Полёт в никуда
Рубка светилась неестественным серо-голубым светом – признак того, что корабль переключился на режим энергосбережения.
“Хорошо, хоть не мигает”, - подумал штурман Ловиков.
“И не красным”, - согласился капитан.
Разговаривать не хотелось. Оба сидели в креслах: Ловиков, развалившись и вытянув ноги, капитан Швец теребил подлокотник, стараясь не выказывать напряжения. Прошло уже почти восемь часов с момента выброса, а ошибку до сих пор не нашли.
“Чем они там, чёрт возьми, заняты?”
Вопрос обращался в никуда, однако, штурман принял его на свой счёт.
“Ищут, командир, ищут”, - отозвался он.
Швец вздохнул.
- Юра, сходи, поторопи их.
Ловиков с сожалением оторвался от кресла. В режиме экономии телепатический транслятор работал на минимальной мощности, и общаться мысленно можно было только в рубке.
“Надо было ставить транслятор у инженеров”, - думал он, лениво шагая по короткому затемнённому коридору.
Компьютер экономил на всём, в том числе на воздухе. Двигаться совершенно не хотелось, это было даже вредно, так считал штурман. И нервничать, как капитан, тоже не стоило. Зачем тратить кислород?
“А с другой стороны, есть от чего занервничать: из гиперпространства выпали, где находимся - чёрт знает, где-то в глубинах космоса. Пропадать нам.”
Ловиков, конечно, преувеличивал. Даже в таком режиме они спокойно могли существовать ещё около месяца. Но что дальше? Даже если найдут ошибку, даже если установят место положения, как вернуться обратно в гиперпространство? Тут ворот нет, с караваем никто не ждёт. Болтаться на орбите какой-нибудь планетки, пока кислород не закончится.
“Да ну!” - штурман отмахнулся от нелепой мысли, как от назойливой мухи. Но та занозой всё глубже въедалась в подкорку.
У инженеров стояла мёртвая тишина. Освещение не отличалось от того, что в рубке. У монитора виднелся неподвижный силуэт, казалось, фигура не дышала, и вообще не была человеком. Сгорбленная крючком спина, всклокоченные волосы, одет не по форме, худ, бледен, не мигает.
- Жив? - громко возвестил о своём прибытии Ловиков.
Оцепенение, охватившее парня, улетучилось. Заморгал, сморщился, нехотя обернулся.
- Ну, что, Вася, как дела? Нашел чего?
Программист с неудовольствием хмыкнул.
- Неа. Всё идеально. Всё по штату, всё должно быть в норме.
Ловиков скуксился.
- Если всё работает, почему нас выбросило?
- Непонятно. Поломок нет.
- Вася, ты хотя бы скажи, какого чёрта у нас аварийный режим?
- Да не знаю я! Всё проверил, все возможные дыры, логи просмотрел, проанализировал. Ничего.
Вася слыл умником чуть не в десятом колене. Светлая голова, величиной с дом. Если он не нашел причину поломки, значит, дело плохо. Ловиков посмотрел на бесконечный поток непонятных ему символов - логи системы, передёрнул плечами.
- Ладно, а где мы хотя бы, выяснили?
Неизвестно откуда образовался второй инженер - Борис по кличке “Бюргер”, которую получил благодаря немецким корням. Внешне он оправдывал фамилию Кляйн - маленький, с брюшком и короткими ручками, он чем-то смахивал на жучка. Бюргер звёзд с неба не хватал, зато надёжнее его не было никого в экипаже.
- Пока нет.
Ловиков нахмурился. Бюргер, помолчав, осторожно предложил:
- Можно попробовать сбросить настройки системы, тогда будет видно полную картину. Хотя бы определим причину поломки.
- Для этого надо сесть?
- Да.
- И куда? - язвительно спросил Ловиков.
- Неподалёку газовый гигант, можно на один из спутников.
- Идём-ка.
Засунув руки в карманы, штурман размашистыми шагами двинулся назад. Бюргер плёлся сзади. Не доходя до рубки, оба почуяли нетерпеливое:
“Починили??”
- Никак нет, командир! - гаркнул Ловиков на входе. - Не починили.
