Владимир Чернявский

Мне вчера нашептал снег

Мне вчера нашептал снег
Работа №233

Обычно говорят «слезы подступают к горлу», но у меня они подступали прямо к сердцу. Как будто в груди сидел персонаж старых мультфильмов: того и гляди, из глаз его выстрелят соленые фонтаны отчаяния. «Звучит довольно бредово», - скажете вы, но именно так я себя и чувствовала, стоя посреди белоснежной пустыни, когда точка на другом берегу – нет, путеводная звезда – внезапно исчезла.

Все начиналось как игра.

- Ты здесь одна?

- Одна. А ты?

- Я тоже.

- Прогуляемся?

- Давай.

Вместо слов мы говорили глазами: как докричишься до противоположного берега реки? Благодаря молчаливым гляделкам у меня появился наполовину выдуманный друг, готовый скрасить мое одиночество, пока не кончится набережная. Выдуманный, потому что, каким бы прекрасным ни было зрение, вряд ли с такого расстояния разглядишь добрые, чуть лукавые глаза, которые словно проникают в тебя, заряжая душу азартом и предвкушением увлекательных приключений. А может, я и правда видела их?

Мы шли минут десять, а может, больше – каждый по своему берегу. Даже, кажется, говорили о чем-то; не помню точно, о чем, но от этой беседы было тепло внутри. Этим морозным утром улицы пустовали, но, попадись мне случайный прохожий, я едва бы заметила его, увлеченная своим диалогом вне времени и пространства. Из дома меня погнало одиночество и сопутствующая ему тревога, которая не позволяла сидеть на месте, требовала быть в движении и вечно чего-то искать. Вот я и нашла.

А потом потеряла: он просто исчез в кустах, даже не бросив в мою сторону прощального взгляда. Заглянул по нужде? Куртка зацепилась за ветку? Нашел клад? Чувство юмора одну за другой подбрасывало мне спасительные идеи, и все это было бы комично, если бы не было так страшно: томительно тянулись секунды, но его все не было. Моя мечта о том, как мы встретимся где-то посередине реки, разбилась о безучастный январский лед. Несбывшееся счастье улетучилось, оставив внутри черную дыру.

Я решалась. Мне говорили, что в это время лед выдержит даже машину, но от одной только мысли о том, чтобы ступить на него, у меня неизменно тряслись коленки. Годами во мне жил безотчетный страх, заставляя чувствовать себя немного ущербной на фоне множества знакомых, которые играючи прогуливались над черной бездной. Не вдохновлял подвиг сотен моих земляков, которые, судя по протоптанной тропинке, неоднократно переходили здесь реку и, безусловно, добирались до того берега живыми.

Конечно, я побежала – не успев толком подумать и взвесить, я мчалась по заснеженному льду, подгоняемая тревогой; летела мимо любителей подледной рыбалки, провожавших меня недоуменными взглядами. Потом буду ругать себя за безрассудство, пугаться задним числом возможных ужасных последствий, а сейчас – сейчас был вопрос жизни и смерти.

В кустах никого не было. В самом деле, глупо было думать, что он сидит здесь и ждет меня, или что его схватили неведомые твари – злобные обитатели безлюдных берегов, или что он стал жертвой коварного преступления. Я, конечно, побродила еще в зарослях, но его отсутствие ощущалось так же остро, как до этого – наша связь, соединившая берега.

В бессилии я опустилась на ближайшую унылую корягу. Дышалось больно и неохотно: он просто ушел известными ему тропками. Я все придумала. Это была только игра.

***

- А это что, письмо от прекрасного принца?

-Где?

Вероника повертела у меня перед носом потрепанным листочком.

- Где ты его взяла?

- Выпало из книжки.

У подруги была привычка исследовать мою комнату: не изменилось ли чего с прошлого раза? Вот и сегодня она обнаружила книгу, которую я недавно почти машинально взяла на буккроссинге в кофейне.

- Зачем тебе вообще эта книга? Детская какая-то, - себе под нос пробубнила Ника, все еще увлеченно разглядывая листочек.

- У меня была такая давным-давно, а потом потерялась.

Я наконец не выдержала и стала читать, перегнувшись через никино плечо.

«Ты та, кто выведет мое сердце из темноты».

И подпись. Имя и фамилия. Мужские.

- Ва-лен-тин. Какое имя романтичное!

Я знала это ее выражение лица – такое возникает у Ники во время просмотра фильмов о любви. Иногда она привлекала к этому занятию и меня, но эти сказочки часто резали по живому полным отсутствием кардинальной несхожестью с моей реальностью. Впрочем, на то они и сказки.

