Жанна Бочманова №1

Полёт в никуда

Полёт в никуда
Работа №5. Тема: Третий встречный

Рубка светилась неестественным серо-голубым светом – признак того, что корабль переключился на режим энергосбережения.

“Хорошо, хоть не мигает”, - подумал штурман Ловиков.

“И не красным”, - согласился капитан.

Разговаривать не хотелось. Оба сидели в креслах: Ловиков, развалившись и вытянув ноги, капитан Швец теребил подлокотник, стараясь не выказывать напряжения. Прошло уже почти восемь часов с момента выброса, а ошибку до сих пор не нашли.

“Чем они там, чёрт возьми, заняты?”

Вопрос обращался в никуда, однако, штурман принял его на свой счёт.

“Ищут, командир, ищут”, - отозвался он.

Швец вздохнул.

- Юра, сходи, поторопи их.

Ловиков с сожалением оторвался от кресла. В режиме экономии телепатический транслятор работал на минимальной мощности, и общаться мысленно можно было только в рубке.

“Надо было ставить транслятор у инженеров”, - думал он, лениво шагая по короткому затемнённому коридору.

Компьютер экономил на всём, в том числе на воздухе. Двигаться совершенно не хотелось, это было даже вредно, так считал штурман. И нервничать, как капитан, тоже не стоило. Зачем тратить кислород?

“А с другой стороны, есть от чего занервничать: из гиперпространства выпали, где находимся - чёрт знает, где-то в глубинах космоса. Пропадать нам.”

Ловиков, конечно, преувеличивал. Даже в таком режиме они спокойно могли существовать ещё около месяца. Но что дальше? Даже если найдут ошибку, даже если установят место положения, как вернуться обратно в гиперпространство? Тут ворот нет, с караваем никто не ждёт. Болтаться на орбите какой-нибудь планетки, пока кислород не закончится.

“Да ну!” - штурман отмахнулся от нелепой мысли, как от назойливой мухи. Но та занозой всё глубже въедалась в подкорку.

У инженеров стояла мёртвая тишина. Освещение не отличалось от того, что в рубке. У монитора виднелся неподвижный силуэт, казалось, фигура не дышала, и вообще не была человеком. Сгорбленная крючком спина, всклокоченные волосы, одет не по форме, худ, бледен, не мигает.

- Жив? - громко возвестил о своём прибытии Ловиков.

Оцепенение, охватившее парня, улетучилось. Заморгал, сморщился, нехотя обернулся.

- Ну, что, Вася, как дела? Нашел чего?

Программист с неудовольствием хмыкнул.

- Неа. Всё идеально. Всё по штату, всё должно быть в норме.

Ловиков скуксился.

- Если всё работает, почему нас выбросило?

- Непонятно. Поломок нет.

- Вася, ты хотя бы скажи, какого чёрта у нас аварийный режим?

- Да не знаю я! Всё проверил, все возможные дыры, логи просмотрел, проанализировал. Ничего.

Вася слыл умником чуть не в десятом колене. Светлая голова, величиной с дом. Если он не нашел причину поломки, значит, дело плохо. Ловиков посмотрел на бесконечный поток непонятных ему символов - логи системы, передёрнул плечами.

- Ладно, а где мы хотя бы, выяснили?

Неизвестно откуда образовался второй инженер - Борис по кличке “Бюргер”, которую получил благодаря немецким корням. Внешне он оправдывал фамилию Кляйн - маленький, с брюшком и короткими ручками, он чем-то смахивал на жучка. Бюргер звёзд с неба не хватал, зато надёжнее его не было никого в экипаже.

- Пока нет.

Ловиков нахмурился. Бюргер, помолчав, осторожно предложил:

- Можно попробовать сбросить настройки системы, тогда будет видно полную картину. Хотя бы определим причину поломки.

- Для этого надо сесть?

- Да.

- И куда? - язвительно спросил Ловиков.

- Неподалёку газовый гигант, можно на один из спутников.

- Идём-ка.

Засунув руки в карманы, штурман размашистыми шагами двинулся назад. Бюргер плёлся сзади. Не доходя до рубки, оба почуяли нетерпеливое:

“Починили??”

- Никак нет, командир! - гаркнул Ловиков на входе. - Не починили.

