Охотник и родник
Жил не тужил в крепеньком домике на опушке леса молодой охотник. Зверя бил, голодным не ходил, и удача охотничья, как верная собачонка, следовала рядом.
Очень терзался, глядя на молодую удаль и везение охотника, его сосед — дядюшка Ворчун. И подговорил он как-то юношу добыть самого свирепого зверя в лесу — огромного медведя, которого прочие охотники обходили за три версты, боясь даже потревожить.
И впервые удача оставила молодого охотника. Изломал, подмял под себя его грозный зверь и оставил лежать умирающего. Очнулся охотник в глухой чаще один — одинешенек. И тут повеяло легкой прохладой, зажурчал рядом родник, целительными струями омывая израненное тело. И юноша забылся чудесным сном под мелодичную трель нового друга, и проснулся совершенно здоровым. Кинулся искать своего спасителя — нет нигде говорливого родника: ни следочка, ни лужицы.
Из-за тучек белоликим блином выглянула луна, и на поляну шагнула дева красоты невиданной. Струились волосы до самой земли, глаза синели речной прохладой, и вся она, словно умытый росою цветок, мерцала и переливалась в лунном свете.
Поклонился юноша чудесному созданию и поблагодарил за свое спасение. Хрустальной капелью зазвенел в лесу девичий голосок:
— Люб ты мне, — отвечала.- Давно тебя жду. Но не просто нам с тобой придётся. Днём я бываю чистым родником, и только ночью могу быть девой. Знать о том никому не положено. Если расскажешь обо мне, я забуду про человеческий мир и навеки водою студёной останусь.
С той поры они зажили счастливо: днём журчит-щебечет у дома охотника родничок, ночью прекрасная дева ведёт хозяйство. И ещё успешнее стал на промысле молодой охотник, ещё большая зависть угнездилась в сердце ворчливого соседа.
Углядел раз старик силуэт девичий в доме охотника и стал так и эдак выспрашивать — кто такая, откуда взялась, почему днём девушки не видно... Отнекивался охотник, отшучивался, да всё же проговорился настырному соседу, не сумел сохранить тайну.
Притих, загрустил родничок, слезами заблестели на солнце брызги воды. И ночью не пришла в дом чудесная дева. Вскоре и вовсе исчез хрустальный родник. Невыносимо сделалось охотнику одному и отправился он на поиски утерянного счастья.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сменилось лето ясное на хмурую осень, а осень разрешилась суровой зимой. Не теряет надежду молодой охотник, ходит по свету белому, ищет чудесную деву.
Раз набрёл он в лесу дремучем на избу одинокую. Вошёл, поклонился, на ночлег попросился. Хозяйка — статная и величавая, видно, что не молода, но и старухой назвать язык не повернётся, а взгляд взыскательный, твёрдый. Посмотрела в лицо — и совсем охотнику невмоготу стало: и прежде днём и ночью себя поедом ел за язык болтливый, за вину свою безразмерную, а тут и совсем руки опустились. Посветлела хозяюшка лицом, улыбнулась скупо:
— Что ж, добро пожаловать. Прошу к столу.
Унялась у юноши боль душевная, вытер пот со лба. И страх ознобом побежал по спине- угощение на столе впрок на двоих приготовлено. Ведьма!
— Ведьма, -подтвердила хозяюшка, кивая на невысказанный вопрос, — и поджидаю тебя давно. Садись, не бойся. Помогу я тебе отыскать Родниковую Деву. Дам клубок путеводный, ты только за ним поспевай. Он тебя приведёт к отцу всех ручьев, озёр и морей — Мировому Океану. Там и обитает теперь твоя возлюбленная. Только так просто отец свою дочь не отдаст. Возьми этот нож, порежь руку и опусти в воду, читая заклинание:
— Тело сброшу, как броню,
Кровь водою заменю,
Человек или вода-
Лишь бы с нею навсегда.
Все запомнил?
Охотник кивнул, окрылённый. И даже хотел сразу же отправиться в путь, но натруженное дорогой тело отяжелело и погрузилось в сон.