«…выведет сердце из темноты».

- Адок, а вдруг это он, твой принц?

Очередное уменьшительно-ласкательное имечко вывело меня из оцепенения. Я невольно улыбнулась, что нечасто происходило со мной в последнее время. История с парнем, затерявшимся в снегах, еще не до конца отпустила меня, хотя я уже немного сомневалась в реальности этой встречи, а заодно и в ясности своего рассудка… А теперь еще этот Валентин. Я не могла разделить игривого настроения Вероники: в коротком послании незнакомого парня мне почему-то чудилась обреченность.

- А давай найдем его «ВКонтакте»? – предложила подруга. – Не думаю, что там много людей с таким сочетанием имени и фамилии.

Не дожидаясь, пока я среагирую на ее идею, она принялась щелкать мышкой моего ноутбука.

- Страница закрыта, - грустно проговорила Ника несколько мгновений спустя.

На аватарке у Валентина, который и правда оказался единственным в своем роде, красовался заснеженный лес. Парень был онлайн несколько дней назад, что в эпоху активного пользования соцсетями выглядело даже немного тревожно.

- Да ну его в лес, этого Валю. Вдруг эта книжка в кафе год пролежала, а он уже давно девушку себе нашел? Ты бы только расстроилась! – подытожила подруга.

Надо же, придумала для меня романтическую историю и сама же поставила на ней крест.

- Или ему уже 50 лет. А может, это вообще фейковая страничка какой-нибудь девушки, а Валентина вовсе не существует, - решила я поддержать подругу, помогая ей поставить точку в этом мимолетном приключении, пережитом нами в четырех стенах.

Заснеженный лес почему- то глядел с аватарки чуточку зловеще.

***

Немногие знали, как найти в парке кладбище домашних животных. Я и сама каждый раз удивлялась, когда мне удавалось обнаружить его среди деревьев. Двигалась по наитию, как в тот раз, когда искала на другом, человеческом кладбище могилу одной рок-звезды. И нашла же!

Так и здесь. Один поворот, другой – не верилось, что они приведут, куда нужно, и все же я здесь. Зимой опознать место практически невозможно, но вот торчит из-под снега надгробие незнакомой кошки – как там ее звали? Наверное, не каждого человека провожают на тот свет с такими почестями, как эту некогда пушистую красавицу и любимицу семьи…

А под этим деревом, предположительно, находится скромная могилка моего кота, погибшего несколько лет назад. Вместе с ним по воле нелепого случая покоится улитка по имени Бронислав. «Лучший кот», - гласит надпись, сделанная маркером на простой кафельной плитке. Иногда прихожу сюда, чтобы в тишине вспомнить об ушедшем мохнатом друге.

Неужели кому-то еще сегодня пришла в голову такая же идея? Слабо верится, учитывая, что здесь всего-то 20 могил, и некоторые сделаны лет 10 назад. И все же, неподалеку похрустывает снег, извещая, что я тут не одна.

Резко поворачиваю голову и вижу его. Парня с набережной. Стоит за деревом в нескольких шагах и внимательно, задумчиво смотрит мне прямо в глаза. То самое лицо, которое «дорисовало» себе мое воображение.

Делаю шаг в его сторону, он поворачивается и уходит.

- Подожди! – кричу я.

Перехожу на бег. Его спина стремительно удаляется, словно он не идет, а летит по воздуху. Хоть бы обернулся!

Я бегу, а деревья обступают меня сужающимся коридором. Ели жадно тянут ко мне свои припорошенные снегом лапы. Он уже далеко – не догнать. На горизонте алеет рассвет. Я выныриваю из мучительного сна и хватаю ртом воздух.

***

Плетусь на кухню за кофе, включаю ноутбук: все равно уже не уснуть после такого. Ни на что не надеясь, ввожу в поисковик имя парня из книжки. И подскакиваю.

Репортаж о поисках. Молодой парень, учитель, поехал с друзьями кататься на лыжах в лес и отбился от группы. Свернул куда-то, никого не предупредив. На место выехала полиция и волонтеры. И дата – 6 января. Вчера!

Комментарии от друзей, учеников. И улыбающееся лицо в конце статьи. Его лицо. Кто бы сомневался.

***

- Да это так, дурачество…

Не без труда я нашла в соцсетях его подругу – ту самую, которая прокомментировала журналистам новость о его поисках.

Почему-то сначала захотелось спросить про ту записку в книжке.

- Валька всегда кого-то искал, да так и не нашел. А потом и сам потерялся.

