Ольга Силаева

Рабочая сила

Рабочая сила
Работа №296
  • Опубликовано на Дзен

Если принять верным утверждение, что основой Англии является приверженность традициям, то и про жизнь Рика, зарегистрированного гражданина вышеупомянутой страны, можно сказать то же самое. Так устоялось, что после изнурительного рабочего дня в банке, возвратившись домой и разобравшись с необходимым минимумом домашних забот, следовало обязательное чтение свежей газеты. Проведи он хотя бы день без последних новостей о происходящих вокруг событиях, Рик чувствовал бы себя опустошенным. К счастью, такого не случалось уже много лет.

Ещё одним непременным условием данного ритуала было наличие издания, отпечатанного на настоящей, приятно шуршащей бумаге. Сколько бы защитники окружающей среды не верещали об удобстве электронных носителей информации, группа консерваторов продолжала вытягиваться в кресле с обычной газетой. В их число входил и сам Рик. Более того, даже его предпочтения в повседневной одежде (белая рубашка с жестким воротничком, жилет и тёмные брюки), говорили о том, что перед вами потомок настоящих джентльменов. И если бы неведомые силы перебросили Рика в викторианские времена «старой доброй Англии», то он вполне мог бы сойти за своего. По крайней мере, внешне. Так как если кто-то хотел провести с ним раунд светской беседы, то Рик неизменно заговаривал о том, что больше всего его занимало. А именно – защита прав роботов.

В прежние времена основной целью роботостроения было облегчение процесса производства и создание промышленных автоматов. При выходе на рынок бытовых устройств разработчики сконцентрировались на привлечении любителей дорогих игрушек и эффектных представлений. Преимущественной задачей роботов было развлечение. Например, если крупная фирма, занимающаяся технологическими разработками, давала прием, куда дешевле и проще было нанять официанта. Однако небольшой робот, разносящий напитки и хлебцы с гусиным паштетом, неизменно вызывал улыбку на лицах собравшихся. И не важно, что для обеспечения работы механического слуги требовались два-три лишних сотрудника.

Затем пошли новые функции. То, о чём давно говорили и к чему долго шли – проведение работ в тяжёлых для человека условиях. Постепенно роботы стали вытеснять человека из шахтёрских тоннелей, с океанских глубин, с просторов вечной мерзлоты. Добытые таким образом ценные ресурсы позволили вывести производство на новый уровень.

Многие фантасты двадцатого столетия были уверены в том, что в будущем, даже в повседневной жизни, люди будут окружены носителями электронных мозгов. Так и случилось. Первая стотысячная партия человекоподобных роботов-секретарей от «ИМ-Технолоджис» положила этому начало. Постепенно роботы становились все более сложными и более похожими на человека. Искусственный интеллект продолжали совершенствовать.

Впервые вопрос о правах роботов возник в начале двадцать второго века, когда произошёл знаменитый суд над Эдвардом Миллером. Этот субъект, называющий себя «благодетелем страждущих», открыл частное заведение наподобие театра. Вот только в трагедиях, разыгрывающихся на сцене, принимал участие лишь один живой актёр. Все прочие – человекоподобные роботы. Ежедневно в заведении устраивались представления. На площадку перед зрительным залом выводили несколько роботов и разбивали их подручными средствами, с особым цинизмом и жестокостью, порой совершая действия развратного характера. За дополнительную плату можно было принять участие. Так как все роботы имели полное анатомическое сходство с людьми обоих полов, некоторые ценители получали подлинное сексуальное удовлетворение. А кому-то просто доставляло удовольствие наблюдать за демонстрацией превосходства истинной животной натуры над цифровым разумом. Однако когда сведения о представлениях дошли до феминистических организаций, то разгневанные женщины единым фронтом выступили в поддержку механических сестёр. Мужчины, а именно они составляли основную зрительскую массу в театре, не могли пробиться к входной двери. Активистки забрасывали их яйцами, не забывая выкрикивать вслед убегающим извращенцам обидные лозунги, призванные к всеобщему порицанию посетителей театра Миллера. В итоге состоялось судебное разбирательство. Хотя использование человекоподобных роботов для удовлетворения сексуальных желаний не было чем-то выдающимся, дамы усмотрели в произошедшем акт жестокого обращения и добились-таки запрета на публичное, имеющее эротический подтекст, использование женского образа, совмещённое с насилием.

