Нидейла Нэльте №1

Микротренинг для писателей №43: элементы магического реализма

Микротренинг для писателей №43: элементы магического реализма
Не для турнира, а для жизни мы учимся

Внезапное! Возвращение! Микротренингов! Да, это оно .

Спойлер, который не спойлер: в турнире я участвую, но, чувствую, недолго продержусь. А освоить это направление (ибо это направление, или течение, в литературе, а также художественный метод) очень хочется, затем на турнир и вызвалась. Давайте тренироваться вместе?

Перед вами микротренинг для писателей №43!

Предложение следующее: поскольку магический реализм характеризуется некоторой комбинацией отличительных черт, почему бы нам не рассмотреть эти черты в отдельности? Потренируемся несколькими мазками очерчивать элементы магического реализма в ультра малой форме (семи предложениях), а затем, глядишь, эти наброски пригодятся нам в дальнейшем. Ну, по меньшей мере, мы просто попробуем :) Тренинг за тренингом.

Мы можем сказать, что элементы магического реализма кроются в месте, времени, действии и обстоятельствах произведения. Вот давайте с места и начнем.

Для определения специфики места в магическом реализме я воспользуюсь цитатой из книги А.А. Гугнина "Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления" (Москва, 1998):

"Произведение магического реализма, как правило, разворачивается в строго очерченном и замкнутом пространстве (это пространство может быть и очень узким и достаточно обширным), где действуют свои непреложные законы (они могут иметь абстрактно мифическую, фантастически сконструированную или регионально специфическую мифофольклорную основу). При этом важно не то, дает или не дает автор прямые выходы на свою историческую эпоху, а то, что “магическое пространство” произведения вольно или невольно заставляет видеть эту эпоху (как и вообще всю историю человечества) в совершенно ином освещении, ибо произведение магического реализма в любом случае является строго продуманной параболой, своеобразной метафорой человеческого бытия вообще. Степень “зашифрованности” параболы может быть самой различной – важно лишь очевидное несовпадение времени и пространства “магического” произведения с реальным историческим временем и пространством; этот “зазор” не может исчезнуть окончательно, ибо вместе с ним исчезнет и вся специфическая поэтика магического реализма".

Чтобы нам всем стало хотя бы чуточку проще, давайте рассмотрим пример. Он основан на книге Германа Казака "Город за рекой", а цитату-описание я снова возьму из книги А.А. Гугнина:

"Внешняя канва романа “Город за рекой” – изображение наблюдений и переживаний историка-искусствоведа д-ра Линдхофа в “городе мертвых”, некоем промежуточном мире между миром действительным (откуда д-р Линдхоф был приглашен в “город за рекой” для исполнения должности хрониста) и Небытием, куда почти все жители города отправляются после изучения их ”дел” служителями городского Архива. Если бытие жителей “промежуточного города” изображается как некий метафорический слепок реального мира со всеми его проблемами и противоречиями (но слепок безвременный или вневременнóй, поскольку здесь одновременно сосуществуют все исторические эпохи, сгущенные до символики наиболее сущностных деталей), то городской Архив представлен как инстанция, следящая за строгим исполнением лишенного религиозности, но все же несомненно высшего космического замысла <...>".

Вот описание места действия в рамках магического реализма в двух предложениях. Вам же дано целых семь! Попробуем?

Итак, что мы имеем:

1. Тема - "Магический реализм: место". В примере выше это целый город, но необязательно: таковым может быть, скажем, часть города, отдельное помещение (дом или место в доме) или что-то другое. Помните, оно очерченное и более-менее замкнутое (условно замкнутое. в романе "Сто лет одиночества", например, Макондо весьма подвержен влиянию внешнего мира, а некоторые жители города и сами на мир активно воздействуют).

2. Специальное условие: это необязательно должно быть художественное описание. Вы можете описать место так, как делаете, скажем, у себя в заметках, когда работаете над произведением. Главное, определить само место и его специфику (мы помним: законы, эпоха(и) и так далее).

3. Ограничение объема - семь предложений а то вдруг вы до сих пор не поняли

Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 23.07.2020 включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос. Да, в этот раз давайте не будем растягивать, ограничимся неделей, а потом - новый тренинг!

