Поэтический тренинг №34
Приветствую, господа!
После более чем годичного перерыва поэтические тренинги возобновляют работу. Знаю, что многие хотели возвращения Мерелис, но этого не произошло. И теперь мучить вас будет Тающий ветер.
Организационный вопросы - что останется, что изменится. Точно останется оценочная система. Всем нам не чужд азарт, а соревнование подстегивает вдохновение. В каком-то виде останется и деление оценок на уровни. Но теперь мы будем двигаться параллельно с блогами "Школы поэзии", а значит задания будут привязаны к ним хотя бы частично.
Первый (на самом деле - четвертый) блог находится здесь. Предлагаю ознакомиться с ним прежде, чем приступать к заданию. Приступим!
Тема сегодняшнего тренинга - разговор с самим собой.
А творить мы с вами будем вот что:
1. Пишем стихотворение, в котором лирический герой разговаривает сам с собой. Самый простой уровень, за него получаем 1 балл.
2. Включаем изученную на лекции технику. Пишем строго в соответствии с выбранным размером (на ваш вкус). Причем! Лирический герой использует один размер (например, хорей), а его альтер-эго - другой (например, амфибрахий). Если вам понадобится еще и авторская речь, берем третий размер! За это получаем до 2 баллов.
3. Дополнительный уровень. Делаем так, чтобы лирический герой был антагонистом самому себе. За это получаем еще 1 балл.
Минимальный объем - 8 строчек.
Времени у вас на все про все - две недели. Стихотворения принимаются до 14 апреля (включительно).
Удачи, господа!
спасибо!
А насколько большим должно быть стихотворение?
Вот и жизнь прожита,
И чего я достиг? Расскажи мне мое Альтер Эго.
Смерть стоит у дверей,
Саван черный на ней, лик бездонный прикрыт капюшоном.
Скоро с ней я уйду,
Дней прерву чехарду, мир загробный откроется взору…
Знать пока не хочу,
Что же ждет за чертой, прерывающей жизни основу.
Как прожитую жизнь оценить я могу?!
Я всего лишь твое отраженье.
Все что ты так любил, стало мило и мне,
Хоть ошибок и было довольно.
Против совести шел, приходилось ведь, так?
С этим спорить не будешь, наверно.
Но подонком не был, честно жил – не тужил,
Совесть наша с тобой спит спокойно.
Не достиг ты всего, что мечталось,
Поверь, мог бы сделать гораздо ты больше,
Но отсутствие сил, неуверенность, лень …
Сам все знаешь, не буду я дальше.
Сожаленья отбрось, смысла нет в них теперь,
Ничего не вернуть, не исправить.
Смерть стоит у двери, вот откроется дверь –
Ты не бойся, с тобой я останусь.
И кажется мне, что в одном размере обе части, просто записаны по-разному.
— Первый пункт выполнен, без вопросов. Стихо есть, теме соответствует, по мысли наполненность мне тоже нравится. 1 балл.
— Выбранный размер (семистопный анапест) соблюден точно, но он только один. То, что во второй части строки разбиты чуть иначе, сути не меняет. Вижу, что в ритмику вы умеете, но задание есть задание. Только 1 балл из двух.
— А вот антагониста во второй части я не вижу. Альтер-эго есть, но оно не противостоит ЛГ, а просто оценивает его жизнь, беседует с ним. Но это лишь мое видение. Прежде чем оценивать, готов выслушать вас.
Из более общих замечаний обратите внимание на слова, попадающие на слабые позиции. Два словосочетания меня волнуют в этом плане:
смерть стоИт и спит спокОйно. Слова «смерть» и «спит» из-за слабых позиций сливаются со следующими словами, а из-за фонетики читается это не очень хорошо. Попробуйте сами произнести буквосочетания «ртьст» и «тсп».
Это стоит исправить.
Пока я бы поставил за задание 2 балла из 4. Но до конца срока можно со мной спорить и приносить новые варианты стихов.
Спасибо за участие!
Да? И какие же, по вашему, размеры используются в обоих случаях?)
Что-то Рената озвучку стихов не выложила. Или я пропустила?
«какая херня...»«поехали»В Небесных чертогах, под сенью Вселенной
Встревоженной тенью, окутанный смутой
В сомненьях метался архангел смиренный
И рвал на руках ядовитые путы.
– Я был бы пешкой, если мог,
Но Сущий выбрал путь иной:
На поле клетка. Сотни ног
С «e2» на «e1» – домой,
А дальше – край доски и смерть.
Безумство, эндшпиль всех времён!
Занозой гроб – в земную твердь! –
Без слов «да/нет», чинов, имён.
Не в силах труп достать до звёзд…
«Хватит! Ложный свет глупца
Бледен, не затмит Отца.
Мудрость и покой души –
Счастье. Волю задуши.»
– Смешон и слаб твой аргумент!
Не место мне среди плеяд.
Продам ярмо за горсть монет
И нарекусь отныне – «Яд»!
И демоны пили, и демоны пели,
И слали к чертям наставления Эля.
Крестили смолою в рассветной купели
Раба ядовитых оков Самаэля.
Чтобы поворчать:
Яд!» — одинокая кавычка лишняя. Я бы лучше само слово «яд» в кавычки взял.
С «Е-2» на «Е-1» — записывается e2 и e1, без тире и больших букв. Ну и да, сравнение очень классное, но каждый раз при прочтении сбиваюсь, читая вместо «один» — «четыре»)))
Для уважаемой публики.
Господа, обратите внимание на выбор размеров. Не знаю уж, намеренно Аня так сделала или нет, но мне нравится.
Реплики спорщиков записаны двусложными размерами — ямбом и хореем, зеркальными друг другу, что очень точно отображает отношение «спорщиков» друг к другу. Зеркало, рай и ад.
