Одно желание
- Дурь у них в голове, у этих подростков! Вот в наше время… - жаловалась на дочь коллеге Тамара Ивановна.
- Никакого спуску им нельзя давать! – поддерживала Лидия Андреевна. – Дашь палец – руку отгрызут. Жестко и ними надо, чтобы на шею не залезли. А если залезут – пиши пропало. Там и до выпивки, наркотиков и абортов недалеко, а отвечать за все тебе.
- Пусть только попробует! – все больше взращивала в себе строгость, переходящую в ненависть к собственной дочери Тамара Ивановна. – Сама со своими проблемами будет разбираться. Моей через два года восемнадцать, не маленькая уже.
Тамара Ивановна знала про подростковые проблемы почти все – работа социальным педагогом в школе обязывала. Каждый день ей приходилось улыбкой встречать последних отморозков, учить их жизни, упрашивать, грозить. Но ничего не помогало. Как выразилась Лидия Андреевна, они уже «сели на шею» родителям, а тем и дела нет. Встречались и другие подростки – нежные, застенчивые, но, зачастую, закомплексованные. Они и были жертвами неуправляемых нахальных тинэйджеров, которые глумились над хрупкими сверстниками.
Свою дочь, Олю, Тамара Ивановна скорее относила к первому виду – она хамила, указывала, своевольничала, а когда ее эмоции плескали через край, убегала из дома. Иногда Оля могла быть ласковой, кидаться с объятиями на мать, но Тамара Ивановна была неприступна. Она точно знала, что нельзя показывать слабину.
- Все сидишь, - привычно недовольным тоном обратилась к уткнувшейся в планшет Оле. – Я колбасу принесла, бутерброды хочешь?
- Конечно! – Оля откинула планшет и побежала на кухню. – Это же «Докторская», а я сервелат люблю, - разочаровалась девушка.
- Вот еще! – усмехнулась мать. – Ешь, какую дают. Не Тимке же мне ее скармливать.
- Эту даже Тимка есть не будет, - буркнула Оля и плюхнулась на диван.
Белокурый кудрявый щенок породы Бишон фризе, которого Тамара Ивановна звала Тимкой, пару раз в неделю прибегал к их двери, чтобы полакомиться мясными вкусностями и пригреться на руках у хозяйки квартиры.
- Какой он хоть, твой Тимка? – перешла на менее язвительный тон Оля. – Никогда его не видела.
- Маленький и кудрявый, - вспомнила своего любимчика мать. – В детстве всегда такого хотела, вот только бабушка твоя не разрешала. Я бы Тимку приручила, да он убегает постоянно. Наверное, кто-то на свободную выгулку его отпускает, вот он по квартирам и шарится.
- Да, ты рассказывала, что в детстве хотела маленькую лохматую собачку, - вспомнила Оля.
- Хотела, но слушалась родителей. Вот и ты, когда начнешь свои деньги зарабатывать, то хоть икру себе красную покупай. А пока что я тебя кормлю, - снова захаяла дочь Тамара Ивановна.
- Да я только вспомнила про собачку… - еле сдерживая слезы выговорила Оля.
- Думаешь, я дурочка, намеков твоих не понимаю? Мол, меня в детстве обделяли, а тебе я должна все на блюдечке подавать? Нет уж! – Тамара Ивановна скрутила пальцы в фигу и сунула ее под нос дочери.
Оля схватила планшет, накинула на плечи грязно-желтое пальто и выбежала на улицу. Под домашними тапочками хрустели октябрьские листья, дождь смешивался со слезами и казался соленым.
Почему? Ну, почему всего два-три года назад мать с радостью рассказывала о своем детстве, делилась переживаниями, а теперь придирается к каждому высказыванию? А пять лет назад заботливо читала маленькой Оле сказки на ночь, пела песни, играла с дочерью в домино. Оля, как и все дети, полагала, что так будет всегда – всегда мама будет рядом, рассмешит в грустный момент, напечет пирогов и прочитает книжку.
- Лида! – кричала в трубку Тамара Ивановна, накапывая в пустую кружку валерьянку. – Она опять сбежала! В одних только тапочках!