“Прогноз?”

- Предлагают сесть на ближайший спутник газового гиганта и перезагрузиться.

Капитан промолчал. Не дождавшись ответа, Ловиков пустился в рассуждения.

“Только толку от этого? Как обратно вернуться? Будем болтаться здесь до скончания кислорода.”

Швец хранил молчание.

“И ведь странная штука, - продолжал штурман, - как будто никаких ошибок в системе. Откуда сбой взялся? Внештатных ситуаций не обнаружено...”

- Идём к планете, - постановил Швец, прервав штурманский поток сознания. - Будем садиться на первом встречном спутнике.

- Так точно! - отчеканил Ловиков.

Бюргер уселся на своё место в рубке и углубился в расчёты, пытаясь определить точку их текущего положения. Штурман высчитывал траекторию движения к планете.

“Приближаемся к спутнику”, - Ловиков максимально сосредоточился на координатах.

“Не подходит, - заявил Бюргер. - Слишком мелкий, гравитации не хватит.”

“Ждём следующего”, - скомандовал Швец.

“Есть!”

***

“Странное дело!” - подумал Вася, просматривая бесконечный лог.

Ему показалось, что в цифровом потоке мелькнул необычный символ, похожий скорее на пиктограмму, выделяющийся размером и цветом.

- Стоп, стоп!

Он приостановил лог, прокрутил назад.

- Да где же ты?? Не здесь... так, не здесь.... и уже не здесь… блин! Да как так-то?! Был же!

Он сидел в кресле, надёжно пристёгнутый и готовый к тряске при посадке на что угодно.

“Ну? И где обещанный спутник? - Он зачем-то посмотрел в потолок. - А, ладно! Где символ, вот вопрос. И что это вообще было?”

***

“Подходим ко второму спутнику”, - сообщил шурман.

Бюргер уже делал анализ.

“Не подходит, слишком горячий. Практически жидкий.”

“Идём дальше,” - вздохнул командир.

***

Васе казалось, что всё это уже происходило, и не раз. Все эти знаки, эта поломка. Воспоминания, как в тумане. Он попытался нащупать что-то важное в своей памяти, но оно ускользало, как те самые символы.

Вот он собирается в рейс, вроде бы стандартный, но капитан говорит, что цель исследовательская. Хотя маршрут обычный, сто раз по нему ходили. У Швеца горят глаза, он произносит:

“На этот раз мы всё поймём, мы найдём ключ.”

Ключ к чему? Вася, как член команды, должен бы знать, и он вроде как даже знает, но…

Второй символ в логе промелькнул не так быстро, Вася успел запомнить, что он треугольный и очень сложный внутри, похожий на лабиринт. Он готов был биться об заклад, что первый знак треугольным не был. Однако, ни первый, ни второй он так и не смог отыскать, как ни рыскал в коде лога.

“Что за чертовщина? Стираются они, что ли...”

***

Когда на экранах показался третий спутник, капитан нарушил молчание:

- Почему не доложили?

- Командир, докладывал, пять минут назад, - отозвался штурман.

- Не уловил, - язвительно сказал Швец.

- Я тоже не слышал ничего, - подал голос Бюргер.

- Ааа, - с досадой прокряхтел Ловиков. - Транслятор накрылся.

Бюргер анализировал стремительно приближающийся спутник.

- Не понял… Так бывает??

- Что там, Боря?

- Размеры, структура… Это газовый гигант!

- Обходим, быстро! - скомандовал капитан.

- Капитан, не успеваем! - прокричал штурман.

- Сбрасывай скорость, переходим на другую орбиту.

- Не сбрасывается...

***

Третий символ был круглым. Вася мог в этом поклясться, хотя у него не было никаких подтверждений. Круглым, с завихрениями, похожим на звёздную систему, а может и целую галактику. Эта картина стояла у него перед глазами. Код плыл и закручивался. Мыслей не было. Не было ничего, ни чувств, ни воспоминаний, лишь галактика перед глазами, размером с буквицу. Галактика в глазах, в памяти, и сам он - галактика.