Это и случай в одной из арабских стран, когда во время военных действий атакующая сторона наткнулась на заграждение в виде сотен стоящих плечом к плечу человекоподобных автоматов, имевших вид школьников младших классов, привело к первому заседанию комиссии ООН по правам роботов. И тут, как это обычно бывает в развитом демократическом обществе, на помощь железным труженикам пришли либеральные партии всего мира. Под призывами о гуманности, толерантности и необходимости научного совершенствования «искусственно созданных братьев» политики продвинули идею о создании профсоюзов. Это означало, что для юристов появилось новое поле деятельности, а вместе с ним – новые возможности для исков. И, как это обычно бывает в развитом демократическом обществе, появились новые законы.

Именно рассмотрение новых законопроектов, касающихся роботов, интересовало Рика, когда он комфортно размещался в кресле с газетой в руках. Однако в этот раз ему пришлось отложить увлекательное чтение – в дверь позвонили.

Воспитание не позволило Рику просто игнорировать звуковой сигнал, поэтому пришлось отложить газету и пройти в прихожую. Там он остановился напротив небольшого экрана, закреплённого на стене, и внимательно осмотрел незваного гостя.

Это был невысокий мужчина в грязной куртке из искусственной кожи и дешёвых джинсах. Его непослушные волосы топорщились в разные стороны, хотя чувствовалось, что он пытался придать им горизонтальное положение, скорее всего, причесываясь собственной пятерней.

Рику пришло на ум, что именно это себе представляют люди, когда всплывает слово «бродяга». Тем не менее, он коснулся сенсорной панели и активировал динамик:

— Я слушаю.

­— Доброго дня, сэр! – послышался хриплый голос. – Не найдется ли у вас какой-нибудь работёнки?

Рик ожидал подобного предложения, поэтому у него заранее был готов вопрос.

— А в чем ваша специализация?

— О, сэр, – бродяга слегка улыбнулся. – Довольно обширная. Раньше я работал техником, присматривал за конвейером на заводе Уилсона, но с тех пор, как там перешли на полную автономию, сменил не одну профессию. Сейчас вот помогаю тем, кто готов принять мои услуги и вознаградить меня скромной суммой.

Рик задумался. С одной стороны, на заднем дворе скопилось немало листьев, оборванных непримиримой осенью, с другой, ему не хотелось впускать в дом незнакомца. Тот же неотрывно смотрел в объектив камеры и приглаживал ладонью сухие волосы. В Рике колыхнулось сочувствие. Ему ясно представился жизненный путь этого бедолаги. Он был честным заводским трудягой, до тех пор, пока во все цеха не установили искусственный интеллект. Компьютер сам определял неисправность и сам же ее устранял при помощи манипуляторов. А что делать тому, кто потерял из-за этого работу? Особенно сейчас, в условиях очередного финансового кризиса и повальной безработицы, когда даже роботам приходится туго при поиске нового места?

«В конце концов, кто ещё позаботится о них, если не мы!» – подумал Рик и открыл дверь.

Мужчина горячо его поблагодарил и проследовал к задней двери, чтобы немедленно приступить к уборке опавших листьев.

Рик редко улыбался. Только на работе, но там к этому обязывала внутренняя этика. В повседневной жизни мало что могло заставить уголки его рта поползти вверх. Но сейчас наступил один из тех моментов.

Ему было приятно думать, что в его размеренной жизни банковского служащего, которая, впрочем, полностью его устраивала, нашлось место для того, чтобы помочь нуждавшемуся, простому бродяге, потерявшему работу. И Рик принял правильное решение. Ведь это он мог в любой момент рассчитывать на помощь профсоюзных организаций. Ведь это его интересы защищали законопроекты, ежемесячно принимаемые в Палате общин. Ведь это он утром отправится на свое рабочее место.

А кто позаботится о них, бедных и незащищенных английских подданных натурального происхождения? Кто первым протянет человеку руку помощи?

РИК-97 покачал головой и направился к своему креслу. Когда он садился, то услышал лёгкий скрип металлического скелета. Позднее он запустит программу диагностики и определит, какая часть тела нуждается в дополнительном уходе. Но не сейчас. Сейчас он собирался раскрыть газету и ознакомиться с новыми предложениями специального комитета Палаты общин по трудовой занятости роботов Лондона.