Наутро хозяюшка собрала гостя в дорогу и протянула путеводный клубок. Поклонился охотник, спросил напоследок несмело:
— Как звать- то тебя, моя спасительница?
— Урсула, — отрезала угрюмо. И долго смотрела юноше вслед, кусая обветренные губы.
Клубочек катился, и охотник бежал, поначалу такой же неутомимый, как его шерстяной провожатый. День, ночь, снова день. Юноша стал выбиваться из сил, когда на девятый день ноги принесли его к Мировому Океану. Никогда охотник не видел ничего мощнее и величественнее. Волны размером с горы, и при этом безбрежный простор. Охотник приблизился и закричал:
— Мировой Океан, я пришёл за Родниковой Девой,- и сам не расслышал своего голоса в этом неутомимом плеске воды. Он кричал снова и снова, пока не охрип. Потом достал ведьмин нож и разрезал руку.
Только капли крови смешались с солёной водой, смолкло всё вокруг, и раздался усталый голос:
— Зачем ты пришёл? Немногие из моих дочерей имеют дар проживать две жизни сразу. Родниковая Дева лишилась способности оборачиваться человеком. Перестанут горчить воспоминания, и выйдет на поверхность обновлённый ручеек. Что же ты мутишь мои воды, человек?
— Отпусти её, я что угодно сделаю, — охотник подставил окровавленную руку под соленую волну и проговорил:
— Тело сброшу как броню,
Кровь водою заменю...
— Стой! — прогремел океан. И юноша упал, сбитый с ног сердитой волной.
— Дочитаешь до конца и сам станешь водой ключевой. Урсула научила, да? Упрямая старуха! Сын её бродит по лесу злобным зверем, убивая и калеча людей. И не прекратиться это до тех пор, пока не сольются в одно два влюблённых ручья. И не отразится в их воде морда зверя лютого. Тогда снимется проклятье со старухиного сына, и с неё сложится бремя вины.
— За что с ними так?- спросил побледневший охотник.
— За гордыню великую и запретное ведовство,- ответил Океан торжественно и печально.
Юноша шагнул ближе:
— Есть ли способ вновь сделать родничок девой?
— Нет, — прошелестела волна.
— Человек или вода,
лишь бы с нею навсегда.., — закончил охотник.
И вот уже крошечный ручеёк вливает свои воды в извечный Мировой Океан.
Спустя время у дома охотника вдруг пробились два родничка и слились в один, чтобы журчать вместе песни и радоваться друг другу.
Всё казалось ворчливому соседу, что два голоса слышны в говорливом ручье, и один из них — пропавшего молодого охотника, которого мечтал он когда- то изжить со свету. А сейчас и самому без него жизни не стало. Зверье расплодилось, волки в деревню ,как в гости захаживают, и нет на них никакой управы. А недавно к дому охотника вышел огромный медведь. Не медведь — медведище. Как увидел его ворчун, вмиг языка лишился. Так и не смог рассказать никому, как страшный зверь поклонился роднику, умылся водою студёною и стал юношей златовласым. И вышла из леса к нему величавая старуха, обнимала парня, и кланялась ручью, роняя в воду счастливые слёзы. Никому про чудо рассказать ворчун не может, но тянет какая- то сила его к роднику, и слышится старому в певучем журчанье воды прекрасная сказка, да только слова разобрать он не может.
Ведь сказки для тех, чье сердце свежо как родник, а разум, при всей своей здравости верит в чудо.
Но обо всем по порядку.
1. Персонажи
По самом деле для сказки — персонажи как персонажи. Дева Ручей, Охотник, Ворчливый Недоброжелатель… и неожиданно — Мировой Океан! У меня от этого словосочетания случился перелом сеттинга. Ну почему не Царь Морской? И еще Урсула — тоже выбивается из общего антуража русской-народной сказки. В остальном пойдет.