***

Предполётный бриффинг проходил в штатном режиме: инструктаж пилотов, инженеров, механиков. Выступил начальник управления полётами Трофимов. Всё проходило, как всегда. Но одно обстоятельство не давало Трофимову покоя. Команда вела себя необычно. Ну ладно, Василий Сворцов, он программист, и всегда немного не в себе, да и молодой ещё. Но лётчики! Он отлично их знал, у них выдержка, характер, они всегда спокойны и собраны. А сейчас что с ними творилось? Капитан, всегда подтянутый, плечи расправлены, взгляд спокойный и уверенный, сейчас выглядел озабоченным, сидел понуро, угрюмо глядя перед собой. А Ловиков? Обаятельный, говорливый, душа компании, растерянно молчал, не улыбался. Слушали вполуха, оба явно заняты своими мыслями. И только Борис Кляйн выглядел нормально, как обычно. Впрочем, по его непроницаемому лицу никогда не понять, о чём он думает.

- Капитан Швец, что происходит в команде? - прямо спросил Трофимов.

Швец ответил не сразу. Он вынырнул из своих дум, обвёл комнату взглядом, внимательно оглядел каждого члена экипажа.

- Всё в порядке. К полёту готовы.

- Что ж, в добрый путь.

Трофимов пожал руки членам команды и распрощался с ними, но на сердце остался камень.

***

Перед полётом командир собрал команду в рубке. Он долго вглядывался в лица товарищей, и, наконец, заговорил.

- Итак. Каждый из нас не в первый раз собирается в полёт в этот день, 26 июля текущего года. И каждый об этом знает. Более того, этот день для нас далеко в прошлом, как и рейс, который предстоит.

Швец всмотрелся в лица коллег. Сомнений не осталось - каждый понимал, о чём идёт речь.

- Похоже, мы столкнулись с чем-то неизведанным, новым законом природы. Я отчётливо помню, как мы неслись к третьему встречному спутнику, у нас не было шансов выжить.

- Да, я тоже помню, - выпалил Бюргер.

Ловиков утвердительно кивнул. Вася Скворцов изобразил на лице неопределённое выражение. Он в отличие от остальных ничего такого не видел. Его оторвали от погони за какими-то мистическими символами, и он был не прочь наконец их поймать.

- Стало быть, либо я в бреду, - продолжал Швец, - либо мы все вернулись в одну точку времени в прошлом, в ключевую, поворотную точку.

- То есть на предполётный инструктаж? - уточнил Вася.

- Верно.

- И что же? - мрачно произнёс Ловиков. - Что это всё значит?

- Это значит, что поломка и вылет из гиперпространства не случайны. В этом месте есть ответ на вопрос, возможно, если мы подготовимся, у нас будет шанс понять, как работает возврат во времени.

- А как, собственно, подготовиться? - недоуменно спросил Вася.

- Как? Теперь мы знаем, что произошло. Мы летим второй раз. Теперь будем тщательно следить за приборами, вычислим место выброса.

- А что нам это даст? - осторожно поинтересовался Бюргер.

- Возможно, мы сможем понять, как работает перенос во времени.

- А если не поймём?

- Вернёмся в исходную точку.

Все замолчали, обдумывая слова капитана. Никто из присутствующих не привык бояться, но риск был чудовищный.

- Вы, конечно, можете отказаться, - сказал Швец.

- Вот ещё, - буркнул Ловиков. - До сих пор живы, значит, не помрём!

Капитан посмотрел на Бюргера. Тот вздохнул и коротко кивнул.

“Без инженера экипаж никуда не годится.”

По виду Васи всем было ясно - ему не терпелось добраться до компьютера, остальное его мало волновало.

- Ещё вопросы есть?

- Нет.

- Тогда по местам.

Когда они вышли в гиперпространство, Ловиков подумал:

“Почему было не сообщить об этом командованию?”

“Юра, по всем инструкциям в подобном случае нас бы отправили на длительное лечение.”

“В психушку?”

“Типа того.”

“А, может, стоило? Ну, подлечиться, знаешь ли...”

Швец уловил в шутке штурмана серьёзные ноты.

“Юра, что мы теряем? Если нам всем это привиделось, мы спокойно прилетим в пункт назначения.”

“А ты уверен, что мы летим именно второй раз?”

“В каком смысле?”

Система сигнализировала о сбое системы. Освещение стало серо-голубым и тусклым.

- Что происходит?

- Командир, мы вышли из гиперпространства раньше времени!

