Данила Катков №2

Подсобка

Подсобка
Работа №3
  • Победитель

Из темноты на меня внимательно смотрит блеклый единственный глаз старой куклы. Рядом спят пылесос и позапрошлый принтер. Старый ковер, когда-то не поместившийся в кабинет в длину, папки с бумагами, которые больше никто и никогда не откроет, книги, которые едва ли когда-нибудь перечитают.

Сумрачное королевство позабытых вещей. Что я здесь забыла? Может быть, я тоже забытая в темноте штуковина, мало того что бесполезная, так еще и сломанная?

– Ну что, – внезапно спрашивает меня кукла, – как оно там? Нашли уже подходящую обувную коробку?

– Какую коробку? – не понимаю я. Чего-чего, а обувных коробок здесь нет.

– Как какую. Чтоб похоронить. Мне обувная как раз по размеру.

– Нельзя же быть такими безответственными! – в разговор включается принтер, – ты знаешь правило: мы приходим в эту жизнь в коробке и в коробке же должны уйти из нее. Это священный обряд!

– Чепуха, – отмахиваюсь я и ищу выключатель, надо бы осветить эти забытые земли, – никто не тратится на коробки, чтобы выбросить мусор. Максимум – пакет.

– Мусор… – вкрадчиво проговаривает кукла, – му-сор… Надеюсь, когда придет твое время, ты услышишь то же самое – вот тебе пакет, покойся с миром в братской могиле.

Щелкает выключатель, но ничего не меняется: лампочка давным-давно перегорела.

– Почему в братской? В какой могиле?!

И тут в воображении всплывает переполненная мусорка. Вонь, грязь, вперемежку свалены неживые тела… неживые? Или мертвые? Ну уж нет, они никогда не были живыми, нашли, на что претендовать.

– Вот – вот, – продолжает кукла, – и тебя ждет то же самое.

– Нет-нет-нет, я не понимаю. Зачем это вам? Зачем на мусорку? Зачем в могилу? Чем вам здесь-то плохо?

– Всякая душа жаждет перерождения! Я распечатал однажды статью о переработке отходов, с тех пор так загорелся идеей, что можно стать частью чего-то большего… Это учение принесло мне большие надежды! И помогает коротать время здесь, в этом чистилище…

В чистилище? Да что же это такое, где я? Что я здесь забыла? Что за обитель заблудших душ, жаждущих упокения? Прочь, прочь, пока меня не поглотило их безумие…

* * *

– Кать, ну ты где ходишь?!

– Да в подсобке тупила…

– Ты клей принесла?

– Черт, забыла! Я как туда захожу, так память отшибает, по десять раз туда-сюда ходить приходится. Знаешь, стою на пороге и смотрю по сторонам… Сейчас, секунду, так тебе клей и…?

– И ножницы большие, а то этими маленькими резать невозможно. Кстати, у меня та же фигня. Знаешь, это просто мозг на пороги реагирует и как бы перезагружается. Я что-то такое читала. Давай, неси ножницы…

* * *

– Вот ты и вернулась. Поверь, тебе никуда отсюда не деться, однажды ты останешься здесь навсегда. Вместе с нами.

– Да нет же, я сейчас возьму и … – а что я возьму? Ну вот, опять забыла. Начнем сначала, я сюда пришла, чтобы… А зачем? Зачем я пришла? Зачем все это? Зачем бесконечно уходить и приходить, если можно просто… остаться? Какой смысл? – Так, вот не надо нагнетать вот это все! Если ваше существование такое бессмысленное, то это еще не значит, что мое – тоже. Я сюда пришла просто чтобы…

– Чтобы что? Ты ж сама не помнишь! Катенька, – кукла лениво закатывает свой единственный глаз, – если не веришь в бренность жизни – поговори с ковром. Он как никто другой, понимает, что к чему.

В углу тут же что-то зашевелилось, зашуршало.

– Он в свернутом виде говорить не может, его разворачивать надо, – просигналил принтер, – а тут ему места совсем не хватает. Бедняжка! Представляешь, каково ему? Неприкаянный и никому ненужный, просто потому что не вписался в рамки… А если бы вписался? Да об него бы ноги каждый день вытирали! Слышишь? Вы-ти-ра-ли но-ги!

Ковер задрожал и замычал, как связанный заложник. Кукла тяжело опустила голову. Принтер включил красный огонек.

