Пыльная быль
Жили-были два брата: Старший и Младший. Точнее, сначала их было трое, но Старший погиб, а Средний стал Старшим, а Младший младшим так и остался, так ему, дураку, и надо.
— Надо бы нам разбогатеть, — хлебая жидкую вермишель «Роллтон», сказал Старший.
— Надо бы, да как?
— Давай бизнесом займемся.
— Сложно, поди, — почесал затылок Младший.
— Ничего сложного, я уже все продумал, — Старший облизал ложку и спрятал в карман. — В магазине грязная морковка по пять рублей, а мытая по двадцать. Сечешь?
— Нет, — покачал кудлатой головой Младший.
— Купим грязной, помоем, продадим по двадцать. Пятнашка навар.
— С пятнашки не разбогатеешь, поди.
— Дурак ты! Купим на пятнадцать три кг, помоем, продадим, получим сорок пять, почти полтос!
— Полтос тоже не деньги.
— Чудак человек, на сорок пять купим девять килограмм, помоем, продадим, получим сто тридцать пять, а потом...
— Ух ты! — захлопал в ладоши Младший. — Так же и разбогатеть можно! Квартиру купим в ипотеку, тачку...
Пошли братья в супермаркет, набрали грязной моркови сетку. Помыли, сели на улице, продают. Час продают, два продают, а никто морковь не берет.
Подходит к ним Козел:
— Продаете, пацаны?
— Да, вам сколько взвесить? — оживился Старший.
— Погоди взвешивать. Почем продаете?
— По двадцать.
— Молодцы, а брали по сколько?
— По пять, — гордо сказал Младший.
— Чудесно, — расцвел Козел, — будете взвешивать мне по червонцу с килограмма.
— За что? — вскричал Младший. Дурак, чего с него взять?
— А за то, что мы живем в правовом государстве, а я есть правоохранитель, — объяснил Козел. — А если не устраивает, то заберу в кутузку и отсушу в «обезьяннике» почки и еще санэпидстанцию натравлю. Сертификата же нет?
— Нет, — понурился Старший.
— Вот видите. Мы договорились? — и руку на дубинку положил.
Переглянулись братья, но даже дураку ясно — против власти не попрешь.
— Договорились.
— Вот и ладушки, — сел Козел в «козел» с синей полосой и уехал.
— Нет, так мы не разбогатеем, — собирая морковку, сказал Старший.
— Что же делать?
— Будем морковку по-корейски делать и продавать.
— Думаешь, получится?
— Смотри, купили мы ее по пять, продавать будем по восемьдесят. Терку купим, приправы всякие, семьдесят рублей выручим, минус червонец Козлу, шестьдесят наши.
— Ух ты, голова! Так мы еще быстрее разбогатеем!
Купили перца черного, соли, сахара, терку. Пришли домой. Весь день и полночи морковь терли. Целый чан натерли. Засыпали перцем с солью. Назавтра приволокли чан на улицу, сидят, продают. Подходят люди, пробуют, плюются и уходят. Подходит вчерашний Козел.
— Здорово, пацаны. Много вчера продали?
— Ничего не продали, — бурчит Старший.
— Сочувствую, но с вас соточка.
— Как так, почему? — вскинулся Младший.
— А потому, что могли продать, но не продали. Упущенная выгода это называется.
— У нас сейчас нету, — говорит Старший, — через неделю отдадим.
— Можно и через неделю, но уже сто двадцать. Идет?
— Почему? — вскинулся Младший, но Старший ткнул его локтем и кивнул Козлу: — Идет.
— Почем морковку продаете?
— Восемьдесят.
— Брали по пять, значит, мне будете по пятьдесят с килограмма отдавать.
— Вчера было по десять, — не утерпел Младший.
— Так и вы вчера по двадцать продавали. Рынок, он такой. Ну, до завтра, — сел в свой «козел» и уехал.
— Нет толку с твоего бизнеса, — заплакал Младший. — Еще и должны остались.