+4
22:20
1131
09:38
Интересный рассказ, хоть и небольшой. Написано легко, но тема про жизнь роботов среди людей давно изъезжена вдоль и поперек. Чего-то нового не заметил, так, что не удивили, уважаемый автор. Ставлю плюс за неплохой текст. Есть небольшие шероховатости (я говорю про частые повторения «был»), а так неплохо. Удачи.
10:50
Как же это скучно, читать о лондонских газетах и подобном ооо. В рассказе я узрел дыру, есть инфа о роботах автоматах, официантах — примитивненько. Потом секс с роботами и что может быть круче, но после официантов я представил неуклюжие столбики с манипулятором и наклеенными поверх атрибутами для секса, и на этом фоне появились феминистки, ууууу
Потом последовал сногшибительный финал.
Вах!!!
21:19
Немного стандартно про консервативность англичан… Шаблонно.
Плоский, невыразительный текст.
Нет борьбы. Нет характеров. Нет конфликта.
А между прочим в тексте есть супер идея.
Есть супер — конфликт.
Даже не идея. БОМБА!!!
Люди — женщины защищают роботов — женщин.
Притом, что роботы вытесняют людей из производства, лишая возможности к существованию.
Это же не просто сюжет — это бомба.
Эх, автор, автор…
Не буду ставить минус, но и плюшек не будет…
14:09
Очень понравилась рассказ. Неспешный и обстоятельный слог, стиль повествования и поворот сюжета, который и не был поворотом, но и предсказуемым его нельзя назвать.
Отдельно доставил пассаж про феминисток, но здесь уже прям по кальке с нашего с вами сегодня, что тоже очень хорошо. Жаль, что рассказ короткий, но, видимо, будь он длиннее, то точно бы нашлось к чему придраться.
Гость
19:56
Рассказ очень интересный! Конец весьма неожиданный. В нем есть глубокая задумка и много подсмыслов, да и слог изложения очень приятный!
20:30
+2
Все закончилось, не успев начаться)))
Вступление в стиле заметки из несуществующей газеты на 5/6 полезной площади, а потом быстренько из «зарегестрированного гражданина упомянутой страны» Рика сделали железного РИКа-97. А где середина то? Где? Читатель не может удовлетвориться растиражированным фокусом, что робот выглядит как человек и имеет набор человеческих привычек и качеств. И кто-то из них даже переживает за человеков. Для разнообразия.
Не дописано. Не доделано.
19:48
Неторопливый рассказ без вывертов. Но мне понравился. Чувствуется в тексте английская сдержанность и неспешность.
02:09
Самое дорогое в этом рассказе — неожиданная концовка. smile Молодец, автор, смог удивить. )) Этот рассказ — из тех, которые порой публикуются в соцсетях и расходятся на ура (ну, помните, например тот, который про робота-домохозяина, приходившего заниматься литературой к потерявшему работу учителю?)
Но и все остальное тоже доставляет удовольствие. И место действия выбрано грамотно, под стать стилю повествования, и примеры нарушения прав роботов занимательны. =)
Словом, мне понравилось. И идея хороша, и реализация.
KD
23:40
Вы про рассказ «Свеча горела»? Вы правы… А я и забыла о нём. Действительно похоже)
Гость
20:41
А ведь неожиданно хороший рассказ! Заслуживает высоких оценок. И атмосфера рисуется ярко, точно. Но правда, хочется про мир почитать побольше. Слишком маленький объем для такой классной идеи.
21:20
-1
канцеляризмы
Это и случай в одной из арабских стран, когда во время военных действий атакующая сторона наткнулась на заграждение в виде сотен стоящих плечом к плечу человекоподобных автоматов, имевших вид школьников младших классов, не думаю, что арабов бы это остановило
опять ничего нового, более того, тема заезжена до дыр
спасибо, что рассказ короткий
11:37
Какая-то странная у вас, автор, компиляция короткого дайджеста статьи из научно-футуристического журнала и оборванного, скомканного сюжета из жизни господина Рика. Первая часть, написанная канцелярско-суконным, шаблонным языком откровенна скучна, вторая часть, исполненная в точно такой же стилистике, представляет собой откровенное ни о чём…

Честно говоря, совсем не понимаю зачем вы этот текст написали. Ну, написали и написали, и ладненько. Вы написали, а я оценю в 2 балла из 10-ти (сугубое имхо, только без обид пожалуйста).
09:23
Рассказ на мою любимую тему роботов, в моем любимом жанре социальной фантастики.
Короткий по объему, но глубокий по сути. Вопросы не новые, вечные и как всегда без ответа.

Любителям Азимова, рекомендую.
Загрузка...

Достойные внимания