В моей груди, где образовалась пустота после его исчезновения, от этих слов что-то зашевелилось, подняло в надежде голову.

Я написала координатору поискового отряда, выключила компьютер и стала собираться.

***

В лесу копошился поисковый лагерь, новичков группами отправляли прочесывать местность по определенным маршрутам, предварительно прочитав инструктаж. В каждой группе были опытные волонтеры, которые искали людей не один год.

Снег – сколько же здесь снега! Я давно не оказывалась так близко к природе. Мы с трудом продвигались вперед, проваливаясь по колено в сугробы. Казалось, снег хочет нас остановить, помогая лесу сохранить его пленника. Я озиралась по сторонам, изо всех сил напрягая глаза, но видела лишь одно: белоснежные просторы и стражники-деревья, упирающиеся макушками в ясное небо. Вот же она, свобода – стоит лишь задрать голову. А здесь – неприветливый лабиринт, который, даже наполнившись людьми, остался мрачным и безжизненным.

Не знаю точно, что побудило меня свернуть, невзирая на грозящую опасность: нам категорически запретили так поступать. Мы шли всего несколько минут, а лес уже умудрился заманить в свою ловушку.

«Ты должна ему помочь», - шептал вкрадчивый голос в моей голове.

А может, это лес шумел, пытаясь меня запутать.

Мне показалось, что я увидела что-то за деревьями. Опасная иллюзия окончательно отключила мой разум, и я побежала, если можно назвать бегом неуклюжее передвижение по заснеженной местности.

- Ада-а! - кричала где-то вдалеке девушка-волонтер из нашей группы.

Мне казалось, зовут меня. Но я не откликнулась.

***

Говорят, у учителей не должно быть любимчиков, но у меня она была, хоть я никому и не признавался. Детдомовская девчонка, но вы бы видели ее стать! Про такую ни за что не подумаешь, что воспитывается не в семье. Прямая спина, изящная шея, умные глаза с веселыми искорками и это совершенно искреннее, невыдуманное и, к счастью, не взлетевшее к небесам чувство собственного достоинства. Настоящая маленькая принцесса. Вот бы мне такую дочку!

Ну и, конечно, я всегда питал слабость к детям, любившим мой предмет. Литература совершенно точно была ее любимым уроком. Обращалась ко мне за советами о том, что можно почитать, помимо учебной программы.

Я сбился с ног, разыскивая для нее одну книжку, которую очень полюбил в детстве. И надо же было вбить в свою дурную голову идею о том, чтобы откопать то самое издание! В магазине она была во множестве вариантов, но той, с запавшими в душу сказочными картинками, не было.

Помню, как-то рассказал ей об одной сцене, где героиня – ну точь-в-точь она! – после долгой зимы побежала в лес, чтобы прокричаться, расправить наконец плечи и поприветствовать долгожданную весну. Помню, у Адки загорелись глаза:

- Вот бы и мне так же!

Уверен, ей было о чем покричать. Да и мне тоже.

***

Небольшой факт о поисках пропавших: установлено, что дети без опаски идут на женский голос, еще лучше – на голос матери. Услышав голос зовущих их незнакомых мужчин, дети, наоборот, могут спрятаться. Поэтому во время поисков включают запись с материнским голосом – или по имени ребенка зовет женщина-волонтер.

***

Паника. Меня словно парализовало. Я бешено вертела головой и видела одно и то же: ничего знакомого, ни малейшего признака человеческого присутствия. Что там нужно делать, когда потерялся, стоять на месте? И долго я простою на месте, зимой-то?

Внезапно навалилось ощущение идиотизма ситуации. До этого я действовала не раздумывая, повинуясь какому-то безумному вдохновению, словно что-то вело меня – и вот, видимо, финальная точка моего бессмысленного маршрута. Гонки за призраком завели меня в тупик.

Переживания о бедном Валентине (что за имя-то у него такое, в конце концов?) отступили на задний план, уступив место самобичеванию. Не заставили себя ждать угрызения совести: он где-то там, одинокий, испуганный и беспомощный. А я, еще не успев остыть после теплой машины, изнываю от жалости к себе.

…и снова это видение далеко за деревьями. Как в моем сне, когда я тщетно пыталась догнать этого неуловимого парня. Забыв о данном себе обещании оставаться на месте, я пустилась в погоню.

