Валентина Савенко

Конец салатового луга

Конец салатового луга
Работа №118 Автор: Салахов Ильяс Хайдарович

Мир людей на салатовой планете был маленьким — всего несколько поселений под надёжным прозрачным куполом. Но люди там были счастливы, так как никакой другой жизни не помнили; их предки прилетели сюда так давно, что это событие превратилось в легенду.

В одном из этих поселений, в обычной ничем не выдающейся семье жила маленькая, но очень любопытная девочка. И всё бы ничего, но дело было в том, что, по какой-то неизвестной, давно забытой причине «любопытство» осуждалось людьми под куполом. Откуда пошло такое правило, и зачем оно было принято — никто не знал, да и, по правде сказать, не стремился узнать. Устоявшаяся жизнь была привычной и комфортной, и что-то менять в ней, даже в мелочах, никто не хотел.

Но девочка была ещё слишком мала, и родители пока не замечали у неё порочной черты. Но подружки по школе видели всё, и часто шептались между собой, по-детски осуждая её непохожесть на остальных учеников класса.

Внешне она была такой же, как и все дети поселения: вытянутая расширяющаяся тыквой кверху голова, большие, так же вытянутые вверх полуовальные глаза, маленькое тело в зелёном платьице, с короткими ручками и ножками — но отличало её от всех выражение глаз. А глаза её выражали любопытство — искренне, наивное, живое.

После школы девочка часто гуляла по окрестным лугам, лесам. Под куполом не водились опасные животные, и родители за дочку были совершенно спокойны.

А девочка с любопытством разглядывала салатовые листья деревьев, салатовую траву; сидящие на ветвях красочные птицы весело щебетали, приветствуя её; разноцветные бабочки радовали взгляд весёлым хороводом, а слух ласкал звонкий ручей, игриво убегавший под салатовый кустарник. И в голове её один за другим вспыхивали яркими искрами вопросы: откуда взялся купол? как под ним появились люди? растения, животные, и кто зажигает каждое утро салатовый свет, льющийся сквозь прозрачные стены?

Все эти вопросы оставались без ответа: задавать их в школе, или родителям было опасно: девочка это хорошо чувствовала своей детской интуицией. С самого рождения детям в семьях рассказывали легенду о возникновении под купольного мира, потом, в школе, эта легенда усложнялась, обрастала подробностями, но девочка всегда чувствовала, что это всего лишь сказка.

Однажды вечером, когда мама укладывала девочку спать, та не выдержала и спросила: «мам, а что будет, если купол вдруг разобьётся?» «Ты что такое говоришь? — в испуге воскликнула мама, — не смей даже думать об этом! Ты же знаешь, что купол нас защищает, нас греет, даёт нам жизнь, и разбиться он не может! В нём нельзя сомневаться!» «Нет, я не сомневаюсь... Но всё же... откуда...» — говорила девочка, засыпая. С этого момента маму охватило волнение за дочку.

Теперь мама, провожая дочку в школу, говорила: «доченька, постарайся после школы нигде не гулять, иди сразу домой». «Мам, но почему? Мне теперь нельзя гулять?» — грустно спрашивала девочка, и на вытянутых овальных глазах её наворачивались слёзы. Маме было жалко дочку, и она, скрепя сердце, разрешала ей погулять, но не долго.

И вот, на следующий день, выйдя из школы, девочка решила дойти до самого купола, пока ей вообще не запретили гулять. Что бы не расстраивать маму и вернуться домой пораньше, она, не теряя времени, сразу отправилась в путь.

Спустившись со школьного крыльца, она быстренько перебежала двор, пресекла лужайку и вошла в лес. В этот раз птиц слышно не было, а бабочки куда-то попрятались: может быть, она слишком быстро шла, и не замечала происходившего вокруг? А может она была слишком сосредоточена на своей мысли.

Лес скоро закончился, и девочка вышла на луг, заросший высокой, ярко салатовой травой. Энергично работая руками, расталкивая траву она быстро продвигалась вперёд. Девочка не знала точно, в каком направлении нужно идти, она даже не думала об этом — просто была уверена, что идёт правильно.

Стена купола появилась внезапно быстро: девочка не ожидала, что мир окажется таким маленьким, и подумала — почему никто из её школьных товарищей до сих пор здесь не был?