“Прогноз?”
- Предлагают сесть на ближайший спутник газового гиганта и перезагрузиться.
Капитан промолчал. Не дождавшись ответа, Ловиков пустился в рассуждения.
“Только толку от этого? Как обратно вернуться? Будем болтаться здесь до скончания кислорода.”
Швец хранил молчание.
“И ведь странная штука, - продолжал штурман, - как будто никаких ошибок в системе. Откуда сбой взялся? Внештатных ситуаций не обнаружено...”
- Идём к планете, - постановил Швец, прервав штурманский поток сознания. - Будем садиться на первом встречном спутнике.
- Так точно! - отчеканил Ловиков.
Бюргер уселся на своё место в рубке и углубился в расчёты, пытаясь определить точку их текущего положения. Штурман высчитывал траекторию движения к планете.
“Приближаемся к спутнику”, - Ловиков максимально сосредоточился на координатах.
“Не подходит, - заявил Бюргер. - Слишком мелкий, гравитации не хватит.”
“Ждём следующего”, - скомандовал Швец.
“Есть!”
***
“Странное дело!” - подумал Вася, просматривая бесконечный лог.
Ему показалось, что в цифровом потоке мелькнул необычный символ, похожий скорее на пиктограмму, выделяющийся размером и цветом.
- Стоп, стоп!
Он приостановил лог, прокрутил назад.
- Да где же ты?? Не здесь... так, не здесь.... и уже не здесь… блин! Да как так-то?! Был же!
Он сидел в кресле, надёжно пристёгнутый и готовый к тряске при посадке на что угодно.
“Ну? И где обещанный спутник? - Он зачем-то посмотрел в потолок. - А, ладно! Где символ, вот вопрос. И что это вообще было?”
***
“Подходим ко второму спутнику”, - сообщил шурман.
Бюргер уже делал анализ.
“Не подходит, слишком горячий. Практически жидкий.”
“Идём дальше,” - вздохнул командир.
***
Васе казалось, что всё это уже происходило, и не раз. Все эти знаки, эта поломка. Воспоминания, как в тумане. Он попытался нащупать что-то важное в своей памяти, но оно ускользало, как те самые символы.
Вот он собирается в рейс, вроде бы стандартный, но капитан говорит, что цель исследовательская. Хотя маршрут обычный, сто раз по нему ходили. У Швеца горят глаза, он произносит:
“На этот раз мы всё поймём, мы найдём ключ.”
Ключ к чему? Вася, как член команды, должен бы знать, и он вроде как даже знает, но…
Второй символ в логе промелькнул не так быстро, Вася успел запомнить, что он треугольный и очень сложный внутри, похожий на лабиринт. Он готов был биться об заклад, что первый знак треугольным не был. Однако, ни первый, ни второй он так и не смог отыскать, как ни рыскал в коде лога.
“Что за чертовщина? Стираются они, что ли...”
***
Когда на экранах показался третий спутник, капитан нарушил молчание:
- Почему не доложили?
- Командир, докладывал, пять минут назад, - отозвался штурман.
- Не уловил, - язвительно сказал Швец.
- Я тоже не слышал ничего, - подал голос Бюргер.
- Ааа, - с досадой прокряхтел Ловиков. - Транслятор накрылся.
Бюргер анализировал стремительно приближающийся спутник.
- Не понял… Так бывает??
- Что там, Боря?
- Размеры, структура… Это газовый гигант!
- Обходим, быстро! - скомандовал капитан.
- Капитан, не успеваем! - прокричал штурман.
- Сбрасывай скорость, переходим на другую орбиту.
- Не сбрасывается...
***
Третий символ был круглым. Вася мог в этом поклясться, хотя у него не было никаких подтверждений. Круглым, с завихрениями, похожим на звёздную систему, а может и целую галактику. Эта картина стояла у него перед глазами. Код плыл и закручивался. Мыслей не было. Не было ничего, ни чувств, ни воспоминаний, лишь галактика перед глазами, размером с буквицу. Галактика в глазах, в памяти, и сам он - галактика.