– Ты ведь знаешь, что однажды здесь останешься. Нет других вариантов. Так оставайся сейчас.

Ну уж нет! Не вернусь. Ни за что, никогда, ни в жизни, ни вовек.

Хотя, если каждый раз, выходя из подсобки я забываю, что было внутри, если я забываю весь этот ужас безысходности и все равно возвращаюсь… Неужели это все будет повторяться до бесконечности?

* * *

– Наконец-то! Ножницы принесла?

Стою, озираюсь, щурюсь от дневного света. Сердце почему-то колотится, а почему – не помню. В руках зажата бумажка, исписанная каракулями. Как будто бы писали с закрытыми глазами. Стоп, это же я писала. Я знаю, что это, я знаю, о чем это.

– Там это… лампочка перегорела, надо заменить. И куча всего выкинуть.

– Ты ножницы с клеем принесла?

По телу проходит последняя волна страха.

– Тебе надо – ты и иди. 

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+10
870
23:59
1. О чем этот мистический текст?
2. Это не рассказ, а зарисовка
3. Почему эти вещи говорят?
4. Почему героиня ничего не помнит?
5. Почему вещи хотят, чтобы героиня осталась там?
6. Кто обладатель женского голоса помимо Кати?
Писать автор умеет (местами с ошибками), но эта работа откровенно слабая.
Успехов!
00:50
+2
1. Этот текст об экзистенциальном страхе быть выкинутым на помойку, то есть страхе смерти, забвения, бессмысленности.
2. Рассказы бывают и короткими, рассказ – не новелла, а здесь к тому же есть четко выраженный финал. Недосказанность в маг-реализме – важная составляющая.
3. Вещи говорят, потому что жанр такой
4. Героиня ничего не помнит, потому что жанр такой
5. Вещи хотят, потому что жанр та…
6. Обладателей женского голоса кроме Кати два: кукла и рассказчица.
01:04
Как вы легко решили все прикрыть жанром)
1. Допустим. Спорить не буду. Вам виднее. Однако мне либо мозгов не хватило понять этого, либо автор зажал объяснения и нашептал вам на ушко про экзистенциональный страх)
2. Рассказы действительно бывают короткими, но нельзя же весь рассказ превращать в одну сплошную недосказанность. И как это вы из недосказанностей все так сразу поняли и прониклись?)
3, 4, 5 — Нужны объяснения, хоть какие-то, иначе зачем это здесь все? Какой смысл? Сплошные недосказанности. Давайте может и жанр переименуем?)
6. Вы сказали, что обладателей женского голоса кроме Кати два: куклы и рассказчицы. Погодите. А как отличаются Катя и рассказчица? Разве это не одно и то же лицо? И кто тогда сказал это?
– И ножницы большие, а то этими маленькими резать невозможно. Кстати, у меня та же фигня. Знаешь, это просто мозг на пороги реагирует и как бы перезагружается. Я что-то такое читала. Давай, неси ножницы…
01:12
Да, прошу прощения, перепутала. Катя и есть рассказчица. А какая разница, с кем она говорит — с сестрой, подругой? Что изменится, если ей датут имя, внешность, род занятий? Это только испортит лаконичность стиля.
01:23
Будь стиль, как вы говорите, лаконичен, то и неведомого героя бы не было. Зачем нам тогда здесь даны его (точнее ее) реплики? Уберите их из текста и только лучше будет. Иначе получается еще одна недосказанность.
А на другие вопросы вы отвечать не будете?
02:08
Невидимый собеседник важен для сюжета. Уберите его — и вместо маг-реализма получится поток сознания. Не буду. Если хотите, чтобы все было понятно, читайте детские сказки или реализм без магии.
02:40
Не думал, что этот некто «Катька, принеси клей и ножницы» станет ключевым винтиком в истории. Спасибо за разъяснения. Пойду читать литературу понятную, детскую — по своим скромным интеллектуальным способностям, так сказать) а вам добра и не переживайте вы за этот рассказ, может он кому ещё приглянется)
09:40
+1
Извините. Ключевой винтик — да, это зацепка за реальность, который не дает рассказу уйти целиком в плоскость воображения героини. Намек на то, что неладное в подсобке замечают и другие. Иначе это были бы просто глюки героини и все.
13:05
Соглашусь. О зацепке за реальность не подумал. Хорошее замечание
00:30
+3