Она с интересом всматривалась в мутную стеклянную стену, светящуюся слабым салатовым сиянием, пытаясь рассмотреть, что же там за ней. Но ничего увидеть не могла, кроме светящегося салатового тумана и медленно меняющих форму расплывчатых зеленоватых пятен.

Девочка прислонила свой высокий лоб к стеклу, нахмурила маленькие бровки над полуовальными глазами, как бы гипнотизируя туман с той стороны. А туман медленно клубился, никак не отзываясь на её призыв.

Прошло немного времени, и девочка почувствовала с той стороны жутковатый холод чужого взгляда. Она понимала, что это смотрел не туман: прямо напротив неё появился большой то ли паук, то ли рак: крупное мохнатое существо на членистых ногах, с большими, упёртыми в землю клешнями и блестящими чёрными шарообразными глазами.

Девочка почему-то не испугалась, и помахала ракопауку своей короткой ручкой. Ракопаук некоторое время стоял неподвижно, затем пошевелил колючими усами. Девочке показалось, что его шары глаза блеснули огненными искрами.

«Какой миленький! — подумала она, — и совсем не страшный!» Ракопаук как будто прочёл её мысли и утвердительно покачал головой. Так произошло их знакомство.

В это день девочка пришла домой необычно весёлой; мама заметила это и взволнованно спросила: «дочка, всё ли в порядке?» «Да, мама, всё просто прекрасно! И в школе прекрасно, и мир наш прекрасен!» — ответила весело девочка. Мамино волнение ещё больше усилилось, но она не стала ничего спрашивать.

На следующий день повторилось то же самое. И через день тоже. «Ну, раз дочь веселиться, значит всё в порядке» — решила про себя мама. Даже папа заметил изменения в дочери. «Время идёт, взрослеет девочка» — пояснила мама.

А девочка теперь каждый день бегала на встречу с ракопауком. Он каким-то чудом сразу понял, во сколько надо приходить к стене. Казалось, что они нашли общий язык — девочка жестами и звуками делилась своими новостями, ракопаук в ответ сочувственно качал усами и клешнями, и, казалось, рассказывал что-то своё.

Так продолжалось неделю. Всё шло хорошо, девочке только надо было незамеченной выскользнуть со школьного двора, что бы товарищи не выследили, куда она бегает.

И вот однажды, в условленное время девочка стояла возле стены, вскоре появился и ракопаук. Она радостно помахала ему ручками, в ответ он поднял свою страшную зубастую клешню. «Какой изящный жест — подумала девочка, — первый раз вижу такого воспитанного паука». Ракопаук как будто понял её мысли и, расставив лапы, поклонился. За тем он поднял клешни, и стал делать загребающие движения. «Ты хочешь, чтобы я познакомила тебя со своими товарищами? — подумала девочка. Ракопаук утвердительно закачал головой. — Хорошо, я познакомлю тебя с ними. Постараюсь уговорить их прийти завтра»

Девочка усердно семенила своими маленькими ножками, стараясь побыстрее добраться до дома и серьёзно поговорить с мамой.

«Мама, ты только не волнуйся, и выслушай меня спокойно» — твёрдо сказала девочка. «Я слушаю тебя» — ответила мама, собрав все силы, чтобы не разволноваться. И девочка рассказала всё о ракопауке. Некоторое время мама неподвижно сидела на стуле, обхватив расширенную верхнюю часть головы короткими пухлыми руками. Девочка нежно тронула маму за плечо. Мама в отчаянии вскинула голову и позвала мужа. «Я всё слышал...» — сказал муж, входя в комнату. По его отрывистым хриплым словам, было понятно, что он, как и мама, не знает, что предпринять.

Девочка чувствовала, что происходит что-то важное, так как даже папа, который имел гораздо более широкую с верху голову и знал всё на свете — был в растерянности! Но всё же, как и должно было быть, именно папа принял решение — надо идти в школу.

Директор школы очень гневно воспринял рассказ девочки, но вмешался папа и сумел убедительными аргументами заставить директора задуматься. «Если честно, я сам думал об этом с детства — краснея, наконец признался он, но потом спохватившись сказал: — но только это строго между нами!» «Ну конечно! Как же иначе, господин директор! Тут ведь рискуем и мы...» — уважительно сказал папа. «Хорошо, — сказал директор, — давайте тогда сходим сегодня туда вместе, но... договоримся — что бы мы там не увидели — это наша тайна». Все согласились, и в нужное время пошли к стене.

