махателей флажками. Рассказ вполне внятен. Действие развивается логично, с динамикой. Героев я увидел и представил. Опять же, конфликт, присутствует и даже не надуманный. Плюс мораль.
В общем, все ясно.
Голос.
20:01
+1
По сравнению с рассказом оппонента, этот рассказ более остросюжетен. И завязка есть, и развязка. Про кульминацию отдельно хочу сказать — удалась. Читать было более интересно, чем рассказа оппонента. Мой голос сюда.
20:13
Образы хороши. Понравился мир и люди, как часть антуража: именно так их воспринимаешь. Персонажи въедаются под кожу. Отличное начало, хорошее развитие…
А потом я бухнулась в пропасть. Вот не знаю, наверное совсем другого ожидала от финала. Для меня ГГ не вырос, его мнение не поменялось. Даже смерть друга как-то мимо прошла.
00:03
Тут мне было интересно, даже увлекся, когда читал. Рассказ оппонента прочел как-то отстранено, по сравнению. Снимать шляпу для показания уважения мертвецам? Очень даже. Динамично, рассказ что надо, на мой узкий взгляд. Конфликт тут куда интересней, дает больше пищи мозгу.

Голос
00:18
Идея интересная, но… не более того. Что дает автор? Шесть персонажей, которые ни о чем мне не говорят. Шесть имен, которые я забываю сразу как кончается предложение. Что до сюжета — не согласен с комментаторами выше. Все мимо меня прошло. Наверное, именно потому, что мимо меня прошли герои. Я не знал их в начале и так и не узнал в конце. После прочтения — пусто, увы.
00:42
Да, разное восприятие.
Оригинальная идея. Хорошо написано. Действительно хорошо. Какой-то философский смысл заложил автор в тему рассказа. Это не просто жест, а целая философия. ГОЛОС
09:42
+1
Уууууу! Суперский рассказ. Надо расширять мир… Не, не надо. Очень круто. Голос.
И второй рассказ классный, но этот атмосферой берет за живое.
В этот рассказ я погрузился больше.
Ничего личного.
21:07
… а где Голос тогда, раз этот понравился больше?
Вроде плюсанул? Или как ставить голос?
Или просто написать?
Голос.
23:09
просто напишите голос ;)
стрелочка рейтинга тут не действует на результат голосования
19:15
Понравилась только идея. В остальном — не вошло, но за саму суть — автору спасибо.
19:29
согласна с тем, что динамичнее чем второй рассказ. наверное нужно про остальных героев чуть-чуть добавить.
20:49
+1
Очень хорошая идея, и рассказ вышел целостным, но на мой вкус слишком мрачный и без какого-то развития, даже последний абзац дает понять, что, в общем-то, все осталось так же.
00:05
+1
Мой голос ЗА этот рассказ. Начало интригует, развитие не отпускает, развязка пугает. Браво!
02:15
+1
Голосза оригинальность. Автор буквально отобразил тему и вышло это замечательно. Конечно, не хватило диалогов о жизни и смерти от бродяга, которые ещё больше бы подчеркнули философский подтекст рассказа. Жизнь благодаря смерти. Кажется, это так должно звучать. Но и без этого хорошо. Спасибо
11:32
Рассказ неплохой, но и хорошим сложно назвать. Не затянуло. Предложение звучало рвано, будто автор не успевал при написании за мыслью и очень торопился. Использование повествования от первого лица вкупе с настоящим временем не дало должного эффекта. Мнения у людей могут быть разными, но моё такое. Художественность присутствует, но пресноватая.
12:37
Слог приятный и читается ровно, но, как по мне, само повествование достаточно скомкано, хотя смерть Канотье определенно вызывает чувство сожаления и жалости к Трилби. Мне был непонятен момент с шляпами. Почему они так сильно ценятся, что за ними аж в бездну прыгают? Почему у них такая странная работа, что происходит в этом мире и т.д.?
14:26
Сюжет, как и у противника абсолютно отсутствует, ну то есть он никакой, но манера изложения материала немного лучше, поэтому ставлю +
14:34
Уточните, плюс, не является голосом. Вы голосуете за рассказ в этой дуэли или просто отметили для себя?
14:36
Да, голосую за рассказ)
14:41
+1
Ну что могу сказать, Голос.
Во- первых, не банальные повторы чужих сюжетов, как это часто бывает, а нечто самостоятельное.
Во-вторых, такой внятный символизм. Так мало, но за каждым из сказанного целый ряд ассоциаций. Кафку напомнило. Для меня каждый образ очень хорошо представился, мир вырисовался, эмоциональный тон замечательно подобран. В общем, я люблю смысловые, глубокие вещи, вообще, спасибо автору. Желала бы почитать в более развёрнутом варианте. Ветер в другом рассказе продавал свой голос за два. Я здесь сделала бы то же самое. ))))
18:45
Интересный рассказ, атмосферный. Только побольше бы ясности. Не совсем понятно, где происходит действо — тюрьма ли это, дисбат (если там двое служили в одном полку), или еще что…
Однако затягивает, автор сумел показать конфликт и его завершение. Есть ощущение глубины, в отличие от рассказа оппонента.
Голос.
21:03
В этом рассказе идея тоже идет боком. И финал показался слишком резким и притянутым. Однако мне понравилась задумка, мир и герои (хотя их, безусловно, многовато на одну единицу текста). Голосую за этот рассказ, потому что он мне понравился многим больше, да и интереса у меня было больше. Мне было бы интересно посмотреть на сеттинг, задействованный в этом рассказе, в более крупной форме)
Рассказ не столь изящен и эстетичен, как у соперника, но берет за душу и трогает потаенные струны. По количеству голосов за него спокоен. Большой плюс.
22:40
Мода так изменчива, так непостоянна… тем и прекрасна!;)
Трилби и федора придали истории некий налёт нуарности, а это уже прямое попадание в мой читательский вкус.
Без сомнений, голос!!!
Загрузка...
Маргарита Блинова

Достойные внимания