— Я придумал, — понизил голос Старший. — Будем торговать старинными вещами.
— А где мы их возьмем?
— Пока бабка в больнице, можно у нее пошарить и что-нибудь продать. Я у нее ковер видел, часы с кукушкой.
Присматривали братья за квартирой старушки — соседки, которая сломала шейку бедра и лежала в больнице.
— Кому эта рухлядь нужна?
— Эту рухлядь сейчас антиквариатом называют и хорошие деньги за нее дают.
Пришли они домой, взяли ключи и шмыгнули к соседке. Ходят по квартире, ищут ценное.
— Смотри, картина, — Младший ткнул в картину, — старая, пыли вон сколько, — хотел протереть.
— Не вздумай! Пускай с пылью, — Старший рассматривал картину. На ней была юная красавица в странной одежде и при ней седой мужик, на барбоса похожий, с мешочком кожаным. — Дорого пойдет. Берем.
Забрали картину, пошли в ломбард. Не взяли картину в ломбарде.
— Пошли на Арбат, — решил Старший, — там купят.
Пришли, сидят. Люди проходят, не берут. Вдруг видят братья, идет к ним девушка странно одетая. Встрепенулись сердца.
— Иностранка, — шепчет Старший. — Повезло.
Подошла Девушка, посмотрела на картину.
— Что продаете, добрые молодцы?
— Картину, — ответил Старший, а Младший улыбнулся заискивающе.
— Что за картина такая? — улыбается девушка. — Там же нет ничего, пыль одна.
— Как нет?
Посмотрели братья, и правда, нет ничего на картине, пыль одна. Переглянулись, затылки чешут.
— Было же, — шепчет Младший, — было нарисовано.
— Хорошо, куплю, — говорит девушка. Возле нее вдруг объявился мужик, на барбоса похожий, одетый не по-нашему. — Дай им, сколько заслужили, — картину взяла и в толпе исчезла.
— Берите, — дал барбос Старшему мешочек тяжелый.
Открыл тот мешочек и охнул. Старинные золотые монеты в мешочке.
— В расчете? — спрашивает барбос.
— В расчете, в расчете, — кивает Старший, и мешочек за спину прячет.
Младшего по затылку хлопает, кивай, мол. А тот и кланяется, дурак же. Ушел мужчина.
— Вот свезло нам, — шепчет Старший. — Пошли отсюда быстрее, пока козлы не пришли.
Вернулись домой, золото на стол в кухне высыпали, любуются.
— Теперь и ипотеку возьмем и тачки и айфон, — мечтает Младший.
— Дурак ты, теперь можно акций набрать, облигаций, — свое талдычит Старший. — Заживем теперь, инвесторами станем!
— Куда же мужик с девкой с картины делись? — почесал лоб Младший.
— Дурак ты, тут такие деньжищи, а ты о какой-то ерунде думаешь! Не было там ничего, пыль одна, а нам при плохом свете померещилось невесть что.
— Иностранка та на девку с картины была похожа, — не унимается Младший. — И мужик тоже.
— Не выдумывай ты. Давай лучше пиццы с пивом закажем, счастье ощутим!
— Давай! — выбросил Младший мысли из головы и то верно, дураку никакие мысли не впрок, одно только беспокойство ему от мыслей.
Заказали пиццу с пивом. Отведали. Спать легли счастливые, в мечтах, что будут жить долго и счастливо и умрут в один день, чтобы другому больше не перепало. Так и получилось, умерли на утро вместе, от взрыва бытового газа. Рухнул подъезд, а на единственной уцелевшей стене старушкиной квартиры картина висела: на улицу смотрела девушка юная и мужик пожилой при ней, на барбоса похожий. Без мешка.
Сатира скорее. Написано живо. Остро. Зло. Даже слишком. Оставило у меня расстройство в душе. Как гг были дураками и подлецами, так и померли.
Вот тут сразу запуталась и задалась вопросом: зачем? Далее по тексту не используется. Можно смело родственные отношения вычеркивать.
Что меня смущает.