***

Непрочитанные сообщения:

«Эту книжку он хотел подарить одной девчонке, которая училась у него в классе. Искал ее по всему городу, когда нашел, радовался, как ребенок! На все был готов ради этой малявки… Но отдать не успел. У меня была мысль найти ту школьницу, Аду, но, знаешь, просто не было сил. А потом уже не хотелось напоминать девочке, она тоже очень привязалась к Вале. Сирота. Думала, вдруг разворошу ее раны, которые только-только успели затянуться. Поэтому я отдала книжку на буккроссинг. А та записка, ну, не знаю… Глупый ход. Дань его памяти, наверное… У меня, кстати, остался пароль от его страницы, недавно заходила, поставила лес на аватарку…»

***

Факт об электронных СМИ: в некоторых изданиях в верхней части материала указываются лишь число и месяц написания материала. А, чтобы найти год, нужно хорошенько постараться.

***

Следуя за мелькавшим за деревьями неясным силуэтом, я выбежала на небольшую полянку, но еще раньше я услышала этот душераздирающий звук. Горько плакала маленькая девочка – прямо-таки билась в истерике. Я не разбираюсь в детской психологии, но, кажется, у нее был шок. Лицо красное от мороза пополам со слезами, трет щеки колючими варежками и не может остановиться. Только смотрит куда-то и пытается вздохнуть, но воздух будто отказывается проникать в ее легкие.

Меня она заметила не сразу, а, когда увидела, в ее глазах промелькнуло облегчение. Как будто то страшное, что она нашла здесь, наконец-то можно разделить с другим, чтобы ноша перестала быть столь тяжелой. Девчонка бросилась ко мне и прижалась изо всех сил, продолжая сотрясаться от рыданий.

- Тише, маленькая, все позади. Я здесь, - приговаривала я, почти не веря в спасительную силу своих слов.

Откуда здесь, черт возьми, этот ребенок? Неужели родители притащили с собой на поиски? А может, это родственница или знакомая Валентина, которая, как и я, проявила чрезмерное рвение в поисках и заблудилась? Нашли бы ее, если бы я не свернула с маршрута?

- Тебя как зовут? – спросила я.

- Ада.

- Надо же, какое совпадение! И меня тоже!

Глядит с недоверием. Думает, шучу.

- А что ты здесь делаешь, Адочка?

- Там, там… - девчонка показала на ель в нескольких метрах от нас, зарыдав пуще прежнего.

Наконец я отважилась посмотреть в сторону этого дерева, где – я знала с самого начала, едва услышала ее плач – притаилось нечто ужасное. Что-то темнело внизу, в снежной колыбели, навесом для которой служили мощные хвойные лапы.

Не смотреть туда, только не смотреть!

Но она успела заметить его позу: свернулся клубочком, словно младенец. Фантазия дорисовала безмятежное выражение лица и легкую улыбку. В конце концов, он добился, чего хотел: не дал в обиду свою Аду, отвоевал девчонку у непреклонного леса.

***

Из разговоров волонтеров:

- Да, нашли, нашли. Побежала учителя своего искать. Пропал в этом лесу год назад. Все говорила, что ему там, наверное, холодно и страшно в темноте.

- А как целая группа из детдома оказалась именно в этом лесу? Совпадение? С педагогами, на лыжах…

- Говорят, эта девчонка и упросила. Сказала, в память об учителе. Ей не смогли отказать.

- Ты глаза ее видел на фотке? Да под этим взглядом на что угодно согласишься!

***

Одиночество превращает нас в отличных бегунов. Мы мчимся – по кругу, по спирали, зигзагом, возвращаясь в те же точки, с которых начали, и сами не подозреваем об этом. Бежим от него – но, по сути, вместе с ним. Тащим на спине эту неподъемную ночи, прогибаемся от тяжести, слабеем.

А потом мы останавливаем бег. По своей ли воле, или под воздействием чуда?

Я обязательно удочерю ее, вот только разберусь со всей этой бумажной волокитой. В конце концов, я мечтала о дочке по имени Ада. Мне всегда казалось, что это отличное имя.

+2
20:57
546
15:48 (отредактировано)
Не плохой атмосферный рассказ. Мистика (или может, местами даже магреализм).
Из плюсов: легко читается, хорошо написано. Нет перебора с «жалостными эмоциями».
Не из минусов, но как замечание — все слишком уж быстро и легко сложилось, мало «нагнетания» было.
Для текста где главная ставка на атмосферу и загадку, можно было бы больше ощущений.
Ну и тело, обнаруженное в лесу через год (!) та ещё проблема опознать. А тут он лежит, улыбается…
17:05
+1
Ну так мистика же pardon)
16:52
Смысл так себе, предсказуемо
Загрузка...
Светлана Ледовская №2

Достойные внимания