2. Идея и сюжет
Итак… я не понимаю, где тут общая фабула? «охотник сделал… что?» Нету. И сейчас я объясню почему. Автор решил блеснуть своим умением создавать клубок из сюжетных линий. Их тут я насчитала целых три! Первая — о противостоянии ворчуна и охотника. Вторая — про охотника и ручей. Третья — про Урсулу и медведя. Однако попытавшись поймать сразу трех зайцев автор забыл, что сказки так не пишут. У сказки сюжет должен быть прямой, цельный, без всяких сюжетных завихрений. Это все равно что попутно с историей о золушке рассказывать о том, как две ее сводные сестры влюбились в простых смертных. К тому же ладно бы если бы в каждой из трех веток была своя мораль. Не, напротив, эта сказка — глубоко аморальна. Во всех трех сюжетных ветках победило зло XD
Ну да ладно, я могу еще долго распинаться по этому поводу. Так что замолчу и пойду дальше.
3. Язык
Периодически у меня проскальзывала мысль, что автор — поэт. Давно я не видела чего-то настолько бестолкового в сюжетном плане, но включающего в себя неплохие при этом сравнения. Однако увы, неплохих сравнений было мало — по больше части штампы (что для сказки скорее плюс, чем минус). В языковом плане это все же сказка. Сказка, в которой слух страшно резала иногда концелярщина (и это говорит человек, у который по большей части эту самую канцелярщину в упор не видит!). Еще изредка мне казалось что автор технарь, и поэтому не Морской Царь, а Мировой океан… мда.
ИТОГО: голос тоже не здесь. Минимум потому что не про лес. Максимум потому, что у меня теперь мигрень :((( Не принимайте на свой счет, меня еще предыдущий «сказ» отмутузил… эх… пойду дальше. Надеюсь я уползу живой после всего нынче ночью прочитанного.
На мой взгляд, это сказка скорее про круговорот воды в природе, чем про лес…
Но эта напевность создает атмосферу, тут не поспоришь.
Много вопросов по мотивации.
Как Ворчун уговорил охотника пойти на медведя? Парень был горяч, хвастлив, не терпел фразы «слабо»? Или падок на лесть? Или просто глупый и безмятежный? Или наоборот слишком добрый — и его заговорили, мол, медведь страшный, люди страдают, помоги, ради Бога?
Почему это важно — потому что отсюда растет мораль данного куска. Либо не будь спесивым, либо не будь самонаеденным, либо думай своей головой и бери напарника, чего один по лесу шастаешь!
Почему ведьму по имени единственную назвали? То есть тут охотник, ворчун, дева, океан и Урсула. Есть подозрение, что это пасхалка. Если это так — вопрос снимается. Но до меня ссылка не дошла, к сожалению (или все же Ле Гуин?).
А что это с её взглядом такое, что охотник сразу вину свою чует? Или это специальный взгляд, дабы не сорвался и побежал спасать свою деву?
А дева родниковая влюбчивая оказалась. Если охотник не первый парень, который в Мировому Океану ведьмой наученной стихи читает, то сколько уже попыток было?
Написано хорошо. Понравилось, что каждая деталь используется не по разу. Закольцованность понравилась. Да и сказка про победившую в сущности любовь, получилась.
Влюбленные вместе, да еще и в одном обличье. Мать сына спасла. Ворчуну тяжело живется. Всем досталось на орехи.
Подозреваю, что отсылка к ведьме из диснеевской «Русалочки».
Сказка -Франкенштейн, сшитая из многих сказок сразу.
Спасибо
1) Катюши, которая выходила на берег крутой;
2) врагов, которым герой не откроет военную тайну и вообще заведёт их в болото;
3) Белоснежки для Ворчуна и Жестокой голактики в пару к Мировому океану.
А так всё здорово!
Вот по именам. Все обезличены, пусть, так бывает, зачем одну Урсулой называть тогда?
Мировой Океан… что тогда уж не Высший Разум?
Хорошо все ж было по сюжету, хоть и скатывались в пересказ, но на плаву держались. Вдруг пошло это кровопускание. И сразу с языком, естественно, все выбилось. Потому что не сказочный элемент.