О, этот тихий шепоток безумия… Нужно иметь очень хороший слух, чтобы его услышать. Невидимая грань между реальностью и бредом. Нужно иметь очень хорошее чутье, чтобы ее учуять. Обычно мне скучно, когда в качестве персонажей выступают вещи. Но тут другой случай. А финал… Автор, вы меня поразили в самое сердце. Пожалуй, первый из рассказов в этом конкурсе, который меня по-настоящему сразил. Думаю, верный кандидат на победу, но нужно прочесть еще два)
05:11
+3
Отличный рассказ!
Глубокий, жуткий и одновременно чуточку смешной. Чтобы не сильно пугаться.
Совершенно всё понятно, при этом ничего лишнего.
Написано очень уверенной рукой и без ошибок. Разве что «вперемежку» здесь скорее «вперемешку».
06:09
+1
И всё-таки ГОЛОС здесь.
Но работы 4 и 5 тоже весьма достойны. Здесь меня покорило исполнение. Тщательная проработка текста.
Просто нужно вовремя избавляться от старых вещей. Вот тогда они и не будут с тобой «разговаривать» ))) thumbsup
11:27
+2
Во-первых, он короткий — это плюс.
Во-вторых, он страшноватый — тоже.
А вот мешанина не очень вышла. Нет генеральной линии. Ну, точнее, она есть и просматривается, но как-то плохо обставлено. Героиня никакая. Предметы бормочут обо одном и том же и их много. Никто не развернулся в полную мощь. Похоже на кусок большего.
15:00 (отредактировано)
+1
Голос сюда. За атмосферу жути, которую создал автор. За странный причудливый мир, который скрыт за неприметной дверью.
Но хотелось бы большего.
Почему героиня все забывает в подсобке? Можно ли вообще, оттуда что-нибудь вынести? Не заплутает ли героиня среди вещей, не превратится ли сама в вещь?
Подумайте, автор. Здесь есть, о чем написать. Удачи!
17:03 (отредактировано)
+3
Что понравилось: первые два абзаца отчетливо объясняют весь рассказ. Там же обозначены линии сюжета: «кабинет/подсобка» и «память/беспамятство». В перемене этих линий и развивается сюжет, создавая интересные смыслы комического и трагического одновременно. Как-бы такое комическое, рассказанное трагичым, срывающимся на шепот, голосм.
Сюжет построен очень просто, ГГ ходит между мирами. На бумажке в финальной сцене что-то написано, но повлияет ли — мы не узнаем, рассказ закончился. Осталась тайна. Здесь это хорошо, если бы героиня где-то сама осталась, было бы хуже, разве что ее насильно оставят… Потерянные ножницы — хороший символ.
Не понравилось: да в общем все хорошо как-то, логично. Все понравилось, кроме настроения, я не любитель «готических невест» Бертона (но уважаю его мастерство). Смыслы на местах. ГОЛОС здесь.
21:08
+3
Чудесный, простой стиль. Без выпендрежа, но «вкусный». Мне кажется каждый понял о чем рассказ.
21:36
О чудесности стиля для г. Триггера, нарочно зарегистрировавшегося вчера на БС, чтобы засвидетельствовать свое восхищение рассказом. С первого абзаца нас встречает бракованная кукла, выпущенная с одним глазом, позапрошлый(?) принтер, старый(?) ковер, не вписавшийся в кабинет. Офис с низким бюджетом? Где нет даже клея и ножниц? Нет работника, способного заменить лампочку? Как героиня собиралась в полной темноте отыскать что-то в каморке? Далее «стиль» утверждается бессмысленными повторами в одном абзаце: «Сумрачное королевство позабытых вещей. Что я здесь забыла? Может быть, я тоже забытая в темноте штуковина, мало того что бесполезная, так еще и сломанная?» Потом смакуется коробка, мусор, могила в каждом предложении. Стилистика на высоте невзыскательного уровня. Дальше читать не стал. Автору удачи.
18:04 (отредактировано)
+4
Не скажите… Это сказка о путешествии «на тот свет», но 1) на авторском материале, 2) без «стилизаций», 3) без явно заимствованных волшебных образов (Иван-дурак, Баба-Яга и проч.), 4) без заимствованных иноязычных образов (драконы, эльфы, орки и проч.). В другое время просто живем, поэтому про героизм и «мечом махать» писать невозможно, вызывает смех. Здесь ГГ не может решить, жива она или нет, а это — совсем другие акценты
Что до анализа, то текст разворачивается через два противопоставления (живые/неживые, память/забывчивость), оба оправданы фабулой, есть даже указание на «порог». Забывчивость, беспамятство это оборотная сторона «позабытости», «заброшенности». Память оживляет, беспамятство убивает. То же и со «старостью» вещей. Старость — путь в забытье, в беспамятство, в забытость.