А обрамляющие авторские строфы — амфибрахий. Тоже зеркальный, но равновесный сам себе. При этом трехсложник — более размеренный, повествовательный, что дифференцирует эти строфы от центрального диалога.
Идеально выполненное задание. 4 балла.
С кавычками поняла, спасибо, дома поправлю.
Е4 — ход вперёд, жизнь, цель, Е1 — назад, к тлену и смерти))) это намеренно.
Про выбор размеров: ямб/хорей — намеренно, амфибрахий — частично))) только за размеренность выбрала, про зеркальность — нет.
Спасибо за разбор!
Нет, эту-то мысль я понял, я ж не дурак. Говорю ж, «сравнение очень классное». Привычка просто.
Ах, какая « фемина», посмотри, посмотри!
Что за грудь, что за талия,
А какая «корма», ты только взгляни,
Ну, я просто душою взлетаю!
Ты – душою?! Где взял ты ее?
Не смеши ты меня, не смеши.
В том, чем думаешь ты, нет души,
Зову плоти подвластен ты сильно!
Нравоученья твои я прошу прекратить,
Что ты взялся учить меня, друже?
Я влюблен, я горю, изнываю в плоти,
И тебе так ругаться не гоже.
Ты влюбляешься часто – ну, как кот по весне,
И вопишь о желании громко,
Ох, уймись, наконец, ты, довольно
Нервы портить любимой жене!
3-6-10-13
3-6
3-6-8-11
3-6-9
3-6-9
3-6-9
3-6-9
3-6-9
1-4-7-10
3-6-9
3-6-9-11 («плОти», тут явная ошибка)
3-6-9
3-6-10-13
3-6-9
3-6-9
3-6-9
В первый раз у вас получилось гораздо лучше. Здесь хватает сбоев. Даже если их не учитывать (основной размер просматривается — трехстопный анапест), то он все равно не меняется на всем протяжении стихотворения. Не могу счесть задание выполненным, тут только 1 балл можно получить, так что в зачет пойдет прошлое стихотворение.
Я -Солнце всесильное, жаркое, властное,
Я жизнь порождаю, но очень опасное:
Создам-погублю всё по собственной прихоти,
Лучом полосну-и как искорки вспыхнете!
Никого не сжигаю, не грею, но сердцами влюблённых владею.
Почему? Мне не ведомо это, ведь чужим я наполнена светом
И красиво его отражаю! А по сути я- камень, все знают!
Льстят мне томные страстные стоны и приливов земные поклоны.
Нас Бог такими сотворил- он наказал иль наградил?
Технически задание выполнено верно. Один момент хочу отметить. В «солнечной» строфе вы используете амфибрахий, начиная строку с безударного, но заканчиваете двумя безударными (дактилической рифмой, мы о ней будем говорить позже). Формально это не ошибка, но если читать строки единым потоком, то получается, что между двумя сильными слогами, затесываются аж три слабых. Смотрите:
"… жАркое, влАстное, // я жИзнь порождАю..."
Это немножко сбивает при чтении. Обратите внимание на будущее.
В целом же претензий не имею. 4 балла.
Что ты неделю волком сидишь, страдая.
Будто какой-то пуганый страус эму
Рифмой в размеры вечно не попадая.
Стих – он же, вроде, как у телеги дышло,
Так повернул и сяк, ну и как бы складно,
Бог с ним, пускай поэмы сейчас не вышло,
Но ведь заданье выполнено – и ладно!
Увы тебе! Клепать стишки
Способна даже обезьяна!
Вот потаскал бы ты мешки –
И был бы сытым, был бы пьяным.
Игра совсем не стоит свеч,
Рассказ – бумаги, вирши – ручки,
И сколько ты мне не перечь
Здесь не видать большой получки.
Слушай, заткнись, нашелся тут, альтер эго!
Я, может, самым модным поэтом стану!
Я, может, завтра плавать начну и бегать,
Добсон однажды тоже ведь встал с дивана.
Лето придёт, распустятся в парке почки,
И вдохновенье с музой вернутся снова…
Эх вы, стишата, дочки мои сыночки…
Кто б мне платил бы по сто рублей за слово?
Потом подробно распишу. Кое-что мне тут не нравится.
1-4-7-10-12
1-4-6-9-11
1-4-6-9-11
1-4-6-9-11
Размер сложный. Мы про такие будем разговаривать в понедельник в новой лекции. Но почти получилось. В первой строке вышел сбой. Это надо поправить. В остальном к ритмике претензий не имею.
За рифмы нынче не пихаю, но обратите внимание — суффиксные, деепричастные, это не сильно круто.
Еще обратите внимание на последнюю строчку. Тут целых два недочета, которые формально ошибками не являются. Во-первых, в рамках одной строки вы используете частицы «бы» и «б». Плохо, сделано чисто ради размера, единообразие нарушено. Во-вторых, сильный слог падает на предлог «по»:
ктО б мне платИл бы пО сто рублЕй за слОво?
Не самое страшное, но лучше такого избегать (за редкими исключениями). Сильные слог — это акцент. Вряд ли здесь нужен акцент на предлоге.
В целом — на вышесказанное обратите внимание, но баллы снижать почти не за что. Полбалла могу сбросить за сбой в первой строке, но подожду — возможно, вы ее исправите.
Пока —
3,5 баллаДумаешь – блин, родИл бы давно поэму!
В последней строчке пО видел, но так более стильно получается. А эти бы, б, вроде, как бы — это согласен, в значительной степени для размера, для заполнения «пустых» мест. И рифмы простенькие, да. Ну стих весёлый, шуточный, незамысловатый, я рад уже тому, что написалось.
Про «по» — разумеется, это чисто авторское, имеете право.
Написалось хорошо. Заслуженные итоговые 4 балла.