***
Предполётный бриффинг проходил в штатном режиме: инструктаж пилотов, инженеров, механиков. Выступил начальник управления полётами Трофимов. Всё проходило, как всегда. Но одно обстоятельство не давало Трофимову покоя. Команда вела себя необычно. Ну ладно, Василий Сворцов, он программист, и всегда немного не в себе, да и молодой ещё. Но лётчики! Он отлично их знал, у них выдержка, характер, они всегда спокойны и собраны. А сейчас что с ними творилось? Капитан, всегда подтянутый, плечи расправлены, взгляд спокойный и уверенный, сейчас выглядел озабоченным, сидел понуро, угрюмо глядя перед собой. А Ловиков? Обаятельный, говорливый, душа компании, растерянно молчал, не улыбался. Слушали вполуха, оба явно заняты своими мыслями. И только Борис Кляйн выглядел нормально, как обычно. Впрочем, по его непроницаемому лицу никогда не понять, о чём он думает.
- Капитан Швец, что происходит в команде? - прямо спросил Трофимов.
Швец ответил не сразу. Он вынырнул из своих дум, обвёл комнату взглядом, внимательно оглядел каждого члена экипажа.
- Всё в порядке. К полёту готовы.
- Что ж, в добрый путь.
Трофимов пожал руки членам команды и распрощался с ними, но на сердце остался камень.
***
Перед полётом командир собрал команду в рубке. Он долго вглядывался в лица товарищей, и, наконец, заговорил.
- Итак. Каждый из нас не в первый раз собирается в полёт в этот день, 26 июля текущего года. И каждый об этом знает. Более того, этот день для нас далеко в прошлом, как и рейс, который предстоит.
Швец всмотрелся в лица коллег. Сомнений не осталось - каждый понимал, о чём идёт речь.
- Похоже, мы столкнулись с чем-то неизведанным, новым законом природы. Я отчётливо помню, как мы неслись к третьему встречному спутнику, у нас не было шансов выжить.
- Да, я тоже помню, - выпалил Бюргер.
Ловиков утвердительно кивнул. Вася Скворцов изобразил на лице неопределённое выражение. Он в отличие от остальных ничего такого не видел. Его оторвали от погони за какими-то мистическими символами, и он был не прочь наконец их поймать.
- Стало быть, либо я в бреду, - продолжал Швец, - либо мы все вернулись в одну точку времени в прошлом, в ключевую, поворотную точку.
- То есть на предполётный инструктаж? - уточнил Вася.
- Верно.
- И что же? - мрачно произнёс Ловиков. - Что это всё значит?
- Это значит, что поломка и вылет из гиперпространства не случайны. В этом месте есть ответ на вопрос, возможно, если мы подготовимся, у нас будет шанс понять, как работает возврат во времени.
- А как, собственно, подготовиться? - недоуменно спросил Вася.
- Как? Теперь мы знаем, что произошло. Мы летим второй раз. Теперь будем тщательно следить за приборами, вычислим место выброса.
- А что нам это даст? - осторожно поинтересовался Бюргер.
- Возможно, мы сможем понять, как работает перенос во времени.
- А если не поймём?
- Вернёмся в исходную точку.
Все замолчали, обдумывая слова капитана. Никто из присутствующих не привык бояться, но риск был чудовищный.
- Вы, конечно, можете отказаться, - сказал Швец.
- Вот ещё, - буркнул Ловиков. - До сих пор живы, значит, не помрём!
Капитан посмотрел на Бюргера. Тот вздохнул и коротко кивнул.
“Без инженера экипаж никуда не годится.”
По виду Васи всем было ясно - ему не терпелось добраться до компьютера, остальное его мало волновало.
- Ещё вопросы есть?
- Нет.
- Тогда по местам.
Когда они вышли в гиперпространство, Ловиков подумал:
“Почему было не сообщить об этом командованию?”
“Юра, по всем инструкциям в подобном случае нас бы отправили на длительное лечение.”
“В психушку?”
“Типа того.”
“А, может, стоило? Ну, подлечиться, знаешь ли...”
Швец уловил в шутке штурмана серьёзные ноты.
“Юра, что мы теряем? Если нам всем это привиделось, мы спокойно прилетим в пункт назначения.”
“А ты уверен, что мы летим именно второй раз?”
