Красные ягоды
За окном поезда скучный невыразительный пейзаж. Чахлые заснеженные ели, заморенные берёзки, изредка рдеют ягодами кусты боярышника. Развлечься созерцанием такого пейзажа не просто. Я перевожу взгляд на соседку по купе - приятную пожилую женщину. Она сидит прямо напротив меня. Остальные попутчики ещё спят.
Разговор начинаю я. Моё критическое замечание про бедную растительность неожиданно вызывает интерес визави. Мы знакомимся, и Вера Ивановна приступает к обстоятельному рассказу.
- Я родом из удивительного села. Оно просто утопало в зелени. Барские парк, питомник, лес. У каждой крестьянской избы – сад. Поперёк села – полосы сирени, они тянулись от одного порядка до другого. (Улицу называли порядок). С детства больше всех других цветов люблю сирень. С неё начиналась весна, и заканчивалось долгое сиденье на печках. Следом за сиренью цвёл жасмин. Его я не жаловала: когда кто-нибудь в селе умирал, в гроб клали веточки жасмина.
Лицо Веры Ивановны хмурится и мрачнеет:
- В нашем роду есть одна трагическая история. Случилась она ещё до революции. У моей бабушки Матрёны было четверо детей. Среди них любимица - дочка Анюта. Пошли они как-то в церковь. А возле неё – граница барского питомника деревьев. Там посадки диковинных растений для парка-дендрария. По краям – живая изгородь из кустов боярышника. Ягоды на нём вызрели, и девочки стайкой полезли их рвать. Сторож находился около питомника и был мертвецки пьян. Он выстрелил и убил Анюту наповал. Пуля попала точно в висок. Бабушка мало говорила об этом. Историю я знаю от мамы. Она рассказывала, что перед этим пришёл в село какой-то человек. Немой. Пришёл он в избу к Матрёне, показал на Анюту, выбежал во двор, лёг на землю и сложил руки, как покойник. «Что ты! – возмутилась хозяйка. – Здоровая девочка!»
Сильная, сдержанная, Матрёна не показывала своего горя на похоронах: не рыдала, не бросалась на гроб, но так переживала смерть дочки, что потеряла голос, она задыхалась и не могла говорить. Её возили к врачу. Тот сказал: глубоко не дышите, не старайтесь. И Матрёна выдюжила, справилась с бедой. А я с детства помню: звучит фраза «Анюту убили» - и меня вдруг обжигает, как хлыстом. И такая тоска от собственного бессилия. Ходим мы все под Богом. Ничего-то от нас не зависит. Что на роду написано, то и будет.
- А что же с тем сторожем, убийцей Анюты? – спрашиваю я у Веры Ивановны с тайной надеждой, что негодяя жестоко покарали.
Собеседница пожимает плечами и нехотя отвечает мне:
- Сторожа пару раз вызывали в барский дом, поговорили там с ним и всё. Сельская девчонка. Кому чего надо было…
За небрежной фразой «сельская девчонка» я чувствую глубокую боль Веры Ивановны о юной прекрасной душе, родной и неведомой. Перед моими глазами всплывает недавняя картинка: красные ягоды боярышника. Говорить больше ни о чём не хочется, и я отворачиваюсь к окну.
чьи воспоминания, ощущения?
И вопрос после прочтения остался — к чему это все?
Может, стоило историю Анюты подробнее написать — без диалога попутчиц? Или оставить только Веру Ивановну и ее воспоминания, зацепившиеся за куст боярышника?
Плелось кружево рассказа. Правда, мне показалось странным убийство Анюты, не литературным что ли. Плелось, значит. И что? Где символизм? Где аллегория? Где чертополох то? В смысле, боярышник))) эээээхххх.
Написано хорошо.
Так можно и вообще загрустить, пока Вера Ивановна не выйдет.
И зачем с незнакомыми людьми такое делить? Ну это чисто я так считаю.
А вообще интересно! И написано отлично)
хоть и грустно.
Ага! Боярышник, это попытка связать пейзаж за окном и рассказ попутчицы. Но про попытку забыли в ходе написания.
Попутчица, Вера Ивановна, внучка бабки Матрены, т.е. дочь одной из ее четырех детей. Значит ее мать родилась задолго до революции 1917 года. Отсюда, сама Вера Ивановна родилась не позднее 1940-х годов, т.е. в настоящее время ей изрядное количество лет. Видимо потому повествование путается и идет от разных лиц.
Пришёл он в избу к Матрёне — это фраза про свою бабушку, звучит неестественно.
А я с детства помню: звучит фраза «Анюту убили» — Вроде бы, рассказ был со слов матери Веры Ивановны, но теперь, как будто, сама свидетель.
Ага, вот и связь в конце:
Перед моими глазами всплывает недавняя картинка: красные ягоды боярышника.
Связь кургузая, рассказ кургузый. Зачем заснеженный боярышник, откуда и чьи воспоминания…
"Говорить больше ни о чём не хочется, и я отворачиваюсь к окну."
Потому «плюс», но не проголосую…
А к высшим силам относится тот немой? Тогда тема очень сильно притянута в этом рассказе.
К чему рассказывать такую историю плопутчику? Хотя, люди разные.
Обячно «мертвецки пьяный» называют тогго, кто лежит без движения. Как такой человек может выстрелить? Ну, ладно.
Често говоря, не зацепила история. Как-то все непонятно и нет никакого завершения у рассказа.