- Почему?

- Непонятно.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+8
540
09:50 (отредактировано)
+1
Непонятно. За сеттинг большой плюс, но это загадка без разгадки. Ну, хорошо написано, но финал-то где? unknown
PS: И название такое говорящее, что прямо ой… Автор честно предупредил… rofl
12:45
+2
Действительно, финала как-то нет. Вернее, это такой финал-обманка. Ясности хотели, а вот нет!
Но мне такое нравится. Пространственно-временные парадоксы. Капкан неизвестности. Лёгкий стиль. Динамичное повествование. В тексте не буксуешь, ни что не царапает. Герои понравились. Хотелось бы продолжения истории. ГОЛОС.
14:16
+1
Мммм. А этот рассказ и «Консервы» точно разные люди писали? Одинаковая тематика. Глюки-полуглюки. Кусочное повествование.
А так — не понравилось, конечно же. Описание пролёта мимо спутников вызвало нервный смех. Разгадки никакой нет, а я за такое кушаю мозг. Смысла никакого в рассказе не вижу. Увы.
19:15 (отредактировано)
+2
телепатический транслятор — как эта штука работает? Она как-то фильтрует мысли человека, чтобы другие не слышали, какая песня у него заела или как он о херне какой-то думает? Или это он фильтрует свои мысли и старается не думать вообще? Так ведь не бывает! Зачем эта штука вообще нужна?! Кислород экономить? Походу тот случай, когда можно было нагнать напряжения, мол героям надо экономить воздух, реже дышать, общаться жестами… Вместо этого нагнали чуши. Тем более, что герои дышать-то не перестали! Блин, да они и разговаривать не перестали! Нахрена эта штука нужна?!
Тема притянута — может меня поправят, конечно, но не уверен, что спутник можно «встретить». Ты к нему летишь целенаправленно, или видишь издалека, знаешь, где он, в конце концов!
Парадокс этот временной… После“А ты уверен, что мы летим именно второй раз?” — “В каком смысле?” только музыки из «Пилы» не хватает.
Короче — очередной рассказ из разряда «Однажды...» Ни к чему не привел, ничего не дал.
Извините за резкость.
Читатель
22:45
«Тема притянута»
А мне кажется тема раскрыта не только через спутники, но и через символы. Василий встречал странные символы в логах. Три раза. Предположу, что их полет состоялся уже как минимум три раза.
23:26
Ну оправдать-то можно как угодно) Тут, в любом случае, не худший пример притянутой темы.
22:30
+2
Начало показалось немного затянутым, а обсуждение в рубке перед очередным полетом — картонным. Зачем было лететь еще раз — непонятно. Прогресса в сюжете нет — только зацикливание. А без динамики как-то скучновато.
23:42
+1
Я в восторге, и не потому что понравился рассказ, он как раз средненький, но то что автор поставил русские имена и фамилии, за это браво! Очень редко у нас пишут фантастику с нашими именами, все норовят англоязычных впихнуть, как-будто в будущем русских не будет. Хотя может я и не прав, когда будущее переполнено безобразиями то там только англоязычные имена. Что это? ", Боязнь автором подписать русских под плохое будущее?
Итак автору ГОЛОС,
08:56 (отредактировано)
+5
Ахахахаха вы сделали мое утро)))))
Обосновать голос выбором русского имени — это сильно. Учитывая, что в группе пять работ с отечественными именами…
Тем более, что у рассказа жанр не фантастика, а Космическое фэнтези…
03:26 (отредактировано)
Мда… А что еще важно? Каждый раз не могу не вспомнить…


(к тексту не относится)
07:43
+1
Я продралась через текст… Очень тяжело читался, затянуто начало, отсутствие динамики и слитый финал…
08:50
+1
Я продрался через текст комментария. Бессмысленность посыла и содержания, свидетельствующие о несоответствии ожиданий и готового продукта. Ноль продуктива и критического содержания. Вкусовщина поданная под видом мнения. Никакой динамики. Слитый финал…
10:19
+2
Как заход — вполне себе. Но ведь ни разгадки, ни даже промежуточного финала нет. Вроде как наметился конфликт, но никакого разрешения нет. Полное смятение чувств и всё. А написано неплохо.