Успехов и удачи!

Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.

P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.

По результатам микротренинга для писателей №42 подарочки от меня получают Mara и Гога за впечатляющую историю о Виталике и его коте.

Понеслось 

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+6
625
23:32
+6
Столько споров вокруг магреализма, турнирные работы, а четкого понятия так и не сложилось. Вся надежда на тренинг.
Рискну.

Место действия — маленькая хатёнка с окном, выходящим в сад. За окном ветер лохматит цветущую сирень, громко ссорятся воробьи, иногда шелестит летний дождик. В комнате напротив окна большой встроенный шкаф с зеркальными дверцами, вторая — бракованная, слегка искажает действительность. Шкаф обычно приоткрыт, кривое зеркало сдвинуто, чтобы отраженный свет бра не мешал читать ГГ, лежащему на диване с томиком Стругацких в руках.
Но когда эта дверца выдвинута, ГГ краем глаза замечает в зеркале постороннее движение, а посмотрев через него в окно, может увидеть голый заснеженный куст, или… пустыню, или… море.
Протирает глаза, вглядывается — нет, всё как обычно — сирень цветёт, воробьи чирикают. Показалось…
11:35
+4
По-моему, отлично!

Что тут есть:
1) Очерченное пространство. Причем, если герой, например, «выйдет» в зеркало, пространство все равно останется таковым, потому что в «реалистическом» пласте он формально не выйдет за пределы хатёнки. Если он пойдет в сад подумать о жизни, тоже норм, но вот если поедет куда-нибудь в лес — тут потяжелее.
2) Свои законы. Они еще не прописаны, но мы понимаем, что они есть — связанные с зеркалом. Впрочем, кое-что уже прописано: шкаф обычно приоткрыт, кривое зеркало сдвинуто, посмотрев в зеркало через окно, можно увидеть какой-то другой пейзаж.
3) Даже про эпоху есть, хотя бы частично — томик Стругацких позволяет нам точно отсечь бОльшую часть истории человечества как возможное время действия)
4) Специфично, но, по-моему, здесь есть и несовпадение есть через смену времен года и мест в зеркале.

Понятно, что место — это еще не все. В подобном сеттинге могли бы начинаться этакие отечественные «Хроники Нарнии». Но и произведение магического реализма в таких декорациях тоже вполне можно написать.

P.S. Пришла довольно странная идея мне в голову, пока читала комментарий, сначала ей не поверила, побежала перечитывать. Но правда: вторая глава «Понедельника начинается в субботу» Стругацких, если ее рассматривать отдельно — это практически «чистый» магический реализм О_о (шок-контент). Фантастика начинается дальше, когда Привалов начинается подходить к чудесам с научной точки зрения. Вот такие пироги.
13:22
+1
Хорошо у Вас получилось, доходчиво и без переусложнений.
Мне кажется вполне магреалистично, и хочется заглянуть, а что же там дальше… о чём пойдет речь.
13:06
+5
Экспромт
Новый аттракцион в городском парке притягивал посетителей, они толпились возле него, но никто из них не решался шагнуть за ограждение.
А там стояла конструкция, похожая на огромный рояль с чёрно-белыми клавишами.
Правила информировали: если пройти от пятой октавы до субконтроктавы, наступая на клавиши, указанные в путевом листе, ни разу не сфальшивив, то на последней ноте вы почувствуете себя богом и сможете найти ответ на какой-то прежде неразрешимый вопрос.
Кто оступиться, станет на время одной из клавиш.
А дальше нашлись смельчаки — и понеслось.
(На семь предложений меня не хватило)
13:13
+2
Пока без детального комментария: больше похоже на фантастический реализм (да, есть и такое) или метафизический реализм (как остановиться?). Сейчас готовлю блог на эту тему, может, из него отличия станут немного понятнее smileили нет
14:12
+2
Теперь детально)

Тут, я подозреваю, место действия ограничено дважды: сначала парком, затем гигантским роялем (надеюсь, ножки у него все-таки не высоченные, а то уже «Алиса в Стране Чудес» получается, ищем «съешь меня»). Это ок)

Правил, на мой взгляд, нужно побольше, потому что это указаны не правила, а цель. Ну, правила там в духе «на одной клавише не может находиться более одного человека» и так далее.