И раз шли к печальному финалу, это кстати, я вот сейчас подумала, вообще, вопреки всего, но как-то у вас складно вышло. Я о том, что в сказке стихия может на время взять облик человека. Но Великая Печаль, в том что вернется все на круги своя. Это от мифологии. Разобьет сердце человеку. Здесь, раз, и человек в стихию ушел. Я вот не могу сейчас пример вспомнить. Но не суть, вы меня так «заболтали», что я поверила))) Единственное, показалось лишним, про этих волков в деревне. Ненужная деталь, моралите это. И так понятно, что злой язык влюбленных сгубил. Опять же в чем печаль тогда. Воссоединились, вечная жизнь, кто сказал, что героям нужно быть людьми для полного счастья?
Я вот тут порастрескалась мыслями по древу)))) и прихожу к выводу, что сильный сказочник, не волшебник, только учится, но… Меня, скептика, околдовал)
Лес, конечно, не во главе, но, граждане, герой — охотник, как раз и покидает свою среду обитания, так что — зачет. Заговор на сказке, только недочет найду, раз, и в плюс обращается.
Про Урсулу у меня уже выше было :). Вот кстати, почему она тут неожиданно? Никто ведь не говорил, что это славянская сказка? Может скандинавская вообще. И «медведица» сюда в тему. Но у других героев нет имен! И герои воспринимаются «славянскими», переключиться сложно. А вот было бы еще несколько имен из той же оперы…
Чего-то мне в сказке не хватило, но я еще со вчерашнего дня думаю. Если таки надумаю напишу.
Образы четкие, картинка рисуется.
Правда, получается, что Ведьма победила, сына вернула. Но опять же влюбленные воссоединились, пусть и ручьями)
Спасибо! Красивая сказка!
сказка хорошая, и зло есть, и любовь)
И замысел хороший.
Спасибо!
и вообще я решила, что теперь мне всё нравится)
Авторы стараются, пишут, а мы тут выискиваем не ясно что)
Очень сильная легенда про Ялану) но всё же не сказка, на мой взгляд.
Космонавт — отличная сказка, выбирала между этой и Мнимым. Но у Космонавта и так много голосов) он справится) кометы помогут)
1 — язык. Первый абзац — и сразу по голове…
«Жил — не тужил» — в первом предложении совсем некомильфо. Это можно использовать, когда читатель уже вошёл в курс дела: знает, чем живёт персонаж (зажиточному купцу не тужить легче, чем полуслепому бродяге), какой он в целом по характеру (славному доброму молодцу не тужить легче, чем одинокому старичку, живущему в самой глуши).
«Как верная собачонка» — вот автор вроде только что настроил на сказочный лад, как вдруг всё, нет, забудьте (хотя, пожалуй, это чистой воды субъективизм).
Из-за тучек белоликим блином выглянула луна — это ой
а взгляд взыскательный — и ещё ой…
натруженное дорогой тело — и ещё…
2 — сказочность != читерство. это я про этот фрагмент:
Что, как, почему? За что? Да не важно, это же сказка! Увы, автор, нет. Сказка не подразумевает затыкание сюжетных дыр ватой, она предполагает гармоничное и логичное развитие событий, пусть и в рамках волшебства. Финал, соответственно, тоже выглядит ненатуральным.
3 — мораль в чём, простите? Болтать нельзя, а раз уж накосячил — исправляй? Тогда к чему были всё остальное? Или жизнь другим испортил — узри же чудо? Нипанятна…
когда на девятый день — а почему на девятый? Вот чисто любопытство, без подкола.
Ну смотри, просто же. Семь дней — это семь дней творения. Про восьмой день ты знаешь. А это девятый. Логично же.У тебя СПГС, срочно начинай писать работу на грядущий конкурс!
«У Толкина: девять назгулов — бывших королей, чьи души порабощены Кольцами Власти»
Так охотник медведя же не завалил. Зависть-завистью, а троллить его за это можно и нужно!
Вообще, если серьезно, как-то обойден этот момент. Сосед подговорил охотника на медведя и будто забыл про это.