Когда директор увидел ракопаука, его жёлтые полуовальные глаза чуть не округлились. «Да, именно так в детстве я себе представлял этих существ за куполом» — тихо произнёс он. В это время ракопаук подполз к стене вплотную и сосредоточил свои глаза-шары на директоре.

Минут десять стояла тишина — никто не шевелился и ничего не говорил. Наконец директор отшатнулся назад и пробормотал: «я понял — эти существа хотят с нами познакомиться поближе». Ракопаук, как будто поняв директора, стал энергично разводить клешнями, как бы приглашая всех в объятия.

«Вот видите, какой он любопытный!» — радостно воскликнула девочка.

«Это просто невероятно! — воскликнул директор. — Сегодня же надо собрать совет поселения и решить, что делать».

На совет собрались все уважаемые жители поселения. После доклада директора школы и выступления девочки наступила напряжённая тишина: члены совета не знали, что сказать, и тихо перешёптывались между собой.

Наконец председатель предложил выступить каждому члену совета. Общее решение складывалось в пользу установления контакта с существом из потустороннего мира. Это решение поддержал и председатель. Собрание радостно зашумело; все стали предлагать, не теряя времени, немедленно отправиться в экспедицию.

Девочка смотрела на это гудящее, как улей собрание, и думала: «и куда вдруг подевалось всеобщее осуждение любопытства?»

Теперь она была главная героиня в посёлке, и товарищи по школе с завистью смотрели, как она шагает впереди колонны, ведя её к месту контакта с иным миром.

Этот день выдался особенно ярким: салатовый свет обильно заливал лес, а потом и луг за ним. До стены оставалось совсем немного.

За день до этого ракопаук рассказывал соплеменникам о своём открытии: «там, за стеной, оказывается, есть еда! И этой еды, похоже, там много. Мне удалось установить контакт с одной маленькой добродушной едой, и она мне обещала завтра привести всех своих. Я думаю, надо взломать стену, ничего страшного не будет. А попировать сможем на славу!» Ракопауки затрясли от удовольствия клешнями. Единогласно приняли предложение соплеменника, и стали готовить бур для взлома стены.

Колонна жителей подошла к стене в условленное время. Впереди стояла девочка, за ней председатель, за ним члены совета, и за всеми ними директор школы с учениками и жителями посёлка.

С той стороны стены из мутных пятен салатового тумана стали проступать многочисленные клешни, чёрные блестящие шары, мохнатые членистые лапы, и всё это быстро приближалось.

Люди в ужасе отшатнулись, и только девочка спокойно стояла и смотрела на стену. Она одна не понимала, что происходит.

Шевелящаяся масса ракопауков на мгновение замерла, за тем расступилась в стороны, открыв взору жителей поселка страшное блестящее жало бура. Бур начал быстро вращаться, издавая режущий слух визг и разбрасывая салатовые искры, приблизился к стене и оглушающе заскрежетал, вгрызаясь в стеклянную поверхность. По стене мгновенно побежала ажурная паутина трещин, и часть купола вдруг с грохотом обрушилась мелким стеклянным дождём.

Салатовый свет мгновенно исчез, сменившись на мутно серый, местами грязный, потусторонний полумрак.

Видимо, так иногда заканчивается любопытство.

+1
22:55
861
15:09
+2
«В одном из этих поселений, в обычной ничем не выдающейся семье жила маленькая, но очень любопытная девочка.» — в этом месте внутренний голос стал вкрадчивым, каким читают сказки маленьким детям, и больше не смог остановиться. Всю дорогу не мог отделаться от ощущения, что читаю какую-то притчу, зачем-то завёрнутую в фантастические декорации.