А вообще, получается гигантский «Твистер»))) Главный квест — дотянуться для исполнения всех аккордов Рахманинов радостно потирает руки laugh

Что, на мой взгляд, наиболее важно: наказание за фальшивые ноты. Пока «станет на время» звучит не настолько угрожающе, чтобы находиться должны были именно «смельчаки».

Чего, по-моему, еще не хватает, чтобы это был магический реализм: указания на эпоху и вообще мир. Пока это с успехом может быть и фэнтези, и по аттракциону будут прыгать эльфы crazy
02:30
+5
Одно время жили мы в съёмной комнате сталинской коммуналки с впечатляющими потолками и колоритными соседями. Как только наступала ночь, закрывались двери и глаза, всё вокруг заполнялось чьим-то Присутствием: воздух сгущался, становилось тяжко дышать, и Некто уносило тебя в страну бесконечных кошмаров. Подобно ужасающей матрёшке, они вскрывали своё жуткое нутро по очереди. Неимоверным усилием прорвавшись сквозь первый сон, избежав страшной смерти от тёмной силы, вслед за секундным облегчением ты осознавал, что попал в ещё более ужасное пространство, и всё начиналось сначала. Давила грудь Мара, домовой лапами приминал постель, и была только одна возможность вернуться и спастись- три раза перекреститься. Все бесы Вселенной висли на несчастной руке, но каким-то чудом удавалось совершить молитвенный жест, и ты выскакивал в московскую ночь с хриплым воем, воображая, что кричишь во весь голос. А потом начинал без причины трещать подоконник, скрипеть половицы, шуршать какие-то шуршалки, а ты лежал в сонном ступоре и обливался холодным потом.
09:35
+2
Ну чё, круто! Миры-матрешки ваще класс!
21:15
+2
всё, теперь я ваш читатель, здрасте )
14:24
+3
Лавкрафт отечественного разлива crazyЕсли бы не фольклорная составляющая, это были бы чистые ужасы, а так — мистика. Не магический реализм.

Над чем, на мой взгляд, нужно серьезно подумать: вот над этим «мы», которые жили в съемной комнате. Комнате, не квартире. Поскольку повествование с первого лица перескакивает (что не очень приятно для восприятия) на второе, возникает вопрос: всё это безобразие происходит со всеми жильцами комнаты или только с одним? Вначале есть ощущение, что только с одним, потому что единственное число, но прошедшее время говорит о том, что в психушку близкие героя вроде бы не сдали. Тогда — как они на это реагировали? Они настолько крепко спали, что не пробуждались каждую ночь от звука хриплого воя? Если со всеми, какого… они не свалили после первой же ночи? Магические мазохисты?)