“В каком смысле?”
Система сигнализировала о сбое системы. Освещение стало серо-голубым и тусклым.
- Что происходит?
- Командир, мы вышли из гиперпространства раньше времени!
- Почему?
- Непонятно.
PS: И название такое говорящее, что прямо ой… Автор честно предупредил…
Но мне такое нравится. Пространственно-временные парадоксы. Капкан неизвестности. Лёгкий стиль. Динамичное повествование. В тексте не буксуешь, ни что не царапает. Герои понравились. Хотелось бы продолжения истории. ГОЛОС.
А так — не понравилось, конечно же. Описание пролёта мимо спутников вызвало нервный смех. Разгадки никакой нет, а я за такое кушаю мозг. Смысла никакого в рассказе не вижу. Увы.
Тема притянута — может меня поправят, конечно, но не уверен, что спутник можно «встретить». Ты к нему летишь целенаправленно, или видишь издалека, знаешь, где он, в конце концов!
Парадокс этот временной… После“А ты уверен, что мы летим именно второй раз?” — “В каком смысле?” только музыки из «Пилы» не хватает.
Короче — очередной рассказ из разряда «Однажды...» Ни к чему не привел, ничего не дал.
Извините за резкость.
Итак автору ГОЛОС,
Обосновать голос выбором русского имени — это сильно. Учитывая, что в группе пять работ с отечественными именами…
Тем более, что у рассказа жанр не фантастика, а Космическое фэнтези…
(к тексту не относится)
Но к рассказу претензии. Идея петли времени интересна, но реализация слабая.
Да, конечно, фантастика, но вот из всего описанного — совсем не верю лишь в случайные логи в системе. Ну, не может система выдать тех символов, которых нет в кодирвке, зашитой в нее. Никак не может :)
Закольцованность ситуации — вполне себе нормальный ход. Кинг вон, Башню свою так же построил, и ничего — кипятком ссутся.
Можно сказать, пример с лучших взят.
Герои, как герои. Диалоги вполне себе житейские. Диссонансов не вызвало. Какие-то детали, вроде коммуникатора, которые порвали шаблон уважаемым читакам — пропустил. История, тащем-то, не про научфант ради научфанта.
Это просто — история. А ее, собственно, как известно, не приврав — не расскажешь;)
Бодренько, не затянуто. Мне нра
А если ИИ на основе супер-пупер сложной нейросети? )))
Может там хаотическая динамика?
P.S.
Если б я в логах такое увидел, то точно бы очешуел…
Увижу-поверю-забуду-увижу…
Но от версии с Ктулхой не отступлюсь! Пока что…
Кстати, я тоже думаю, что это больше мистика.
вообще, я согласна на любой жанр но что-то идея с Ктулхой мне нравится
У меня тут больше сработала ассоциация с «Гранью будущего».
Рваное повествование, которое должно использоваться для описания событий, происходящих судя по всему одновременно, малость сбивает с толку, потому что слишком короткие промежутки времени описываются.
Герои попали во временную петлю и вряд ли выберутся, этакая безысходность. Мне не хватило драмы, яркой контрольной точки, из которой видно, что у героев всё пропало.
ГОЛОС
Из-за неубедительности идеи сюжет встал на второй план.
И не случилось той магии, которая в принципе возникает при чтении. Меня сюжет не захватил, герои не тронули и в принципе было все равно, чем кончится дело.
Вкусовщина? Наверное...(
Дедлайн
Первое. Совершенно не запомнились герои. Вот вообще. То есть, у них есть звания, имена, какие-то отличительные черты, но в полноценный запоминающийся образ сложился для меня только Вася. Он — натура увлекающаяся, он внимательный, он — центр повествования, потому что только он может помочь с решением загадки, а его автор задвинул за — страшно подумать — три ненужных персонажа, потому что команда же! Они должны быть в таком составе!
Второе. Петля времени — это же не главное? Скажите, автор, что это не главное, потому что в противном случае будет очень скучно и действительно пусто в финале. Для меня главной мыслью видится изменение людей в этой закольцованной истории, но есть одно «но». История начинается «с корабля на бал», и об изменениях мы читаем в конце. Читаем.