10:57
+1
Просто ГОЛОС за научфан.
Но к рассказу претензии. Идея петли времени интересна, но реализация слабая.
20:50
+3
Оговорюсь сразу — космос, ну не разу не мое.
Да, конечно, фантастика, но вот из всего описанного — совсем не верю лишь в случайные логи в системе. Ну, не может система выдать тех символов, которых нет в кодирвке, зашитой в нее. Никак не может :)
Закольцованность ситуации — вполне себе нормальный ход. Кинг вон, Башню свою так же построил, и ничего — кипятком ссутся.
Можно сказать, пример с лучших взят.
Герои, как герои. Диалоги вполне себе житейские. Диссонансов не вызвало. Какие-то детали, вроде коммуникатора, которые порвали шаблон уважаемым читакам — пропустил. История, тащем-то, не про научфант ради научфанта.
Это просто — история. А ее, собственно, как известно, не приврав — не расскажешь;)
Бодренько, не затянуто. Мне нра
21:08
+2
совсем не верю лишь в случайные логи в системе

А если ИИ на основе супер-пупер сложной нейросети? )))
Может там хаотическая динамика?
21:22
+1
Может быть, но пока с таким не сталкивался :))) увижу — поверю:)
Не увидишь))) это ж фантастика))))
21:50
А ты хотел бы? Увидеть)))
21:53 (отредактировано)
+2
:) возможно
P.S.
Если б я в логах такое увидел, то точно бы очешуел…
Шта?? roflЭто как, простите?))))))))
21:57
+1
Это формат, наложенный администрацией на называние вещей своими именами:)
21:59 (отредактировано)
Аааа))))))) а я уж представила себе сие…
23:24
Основываясь на рассказе:
Увижу-поверю-забуду-увижу…
23:32
Все забывается)
23:33
+1
Доживу-поверю)
05:19
это ж фантастика)))) — блин, я думала, это — космическая мистика sorryа потом бы всякие Ктулхи повылазили, это бы всё объяснило
космическая мистика — она тоже фантастика))
09:34
У меня всегда была проблема с определением жанров pardon
Но от версии с Ктулхой не отступлюсь! Пока что…
10:21 (отредактировано)
Мистика необязательно с Кхулхой)))
Кстати, я тоже думаю, что это больше мистика.
10:23
э, ну нет! тут обязан быть Ктулху, потери в пространстве и времени, Скитальцы и тэдэ! мы просто их не видим, а они есть!

вообще, я согласна на любой жанр sosно что-то идея с Ктулхой мне нравится
10:41 (отредактировано)
Наличие Ктулху магическим образом добавляет произведению привлекательности))
10:48
+1
разумеется!
22:10
У Кинга концовка шикарная — иначе быть не могло все-таки, так что не зря ссутся))
У меня тут больше сработала ассоциация с «Гранью будущего».
22:11
Увы, не разделяю восторгов по поводу Башни (думал, это очевидно из коммента) :)
22:12
Да понятно все с тобой — тебе ничего не нравится, это не новость))
22:16
ничуть, я просто не вижу в работе гениальности. Норм книжка, но до вау — крайне далеко
22:18
Кинг доволен) Его magnum opus достиг звания «Норм книжки»)))
22:21
+1
ну, молодец smileменя радует его душевное состояние:)
С транслятором не додумал автор. Штука атмосферная, но работает по непонятному принципу: в каких случаях его используют, а в каких нет. Соглашусь с Нарратором, хорошо бы он включался для экономии кислорода.
Рваное повествование, которое должно использоваться для описания событий, происходящих судя по всему одновременно, малость сбивает с толку, потому что слишком короткие промежутки времени описываются.
Герои попали во временную петлю и вряд ли выберутся, этакая безысходность. Мне не хватило драмы, яркой контрольной точки, из которой видно, что у героев всё пропало.
16:20
+2
Шо может быть скучнее авторской точки? Скучнее и бессмысленнее? Только авторская мораль
Эт смотря какая точка))) Как и мораль)
07:14 (отредактировано)
Случай, когда я не могу критиковать. Мне нечего полезного автору сказать. Он замечательно справляется. Мне понравилась идея, я бы совсе иначе все сделала)))
ГОЛОС
Понравилось, что не все четко-ясно с этим вашим космосом. ГОЛОС за загадочность мироздания.
Наверное, это не моё. У меня было ощущение, что я смотрю фантастический фильм и незаметно для себя уснул. Включили свет, зрители шумно покидают кинотеатр, а я толкаю соседа рядом и спрашиваю: Слушай, а чем всё закончилось?
10:45
А он такой: «А ничем!»
03:30
Хороший рассказ, хоть и с не четким концом. Придираться не хочу, про космос мне все нравится. Но чисто субъективно, другой рассказ в группе понравился больше.
10:36
Видится легкая отсылка к Интерстеллару в этом космическом фэнтези, но там идея в целом обоснована, а здесь…
Из-за неубедительности идеи сюжет встал на второй план.
И не случилось той магии, которая в принципе возникает при чтении. Меня сюжет не захватил, герои не тронули и в принципе было все равно, чем кончится дело.
Вкусовщина? Наверное...(
16:25
+2
А что случилось-то? Если не даётся в рассказе разгадка, а сюжет какой-то половинчатый, то надо тогда хотя бы харизмой героев брать или ещё чем, атмосферностью там или оригинальностью, а то… эххххх
17:06
+2
А что случилось-то?
Дедлайн rofl
17:24
+2
от сука, опять подкрался незаметно! laugh
21:34
Я читала и переживала, что автору не хватит знаков, чтобы дать отгадке разгадку. Но автор оказался хитрее :))) Сами разгадывайте :)
05:13
Мне работа понравилась, но вызвала недоумение. Пришлось комментирование отложить до утра, чтоб разобраться, почему. И вот. Не уверена, что автору это надо, но уж как есть.