По мелочи: с «некто» обычно употребляются формы мужского, не среднего рода.
01:59
02:12 (отредактировано)
+1
Про мистику формально согласна. Со стороны, может, и Лавкрафт, да только происходило всё на самом деле (кроме Мары), поэтому и реализм. С т.зр.поставленных условий соблюдено:1-место (комната), 2-спец.условия (ночь, закрытые двери и глаза, чтобы вернуться-перекреститься)
С первого лица (мы там действительно жили вдвоём) на второе перескочилось, потому что очень не нравится употреблять «Я» в тексте.
«Некто» специально усреднено в роде.
Хриплый вой бывает тихим и непродолжительным)), и да, спят крепко.
Спасибо за интересный опыт и, особенно, критику.
02:14
спасибо)
11:18
+5
В выходные на крытой ярмарке царит безумие: люди тащат мешки картошки, бабули скупают цветы для перепродажи, поотдаль верещат перемазанные грязью и пометом утята, орёт курица в мешке, а ещё дальше — быстро-быстро шевелят носами серебристые крольчата, уложенные в клетку, как гигантские ушастые шпроты.
— Маленькие — триста рублей за одного, а это — полторы тыщи, ей три месяца, готовая самка! — продавец поднимает крольчиху пузом кверху и с гордостью демонстрирует её «готовность», — вот, это её дети, она рабочая.
— А можно погладить? — в чёрных глазках вместо раскаленного металлической навеса неожиданно отражается  небо; в его синеве, где-то далеко, мелькают крылья хищных птиц, и я совершенно ясно слышу, как крольчиха говорит:  «раньше здесь было поле», и отвечаю, мол, это было давно, тебя тогда ещё не было.
— Меня не было, тебя не было, а поле — было.
Перегретый воздух идёт волнами, ряды с цветами перетекают в кусты, крик курицы из мешка превращается в крик далёкой птицы; другая крольчиха, маленькая и поджарая быстро закапывает малышей в нору, приглаживая землю передними лапками: в жизни не заметишь, что тут кто-то живет; останавливается и прислушивается.
— Их же съедят!
— Конечно съедят, но не всех же: маленькие ещё, всего триста рублей за штуку, их сначала откормить нужно! — и, взбрыгивая задними ногами, уносится вдаль.
11:21
+1
кто-то завёл кролика и теперь только о них и разговаривает
21:17
+2
„Кролики — это не только ценный мех, но и три — четыре килограмма диетического, легкоусвояемого мяса.“
22:00
У меня — карликовый, там только уши да кости)
а фотку?
22:11
+5
14:35
+3
Отличное место действия) Ярмарки, особенно приходящие, балаганы, бродячие цирки — классика магического реализма, от Маркеса до Брэдбери. Обычно потому, что тут как бы естественным образом в восприятии людей смешиваются чудесное и обыденное, так что писателям даже сильно париться с антуражем не надо.

Но вот когда крольчиха говорит, начинается сюр (или умопомешательство, что обычно почти одно и то же). Законов никаких нет, эпоха не ясна (только то, что рубли в ходу). Хороша игра со временем: пространство существует как бы в двух временах сразу. Единственное, имеется в виду, наверное, не поле, а луг или поляна, потому что в поле какие кусты, оно же возделано или когда-то было возделываемым.
18:25
+2
Мне на рынках всегда порталы в иные миры мерещатся) Ну да, по сути такая ярмарка могла быть хоть сто лет назад (хотя не знаю, что там с металлическим навесами), надо наверное, какую-нибудь тарахтящую машинку, с мешками картошки. Про луга-поля — учла
08:59 (отредактировано)
+1
цурикат ушастый ))) это я про столбик в клетке
20:07
+1
задница это, ушастая задница (ну, по характеру)
21:52
+1
значит, точно цурикат )
22:49
+2
Узник.
Он стоит одиноко и неподвижно, словно стойкий оловянный солдатик. Его окружают тесные деревянные стены и одно большое стекло. Когда-то его носили на руках и восхваляли, а потом заперли в тесный, одиночный карцер. Это место стало его домом, он не может выйти наружу, у него нет ключей. А там за стеклом перед ним проносится целая жизнь. Мелькают силуэты людей, они ходят, бегут, говорят, смеются, целуются, а он не покидает своих стен, в них весь его маленький мир. И лишь иногда чьи-то руки отпирают стеклянные двери, достают его из тесного пустого пространства и бережно протирают от пыли – ведь он наградной кубок в честь победы на соревнованиях по волейболу 2002 года.
09:39
+1
А это точно магреализм?
14:48 (отредактировано)
+2
Это точно не магреализм) Здесь, в принципе, даже нет олицетворения, просто описание кубка в той манере, в какой обычно говорят о человеке, вроде как с твистом в конце. Хотя твист, на мой взгляд, не получился, по крайней мере, мне стало понятно, что речь идет о неодушевленном предмете, на первом же предложении. Из-за сравнения. На втором предложении понимаешь, что речь идет о витрине (поэтому тут я подумала, что это манекен). На третьем предложении понимаешь, что речь идет о награде. И всё.
01:43 (отредактировано)
А говорила мне интуиция не суйся не в свой жанр, ничего из этого не выйдет. Ну ладно. Неудачи это тоже элемент творческого пути. Извините.
14:37
Ничего нет страшного, мы же учимся) Как там говорили в старых компьютерных играх? «Попробуйте еще раз».
Загрузка...
Максим Суворов №2

Достойные внимания