- Крепись, - подбадривала Лидия Андреевна. – В следующий раз может и не вернуться. Завязнет в плохую компанию – стыда не оберешься. Засмеют, ты ведь социальный педагог, сама должна это предотвращать. Замки новые поставь, чтоб не сбегала.
Услышав знакомые звуки у двери, Тамара Ивановна кинулась в коридор. На пороге стоял лохматый Тимка и жалобно скулил.
- Проголодался? – ласково спросила пса хозяйки квартиры. – Возьми колбаску. Оля не захотела, а ты поешь.
Но Тимка упрямо отворачивался от предложенного куска.
- Не хочешь? Может, сервелату тебе?
Пес радостно завилял хвостом.
- Пойдем, - сдалась Тамара Ивановна и взяла Тимку на руки. – И Олю заодно поищем.
Но ни во дворе дома, ни возле мясного магазина Оли не было.
- И куда она постоянно убегает? – спросила сама себя Тамара Ивановна, присаживаясь на скамейку возле подъезда.
Она развернула свежий кусок Олиной любимой колбасы, и бросила его Тимке. Быстро справившись с угощением, щенок прыгнул на колени Тамары Ивановны и принялся облизывать ей руки и лезть в лицо.
- Ласковый какой, - улыбнулась Тамара Ивановна. – Хозяева тебя не балуют? Да если бы у меня был такой пес, я бы его на руках носила и одним только сервелатом и кормила. Оставайся у меня?
Тимка спрыгнул на землю, преданно посмотрел в глаза женщины, жалобно пискнул и вмиг крылся за гаражами у соседнего дома.
Уходить домой Тамара Ивановна не спешила – нужно было узнать, с какой стороны придет Оля, чтобы знать, где искать ее в следующий раз. Под завывание осеннего ветра Тамара Ивановна задумалась – всегда ли она была такой бесчувственной, жестокой? Дочь ведь всего лишь колбасу попросила, ну, что тут такого? Нет, все глупости. А как же эти нататуированные девочки, что изо дня в день приходят к ней в кабинет и жалуются не непонимание родителей? Они ведь тоже были такими «Олями», которым то колбаса не нравилась, то одежда, то свой внешний вид. А родители потакали.
Олина фигура замелькала возле соседнего дома.
- Тишку не видела? – неожиданно спросила мать. – Он как раз туда побежал.
- Нет, - пожала плечами продрогшая Оля.
Странно, но в такие моменты Тамара Ивановна не знала, как себя вести. Оля была провокатором и жертвой одновременно.
- Простынешь. Домой скорее, - приказала мать.
После Олиных побегов дома становилось спокойно. Тамара Ивановна боялась ругать дочь, но и жалеть ее, по обычаю, не собиралась, поэтому в квартире, как никогда, воцарялась мертвая тишина.
Ночью Оля пробралась в спальню к матери и легла на край кровати.
- Мамочка, - шептала Оля спящей матери на ухо.
- Ну что? – вяло спросила мать.
- А помнишь, в детстве ты говорила, что один раз в жизни можно загадать желание и оно непременно сбудется? Но только одно и только в шестнадцать лет.
- Не придумывай, - в полусне отвечала Тамара Ивановна. – Не было такого. Иди спать.
Убедившись, что мать погрузилась в глубокий сон, Оля зашептала еще тише:
- Мама, ты пахнешь мужским одеколоном. У тебя появился ухажер? Почему ты мне не рассказываешь? Я совсем не против, ведь папа умер очень давно, а ты должна быть счастлива. Мама, у тебя такие нежные руки, а волосы – словно льняное поле на рассвете, я бы утонула в них. А сервелат в нашем мясном не покупай, не вкусный он, мама.
На следующий день Тамара Ивановна вызвала слесаря, чтобы сменить замок на входной двери.
- Зачем это? – поинтересовалась дочь.
- Чтобы ты не сбегала, - пояснила Тамара Ивановна. – Оля, я делю это для твоего же блага.
- Раньше для моего блага ты со мной ходила в цирк и читала на ночь книжки, а теперь замки ставишь?