Повторения слов, к сожалению, надо бы вычитывать и разнообразить лексикон, тут я с вами согласен. Но структурно — очень неплохо.
23:47 (отредактировано)
+3
Я ГОЛОСую за этот рассказ. В отличие от многих, автор знает о чем и зачем пишет. В коротком, «бытовом» рассказе глубокая, многослойная символика. Важно то, что дверь в подсобку всегда рядом. Ты живешь, что-то планируешь, радуешься, надеешься, а потом раз, и ты оказываешься один на один со своим умиранием, и нечем закрыться.
Кстати, если рассматривать это с психологической точки зрения — попадание в подсобку своего рода паническая атака, и люди, переживающие ее, часто не могут вспомнить либо совсем ничего, либо фрагментарно и размыто.
Интересно поразмышлять о решении героини в финале — не ходить в подсобку. Это может быть — не думать о смерти, выброшенности и бессмыслице. Либо — какое-то принятие этого.
21:02
+1
Слово «голос» надо как-то ВЫДЕЛИТЬ.
22:00
Спасибо! Буду знать!
23:09 (отредактировано)
+2
А что в офисной подсобке делает одноглазая кукла? Одноглазая. Кукла. Кто ей глазик отковырял в офисе?
Да, меня во всем рассказе эта деталь заинтриговала больше остальных)))
Замогильная романтизация чердаков и подвалов, присущая детям, тут в самой своей красе и силе))))
Очень мило. Никаких таких отсылок, которые углядели комментаторы выше, я не нашла. По мне так это «старый добрый» детский мир после отбоя, с ожившими игрушками и умершими бабушками.
Было очень приятно читать.
23:32
А почему офисной? По моему это домашняя подсобка. И кабинет домашний. Да, не у всех есть. Мне тоже " шестая комната необходима под библиотеку" © ))), но вот есть счастливцы…
01:20
Да? Ну, у кого чего болит)))) Мне работа везде мерещится. Даже в чужих текстах.
Домашняя, говорите, кладовка? Ну-ну)
13:45
А я почему-то про офис вообще не подумала. Сразу представила себе дом. Вот у нас тоже есть и подсобка, и погреб, и даже кукла в нем, правда двуглазая, но зато с дырой вместо носа jokingly
15:16 (отредактировано)
+2
Одноглазая кукла — самый главный персонаж рассказа. Она проговаривает суть проблемы: это ее вопрос о том, чем люди как бы отличаются от вещей (коробка как гроб, выбрасывать мусор, хоронить в пакете), это она сомневается, это с ней себя ассоциирует ГГ. А одноглазость — так это вообще прелестная деталь, — один глаз смотрит в мир, а другой — во мрак. Неее, кукла с одним глазом это символ (!), она одна может построить все изложение.
23:23
+2
Обожаю ваши комментарии bravoВы находите в рассказах больше, чем автор вложил или думал, что вложил))
23:25 (отредактировано)
+2
Ну что вы… Любое свое предположение я могу подтвердить текстом ) А потом — зачем нам автор? Написал и пусть отдыхает… А мы читаем )
00:05
+2
Это верно. В хорошем рассказе каждый читатель увидит что-то свое. Но вы заглядываете глубже других )) Я это без сарказма blush
03:45
Мне тоже четко увидилась домашняя кладовка
Это потому что мне кукла иногда глаз одалживает поносить ))
13:00
+1
08:33
+1
Подсобка как чистилище для ненужных вещей — идея классная. В Хорошем рассказе должна быть незаезжанная мысль. Собственно, рассказ этим и понравился.
Не понравилась статичность. Действий нет. Только мысли и рассуждения.
В целом, плюс за идею
03:48
+1
Хлам засасывает. Нельзя, нельзя так забивать жизнь одноглазыми куклами и прочей ерундой. Лучше — не рассматривая, не вспоминая — все на свалку. В рассказе мало действий. Больше рассуждений. Но чем-то рассказ меня зацепил. Провалами во времени и пространстве, что ли? Или единственный глаз куклы впился так, что не отпускает?
04:00
ГОЛОС
11:51
+3
Вот что меня удивляет. Многие пишут, что мало действия. При этом я вспоминаю рассказ Кортасара «Аксототль». Несколько страниц герой только и делает, что смотрит в аквариум. Кто сказал, что путешествие должно быть внешним? Внутренее путешествие порой может быть куда более увлекательным.
Aed
19:27
+1
Забавный рассказ. И немного жуткий и даже философский. ГОЛОС за него, т.к. самый оригинальный.
17:41
Да об него бы ноги каждый день вытирали! Слышишь? Вы-ти-ра-ли но-ги!

