Пересдача
– Следующий!
Смиряясь с неизбежным, Леночка выдвинулась из-за стола. Вздохнула, стягивая вниз слишком узкую, сборящую на бедрах юбку. "Если лопнет, – пронеслось в голове, – мне Светка задницу оторвет."
"Зачем они такие тесные юбки надевают? – преподаватель истории культуры Максим Максимович наблюдал, как Леночка идет к столу, – Неудобно же. Ходят и постоянно их одергивают."
– Билет семнадцать, – затараторила Леночка, рассчитывая усыпить преподавательскую бдительность. – Вопрос второй: культура эпохи Возрождения.
– Хороший билет, – кивнул преподаватель. – А первый вопрос?
– Зарождение культуры городов в Шумере, – быстро отозвалась Леночка. – Но я не знаю первый. Я не успела... у меня мама...
– Хорошо, давайте второй.
Леночка положила ногу на ногу, выставила коленку сбоку стола, снова подумала про Светку.
– Вопрос второй, – повторила она, – культура эпохи Возрождения. – И остановилась.
Максим Максимович нахохлился, прикрыл глаза рукой. Леночка расстегнула на блузке вторую пуговицу. Подумала секунду, расстегнула третью. Облокотилась на стол.
"Зачем они это делают? – преподаватель чувствовал жар молодого тела напротив, запах духов. – Неужели рассчитывают на что-то повлиять? Симпатичная коленка, не спорю. Даже голова меньше болеть стала" – Он про себя фыркнул от такой глупости. Настроение улучшилось.
"Чего он не смотрит? – Леночка почувствовала опасность. Она не знала билета. И других билетов не знала тоже. Всего два дня на пересдачу – это нечестно. У Маши день рождения был вчера, все напились. Мальчики приходили. Когда учить было?
Студентки курса были уверены, что Максим Максимович падок на женские прелести и ставит оценки только за это. Он часто приносил на групповые занятия файлы с репродукциями, взахлеб рассказывал о художниках. Там на картинках многие были голыми. В основном – женщины.
"На задней парте всегда сидела, – преподаватель прекрасно помнил студентку. – Спортсменка, комсомолка, красавица. Иногда отрывалась от постоянных переписываний, невпопад нараспев бросала грудное "Да ла-а-адно!" Приезжая, видимо."
– Вы продолжайте, – преподаватель посмотрел на студентку. "В глаза ей смотри, дурак, не ведись на провокации!" – приказал он себе.
"Блин, я что, плохо накрасилась?" – Леночка стала вспоминать, ровно ли она положила основу.
– В эпоху Возрождения было развитие!
Преподаватель прикрыл глаза рукой, потер лоб.
– Дальше.
– Еще там шло рисование... – Леночка пыталась вспомнить хоть что-то, – ...Пейзажев.
– Еще там шло рисование пейзажев, – голосом умученного робота повторил преподаватель.
"Еще там шло питье водки в общежитии и вытворение безобразий. Бледная, с бодуна, ночь не спала. Уже третья такая за сегодня. День рождения отмечали, что ли? – На преподавателя навалились одновременно отчаяние и безразличие. – Пойти таблетку выпить?"
– Расскажете еще что-нибудь?
– Там это... – Леночка вспоминала напутствия сокурсников перед зачетом, – ...художники были!
– Кто? Назовете кого-нибудь?
– Да зачем нам история культуры? – Прижатая в угол Леночка пошла в наступление. С Максимом Максимовичем это было безопасно. Студенты между собой называли его "Муму". Во-первых, потому что тихий и вежливый: никогда не кричит, не грубит. Во-вторых, потому что смешно заикается на буквы "С" и "М". – Вот зачем мы это учим? Это же давно было!
– Зачем вам история культуры? – преподаватель убрал руку от глаз и уперся взглядом в вырез. Моментально подняв глаза, считал торжество в Леночкиных глазах. Выругался про себя. – Разве не интересно знать историю культуры?