- Оля, - пыталась успокоить дочь Тамара Ивановна. – У тебя переходный возраст, поэтому тебе все кажется неправильным. Это нужно перетерпеть. Если я дам тебе волю, это плохо кончится. Я ведь сто раз тебе рассказывала о тех подростках, с которыми работаю.
- Я не такая! – закричала Оля.
- Вот, - подтвердила мать. – Именно с этой фразы они и начинали свой путь ко мне.
Тамара Ивановна уже была готова к очередной истерике дочери, он Оля лишь смахнула слезу со щеки и неожиданно серьезно заговорила:
- Ты говорила, что в шестнадцать лет можно загадать одно желание, и оно сбудется. Только одно желание на всю жизнь. И знаешь, мама, это правда.
В этот раз Оля выбежала из дома только в одной ночной рубашке. Добежав до гаражей возле соседнего дома, она долго плакала, потом что-то шептала, а в конце добавила:
- Навсегда!
Тимка прибежал к Тамаре Ивановне как никогда веселый, он ел с ее рук и «Докторскую» и сервелат, облизывал шею, нырял в каштановые волосы любимой хозяйки.
Спрятав под пальто любимого щенка, Тамара Ивановна ждала на скамейке у подъезда Олю. В этот раз Тимка никуда не убегал.
- Со мной останешься? – обрадовалась женщина. – Надо тебе проход в двери сделать, чтобы сам мог гулять выбегать, а то я полдня на работе. Ты не переживай, на колбасу нам хватит, а на выходных можем в парке погулять.
Тимка радостно залаял, выражая согласие, затем замолчал и крепко прижался к груди Тамары Ивановны. Он слушал стук сердца своей хозяйки и понимал, что только шестнадцать лет назад слышал его так отчетливо и близко.
-Скрылся
Ох! Дочитала и тоже… сердце застучало. ГОЛОС
Надо вычитать. Описок много.
Всё понятно, спасибо.
Мне вот противно читать описания кровавых побоищ, изнасилований, смердящих мертвецов. Почему «дети и котики» везде табу? ПОЧЕМУ?! Потому что это самый короткий путь к нашим сердцам? Так и зачем создавать трудности, идти в обход, когда «чувства добрые лирой пробуждать» можно котиками, щенками и иже с ними?
Я не писала, что что-то где-то плохо. Я констатировала факт присутствия явно выраженного популизма в работе.
Этого я тоже не говорила.
Давайте все будем писать про котиков, детей-инвалидов и воссоединение семей! Зачем создавать трудности?
Но, знаете, самое интересное ведь не в этом. Потому что если отбросить популизм, то вырисовывается весьма грустная картина. Я не хотела копаться, потому что тут субъективизм мой будет плескать похуже чем с популизмом.
Отбрасываем отношения «родитель-подросток/ребёнок» и собачек, и что мы видим?
1 — ГГ. С первых абзацев для меня это — весьма неприятная особа, которая «выносит сор из избы». Она осуждает при коллеге своего ребёнка и сравнивает его с другими. Это непедагогично. Тем более, если ГГ — соц.работник. Я не очень сильно подкована в педагогике, но когда я преподавала, было очень некорректно «всех грести под одну гребёнку», развивали индивидуальный подход и гуманистическую педагогику. Сейчас, насколько я знаю, тоже персонификация образовательного процесса идёт. И, согласно программе «Цифровая экономика Российской Федерации», вскоре у нас будет абсолютно персонифицированное образование, а учителя будут выступать как направляющий вектор, которые помогают детям осознать, в каком направлении и какими путями им лучше развивать и накапливать ЗУН.
2 — дочь и её не совсем понятные взаимоотношения с матерью. Почему? Потому что она просит не любви (т.е. принятия как личности, уважения, безусловного какого-то чувства), а признания. И ради этого готова стереть в порошок свою личность, свои желания, будущее, стремления.
3 — финал. И мораль. Будьте тем, кого могут полюбить. Не пытайтесь выстроить себя и свои взаимоотношения таким образом, чтобы стать любимым с наименьшими потерями для себя и окружающих. Ломайтесь, прогибайтесь и будет вам счастье.
С популизмом эта начинка не так видна, потому что слезодавилка и няшные щеночки.