Автор, это прекрасно! laugh
Где ещё предаваться экзистенциальному кризису, как не в подсобке среди старых, ненужных вещей?
19:41
ГОЛОС
Это миниатюра. Люблю их)
И мысли вещей мне очень понравились. И тут ещё нужно додумывать — это прекрасно! И думаю, что это самый магреализм)
Про ковра очень трогательно!( жалко его. И про рамки, в которые он не вписался — оч.сильно! Есть о чём подумать.
21:19
+1
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

История Шрёдингера. Пока я не начинаю её анализировать, она мне нравится. Или нет. Но анализировать надо. Наверное.
История о «возвращении», я думаю, в прошлое. Вот эта страсть к накоплению, к бездумному складированию всего и вся — мне в этом рассказе именно она просматривается. Книги, которые едва ли снова будут прочитаны, которые никогда не отправятся в библиотеку, к друзьям, да даже на дачу — вдруг там захочется перечитать? Нет. Мёртвым (неживым) грузом валяются где-то в подсобке. Где эта подсобка? Может, в реальности, может, в голове (в смысле, ГГ не псих, но в её воспоминаниях полно «хлама», от которого она не может избавиться и, едва ей нужно вспомнить что-то действительно важное, она возвращается к хламу раз за разом)…
История хоть и пугающая, тревожная, очень лёгкая. Автор умеет разрядить обстановку, умеет уцепиться за момент (ковёр-заложник меня до последнего не отпускал, и я даже подумала, что он сейчас рунет и ГГ под его тяжестью навечно останется в подсобке).

Что бы сделало историю ещё лучше в моих глазах? Наверное, более очевидная дифференциация между героями из подсобки. Может, это беда моего восприятия, но кукла в какой-то момент «склеилась» с принтером. Хотя вот потом, когда кукла закатила глаз, а принтер поделился знаниями о распечатанных когда-то материалах о переработке отходов, всё вроде у меня с прямой речью наладилось.
21:46
+1
Ах-ха-ха-ха! Жутко-задорно!
Анекдот.
Отец сыну, отправляя в магазин. Запоминай, ты должен принести две вещи, сынок, ДВЕ вещи. Молоко и хлеб. Проходит три часа. Сын возвращается. В руке зубная щетка. Отец, срываясь на крик. Я же говорил, идиот, Две вещи! Где зубная паста?!
Тоже эффект порога/прохода/перехода.
Вроде должно нагнетать жуть, и даже местами нагнетает, но нелепости (ковер не поместившийся в длину, принтер подающий сигналы) смешат и видно, что все понарошку.
Да и подсобка, это как правило, подсобное, т.е. вспомогательное помещение, где-нить в офисе, школе, административном здании. В домашнем обиходе это чаще называют кладовкой, чуланом, темнушкой и т.п.
crazy
21:58
А мне вот вспомнилось:
— Сходи за картошкой.
— Я ходил же недавно, она что, вся испортилась?
— Нет! Она вся — свекла!
22:01
Андерсен прославился тем, что умел слушать голоса вещей. Это неплохая задумка. Идея бренности, хлама, чистилища вещей. Но это эскиз. Это стоит доработать, у задумки большой потенциал. Можно до повести развить. Дать вещам память. Забирать ее у людей, завязать отношения между. Дать конфликт. А пока — это – Тебе надо – ты и иди. ну, не надо так. Вообще, зачем за клеем и ножницами в подсобку идти? Что за организация рабочего места?
Загрузка...
Илона Левина №1