Помогу я тебе отыскать Родниковую Деву.
Какие-то рояли сплошные. Сказка-сказкой, но что-то все охотника подозрительно поджидают и готовы помочь. Ток сосед сволочь.
— Урсула, — отрезала угрюмо.
Непонятно, а к чему это уточнение? Знакомство-знакомством, но так выделено, будто ее имя все должно нам объяснить. Вот только чет как-то не объясняет.
— Мировой Океан, я пришёл за Родниковой Девой
Как-то канцеляризмом его имя выглядит. Терминология-терминологией, а как-то чужеродно выглядит.
Двойственные впечатления. Замечания-замечаниями, но вроде и не плохо. А вроде и не хорошо. Нормально, скажем так.
Предложение с ног на голову вывернуто… Лучше бы сначала обозначить соседа, а уж потом про его терзания. А то пока до конца дойдешь уже забываешь, что в начале было.
Местами время скачет. То в прошедшем пишите, то в настоящем, тоже цепляется глаз.
Маловато подозрений от одного приготовленного на двоих ужина) Уж сразу ведьма решил. Ну как-то не слишком…
Так старуха или ж не совсем старуха? То так по тексту, то не так.
В целом же очень неплохая сказка. И персонажи проработаны и конец отличный. Да и прочтением я осталась довольна, несмотря на небольшие замечания)
принцапарня, был лишним. Да и ведьма тоже, в таком варианте.Сказка вроде и кажется каноничной, но совсем не цепляет. Слишком распылил автор свои силы по персонажам.
Зачем имя ведьме, на что оно повлияло? Это даже не красивая деталь — появилось и исчезло.
Почему проклятье снимается именно так? Традиционно, сказочное проклятье служит не наказанием, а жестоким уроком, и снимается только тогда, когда урок усваивается на практике. Сын ведьмы не любил умываться и мешал уединяющимся парочкам?
Отчего Океан так против снятия проклятия с сына? Ему хочется, чтобы от его лап пострадало как можно большее число этих жалких человечишек?
А вывод из всей этой ванильной истории совсем странный — не «следуй своему сердцу», не «любовь сильнее смерти и крепче колдовских чар», а «верь в чудеса». Как он связан со всем вышесказанным?
(И, если честно, фраза «Он тебя приведёт к отцу всех ручьев, озёр и морей — Мировому Океану» меня выбила из колеи. В Мировом Океане они все заканчиваются, как бы. Потом я, впрочем, догадался, что начинаются они в «матери всех ручьёв, озёр и морей».
Кстати, сейчас заметил, что кое-где Ё пропадает, хотя в целом тенденция по тексту ставить её везде, где надо. Внимательнее, пожалуйста.)
Сюжет интересный, достаточно оригинальный. Но ведьма с сыном выглядят чужеродно тут. Либо убирать их из сказки совсем, либо развивать эту линию, вплетать более органично. Я, кстати, за второй вариант. Удачи!
И сосед, дядюшка Ворчун, тут лишний. В остальном то все прекрасно. Спасибо.
Язык в начале выспренный и пафосный, потом автор забыл про стилизацию, сбился.
В том числе за это я стилизацию не люблю.
Эмоции противоречивые какие-то. Сказка выглядит наивной и немного избыточной. вспомнился ослик Мафин, который клал в пирог всё, до чего мог дотянуться. так и тут — отчаянные попытки добавить сказочности приводят к размещению целых кусков из сказок и легенд разных народов мира, и из разных жанров — тут тебе и проклятие, и озерная дева родом откуда-то из ирландских легенд, и славянские какие-то мотивы в языке, и Мировой Океан — ладно хоть не Гидросфера, и нравоучительный пассаж с соседом-завистником, и Ромео и Джульетта. На рассказ не тянет, потому что динамика сказочная и персонажи обезличенные, а на сказку — потому что винегрет и сюжет слишком сложный. И штампы, много штампов, с которыми автор как-то неуверенно обращается. Это очень интересная попытка, но ей для меня не хватает внутренней целостности и композиционной завершенности. Всё гениальное — проще