И последнее.
Это мои тараканы, но я грешным делом подумала, что Вы это в адрес моего голоса за оборотня. Я поясню. Есть такой писатель — Стивен Кинг. Он славится своими описаниями всякой мерзости — реальной и вымышленной. И я абсолютно спокойно к этому отношусь. Потому что этот автор подаёт мерзость так, что ты понимаешь, что это — нечто ужасное, из ряда вон выходящее. Его герои борются со Злом — внутри и снаружи. В произведении про оборотня ГГ боролся со своим страхом и победил. Мерзость не стала чем-то нормальным, и реакция персонажа об этом чётко говорит. Здесь — победило Зло, погубив девочку в угоду матери.
У меня всё.
2. Девочка тоже реальная. Она хочет заботы и доверия меньше, чем просто ласки. Психологи делят любовь на несколько категорий. Одна — вербальная. Любит, поэтому гладит, прижимается, называет ласковыми словами и т.д. Может забыть накормить, но поцелует. Вторая, наоборот, вся в том, чтобы создать любимому хорошую жизнь без себя. Это суровая любовь крестьянок: накормить, одеть, полечить… Ребенок редко ценит такую любовь. Он скорее будет обожать пьяньчужку, которая забывала его кормить, но обнимала и целовала. Этой девочке не хватает любви в виде ласки.
Став щенком, она ее получила.
Почти хэппи энд. Жалко ее только потому, что насовсем.
Язык ровный, я бы даже сказал, равнодушный, несмотря на старание автора придать интонациям эмоций — герои вышли шаблонные, да и не очень логичны их поведения, высказывания.
Обсуждать особо нечего. «странная мама», «бедная дочь»… Наверное, такие персонажи есть… Но, мне повезло, я таких не встречал.
По тексту несколько опечаток, но это не критично.
Никто ещё не влез в голову автору, чтобы обвинять его в том, что это он нарочно, специально взял такую тему, чтобы читателя разжалобить, сыграть на его глубинных эмоциях и выиграть.
Друзья, у нас презумпция невиновности.
Популярная, за душу берущая тема не означает сатанинского хохота автора за кадром.
Если же речь о том, что «давайте все теперь писать о котиках» — у нас свобода творчества.
И да. Практической, реальной пользы от прочтения этого рассказа в той, другой жизни «за бортом БС» гораздо больше, чем от осмысления африканских котэ-блондинок и таежных волкэ-мачо.
Потому что вот это вот:
это такая «классика», что хоть башкой об стенку бейся. :(((
У меня такого популизма в жизни по уши, как у Костромина алкоголиков.
подскользнулсяи занес работу с подобной темой в дуэль агнец, а не автор Но, хочу заметить, я не говорю, что это плохо или хорошо. Нет, я лишь говорю, что мне это не нравится, без качественной оценки самого поступка. Кому-то, вот, вам, например, понравилось. Что говорит об относительности :)«Любить — почти равно страдать»…
Самой мне что ли в них перчатку
Кидать?
:)
как кавалеров тех понять
а потому мне остаётся
слинять
Пробрало, задумалась, переживала.
Текст вызвал много эмоций и оставил пусть и тяжелое, но впечатление!
Много мыслей закрутилось сразу.
Полезный текст, я бы сказала.
"- Пусть только попробует! – все больше взращивала в себе строгость, переходящую в ненависть к собственной дочери (запятая) Тамара Ивановна".
"- Чтобы ты не сбегала, — пояснила Тамара Ивановна. (запятая)– Оля, я делАю это для твоего же блага".
Текст невычитанный, но идея хороша, и тема раскрыта. Рассказ интересный, реалистичный. Автор молодец!
Мамаша-мегера, дочь в переходном возрасте, но показана исключительно страдалицей. И это превращение, в шестнадцать лет и навсегда. А она в щенка вместе с тапочками превращалась или сбрасывала их за гаражами на это время?
Картина подана со взгляда именно мамы, и эта однобокость тоже не понравилась.
Потому — увы и ах.
UPD: я понял, что смущало… Если это такое желание, которое исполняется один раз и навсегда, то почему девочка НЕОДНОКРАТНО приходила к матери в образе собаки?