Леночка была уверена, что юристам история культуры не нужна. В своей мчащейся к счастью жизни она еще не встречала ни одного юриста, кто мог бы что-то сказать из этой области. Кроме того, что показывали по телевизору, конечно. Все их преподаватели при словах "история культуры" делали скучное лицо. Что тут непонятного?
– Очень интересно! – Леночка, вдохновленная первыми успехами, наклонилась так, чтобы грудь легла на стол. "Да куда ты денешься!"
"Голову как распиливают, – преподаватель старался не чувствовать нещадно наваливающейся боли. – Хорошо хоть челюсть не сильно ломит сегодня. Да что там такое у меня? Не первый раз уже. К врачу сходить, что-ли? Очередь стоять не хочется... Сколько она еще будет здесь изгибаться? Придут, сядут и тянут, душу мотают."
А вслух спросил: – Вы почему на зачет по расписанию не пришли?
– Болела! – Леночка ответила так быстро, что окончание вопроса провучало уже после.
– Болела, – повторил преподаватель. – Вы еще что-нибудь расскажете? "Поставить незачет, – начнет плакать, тушь потечет, нехорошо, мне стыдно будет. Потом ее декан прискачет, станет сипеть: "Зачем им ваша культура?" Потом завкафедрой примется кудахтать: "Мы не можем, у нас план!"" – На виске тикала электрическая жилка.
– Я, честное слово, учила! – Леночкины глаза, как по команде, наполнились крупными слезами, нос покраснел. "Стоп! – одернула она себя, – Тушь потечет!"
Преподаватель, прислушиваясь к боли, осторожно распрямился. "Не в вырез, в глаза, смотри в глаза! О! Голубое с зеленым! Когда краснота спадет, будут как бухарская бирюза. Ха-ха, бухарская! Надо запомнить шутку!"
– Вы обещаете мне на каникулах прочитать учебник? Или конспекты, если есть?
– Конечно! – Леночка ликовала. Внутри скакали и лопались газировочные пузырики. – Я все прочитаю, честное слово! "Правильно девочки говорили – бабник он!"
– Ладно, зачет. А почему у вас только бегунок? Где зачетка?
– Дома забыла. Я потом принесу.
– Хорошо. Идите. И пригласите следующего.
Преподаватель посмотрел вслед Леночке. "Совсем боттичелиевская девушка! Жаль, дурочкой растет. Может, исправится? Я же исправился."
В коридоре Леночку ждали и сразу стали спрашивать:
– Ну как? Лютует? – заглядывала в глаза Ксюша.
– Не очень, но так, изображает. – Леночке было легко и весело. – Против нас – не пойдешь! – она приподняла грудь, изобразив, против чего идти невозможно.
– Да слабак он! – кикбоксер Ахмет, чемпион области, призер универсиады, подпирал стену возле аудитории. Сказал нарочито громко, чтобы было слышно в оставшуюся приоткрытой дверь. Улыбнулся, как расцвел. – Его дожимать нужно. Незачет поставит, – мы еще раз придем. – Крутая Ахметова бровь изогнулась. – Еще незачет – еще раз! Ему первому надоест. А всех – не отчислят!
– Правильно, дожимать! – вразнобой согласились ожидающие. – Посмотрим еще, кто кому нервы помотает.
Изнутри закрыли дверь.
– Он слышал, неудобно как! – Леночке стало неловко. Но это ненужное чувство быстро прошло.
– Ну и пусть, – Ахмет был снисходителен и величав. – Что он сделает? Тем более, ты уже сдала.
– Да, – радостно выдохнула Леночка, – сдала!
Выждав неделю после каникул, Леночка заглянула на кафедру, где работал преподаватель.
– Можно Максима Максимовича увидеть?
Лаборантка, третьекурсница на подработке, оторвалась от компьютера: – Вам чего?
– Зачетку подписать! У меня зачет есть, нужно в зачетку поставить.
– Оставьте здесь, завкафедрой подпишет. Ведомость из вашего деканата принесите, я посмотрю.
– А Максим Максимович...?
– Он умер.