По тону повествования и так было понятно, чем всё примерно закончится, но за несколько абзацев до конца автор умудрился добить остатки интриги и выдать скомканный финал. Печально…
18:15
Такая хорошая задумка, но… Автор зачем-то дал фокал ракопаука, перебив всю линию и разрушив интригу. Как было бы здорово увидеть разговоры пауков в качестве эпилога! Или можно было бы просто закончить рассказ на фразе «Единогласно приняли предложение соплеменника, и стали готовить бур для взлома стены». И без лишних выводов о любопытстве это произвело бы больший эффект. А в целом — интересный рассказ-притча.
18:29
Эм. А ничего, что ракопауки цельнотянуты у Стругацких?
Гость
00:46
+1
О. Тут в каждом первом рассказе есть что-то цельнотянутое.на плагиат не тянет ни капельки. А вообще, ракопауки есть в детских энциклопедиях. Кажись в меловом периоде водились.
01:35
Вообще, этот комментарий мне напоминает принципиальную схему, согласно которой неверные жены оправдываются перед мужьями) «Во-первых, ничего не было. Во-вторых, если и было, то не со мной. А в третьих, если даже и со мной, то почему тебя волнует такая ерунда?») Вот серьезно? Инопланетные существа, которых автор назвал «ракопауками» — не плагиат у Стругацких? «А, ну ок, плагиат, и что?» — вопрошает нас… автор? Нет, не хотите сознаться?)
Гость
06:44
Хотите считать так — ваше право. Если человек что-то втемяшил себе в голову, его не переубедить.
Гость
06:51
-1
И нет, не автор. Модератор подтвердит. Но опять таки, если человек что-то втемяшил себе в голову, значит любой кто оспаривает его точку зрения, несомненно единственно правильную, может быть только уязвленным автором. Другие варианты рассмотрению не подлежат. А Бредбери сплагиатил у Толстого Марсиан — сволочь такая! А Шекли, Хайнлайн и Герберт сплагиатили у Гамильтона Гиперпрыжок (ну и все кто в последствии его использовал)! И все это конечно же плагиат!
13:05
Эка у вас экзотермит промеж ягодичных мышц-то)
20:11
+1
Вот не удержался.
Ракопауки, Пантоподы (Pantopoda s. Pycnogonida) — класс в типе суставчатоногих. Тело удлиненное или в виде кружка, состоит из трех отделов: рыльца, туловища и брюшка; рыльце цилиндрическое, толще и нередко длиннее остального тела, с ротовым отверстием, ограниченным тремя губами, верхней и двумя нижнебоковыми, и расположенным на переднем конце рыльца. Туловище состоит из 6 сегментов, из которых три передних обыкновенно слиты; типически оно снабжено 7 парами конечностей: первая пара расположена сверху туловища у основания рыльца, вооружена клешнями, в молодом возрасте она 2-члениковая, затем укорачивается или пропадает совсем, вторая пара 4-10-члениковая, короткая, обыкновенно коленчато сложена, иногда отсутствует; третья пара 5-10-члениковая, всегда имеется у самцов и служит для прикрепления яиц, у самок она иногда отсутствует; остальные 4 пары служат для передвижения, в сравнении с телом очень длинны, состоят из 9 члеников и вооружены коготками; брюшко относительно очень мало, нечленистое.
Где лежит лёд, Вы в курсе.
20:21
-1
Вы б так рассказы писали, как вы по википедии шустрите) Еще раз: ракопауки, живущие на опасной чужой планете застолблены в фантастике А. и Б. Вопросы? Могу холодненького вручить, мне не жалко.
Гость
18:46
Так. Рассказ вроде бы и не плох и даже хорош. Но, не дотянул. Главная проблема это нелогичность поведения. Запрет на любопытство не понятен и никак не объяснен, как и последовавшая реакция на открытие девочки. Так легко сломались поведенческие установки? А задумка мне очень понравилась. Очень похоже на рассказы Шекли и Бредбери.
21:39
Как слипстрим этот текст имеет право на существование, если исправить некоторые авторские огрехи, как уже подсказали выше.
15:15
сходу канцеляризмы
Внешне она была такой же, как и все дети поселения: вытянутая расширяющаяся тыквой кверху голова, большие, так же вытянутые вверх полуовальные глаза, маленькое тело в зелёном платьице там и мальчики в зеленых платьицах ходили?
девочка это хорошо чувствовала своей детской интуицией двойная тавтология
передача прямой речи
пЕресекла лужайку
полуовальными глазами это как?
За тем он поднял, за тем расступилась затем
его жёлтые полуовальные глаза тавтология
Единогласно приняли предложение соплеменника, и стали готовить бур для взлома стены. откуда у них бур?
пауки не стадные — как у них мог возникнуть разум?
мир совершенно непонятный, нераскрытый, нелогичный, мутный

19:46
Весёленько! Плюс от меня.
Юлия Владимировна

Достойные внимания