Вот это для меня вообще грусть-печаль. Читатель, они вот какими были на самом деле. Причём сказать это от лица второстепенного персонажа… Советы давать — такое себе, но история заиграет, если начать с брифинга (с одной «ф», кстати) и вот там уже плясать от характеров, показать изменения. Это создаст эффект закольцованности — в дополнение к сюжету.
Всё остальное мне понравилось. Читалось легко, ближе к встрече с третьим спутником мне понравилось, как автор торопит время через короткие диалоги.
Спасибо.
на самом деле, у нас есть такие ребята, которые называются инженеры-системотехники. вот, они и железо наладят на сервах, и ПО накатят, и в багах расковыряются. такие обычно ездят к клиентам, чтоб с нуля всю систему наладить. думаю, тут примерно такой же случай.
Почему так произошло —
непонятнонаверно, я просто прохладна к научфанту?Вот возьмем, скажем, рассказ Рэя Брэдбери «Коса». Кто не читал, простите за спойлеры. Есть там вот эта самая прикольная авторская фишечка — поле и коса. На поле растут колосья, кто-нибудь, кто возьмет в руки косу, их косит. Только поле — это человеческие жизни, а коса — коса Смерти. Только не каждый и не сразу это поймет. Будет косить да косить себе припеваючи, не сразу поняв, что на самом деле делает. А поняв, не сразу смирится с тем, что перестать уже просто не может.
Оч круто. Но что делают это поле и эта коса? Правильно, работают на сюжет. История не просто про то, как пришел чувак, нашел косу и стал косить, а потом такой понял: «Ого, чем я тут занимаюсь! Какой феномен. И отказаться нельзя. Ну, пойду косить дальше, что уж делать, если иначе никак». Нет. В сюжете есть конфликт
и он чудесный— косарь сталкивается с тем, что следующие на очереди три колоска — его жена и дети. И он всеми силами пытается избежать того, что должен сделать. А потом, видя последствияну уж прям совсем все вам спойлерить не буду, понимает, как поступить правильно, хотя это и безумно тяжело. И мораль, кстати, в рассказе отличная, и авторская точка, и есть в литературе мало вещей прекраснее и интереснее морали и авторских точек Рэя Брэдбери. Ни разу не скучных. Но это так, мое мнение.А здесь мы имеем что? Фишечка ради фишечки. Я тоже порой придумываю какую-нибудь интересную хрень, уже вся такая: «Божечки, какая потрясающая штука, надо обязательно написать об этом», — а потом стоп. Потом — для какой ситуации она будет важна? Как ее будут использовать? Где вообще сюжет? Нельзя просто закричать: «О, я придумал Тардис, она внутри больше, чем снаружи, просто посмотрите!». Нужно, чтобы герои на ней отправились в путешествие.
С телепатическим транслятором, кстати, почти та же ситуация. «Смотрите чё придумал(а), теперь герои будут использовать!». И ведь совершенно закономерно у читателей возникли вопросы: а нафиг вообще? Мало того, что героям от этой штуки бонусов вообще никаких, так она и сюжету ничего не дает. Наличие ради наличия.
Еще одно замечание, о котором я уже упомянула косвенно: конфликта вообще нет. И, может быть, такое и бывает и хорошо работает где-то у гениальных авторов, я не знаю, но в данном-то случае конфликт прямо напрашивается, иначе зачем эта зацикленность вообще в тексте произведения нужна? Можно было бы, например, в состав команды добавить прям такого рьяного исследователя, фанатика-ученого, который бросается в эту… ну скажем, кротовую нору раз за разом. И его харизма/логика/власть так сильна, что, несмотря на то, что все члены команды уже против, уже просто больше не хотят, они идут за ним — раз за разом. Пока что-то идет не так/аргументы не кончаются/члены команды не вступают в сговор/что угодно еще — и они отказываются. Что будет делать фанатик-исследователь? Как мы оценим с моральной стороны его поступки? К каким последствиям они приведут?
Ну это так, например. Из конфликта рождается сюжет, рождаются события и действия. А тут его нет. Фишечка ради фишечки, как я уже говорила — или просто начало большего по объему произведения.