Желание одно, можно в шестнадцать лет. Если желание превратиться в собаку, оке, пусть. Но почему то на пять минут, то навсегда. Это уже больше одного желания… Вот что неясно )
А сам факт исполнения такого желания — пусть будет фант.допом. ))
А как еще? — не знаю
А я вот сейчас задумался: если раз в жизни, когда тебе исполняется 16, можно загадать любое желание, и оно исполнится… Как же мы все умудрились это прос*ать))) Или я один не загадывал?))
Прост если умение превращаться в собаку, то собака (как мы видим) обладает разумом человека, умеет отличать сервелат из местного магазина и какой-то другой. Самоосознание в животном. И таким образом, она будет потом изнемогать от любви к матери, а та будет любить щеночка не пойми за что… хотя, о чём это я…
Хотя с вашими доводами спорить сложно (насчёт «хочу превратиться» и «хочу уметь превращаться») — тут всё логично.
А теперь я озадачился вопросом: девочка в «форме собаки» будет стареть с такой же скоростью, как и животное? Или человеческий разум возобладает и она станет первой в мире собачкой, дожившей до шестидесяти-семидесяти лет?
Собака явно обладает разумом, но как она будет стареть — это вопрос. А как ее другие собаки будут воспринимать?
А про ГП — не найду, что сказать… Не читал
Спивак изнасиловала оригинал, но самое грустное, что Роулинг этим тоже теперь занимается, пытаясь писать продолжения… Хотя понять ее можно — ей же надо что-то есть, а значит надо как-то зарабатывать
и это мой рассказ называли социалкой...)))Шутка, конечно.Я также не люблю чернуху, социалку и популлизм. Но здесь цепляет идея, и мамаша, конечно, (извините) мрааааазь. То есть дочь она баловать не хочет, «ешь, что дают», а собаке — на, и сервелат, и пряники, и вообще живи у меня. Такими темпами, она и наследство бы на собаку оформила. Утрирую, конечно, но персонаж крайне неприятный (в хорошем смысле).
Самое обидное для меня было, что я угадал главный «твист» где-то на середине. Но тем не менее, он классный.
Дочь слишком наиграно несчастная. Должен же у героя быть какой-то характер, кроме «жертвы». Лучше всех тут прописан песик, вот к нему претензий никаких))
Все-таки очень оригинально смешали мистику с превращениями и «суровую жызнь». И посыл есть, пускай, банальный, но он — есть, в отличие от работ соперников, которые будто бы восприняли тему, как призыв написать страшилку. Поэтому ГОЛОС сюда
Суть в том, что несмотря на слегка банальный посыл и не до конца раскрытый образ дочери — мать, как и в той пьесе, выглядит живой. И это уже пугает, так как не хочется думать, что есть матери, предпочитающие своим детям животину.
Ой, таки а шо не так с докторской?(((
Первую половину рассказа преследовало ощущение, что это стеб. Персонажи даже не гиперболические, а почти гротескные. Но нет — потом стало ясно, что автор сделал это для контраста с бедной собачкой. Ну, кстати, сделано-то качественно. Именно с точки зрения подведения к развязке. Но реальность ситуации не делает ее менее гротескной. По сути, герои — две картонки, которые делают и говорят то, что хочет автор. Хотя даже не так. Они играют задолго до автора созданные и по триста раз изъезженные роли. И перевертайло с собачкой ситуацию не спасает.
Вообще, тема очень серьезная, хотя и достаточно распространенная. «Токсичные» родители и «проблемные» подростки. Жалко, что история немного однобока, и акцент упирается на растущей ненависти мамы к ребенку. Но причины этой самой ненависти почему-то не объясняются. А хотелось бы и мамину точку зрения посмотреть.
Превращение в собаку навсегда — жестоко(((
Написано очень хорошо, читается легко. Персонажи жизненные, узнаваемые, даже оборотень-Тимка. Я верю в то, что каждая собака когда-то в прежней жизни была человеком.
Но неприятие тёток с двойными стандартами вроде Тамары Ивановны оставило крайне тяжелое послевкусие. Очень грустная история.