– Как умер? – Леночка не могла поверить. Вот недавно же был зачет, он ей в вырез заглядывал. – Как умер?
– Сердце. – Лаборантка понизила голос. – Говорят, жена пришла, а дома весь пол заблеван, и он лежит, белый весь. Позвонил в скорую, ответа не дождался. Инфаркт. Вот, на каникулах и умер.
Леночка, как бы изолируя себя от неприятной новости, закрыла за собой дверь. Смерть, прошедшая так близко, внесла непонятный дискомфорт в ее молодой мир. Этого теперь не пересдать. Последняя мысль была совсем неудобной.
Есть, над чем поработать, и это хорошо! ))
Стериотипный Ахмед, он, конечно, не стереотипнее Аглаи и Калягина… Ничуть, но от этого и не выигрывает вовсе.
Черт его знает, о чем там думают преподы во время зачетов… но, видимо, помогает от головной боли, конечно, то есть — в медицинских целях.
Легкое повествование и вполне себе жизненный финал (еще классик писал о внезапной смертности человека). Годная такая вставочка в конце. Эдакий цинизм, прям, вах!
В общем, за достоверность и убедительность — Голос
Очень странно, смерть вообще не пойми и из чего.
Вы правда думаете, что так не бывает? Счастливый вы человек
Речь не совсем об этом. Смерть героя должна быть для чего-то. Нельзя просто так взять и выпилить персонажа, страдайте мол. Это так не работает.
Это как в конце одного из Денискиных рассказов убить Дениску и делать вид, что так и надо.
На данном же примере, видно, что перса завалили для акцентирования внимания на цинизме барышни (вскрыли пороки, практически). Тут никто не всплакнет по ММ…
Так что, прошу, пиши. Обсудим, как это работает
А цинизм барышни и так прекрасно видно весь рассказ. Ничего нового мы о ней в конце не узнали.
Препод внезапно умер, а барышня такая: вот те на!
Или как жила-была Лариса, родила дочь, носилась с ней, а потом раз и рак.
Люди умирают, гибнут, а ты иногда не в курсе. Тебе попрежнему от них что-то надо. И не трогает даже их смерть, а скорее раздражает. Как это она умер? А кто ж мне пересдачу-то в зачетку впишет!
Я то ведь не глупый, идею просек. Хоть автор и не смог ее нормально подать, а вместо этого Дениску убил.
Потому что финал обесцениваетвсе, что было до этого.
Может, я, конечно, кривой, народ-то вон, в восторге. Вот автора и подожду, пусть он мне сам скажет, что я кривой и ничего не понял. А до этого времени — не вижу смысла оправдываться за то, что мне не понравилось.
Да, у нашего времени другие герои…
Со всех сторон рассказ хорош. Разыграно как по нотам. Зачёт и ГОЛОС.
Гг живые, противостояние забавное, за возрождение обидно.
ГОЛОС здесь
Для чего надо было так подробно Ахмеда выписывать, если он не сыграл никакой роли?
Максима Максимовича жалко.
Первая часть рассказа, на мой взгляд, очень затянута. А потом — хоп и умер…
Да, героиня не нравится. Но герои и не должны всем нравиться.
Написано качественнее, чем у соперников.
ММ жалко, да. Ему не осталось пространства для жизни. Он — преподаватель никем не уважаемой дисциплины, его в грош не ставят ни декан, ни завкафедрой, ни студенты. Его вежливость воспринимается как слабость. Он давно — тень, просто вот теперь взял и помер.
В первой части Леночка последовательно проходит стадии пассивной агрессии (юбка, пуговки, мама болела, щас заплачу) и решается на активную («зачем это нам?»). ММ демонстрирует явные симптомы инфаркта (тут Леночка наступает, а ММ принимает «удары» и не отвечает). Кульминация — агрессия студентов перед аудиторией («дожимать нужно!»). Дальше — уже финал.
Не сердитесь на Леночку. ) У меня не было цели писать мораль. Никто не виноват. Все живут как умеют.