Первое. Совершенно не запомнились герои. Вот вообще. То есть, у них есть звания, имена, какие-то отличительные черты, но в полноценный запоминающийся образ сложился для меня только Вася. Он — натура увлекающаяся, он внимательный, он — центр повествования, потому что только он может помочь с решением загадки, а его автор задвинул за — страшно подумать — три ненужных персонажа, потому что команда же! Они должны быть в таком составе!

Второе. Петля времени — это же не главное? Скажите, автор, что это не главное, потому что в противном случае будет очень скучно и действительно пусто в финале. Для меня главной мыслью видится изменение людей в этой закольцованной истории, но есть одно «но». История начинается «с корабля на бал», и об изменениях мы читаем в конце. Читаем.

Команда вела себя необычно. Ну ладно, Василий Сворцов, он программист, и всегда немного не в себе, да и молодой ещё. Но лётчики! Он отлично их знал, у них выдержка, характер, они всегда спокойны и собраны. А сейчас что с ними творилось? Капитан, всегда подтянутый, плечи расправлены, взгляд спокойный и уверенный, сейчас выглядел озабоченным, сидел понуро, угрюмо глядя перед собой. А Ловиков? Обаятельный, говорливый, душа компании, растерянно молчал, не улыбался. Слушали вполуха, оба явно заняты своими мыслями. И только Борис Кляйн выглядел нормально, как обычно. Впрочем, по его непроницаемому лицу никогда не понять, о чём он думает.


Вот это для меня вообще грусть-печаль. Читатель, они вот какими были на самом деле. Причём сказать это от лица второстепенного персонажа… Советы давать — такое себе, но история заиграет, если начать с брифинга (с одной «ф», кстати) и вот там уже плясать от характеров, показать изменения. Это создаст эффект закольцованности — в дополнение к сюжету.

Всё остальное мне понравилось. Читалось легко, ближе к встрече с третьим спутником мне понравилось, как автор торопит время через короткие диалоги.

Спасибо.
Aed
10:37
Зачем на космическом корабле программист? Чтобы оправдать логи и странные символы в них, которые по итогу остались не раскрыты и непонятно зачем включены в историю? Вообще «Непонятно» — очень хорошо характеризует рассказ. Вопросов он породил много, а ответов не дал никаких. Это как если бы «День сурка» закончился на первом пробуждении ГГ. Но если представить задумку сферическим конем в вакууме, то она любопытная.
10:39
+1
Это опечатка. На самом деле, там летел тыжпрограммист.
10:52
тыжпрограммист всё объясняет!
на самом деле, у нас есть такие ребята, которые называются инженеры-системотехники. вот, они и железо наладят на сервах, и ПО накатят, и в багах расковыряются. такие обычно ездят к клиентам, чтоб с нуля всю систему наладить. думаю, тут примерно такой же случай.
11:04
Интрига очень хороша, да вот разгадки не увидел(
19:27
Я тоже попала в петлю, да простит меня автор. Постоянно теряла как персонажей, так и вообще суть на середине рассказа, возвращалась на начало, пыталась вникнуть, но снова и снова возвращалась к истокам, сверяясь с героями, спутниками, газовыми гигантами…
Почему так произошло — непонятно наверно, я просто прохладна к научфанту?