1. Картина и её волшебные обитатели пришиты к рассказу.
2. Зачем товарищи так маниакально хотели обратно в картину. Кто они? Зачем они? Че им надо то в конце то концов?))))
3. Куды делся козел-рэкетер. Он не мог тут сизым облаком просто проплывать, на него много энергии автор потратил, он должен был, имхо, в последнем припеве выступить (по всем законам жанра).
4. Зачем умертвили смешных этих предпринимателей? Это вредительство сказочному тексту)))))))))) Нельзя Иванушек-дурачков убивать, по-моему, пусть живут и на царевах дочках женятся)))))
5. Название. Ох, уж эти названия)))) Пыльная быль. Быльная пыль. Дык, все дело в пыли что ли? Это ведьма пыли была и её пыльный приказчик?
6. «Неравный брак», он тут зачем?))))))
А начало у сказки какое-то трагикомическое, все эти недомахинации с морковкой и рэкет со стороны милиции. Да и начало уже задаёт тон: как и водится, Старший умный был детина, да вот именно, что «был». Мрачнота.
«Неравный брак» и правда, непонятно, к чему, а хорошо бы «на нём» сыграть.
Начало с тремя братьями оправданно. Тут и верность традиции — положено, чтобы старший, средний и младший наличествовали — так вот они, имеются. С другой стороны, отсылочка к лихим временам. Гибла «братва», что поделаешь.
Морковки в сказке многовато будет, я от неё чуток подустала. Козёл — ещё тот парнокопытный, дело своё знает))))
Ну и концовка плюс. Газпром предупреждал: мечты сбываются
ГОЛОС
Единственный вопрос всё же к иллюстрации — немного не то она выражает, что в тексте описано. Но тем не менее — ГОЛОС.
Хорошая бытовая сказочка, как отметили выше.
А вот за этот момент:
вообще отдельное спасибо!
Сатира и ирония во всей своей красе)
картина с иностранкой и барбосом требует больше обоснуя!
Об'ясняю.
Это сказка. Есть два дурака. Многовато, согласна. Одного вполне хватило бы. Мне все это напомнило фильм «Билл и Тед»)))). Они три (!) раза пытают счастье. Нехорошие люди
нелюдиим мешают. Пока все по-сказочному. На третий, канонический, раз им везёт. Типа. Появляется условная Василиса Путятишна. Все по плану. И тут. Фигакс! Вместо того, чтобы помочь дуракам, она их взрывает. На фига, хочется спросить. Но пока некого))))Но сказка это. Настаиваю. Просто с дурацким несказочным концом)))
Неудачник (и) выполняет три ритуальных действия с целью улучшения своего положения. Ему мешают, но он волею сказочных судеб выстаивает. Третье действие самое главное. В конце — награда. Мораль понятна и зашифрована одновременно. Не буду вдаваться во все эти подробности, по этому поводу много трудов написано. Нулевой аркан таро «Дурак»))))), одним словом))))) А тут то че случилось? Сломали традицию.
Природа персонажей картины неясна. В сказке так не бывает, не бывает, чтобы после прочтения читатель задумывался, откуда взялся Серый волк или ведьма. Непонятно, как они из картины вылезли, вообще неясно, кто они и зачем.
Переход от моркови к картине мне не понравился, лучше бы они продавали три вещи и на третьей оно бы самое и случилось. Плохой конец для сказки о дураках и лентяях нормален, но он должен быть понятен. В сказках всё понятно. А тут, простите, загадочный ежик.
Мара, Аркан «Дурак» тут имхо вообще мимо, потому что гг не классический сказочный Дурак, который пускается в путь без раздумий о его опасностях и собирает все шишки этого пути. Эта история как бы сказка о лентяе, из категории «поучительных» сказок скорее.
Написано бойко, читается легко, но сказка должна быть как выдох, а тут, простите, газовый выхлоп реальности с какой-то претензией на сатиру. На вкус и цвет, но персонажей картины в любом случае считаю авторским промахом. Такие дела