00:16
+1
Вот здесь произошла, на мой взгляд, та самая вещь, которую я очень не люблю — написание рассказа ради какой-то прикольной фишечки, авторской задумки. При этом насчет сюжета не просто не заморочились, им вообще не озаботились. Простите за резкость, я поясню.

Вот возьмем, скажем, рассказ Рэя Брэдбери «Коса». Кто не читал, простите за спойлеры. Есть там вот эта самая прикольная авторская фишечка — поле и коса. На поле растут колосья, кто-нибудь, кто возьмет в руки косу, их косит. Только поле — это человеческие жизни, а коса — коса Смерти. Только не каждый и не сразу это поймет. Будет косить да косить себе припеваючи, не сразу поняв, что на самом деле делает. А поняв, не сразу смирится с тем, что перестать уже просто не может.

Оч круто. Но что делают это поле и эта коса? Правильно, работают на сюжет. История не просто про то, как пришел чувак, нашел косу и стал косить, а потом такой понял: «Ого, чем я тут занимаюсь! Какой феномен. И отказаться нельзя. Ну, пойду косить дальше, что уж делать, если иначе никак». Нет. В сюжете есть конфликт и он чудесный — косарь сталкивается с тем, что следующие на очереди три колоска — его жена и дети. И он всеми силами пытается избежать того, что должен сделать. А потом, видя последствия ну уж прям совсем все вам спойлерить не буду, понимает, как поступить правильно, хотя это и безумно тяжело. И мораль, кстати, в рассказе отличная, и авторская точка, и есть в литературе мало вещей прекраснее и интереснее морали и авторских точек Рэя Брэдбери. Ни разу не скучных. Но это так, мое мнение.

А здесь мы имеем что? Фишечка ради фишечки. Я тоже порой придумываю какую-нибудь интересную хрень, уже вся такая: «Божечки, какая потрясающая штука, надо обязательно написать об этом», — а потом стоп. Потом — для какой ситуации она будет важна? Как ее будут использовать? Где вообще сюжет? Нельзя просто закричать: «О, я придумал Тардис, она внутри больше, чем снаружи, просто посмотрите!». Нужно, чтобы герои на ней отправились в путешествие.

С телепатическим транслятором, кстати, почти та же ситуация. «Смотрите чё придумал(а), теперь герои будут использовать!». И ведь совершенно закономерно у читателей возникли вопросы: а нафиг вообще? Мало того, что героям от этой штуки бонусов вообще никаких, так она и сюжету ничего не дает. Наличие ради наличия.

Еще одно замечание, о котором я уже упомянула косвенно: конфликта вообще нет. И, может быть, такое и бывает и хорошо работает где-то у гениальных авторов, я не знаю, но в данном-то случае конфликт прямо напрашивается, иначе зачем эта зацикленность вообще в тексте произведения нужна? Можно было бы, например, в состав команды добавить прям такого рьяного исследователя, фанатика-ученого, который бросается в эту… ну скажем, кротовую нору раз за разом. И его харизма/логика/власть так сильна, что, несмотря на то, что все члены команды уже против, уже просто больше не хотят, они идут за ним — раз за разом. Пока что-то идет не так/аргументы не кончаются/члены команды не вступают в сговор/что угодно еще — и они отказываются. Что будет делать фанатик-исследователь? Как мы оценим с моральной стороны его поступки? К каким последствиям они приведут?

Ну это так, например. Из конфликта рождается сюжет, рождаются события и действия. А тут его нет. Фишечка ради фишечки, как я уже говорила — или просто начало большего по объему произведения.
Загрузка...
Наталья Маркова №1